Вернуться   Форум "Осознание" - Концепция Общественной Безопасности > Движение сторонников КОБ. Проекты. > Энциклопедия КОБ wiki.kob.su

Данный форум существует в настоящий момент, как памятник истории развития движения сторонников КОБ и хранилище значительного объёма сопутствующей информации. Функцию площадки общения форум не исполняет. Регистрация новых пользователей запрещена.
На случай, если Вам по какой-либо причине понадобится зарегистрироваться на форуме, пишите в телеграм @Sirin77


Энциклопедия КОБ wiki.kob.su создавайте энциклопедию КОБ вместе с нами!

 
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Prev Предыдущее сообщение   Следующее сообщение Next
Старый 20.01.2011, 23:01   #1
Энциклопедист
Котобот форума
 
Аватар для Энциклопедист
 
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Земля
Lightbulb Субъект - Энциклопедия КОБ

Новая страница: «Субъе́кт (лат. subjectum-подлежащее, от subjicere - подвергать) — источник управляющего воздействия...»

Новая страница

Субъе́кт (лат. subjectum-подлежащее, от subjicere - подвергать) — источник управляющего воздействия направленного на [[объект]].




== История развития понятия ==

Аристотель обозначает как "субъект" и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию;

Субъект в средневековой схоластике - нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте).

Современная трактовка понятия берёт начало от Декарта, у которого резкое противопоставление субъекта и объекта выступало исходным пунктом анализа познания и обоснования достоверности знания. Истолкование субъекта как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок.

Кант раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации субъекта, делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление субъекта как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания).

Гегель понимал субъект как абсолютный дух. Он развивал тезис о социально-исторической природе субъекта в идеалистической форме. Гегель считал,что познание есть надындивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества субъекта и объекта.

Домарксистский материализм толковал субъект в духе психологизма — как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отображает внешнюю действительность.

Диалектический материализм радикально расширяет понимание субъекта, непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь субъект выступает как субъект предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историческую природу субъекта: с точки зрения марксизма, индивид выступает как субъект с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры — орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности. Подобная трактовка субъекта предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как субъект постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистическое раскрытие творческой природы субъекта позволило марксизму утверждать, что подлинным субъектом истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.



Дальше...
Энциклопедист вне форума   Ответить с цитированием
 



Часовой пояс GMT +3, время: 22:29.