Цитата:
Сообщение от iurpon
Да этот бравый вид горцев с оружием - постоянная картина. Кинжалы, шашки, как часть национального костюма. Русских крестьян с таким обмундированием не было.Оно и понятно. Копать слишком тяжело, да и заниматься ремеслом неудобно. То ли дело скотоводство. Табуны лошадей, запрягай любую и айда грабить то , что самому сделать или вырастить не по силам . Убийства, грабежи , работорговля видимо было менее накладным, чем честный труд. И всё это долго терпели до присоединения Грузии и Армении. После этого Кавказ оказался внутри границ Империи и с бандитизмом надо было что-то делать. Тем более, что горцы оказались очень удобным инструментом в руках Турции и Англии в борьбе с Россией. Жить в мире и согласии рядом никак не получалось. Так что Россия не была агрессором. Война была вынужденным шагом. После завоевания Кавказа не было никаких притеснении и истреблении народов и говорить о геноциде неуместно.
Твои притязания на "землицу" указывают на то , что урок так и не был освоен. Поэтому заклятые друзья России в очередной раз смогут использовать тебя как мясо.
|
"...Народ разобщён (во многом искусственно) территориально и духовно. Не имея достаточных прав и свобод для поддержания status qwo, адыгский этнос тает на глазах: процесс аккультуризации идёт темпами, заметно опережающими процесс воспроизводства этнической культуры. Катастрофически складывается ситуация в причерноморской Шапсугии, где черкесы вынуждены унизительно просить восстановления у них национального района и не смотря ни на что получают отказ со стороны властей. Ещё хуже обстоит дело с Моздокскими адыгами, с бесленейскими аулами в Успенском районе Краснодарского края. Не только в этих регионах, но практически также в Адыгее, Черкессии и Кабарде нет национальных школ, около трети всего черкесского населения бывшего Советского Союза не знает или очень плохо владеет родным языком, имеет смутное представление о своей истории..."
«...С первого момента, когда открылись передо мной черкесские долины, вид страны и населения превзошёл самое пылкое моё воображение. Вместо пустыни населённой дикарями, я нашёл непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли некультивированного, огромные стада коз, овец, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве. Правда, я был не столько обрадован, сколько удивлён, увидев высокий уровень разведения земледельческих культур, проявляющийся в столь далёкой стране, населённой народом, который, как нас уверяли, ещё не вышел из варварства...
Жилища с роскошными хлебными полями, хлебные посевы на некоторых из них, я уверен, достигают шести футов высоты (почти два метра); ...поля были так чисты от сорных трав и хорошо огорожены, что я мог бы подумать, что нахожусь в одном из наиболее культивированных районов Йоркшира...
Всё время зелено, уютно и живописно, лучший английский парк не мог бы предоставить более живописных лужаек, более тёмных алей, более развесистых могучих деревьев...
Народ этот имел возможность выработать самую практичную систему хозяйства, самые разумнейшие приёмы обработки, сделать самый счастливый подбор высших и низших культур и наиболее подходящих пород скота...
Используя для нужд земледелия нередко крутые склоны гор, адыги прибегали к их искусственному террасированию, укрепляя склоны при помощи каменных стен. Участки террасного земледелия встречались в горах Черкесии повсюду...
Адыгам удалось создать симбиоз агрикультурного и природного ландшафта...
Вот откуда, следовательно, проистекала та исключительная живописность черкесского ландшафта, которая приводила в восхищение иностранца. Таким образом, и сама живописность пейзажей Черкесии первой половины 19 века была в известной степени результатом трудовой деятельности населения...».
«..Прошло уже от 25 до 27 лет с тех пор, как горские народы Кавказа покорились русской власти. За это время успело уже народиться целое поколение, которому пришлось жить под русскою властью с самой колыбели и которое, казалось бы, должно привыкнуть к новым условиям жизни. А между тем туземцы кавказских гор до сих пор предпочитают бросать родину как это им ни тяжело, и уходят в Турцию, как ни скверно живётся им там. И с течением времени это движение не только не ослабевает, но ещё усиливается, как это, например, имело место во второй половине 1883 года. Что же означает это явление?
Проводя три последних лета в Терской области, я неоднократно задавал вопрос о причинах современного выселения горцев членам администрации, местным учёным и просто обывателям. Большинство из них в ответ говорили о дикости горцев, о том, что, по общему историческому закону, при столкновении двух народностей менее культурная должна неминуемо, так или иначе, погибнуть, о лености, нерадении и тупости туземцев Терской области и т. п. Действительно, таково ходячее наиболее распространённое мнение о причинах выселения горцев. Но, присматриваясь ближе к делу, я убедился, что все приведённые ламентации, направленные против горцев, не имеют решительно никаких оснований в действительности. (...)
Около самого Нальчика находится так называемый «Атажукин сад»,
от которого теперь остались только жалкие остатки. Это был один из тех громадных садов, подобные которым можно встретить только на Кавказе. Это был сад – лес. Он разделялся на две части, из которых одна представляла полукруглую террасу, довольно круто спускающуюся в долину, а другая – самую долину, по которой протекает река Нальчик. Терраса была искусственно разделена на несколько малых террас, которые, представляя каждая правильный полукруг, возвышались друг над другом порогами. Все эти террасы были превращены в великолепные виноградники. Нижняя часть сада была засажена самыми разнообразными плодовыми деревьями – грушевыми, яблонями, «шишками», алычою, вишнями, черешнями, барбарисом, персиком, тутовником и т. д. Были здесь великолепные аллеи из лип и акаций, была превосходная круглая лужайка, обсаженная огромными персиками и тутовыми деревьями, и т.д. Для поливки виноградников и некоторых частей нижнего сада был проведён из-за несколько вёрст канал. В таком виде находился сад в кабардинских руках. (...)
Канал заброшен. Виноградники не обрабатываются и зелёные лозы одичавшего винограда скашиваются на корм скоту, вместе с травою, которою заросли террасы. Плодовые деревья – молодые вырыты и пересажены в обывательские сады, а более старые – срублены на топливо. Липовые и акацийные аллеи истреблены самым беспощадным образом, и я лично был свидетелем того, как истреблялись остатки этих аллей (...)
Громадные деревья, входившие в состав великолепного «круга», тоже большею частью вырублены, а оставшиеся потеряли боковые ветви и полузасохли. В настоящее время «Атажукин сад» представляет огромное заброшенное пространство, заросшее мелким вишняком, колючим кустарником и сорными травами, и только кое-где остались большие деревья, напоминающие о прежней кабардинской культуре. Несомненно, однако, что участь и этих памятников старины очень непрочна...»
"...Лишь один памятник человеку, его разуму и труду остался живым среди густых лесов: созданные людьми великолепные деревья. Перед этими вековыми яблонями и грушами оказалось бессильно время. И до сих пор стоят меж дубов и клёнов двухсотлетние великаны-груши, столетние яблони. Не охватить руками их могучий, звонкий, как железо ствол! Не окинешь взглядом исполинскую крону! Когда приходит весна, одеваются старые деревья нежным, бело-розовым цветеньем, а осенью красуются на них крупные, налитые медовым соком, тронутые румяным солнечным загаром плоды..."
"...Дикорастущие плодовые деревья, привитые черенками местных устойчивых сортов, отличаются приспособленностью к местным почвенно-климатическим условиям, большой долговечностью. Например, сорта груши Бергамот Черкесский, Алагирская Чёрная, и другие, сорта яблони Розмарин Черкесский, Черкесское Кислое, Черкесский Сладкий Синап, Розмарин Белый, Кандиль Синап и другие живут по 80-150 лет..."
Сады, давно покинутые хозяевами...