Данный форум существует в настоящий момент, как памятник истории развития движения сторонников КОБ и хранилище значительного объёма сопутствующей информации. Функцию площадки общения форум не исполняет. Регистрация новых пользователей запрещена.
На случай, если Вам по какой-либо причине понадобится зарегистрироваться на форуме, пишите в телеграм @Sirin77
К началу войны танк Т-34 был ещё совсем "сырой", конструкция не доработана. Кроме того, на большинстве танковых заводов не было в то время оборудования для его массового производства.
Вот интересная книга про состояние автобронетанковых войск РККА накануне Великой Отечественной Войны: "Порядок в танковых войсках? Куда пропали танки Сталина" А. Уланов, Д. Шеин (скачать книгу)
Предисловие историка Алексея Исаева:
Цитата:
"Один из парадоксов истории заключается в том, что мы оцениваем события далёкого и не очень прошлого по меркам сегодняшнего дня. Так к далёкому 1941 г. подходят с мерками СССР времён его расцвета. Книга Д.Шеина и А. Уланова позволяет нам увидеть настоящий сорок первый и танковые войска Красной армии такими, какими они 70 лет назад встретили агрессора на границе. Эта книга стала плодом многолетних исследований независимых экспертов. Она позволит по-новому взглянуть на привычные и казавшиеся незыблемыми факты и пересмотреть устоявшиеся оценки известных событий (Алексей Исаев)."
Были трудности в том числе и с производством, и с ремонтом танков, с недостатком запчастей... И тем не менее:
Цитата:
Сообщение от Sirin
<...>
Я рассматриваю эту статью как свидетельство тяжелейших трудностей, сквозь которые наши деды и бабушки пришли к Победе.
<...>
Именно эти танки прошли в 1945 г. по Берлину. А высокотехнологичные T-III, T-IV, и даже "чудо-оружие" T-VI "Тигры" - по Москве не прошли...
К началу войны танк Т-34 был ещё совсем "сырой", конструкция не доработана.
К началу войны в войсках был только 1 танк Т-34 рабочий и прошедший госы.
Цитата:
противник уничтожил .... воевали они эффективнее ...
Если бы они воевали эффективнее, Т-34-Х никогда не стал бы массовым, разве что в случае умышленной диверсии...
Ну а воевали... Следует не забывать что танковые батальоны КА доукомплектовывались или же укомплектовывались полностью в том числе и трофейными танками противника (как собственно и германские батальоны и финские - зачастую воевали на наших танках)...
Так вот - если оружие "само не убивает", то оно и не побеждает - "само"... Воюют и побеждают люди - за станками, рычагами, орудиями, ударяясь головой обо что попало, напрягая недоработанную и бракованную технику - побеждают люди...
Ну и между делом напомню - Т-34 ВСЕМИ участниками признан лучшим танком второй мировой войны...
Там, где воевали PzKpfw III и PzKpfw IV - вполне себе нормально воевали БТ-5, БТ-7, КВ-1, Т-26...
Там где воевали PzKpfw IV-E, PzKpfw-IV-H, Ферденанды и пр. - вполне себе справлялись Т-34-76, Т-34-85, ИСУ-152.
Ну а там где ваевали PzKpfw V и PzKpfw VI - там уже ИС-2, ИС-3 (входили в Берлин).
И напомню - первые 3 трофейных PzKpfw VI (да да - Тигры) войска КА захватили еще в 1941-ом, где-то под Ленинградом...
Так что... ... ... Мы еще не знаем - обо что там бились головой гансы (фрицы) в своих PzKpfw, янки в своих Стюартах и Чаффи, томми в своих Черчиллях и жаны в своих S35 и Char D-2...
... ... ...
Так... Холивар...
АХ КАК ЖЕ ВАМ ТАКИ ХОЧЕТСЯ ОБОСРАТЬ ВСЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ !!!
...
А вот как мне кажется (может и мерещится) действительно ошибкой было производство легких танков, например Т-60... Да - производить легче и дешевле... И да - спектр решаемых задач зарезан по самый по штык-нож... К тому же - в ремонте они неприхотливы, что позволило в том числе и врагу довольно легко ввести их в эксплуатацию в своих войсках - финны очень активно например их использовали, целые батальоны укомплектовывались исключительно трофейными Т-60...
А вот как мне кажется (может и мерещится) действительно ошибкой было производство легких танков, например Т-60... Да - производить легче и дешевле... И да - спектр решаемых задач зарезан по самый по штык-нож... К тому же - в ремонте они неприхотливы, что позволило в том числе и врагу довольно легко ввести их в эксплуатацию в своих войсках - финны очень активно например их использовали, целые батальоны укомплектовывались исключительно трофейными Т-60...
...
А я с изложенным в педивикии согласен:
Скрытый текст:
...
Значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Изношенные старые танки Т-26 и БТ вместе с недоведёнными Т-34 и КВ во время сверхфорсированных маршей ломались и бросались на захваченной врагом территории, в результате глубоких прорывов вермахта некоторые танки были захвачены даже на железнодорожных платформах — их не успели выгрузить для вступления в бой или эвакуировать в тыл для ремонта. Качество поступающих с заводов конструктивно неотработанных новых Т-34 и КВ-1 резко упало вследствие призыва большого количества опытных рабочих и замены их на женщин и подростков вместе с требованиями максимального увеличения их выпуска. В результате даже весной 1942 года рапорты из войск свидетельствовали о недопустимо большом проценте вышедших из строя по техническим причинам и оставленных на территории противника танков типов Т-34 и КВ-1. Положение усугублялось эвакуацией на восток основных танковых заводов страны — Харьковского № 183 и Ленинградского им С. М. Кирова, что привело к резкой нехватке танков уже осенью 1941 года.
Поэтому проведённая в предвоенные годы большая работа коллективом завода № 37 под руководством Н. А. Астрова по совершенствованию малых и лёгких танков способствовала созданию в максимально короткий срок надёжной, дешёвой, технологичной и в целом боеспособной машины, которой и стал Т-60. «Шестидесятки» могли выпускаться на заводах, которые не могли производить более сложные Т-34. Максимальное использование уже отлаженных в производстве автомобильных узлов и агрегатов повышало надёжность и ремонтопригодность танков в условиях крайней нехватки опытных механиков-водителей и квалифицированных специалистов по ремонту танковых двигателей в полевых условиях. Как результат, потери танков Т-60 в большей степени были уже боевыми. Именно это и послужило причиной высокой оценки танка И. В. Сталиным[18]. Около 6000 выпущенных Т-60 позволили Красной армии продержаться до того момента, когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин.
По сравнению с зарубежными образцами, лёгкий танк Т-60 был вполне на уровне практически равноценного ему по вооружению и бронированию немецкого «одногодка» PzKpfw II Ausf F. Хотя последний имел более мощный двигатель и одним членом экипажа больше, что давало PzKpfw II Ausf F ряд преимуществ, он же был в полтора раза тяжелее Т-60 (что делало их несравнимыми в плане проходимости) и не имел рационального угла наклона лобовых листов. Примечательно, что немецкие проекты оснастить весьма близкий по массе к Т-60 лёгкий танк PzKpfw I Ausf B 20-мм пушкой оказались неудачными, и советская машина в рамках категории по массе в 5—7 тонн выглядит весьма достойно среди немецких, итальянских и японских соперников. Бронирование Т-60 вполне адекватно для защиты от крупнокалиберных пулемётов, а лобовая броня благодаря рациональному углу наклона с определённой вероятностью способна выдержать и попадания 20-мм снарядов (и даже низкоскоростных 37-мм от японских танковых пушек). 20-мм пушка ТНШ, в свою очередь, была способна справиться с любой лёгкой бронетехникой противника. Кроме того, Т-60 гораздо меньше страдал от проблем с эргономикой, характерных для советских танков того периода. Подводя итог, можно сказать, что в своём классе Т-60 был среди лучших образцов, но на европейском театре боевых действий к 1942 году время таких машин безвозвратно ушло, и только исключительные и трагичные для СССР обстоятельства вызвали его появление к жизни. Вполне естественно, что неравная борьба Т-60 против превосходящих по классу боевых машин противника и, как следствие, тяжёлые их потери сказались соответствующим образом на репутации танка. Однако в более поздней литературе[3][5] детище Н. А. Астрова получило вполне адекватную оценку.
... http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-60
Как результат, потери танков Т-60 в большей степени были уже боевыми. Именно это и послужило причиной высокой оценки танка И. В. Сталиным[18]. Около 6000 выпущенных Т-60 позволили Красной армии продержаться до того момента, когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин.
То есть 6000 танков Т-60 помогли продержаться 50 дней!
Эвакуация Харьковских заводов и предприятий началась ~4 октября 1941 года, а закончена была уже 16 октября 1941, ну + 1-2 месяца на разворачивание производства.
Так сказать - успели за 8 дней до начала оккупации города (24 октября 1941 г.).
И вот что:
Цитата:
Около 6000 выпущенных Т-60 позволили Красной армии продержаться до того момента, когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин.
В самых своих заветных оценках немцы говорят - у СССР на 22 июня 1941 года было 12000+... Я так понимаю половину из них составляли Т-60, либо же они были выпущены где-то в период с конца июня по ноябрь 1941 года (когда эвакуированные заводы наладили массовый выпуск более мощных боевых машин), то есть по 28 единиц в день - так?
Правильно - вы не упомянули годы выпуска Т-60 - так вот в 1941 году было выпущено всего 1300 штук и если они и помогли на первых порах в сдерживании противника, то не все 6000 (как мне например показалось), а не более 1300 единиц, ну а к ноябрю заработали уже эвакуированные заводы и как мы знаем в битве под Москвой уже активное участие принимали Т-34 и БТ-1...
Так вот я и писал - зачем было надо массово производить Т-60? Давайте расширим вопрос (допустим что в 1941 они действительно были нужны, хотя я не понимаю зачем) - зачем было надо производить Т-60 в количестве 4400 штук в 1942 году, если судя по производству его в 1943 году (всего 50 штук) необходимости в нем в общем-то и не было???
Какие такие принципиальные задачи он решал в 1942 году? Сдерживал своей 20-мм пушкой - что, если эта пушка даже броню германской четверки не пробивает, да и тройки с трудом?
К началу войны в войсках был только 1 танк Т-34 рабочий и прошедший госы.
Холивар?
Цитата:
Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза)[11], а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.) К 22 июня 1941 года в войска было отправлено 1066 танков Т-34[4].
Ну да, я не правильно выразился... Не просто в войска, а на западные фронты...
Но если я ошибаюсь, то это не я ошибаюсь, а историки с http://russia.ru , массовую отправку Т-34 на восточные фронты они связывают с заговором генералов.
Цитата:
Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза)[11], а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
... и по какой причине его бронирование скорее можно назвать еле еле противопульным...
Ну да, я не правильно выразился... Не просто в войска, а на западные фронты...
Но если я ошибаюсь, то это не я ошибаюсь, а историки с http://russia.ru , массовую отправку Т-34 на восточные фронты они связывают с заговором генералов.