Что скрывается за убийством Даниила Сысоева? (#)
Абдурахман ДЖАЛИЛОВ
В правоохранительных органах обсуждаются четыре основные версии странного убийства священника Даниила Сысоева.
Самый обсуждаемый в информационном пространстве в настоящее время вариант –«Сысоева убили исламисты». Эта версия буквально сама напрашивается, поскольку лежит на поверхности. Сысоев открыто называл себя исламофобом, вел активную миссионерскую деятельность в мусульманской среде, не стесняясь, в своих книгах, в выступлениях по радио и телевидению оскорблял Ислам. Ему якобы периодически угрожали исламисты, хотя возможно это было только умелое прикрытие. Предполагаемый убийца, который демонстративно, на людях, стрелял в Сысоева, говорил с сильным кавказским акцентом. Вроде бы все ясно. Но не совсем.
Даниил Сысоев был человеком достаточно одиноким, в том числе и внутри своей семьи, одержимый идеей религиозного превосходства православия. Он не входил ни в какую внутреннюю группировку в РПЦ, в том числе и потому, что большинство русских священников его избегали, считая чересчур радикальным – «православным ваххабитом». Была и другая причина: Сысоев был татарином. Поэтому какое-то подозрение к нему, вероятно, оставалось.
Как ни парадоксально, для исламского даавата он был даже полезен. В Москве только три-пять человек, считающих себя этническими мусульманами, регулярно делают намаз. Поэтому провокационные заявления, проповеди, выступления Сысоева против Ислама по сути заставляли не очень-то религиозных московских мусульман лучше задумываться о своих корнях, тянуться к религиозному знанию, изучать Ислам и его историю. Иначе говоря, Даниил Сысоев, не подозревая того, способствовал углублению религиозной самоидентификации московских мусульман.
Я однажды сам видел, как Д.Сысоев пытался вести миссионерскую деятельность и перетянуть в лоно православия татар, собравшихся на сабантуй в Измайловском парке. Говорил он на хорошем татарском языке, энергично, и без страха вступал в перепалку с татарскими старушками и бабаями. Но в целом к нему среди мусульман преобладало отношение скорее жалостливое, нечто среднее между отношением к блаженному и юродивому: татарин, говорит на хорошем татарском языке (не все посетители сабантуя могли похвастаться таким знанием языка) – и почему-то призывает к кресту.
Успехов по приобщению мусульман к православию у него не было: во всяком случае, ни одного новообращенного из бывших мусульман он публично так и не продемонстрировал. Хотя для любого миссионера именно такие публичные демонстрации и являются высшим мерилом эффективности его деятельности.
Но, если это убийство имело целью усилить трения и подозрительность между российскими православными и мусульманами, то его организаторы в определенной степени своего добились. Определенная дестабилизация российского общества произошла.
Вторая версия – покушался представитель других религиозных течений и сект, против которых выступал Даниил Сысоев. А он, как православный ваххабит, громил и протестантов, и католиков, и баптистов, и русских язычников. Но дело в том, что в нашей стране, несмотря ни на какие широковещательные заверения и заявления, доминирует все же атеистическое мировосприятие: человек, может считать себя верующим, но поступать как убежденный атеист. Настоящая, а не пиаровская, религиозная самоидентификация по-прежнему редкость. В этой ситуации крайне маловероятно, что убивать будут за слова.
Третья версия, возможно, наиболее таинственная. Почему убийство Даниила Сысоева произошло именно в ночь с 19 на 20 ноября, накануне дня рождения Патриарха Кирилла? Было ли это неким предупреждением и кому?
В нынешней кризисной и нестабильной ситуации влияние Патриарха Кирилла на некоторые группировки российской политической элиты заметно возросло. С другой стороны, элитные группы, у которых не сложились изначально отношения с Кириллом, должны были встревожиться политическим усилением главы РПЦ. Помните, в течение многих лет «Московский комсомолец» вел целенаправленную психологическую войну против Кирилла, в тот период руководителя Отдела внешних сношений РПЦ, упорно называя его «господином Гундяевым».
Возросшее влияние Патриарха Кирилла достигло такого уровня, что в некоторых политических кругах стали обсуждать вопрос о возможности его выдвижения на пост Президента России в 2012 году, в случае углубления кризисных явлений в стране и серьезной внутриполитической дестабилизации. Тогда целенаправленное убийство Даниила Сысоева можно интерпретировать как попытку обострить межэлитные противоречия в стране, а тем самым и всю ситуацию в стране.
Наконец, четвертая версия, возможно, наиболее близкая к нынешней жизненной реальности.
В современной России более 95 процентов заказных убийств на самом деле совершаются во имя собственности или ради денег. Впрочем, это одно и то же. Это во Франции говорят: «Ищите женщину!» У нас иначе: «Ищите бабло!»
В августе нынешнего года Даниил Сысоев выступил на своем сайте с заявлением, где сообщил, что храм апостола Фомы, где он служил, собираются сносить, и что соответствующее предложение внесено в правительство Москвы. На месте снесенного храма предполагалось строительство ночного клуба. За этим накатом стоял некий высокопоставленный московский чиновник, связанный с городским строительством. Даниил Сысоев публично обращался за помощью. Но почему-то православные не очень его поддержали. Возможно, и угрозы в адрес Сысоева, участившиеся за последние два месяца, были связаны именно с тем, что священник не хотел сдаваться. Во всяком случае, как сказал его брат Василий Сысоев, решение о сносе храма до сих пор не отменено.
Такие вот, четыре версии убийства Даниила Сысоева. И каждый, в силу своего интеллектуального и нравственного уровня, сам придет к выводу, какой вариант больше соответствует правде.