Александр Дюков
--- --- ---
Официальная Рига беспокоится. Латвийские политики и официальные историки хотят понять, что же происходит с совместной российско-латвийской комиссией историков. Решение о создании комиссии было принято еще в декабре, но вот наступил апрель, а о комиссии ни слуху, ни духу. Латвийская сторона уже назначила и членов комиссии, и своего сопредседателя, а из России – никакой реакции, недоуменно рассказывает журналистам глава комиссии историков при президенте Латвии Инесис Фелдманис. Видимо, недалек день, когда в Риге заговорят о происках темных сил в Москве, блокирующих создание комиссии. Однако если эти темные силы и есть, то окопались они явно не в Москве.
Дело в том, что алгоритм российско-латвийского взаимодействия по историческим вопросам отработан давно. В середине 2000-х годов в Комиссию историков при президенте Латвии входит директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.
Однако латвийские историки не слушают возражений российского историка относительно псевдонаучных концепций «советской оккупации» и «советского геноцида»; им нужно лишь его имя и титул – для прикрытия. В результате академик Чубарьян вынужден уйти из Комиссии: диалога не получается. В мае 2008 года российская сторона предпринимает новую попытку наладить диалог с латвийскими историками: в Институте всеобщей истории организуется российско-латвийский круглый стол, в процессе организации которого российской стороной поднимается вопрос о необходимости создания совместной комиссии для исследования спорных эпизодов общей истории. Однако еще до прибытия латышской делегации в Москву ее глава, советник президента Латвии по вопросам истории Антонийс Зунда дает понять, что никакой совместной комиссии не будет: «Мы не видим необходимости историческую проблематику делить по странам».
Вопросы о событиях 1940-х гг. латышские историки также обсуждать заранее отказываются: «Весь мир знает, что страны Балтии были оккупированы. Это общеизвестное дело. Только у России с этим есть проблемы. Если необходимо, то мы можем им повторить свою позицию еще раз». Никакого диалога не получается. В июле 2009 года латвийских историков приглашают в Москву на конференцию, посвященную пакту Молотова-Риббентропа. В кулуарах академик Чубарьян предлагает организовать для латвийских историков в Москве чтение курса лекций по Второй Мировой войне. Сразу по возращению латвийской делегации в Ригу объявляется, что в Москву поедет Инесис Фелдманис и он будет читать лекции студентам о том, что СССР сам спровоцировал Вторую мировую войну и о том, что День Победы праздновать нельзя. Разумеется, никакого обмена лекторами не получается.
Алгоритм, как видим, отработан до автоматизма: российские историки предлагают вести диалог по проблемным страницам прошлого, латвийские историки в ответ заявляют, что никакого диалога не нужно, причем делают это как можно более громко и оскорбительно. Как только российские историки протягивают руку своим латвийским визави, в протянутую руку демонстративно и смачно плюют. Причины – абсолютно вненаучные; официальные латвийские историки в своей деятельности руководствуются не научной истиной, а предписаниями, заложенными в декларациях Сейма Латвии: «Об оккупации Латвии» от 22 августа 1996 года, «О латышских легионерах во Второй мировой войне» от 29 октября 1998 года и «Об осуждении осуществлявшегося в Латвии тоталитарного коммунистического оккупационного режима СССР» от 12 мая 2005 года. Латвийских официальных историков не интересует выяснение исторической истины; их задача-- «научное» обоснование уже имеющихся концепций.
Неудивительно, что ситуация с созданием российско-латвийской комиссии историков исключением не стала. Практически сразу после того, как между президентами России и Латвии была достигнута договоренность о создании комиссии, латвийские политики и историки в один голос стали заявлять: нам диалог не нужен. «Не может быть и речи о том, что наши историки придут к каким-то абсолютно новым выводам. Мы свою историю переписывать не будем и не собираемся этого делать. Ни на йоту», - заявил госсекретарь МИД Латвии Андрис Тейкманис. «Наша позиция по событиям 1939 - 1940 гг. прошлого века тверда. Работа (совместной) комиссии будет направлена в такое русло, чтобы быть полезной для Латвии», - сказал, в свою очередь, руководитель Комиссии историков при президенте Латвии Инесис Фелдманис. Он же обрушился на латвийские СМИ: «Я не понимаю, почему СМИ, конкретно -- Латвийское Радио, осмеливается проводить двусмысленную дискуссию о том, была или не была (советская) оккупация. Это же совершенно ясно, что была! Что тут еще мусолить? Это - красная линия, которую нельзя нарушать! Факт оккупации неоспорим! Почему деятельность СССР надо оценивать иначе, чем деятельность нацистской Германии?»
Проблема заключается в том, что российские историки факта оккупации не признают и свою позицию обосновывают и с исторической, и с юридической точки зрении. А латвийские историки предпочитают декларации, а не научные обоснования. Была оккупация – и никаких дискуссий.
Однако совместная комиссия историков – это инструмент научного диалога, а не утверждения выгодных официальной Риге историко-пропагандистских тезисов. Неудивительно, что, увидев латвийскую реакцию на предложение согласовать разные взгляды на общее прошлое, в Москве задумались: а нужна ли комиссия вообще? И вопрос этот нельзя не признать разумным.
Возможно, комиссия все-таки состоится. Однако для этого латвийским официальным историкам придется усвоить несколько элементарных уроков:
- Ни латвийские, ни российские историки не обладают монополией на истину.
- Латвийские историки не имеют монопольного права на описание истории Латвии, так же как российские историки не имеют монопольного права на описание истории России.
- Приблизиться к пониманию нашего общего прошлого возможно только путем научного диалога.
Если Рига прекратит использовать историю в качестве политического оружия и «отправит мяч в Академию», наши страны смогут преодолеть разделяющее нас прошлое.
Если же нет, то винить в срыве достигнутых договоренностей латвийским историкам и политикам придется исключительно самих себя.
--- --- ---
Источник.