Цитата:
Сообщение от FondVP
В связи с работой часто выступаю на людях, часто приходится что-то разъяснять.
По поводу моего небольшого опыта в качестве оратора: если обладаешь знаниями, то у тебя есть уверенность, если есть уверенность - никогда не запнешься в речи, а если запнешься, то исправишься и продолжишь, потому что обладаешь знаниями. Еще один момент, который использую - всегда есть девиз у любого моего выступления, даже небольшого. Два/три слова - концентрат всего смысла выступления. Ими и подытоживаю всегда свое выступление.
И еще верить, что ТО, что говоришь - надо сказать людям.
|
Дополню.
1) Чтобы свободно говорить - желательно знать в несколько раз больше того, что собираешься рассказать.
Тогда не собьешься, и тогда проще именно говорить (а не зачитывать, боясь что-то упустить)
2) Полезно иметь "шпаргалку" с тезисным планом Вашего выступления - основные моменты, и в каком порядке их излагать, и как логически переходить от одного блока к другому (здесь же - цифры, факты и небольшие цитаты, которые Вы хотите использовать).
Потренируйтесь по этой "шпаргалке" воспроизводить весь доклад.
Плюс к этому начинающий может иметь "развернутую шпаргалку" - полный текст, о чем он хочет рассказать.
(Одним проще сначала рассказать кому-то, потом записать, другим - наоборот.)
Хорошо, если у вас будут какие-то схемы, графики, таблицы и т.п. (на ватмане, или в форме презентации)
Вынесите на них основные факты, а если получится - представьте на них "скелет" всего выступления.
3) Лучше меньше, да лучше.
Не спешите в одном выступлении рассказать всё, что Вы знаете - ведь на освоение новой информации нужно время.
Когда "в один пресест" дают слишком много информации - восприятие отключается.
С учетом этого продумывайте, что вы обязательно хотите сказать в предстоящем выступлении, что - если к этому будет проявлен интерес, что - если на это останется время.
Хорошо, если удается закончить на "интриге" (об этом - в следующий раз) - при интересе слушателей к продолжению.
4) На каждый теоретический тезис подготовьте несколько примеров из жизни; подумайте, когда уместнее тезис продтвердить примером, а когда начать с примера и подвести слушателей к тезису.
Продумайте, как давать какую-то информацию к самостоятельному размышлению - какие-то тезисы, призванные разбудить мысль, но подробно вами не разбираемые.
5) Не забывайте отслеживать реакцию слушателей; будьте готовы по ходу дела изменить как ракурс, так и тематику своего выступления - это не сложно, если вы знаете в несколько раз больше того, что собираетесь рассказать.
Старайтесь использовать элементы диалога с аудиторией - заранее продумайте, где и какие вопросы слушателям вы хотите задать, и как вернуться к лекционному режиму.
6) Важно, чтобы во время выступления Вы
не просто вспоминали, что Вы хотели (планировали) сказать - но
думали в присутствии аудитории . (Тогда восприятие совсем другое).
Для лектора поводом подумать является отслеживание реакции аудитории (когда импровизируя на ходу находишь подходящие слова и примеры), и другие элементы обратной связи (вопросы аудитории, импровизация в ответ на реплики из зала, и т.п.)
7) Возможность потренироваться, выступая перед своими товарищами - это хорошее подспорье.
Одно время в Новосибирске еженедельно проводились:
- основной семинар (аудитория более ста человек: актив, сочувствующие, интересующиеся);
- и малый семинар: 10-15 человек (вход свободный).
Структура основного семинара:
- доклад (изучение КОБ, сообщение по созвучной нам литературе, аналитика текущих событий, и т.д.)
- обсуждение доклада (в т.ч. иногда были со-доклады, в развитие или альтернативные)
- обзор газет, телепередач, текущих событий и т.п.
- обмен опытом работы, объявления, слово с места, и т.д.
На малом семинаре обсуждалось, о чём говорить (основная канва) на ближайшем большом семинаре;
здесь же докладчики озвучивали свои доклады, эти доклады обсуждались и дорабатывались (как лучше выстроить логику доклада, что убрать - на слух не воспринимается, что развить, что проиллюстрировать, и т.д. - включался коллективный интеллект)
Малый семинар был хорошим тренингом; многие наши товарищи сначала были здесь слушателями, потом активными участниками, потом докладчиками (с обкаткой на большом семинаре), а потом переходили к самостоятельной работе с разными аудиториями.
Работа на разных интернет-форумах тоже может быть хорошей подготовкой к работе с разными аудиториями.
Не бойтесь трудностей: глаза боятся, а руки делают!
Дорогу осилит идущий!