Обсудить материал "55 000 000 $ за плевок в собственную историю. Утомлённые солнцем 2
Данный форум существует в настоящий момент, как памятник истории развития движения сторонников КОБ и хранилище значительного объёма сопутствующей информации. Функцию площадки общения форум не исполняет. Регистрация новых пользователей запрещена.
На случай, если Вам по какой-либо причине понадобится зарегистрироваться на форуме, пишите в телеграм @Sirin77
Обсуждение материалов наших сайтов, работ ВП СССРМнения. Предложения по добавлению материалов.
Прикольный фильм , особенно концовка обескуражила , когда ново крещенная пионерка демонстрирует свою грудь умирающему бойцу. Я бы низа что не догадался показать столь существенную "правду жизни". Я правда в нете скачал, сразу после премьеры , но кто смотрел на большом экране, наверно получил больше удовольствия.
Сюжет со Сталиным - тоже прикольный, приснится же такое
Разбрасывать в чужих блогах ссылку на рецензию о фильме как минимум, несколько тысяч плюс да увидят.
Если 300 активных пользователей форума бросят по 10 ссылок (грамотное сообщение + ссылка на рецензию) где-нибудь на просторах интернета, 3000 комментариев не останутся незамеченными)))
300 человек - это целая информационная армия, можно много дел наделать.
Делать альтернативное кино "Спасению рядового Райна" - это ошибка. Когда Михалков делал своё кино, то у него получались шедевры ("Пять вечеров", "Родня", "Раба любви").
Отрывок из сценария фильма «Утомленные солнцем 2»: Сцена 17</B>
«... Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе»
КиноПоиск предлагает своим посетителям ознакомиться с уникальными материалами — новым отрывком из сценария фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние», а также режиссерской экспликацией (пояснением) данной сцены, в которой роль Вани исполняет Дмитрий Дюжев.
ОТРЫВОК ИЗ СЦЕНАРИЯ
17 НАТ. БЕРЕГ РЕКИ — УТРО 17
Берег реки, заросший травой. Над травой кружит, гудя, большой шмель.
ТИТР: 26 ИЮНЯ. 1941 ГОД. БЕЛОРУССИЯ.
Шмель кружит над цветком. Река спокойно, мирно течет под склоном берега.
ВАНЯ (З.К.)
Ой! Лихо, лишенько! Ой! Лихо! Ну, чего ты молчишь?! Чего молчишь, сястричка мая дарагая?!
КОТОВ (З.К.)
Ни хера не понимаю… статью заменили… Какое-то хищение? Что же это я мог похитить? Шпоры что ли? У меня же на всю катушку пятьдесят восьмая была… Не понимаю ни хера!…
ВАНЯ (З.К.)
(с дрожью в голосе) Да какая статья?! Теперь такая статья будет! Конец нам теперь будет! Конец! Побег из лагеря… Едрена мать — шлепнут! Мне ж полгода всего оставалось… А тут побег… А не шлепнут — еще пятилетку навесят… Ой, сястричка мая дарагая!…
Шмель опускается на цветок, копошится в нем.
КОТОВ
Ты совсем рехнулся, Ваня? О чем ты? Война началась. Понимаешь? Война!
ВАНЯ
(с еще большим ужасом) Какая война? Где? Тишина кругом. Закончилась уже война… Что ты сам не знаешь что ли если завтра война, мы сегодня к победе готовы. Наши уже в Берлине… А со мной-то что теперь будет… Побег! Тебе-то все равно, твои все в лагерях померли, а меня ни мамка, ни Галеся моя теперь не дождутся… Ой, беда!...
Шмель взлетев с цветка продолжает полет и пролетает над сидящим на склоне берега Ване, обхватившем руками голову. Рядом с Ваней полулежит, опершись на локоть Котов. На обоих по-прежнему лагерная одежда с номерами. Рядом с ними на берегу растет огромное дерево.
КОТОВ
Ты что предлагаешь, властям сдаться? Ты видел своими глазами, как пятьдесят восьмую всю положили без суда и следствия?
ВАНЯ
Ну и что? То пятьдесят восьмая, а у меня никакая не пятьдесят восьмая… У меня сто десятая, неумышленное нанесение увечий бабке Лошук, неумышленный удар по бабкиной тыкве кадкой с капустой, когда я ей за чекуху самогона помогал ее в погреб опускать… И то я тут не виноват… Зачем она мне заранее чекуху выдала? Был бы трезвый, кадку бы не уронил… Так чего мне пятьдесят восьмая?... (раскачивается из стороны в сторону, стонет) Куда теперь? Где прятаться?
ВАНЯ (ПРОДОЛЖ.)
Ой, лишенько, лихо… Полгода всего потерпеть оставалось… Ой! Сястричка мая дарагая!…
Откуда-то издалека начинает приближаться страшный гул, от которого дрожит земля. Ваня и Котов поворачивают головы в сторону нарастающего гула. В солнечном мареве появляются какие-то четырехугольники, парящие в небе. Они раскачиваются в небе и медленно приближаются, то появляясь, то исчезая в бледно-бежевой, почти белой пыли. Ваня вскакивает на ноги, всматриваясь в это непонятное и страшное.
ВАНЯ (ПРОДОЛЖ.)
Что это? Что?
Котов ничего не отвечает. Теперь уже становится видно, что это колышутся в небе огромные воздушные змеи, прицепленные тросами к появляющимся из пыли немецким танкам. Танки выползают, их огромное количество. А за танками из пыли появляются какие-то чудовища. И то ли от солнечного марева, то ли от пыли кажется, что это движутся какие-то потусторонние существа. За танками на рослых откормленных лошадях идет немецкая конница. На всадниках и лошадях надеты противопыльные маски, которые и придают им такой устрашающий вид. Из дула одного из танков вылетает беззвучная вспышка, слышен свист снаряда, снаряд попадает под корни дерева, вырвав его из земли и выбросив в реку.
ВАНЯ (ПРОДОЛЖ.)
(кричит, упав на колени и тряся головой) Кто это такие?!
КОТОВ
(оглядываясь на реку, по которой отплывает дерево) Это, Ваня, немцы! Что-то не похоже, что наши уже в Берлине!
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
17 НАТ. БЕРЕГ РЕКИ — УТРО СОЛНЦЕ. ПЫЛЬ
Общая атмосфера: берег реки. Последние минуты перед началом ада. Обязательное условие: луг, переходящий в пшеничное или ржаное поле, жара, обрывистый берег с деревом. (Дерево, которое потом должно быть повторено искусственно, с учетом необходимости на нем плыть, держаться, буксироваться на исходную для дубля). В конце поля должен быть косогор, из-за которого появятся танки. (Впрочем, это можно снимать где-то отдельно). Олицетворением мирной жизни может быть шмель, занимающийся своим естественным трудом. Диссонансом этой совершенно мирной атмосфере должно быть полу истеричное состояние Вани. Третьим в этой сцене все время присутствует шмель.
С появлением танков обязательное условие сцены — пыль. Это должно быть очень странным и страшным зрелищем, грубо говоря, в этой сцене реально материализуется приход войны в мирный летний пейзаж. Поэтому особое внимание нужно уделить поиску этой натуры. Красота ее должна быть реальной. Не менее, а даже более невероятным зрелищем после танков, с полотнищами, должна быть немецкая кавалерия с противопыльными масками на головах у лошадей и противогазами у всадников. (Аналог такого намордника есть на фото, что и повлекло за собой то, чтобы поместить эту кавалерию в картину). Зрелище должно быть по сути апокалипсическое с учетом того, что видим мы его в основном глазами, обезумевшего от страха Вани.
Необходимо решить какое необходимое количество этого обмундирования и полотнищ нам необходимо и нужно ли размножать их компьютером. А кроме того, нужно решать как поступать со взрывающимся и улетающим в реку деревом.
Внимательно продумать костюмы и гримы. Кроме того есть смысл задуматься над тем, в чем наши герои плывут дальше по реке. Что на голове. Необходимо очень конкретно и предметно обсудить со спецэффектами эту сцену. Нужно продумать, как над танками появятся большие полотна со свастикой. Либо это компьютер, либо это какие-то надувные конструкции.
Ваня: наивный белорус с вечно удивленным лицом. Актеру необходимо изучать диалект.
Камера: По пластике эпизод довольно статичный, за исключением существования и жизни шмеля. На финал сцены нужен телескопический кран, на котором от крупного плана шмеля можно подняться на общий план всего поля с танками.
Да, до реалистичности здесь далеко...
А вот ещё, оттуда же:
Скрытый текст:
Отрывок из сценария фильма «Утомленные солнцем 2»</B>
«... Здесь в большой комнате, обшитой дубовыми панелями, полумрак. В конце большого накрытого стола сидит Берия с бокалом вина. Сбоку от стола в углу небольшой кабинетный рояль. Сталин сидит вполоборота к двери, наигрывая на рояле одним пальцем»
КиноПоиск предлагает своим посетителям ознакомиться с уникальными материалами — отрывком из сценария фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние», а также режиссерской экспликацией (пояснением) данной сцены, в которой роль Мити исполняет Олег Меньшиков.
ОТРЫВОК ИЗ СЦЕНАРИЯ
Сцена 5
5. ИНТ. МОСКВА. КУНЦЕВО. ДАЧА СТАЛИНА. ГОСТИНАЯ - НОЧЬ
Здесь в большой комнате, обшитой дубовыми панелями, полумрак. В конце большого накрытого стола сидит Берия с бокалом вина. Сбоку от стола в углу небольшой кабинетный рояль. Сталин сидит вполоборота к двери, наигрывая на рояле одним пальцем.
Берия отпивает из бокала, ставит его на стол. Смотрит на Митю, поблескивая очками, глаз за очками не видно. Сталин нажимает еще несколько клавиш рояля.
СТАЛИН (ПРОДОЛЖ.)
(Мите) Этот рояль подарок испанских коммунистов. Вы ведь, музыкант, товарищ Арсентьев? Скажите - хороший инструмент?
Сталин освобождает место у рояля. Митя, стоя, пробегает пальцами по клавиатуре, играя гаммы.
МИТЯ
Отличный инструмент. Прекрасно звучит.
СТАЛИН
Сыграйте нам.
МИТЯ
Что сыграть, товарищ Сталин?
СТАЛИН
Что хотите.
Митя подвигает стул к роялю, на секунду замирает, склонив голову, начинает играть ноктюрн Шопена. Некоторое время в комнате звучит только музыка, которую слушают Сталин и Берия.
СТАЛИН (ПРОДОЛЖ.)
Замечательная музыка. А скажите, пожалуйста, товарищ Арсентьев, что вам известно про судьбу комдива Котова?
Митя, прекратив играть, поворачивается к Сталину, вскакивает.
МИТЯ
Бывший комдив Котов, согласно приказа от 24 июня 1941 года, 25 июня того же года был расстрелян в особом лагерном пункте 57в связи с тяжелой оперативной обстановкой в районе.
СТАЛИН
Вы продолжайте играть, продолжайте.
Митя садится, продолжает играть. Берия встает из-за стола, подходит к играющему на рояле Мите.
БЕРИЯ
По нашим сведениям, Котов не был расстрелян в 41-м году. К нам попала выписка из протокола особого совещания от 27 апреля 1941 года, согласно которой Котову заменили политическую статью на уголовную. Этот документ нашли у убитого начальника лагпункта. Любопытно то, что такого пункта, относительно Котова в заседании особого совещания от 21 июня 41-го года не было. Вы ничего не знали про такой документ?
МИТЯ
(вскочив) Никак нет, товарищ нарком…
СТАЛИН
Вы играйте дальше, у нас просто разговор.
Митя садится, продолжает играть.
СТАЛИН (ПРОДОЛЖ.)
Значит, вы про это не знали. А Лаврентий раскопал этот документ (раскуривая трубку, задумчиво) А что с семьей товарища Котова? Вам же знакома его семья, товарищ Арсентьев?
МИТЯ
(продолжая играть) Я вырос в семье профессора Свербицкого, у него я учился музыке.
СТАЛИН
Это мы знаем, но нас интересуют жена и дочь Котова, а не его покойный тесть.
БЕРИЯ
По документам жена и дочь Котова умерли в лагере для членов семей изменников Родины.
СТАЛИН
А на самом деле?
Митя замирает.
БЕРИЯ
На самом деле все совсем по-другому. (раскрывая папку с документами) На самом деле…
СТАЛИН
Достаточно, Лаврентий.
МИТЯ
Но, товарищ Сталин…
СТАЛИН
Да-да, они, мягко говоря, не были хорошими. Мы это тоже знаем. И потом, кажется именно вы руководили арестом Котова? Я правильно помню?
МИТЯ
Да, правильно, товарищ Сталин.
Сталин попыхивает трубкой.
СТАЛИН
Правильно, товарищ Арсентьев, правильно. (смотрит на Берию) Судя по всему дело Котова нельзя считать закрытым…
Берия возмущенно поднимает папку с документами.
СТАЛИН (ПРОДОЛЖ.)
(переведя взгляд на Митю) Ошибки нужно исправлять…
МИТЯ
Но я, товарищ Сталин…
СТАЛИН
Идите, в приемной вас ждет пакет с документами. Разберитесь в этом вопросе.
Митя поднимается, идет к выходу из комнаты.
СТАЛИН (ПРОДОЛЖ.)
Кстати, товарищ Арсентьев.
Митя, остановившись, оборачивается.
СТАЛИН (ПРОДОЛЖ.)
А скажите, что вы лично думаете про Котова, а?
Лицо Мити меняется, в нем появляется какая-то жесткая решимость.
МИТЯ
Вас, товарищ Сталин, интересует мое мнение как чекиста или как человека?
СТАЛИН
(с деланным удивлением, оглядываясь на Берию) А вы разделяете два этих понятия?
МИТЯ
Я считаю, что…
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
5 5 ИНТ. МОСКВА. КУНЦЕВО. ДАЧА СТАЛИНА. ГОСТИНАЯ - НОЧЬ. ПОГОДА НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ.
Здесь в большой комнате, обшитой дубовыми панелями, полумрак. В конце большого (локально) накрытого стола сидит Берия с бокалом вина. Сбоку от стола в углу небольшой кабинетный рояль. Сталин сидит вполоборота к двери, наигрывая на рояле одним пальцем.
Общая атмосфера: В этом эпизоде мы не зависим не от времени года, ни от погоды. Свет уютный, локальный, мягкий. Может быть, только яркое белое пятно скатерти под лампой, от чего бликует пенсне Берия. Во всем должен чувствоваться скрытый смысл. Двойное дно. Митя это чувствует, поэтому очень напряжен. Его пальцы бегают по клавиатуре сами по себе и музыка должна быть сильным контрапунктом для всей сцены. Сталин мягкий, вкрадчивый, Берия раздражен, еле сдерживается. Можно придумать, что кроме рояля будет являться контрапунктом и создавать напряженность атмосферы. Чем еще должен быть заполнен вещественный мир этой комнаты. На что Митя мог бы обратить внимание. Думаю, что Сталина должен играть не актер, а Митя и Берия. Думаю, что нельзя допускать того, чтобы зритель начал догадываться, что Митя принимал участие в судьбе Котова.
«Утомленные солнцем 2»: интервью с Никитой Михалковым</B>
Интервью: Дмитрий Зимин«... Понимаете ли, можно получать награды на фестивалях за то кино, которое здесь на родине не смотрят. Обычно это объясняется тем, что «нет пророков в своем отечестве». Но лично мне, все-таки, интересно снимать то кино, которое понимаемо и любимо теми людьми, которые говорят на том же языке, на котором я это кино снял»
Возможность взять интервью у Никиты Михалкова выдалась как раз в ту пору, когда в России активно начали вестись дискуссии о будущем российского кинематографа, о реформировании системы ограниченного бюджетирования кинопроизводства государством, когда фильм «Как я провел этим летом» получил трех берлинских «Медведей», до «Оскара» оставалось два дня, а до выхода «Утомленных солнцем-2» — чуть больше месяца. C приходом календарной весны жизнь настолько активизировалась, что КиноПоиск не смог не задать мэтру нескольких важных вопросов на несколько важных политических тем, эхо которых вы можете слышать до сих пор.
Никита Сергеевич, у вас уже сложилось мнение по поводу обещанного централизованного введения общих электронных билетов по всей стране?
Да.
И как вы оцениваете ситуацию?
Это единственная возможность оценить, сколько людей реально приходит в кинотеатры, и остановить воровство в кинотеатрах. Не знаю, насколько эта система будет эффективной, но если по результатам этой работы выявится, что люди продолжают красть, то их надо сажать в тюрьму, судить. Но невозможно оставлять без решения ситуацию, при которой мы не знаем, сколько людей реально посмотрело кино, какие сборы у фильма, если в зал можно пройти, получив билеты, полученные от бабушки-билетерши, на котором написан карандашом номер места и ряда.
Что скажете об успехе российских фильмов на международных фестивалях? Может, индустрии имеет смысл повернуться лицом к фестивалям?
Я вообще не думаю, что нужно заниматься тем, чтобы ориентировать кино на фестивали. Это самое бессмысленное, что может быть. И, мало того, если это произойдет, то можно тогда будет сразу сказать, что индустрия кино в стране умерла. Всё. Её нет. Режиссеры, которые снимают кино, рассчитанное на то, чтобы оно понравилось журналистам, кинокритикам и жюри иностранных фестивалей, делают, я считаю, первый шаг к тому, чтобы вообще кино исчезло. Во-вторых, я убежден, что только то, что по-настоящему национально и интересно людям, живущим в твоей стране, может стать в результате интересным, перспективным и успешным и на зарубежных фестивалях.
Понимаете ли, можно получать награды на фестивалях за то кино, которое здесь на родине не смотрят. Обычно это объясняется тем, что «нет пророков в своем отечестве». Но лично мне, все-таки, интересно снимать то кино, которое понимаемо и любимо теми людьми, которые говорят на том же языке, на котором я это кино снял.(Нет, ну какой потрясающий цинизм!!! - Collapser77) А если это, так сказать, сделано качественно, то и фестиваль не даст этой картине стать забытой на международном экране. И масса тому примеров. Из моей жизни есть масса примеров, когда признавали картины совсем уж камерные для нашего зрителя: «Пять вечеров», «Без свидетелей», «Двенадцать», «Сибирский цирюльник» или «Утомленные солнцем». Я считаю, что тут нужно рассчитывать на своего зрителя, и делать для него это настолько качественно, чтобы ему, зрителю, понравилось, и чтобы к этому зрителю прибавился еще и международный.
А с точки зрения качества кино смогут ли эти компании диктовать свою репертуарную политику на рынке и в погоне за коммерческим продуктом отсеивать потенциально талантливое, но не совсем коммерческое кино?
Дело в том, что кино, которое снимается ради искусства, будет, как и раньше, субсидироваться в Министерстве культуры, для чего Министерству культуры оставили более миллиарда рублей.(Всё ясно. Бюджетные деньги будут и впредь так же расходоваться на подержание третьего приоритета обобщённого оружия. А откуда ноги растут?.. - Collapser77) И в этом случае как раз эти картины могут, так сказать, претендовать на «артхаусное» кино, студенческое кино, документальное кино – там достаточно много денег, чтобы это кино поднять.
Теперь давайте перейдем непосредственно к фильму. Как вы пришли к тому, что решили сделать вторую часть «Утомленных солнцем»? Зачем вы решили возродить персонажей, которые, казалось бы, погибли в первой части, и обратиться к теме Великой Отечественной?
Просто мне кажется, что как-то слишком быстро мы всё забыли. Мне кажется, что это несправедливо, ужасно, беспамятно и просто не по-человечески — когда мы сравниваем жизнь ветеранов, воевавших на одном фронте, но по разные стороны его линии. Один ветеран сидит в Гамбурге в доме престарелых в чистом белье, а другой — в своей избе, без руки, девяностолетний старик, который даже не может воды себе принести, потому что у него нет на это сил. Это несправедливо. И то, что в результате ситуация пришла к тому, что побежденный стократно лучше живет, чем победитель — мне хотелось бы, чтобы на это обратили внимание. Но это — как бы глобальный вопрос. А в своей картине мне было важно в первой части всё-таки реально попытаться показать ЧЕРЕЗ ЧТО же прошли люди, для того, чтобы Великой Победы добиться.(Претендует на реализм!!! Смотрите, что он будет говорить дальше, через пару минут! - Collapser77) Через что. Причем, я хотел этого добиться, не пугая зрителя кровью или взрывами, а через психологию начала войны, которая обрушилась на страну совершенно невероятным шквалом, к которому мы не были готовы. И, разумеется, — каким образом происходит тот самый перелом, после которого наши войска поворачивают на Запад. Кроме того, я, посмотрев картину «Спасти рядового Райана», пришел к выводу, что мнение, рождаемое этой картиной, будто войну выиграли союзники, здесь не совсем справедливо. Союзники открыли фронт в сорок четвертом году, когда уже было понятно, что мы немцев почти разбили, и, боясь, что мы уже не остановимся в Германии, они решили вступить, что, собственно, и стало ясно, когда разделили Берлин.
А что касается героев, то мне просто показалось интересным… Понимаете, когда во флэшбеках вы видите, допустим, что актрисе двадцать шесть, а через какое-то время ей уже тридцать два, то большой разницы вы не чувствуете, а вы видите её в шесть и в двадцать — это уже существенная разница. В этом есть определенная энергетика. Что же касается остальных персонажей, то мы, возвращая их с «того света», не лукавили. Очень часто бывало, что людям сообщали о гибели человека, а оказывалось, что он просто в лагере находился… Еще мне захотелось вернуть этих персонажей, потому что было интересно проанализировать, кем же они стали, и как бы себя вели, оказавшись в таком же треугольнике, но во время войны...
То есть о спекуляции на узнаваемых образах тут речи нет, понятно.
Нет, абсолютно нет. Вообще мы постарались принципиально уйти от того, чтобы связывать вторую картину с первой, настолько, чтобы люди, которые не видели первой части, не могли понять вторую. Потому что когда мы снимали первую часть, тем, кто сегодня должен прийти в кино, было по два года. Вряд ли они видели первых «Утомленных» — думаю, они не были для них актуальными. Поэтому нашу картину сегодняшнюю — первую часть «Предстояние» и вторую, «Цитадель» — можно смотреть вне зависимости от того, видели ли вы первую часть «Утомленных солнцем», в смысле, совсем первую, или нет.
Никита Сергеевич, а кто зритель вашего кино? Кому вы его адресуете?
От тринадцати до семидесяти. До шестидесяти пяти. До шестидесяти.("...до семидесяти... шестидесяти пяти... шестидесяти... Да, этого будет достаточно. Им проще будет влить это в мозги. Те, кому сечас не больше шестидесяти, родились в пятидесятых, в самом конце эпохи Сталина. Что они могут помнить о той эпохе? А вот начало хрущёвской "оттепели" они как-то помнят... Детские воспоминания, как правило, позитивные, радужные..." - Collapser77)
То есть, грубо говоря, все, кто может дойти до кинотеатра?
Абсолютно.
И что зрителей должно привлечь? Героический сюжет, имена актеров или ваше имя?
Ну, я думаю, что зрителя должная привлечь та энергетика, которая есть в картине (а она там, надеюсь, есть). Кроме того, фильм должно быть просто интересно смотреть. Это не историческая картина и не документальное кино. Мы специально ушли от всех возможных реминисценций и возможностей трактовать историю.(А минуту назад он говорил, что хочет показать реальность, правду!!! Ну как его понять? Смотрим далее... - Collapser77)То есть, у историков-то, конечно, может быть возможность сказать: «27 августа 1941 года этого не могло быть, потому что в это время…» и так далее, но вот это как раз для меня абсолютно исключено, потому что мы нарушали очень многое, но мы знали, что мы нарушаем. Мы нарушали не по неграмотности, а потому что перелопатили тысячи страниц всяких воспоминаний, книг, писем, документов, 60 часов хроник разных… Поэтому, если мы шли на какую-то вольность, то только потому что мы знали, что именно мы нарушаем. И это было необходимо картине.(Вот в чём оказывается всё дело!!! Он сдуру проговаривается о использовании третьего приоритета обобщённого оружия! - Collapser77)
Каждый факт, который есть в картине, мог не быть массовым, но он имел место быть.(Этим фильм очень похож на сериал "Школа" Германики. - Collapser77)
А должен ли зритель, который придет на фильм, как-нибудь подготовиться — что-то почитать, посмотреть?
Нет.(Ну, ещё бы!!! - Collapser77)
То есть надо с прозрачно-чистой головой приходить?
Абсолютно. Это ужасно, если снимается кино, которое можно смотреть только тем, кто что-то прочел. Это не массовое искусство.(Тем, кто что-то прочёл, да ещё и понял, ЧТО прочёл, будет трудновато впарить такой жирный кусок лживого дерьма, как "Утомлённые солнцем - 2"! - Collapser77) Я не имею ввиду массовое в плохом смысле этого слова. Например, если я снимаю парафраз на Шекспира, то, конечно, лучше будет, если те, кто придет смотреть картину, будут знать первоисточник. Тогда в этом будет какой-то смысл. Но в данном случае зрителю не нужно готовиться.
То есть ваш новый фильм — это просто современная интерпретация военного кино?
Я не знаю, как это назвать, но я знаю, что отличается. Я убежден в этом.
А как именно вы готовились к съемкам? Прежде вы рассказывали, что вы несколько лет исследовали эту тему. Что именно вы пытались реконструировать?
Вы понимаете, дело в том, что мы пытались реконструировать ДУХ. Мы пытались реконструировать энергетику. Мы пытались реконструировать время, но не с точки зрения исторических событий, а с точки зрения ЗАПАХА этого времени. Его привкуса. Это совершенно особая работа. Мы перелопачивали тысячи документальных страниц именно для того, чтобы ощутить время, погрузиться в него. Это потом уже очень трудно оттуда вылезать. Потом уже очень трудно выбирать что хорошо, а что плохо, что нужно, что – нет. Но мы были настолько внутри этой истории, что именно знание материала позволяло нам отступать от него и импровизировать(лгали со знанием дела - Collapser77), но в системе координат того, во что мы погрузились.
Как думаете, из-за такого глубокого погружения может ли зритель подумать, что фильм слишком серьезный для того, чтобы идти на него в кино?
Вы знаете, я не делю картины на «серьезные» и «несерьезные». Я делю их на хорошие или плохие. Я надеюсь, что наша картина хорошая. А если картина хорошая, значит, она своего зрителя найдет. А если плохая, то какая разница — серьезная она или не серьезная — она просто говно, вот и всё. Не хотел бы, чтобы эта судьба постигла нашу картину. (Практика - критерий истины. - Collapser77)
Никита Сергеевич, вот вы говорили, что Великая Отечественная незаслуженно забыта, вы не боитесь, что она может оказаться слишком сильно забытой, чтобы привлечь в кино массового зрителя?
Ну, я же о людях говорю, а не о войне. Если судьба человека интересует зрителя, если за ним интересно следить, то какая разница — герои могли бы и в латах быть, но ведь смотрят же кино про рыцарей. Просто мне кажется, что если тебе интересно об этом думать, если тебе интересно об этом писать, если тебе интересно это снимать, если тебе интересно это играть, если тебе интересно это монтировать, и если тебе интересно это смотреть, значит, есть надежда, что не одному тебе это интересно. Вот и всё.
Когда вы снимаетесь в своих фильмах, режиссируете их и одновременно выступаете продюсером, сильно ли различаются ваши ощущения от того, что вы делаете, не происходит конфликта ролей, например, актера, режиссера и продюсера?
Возникают, конечно.
И как вы их решаете?
Ну как… Не знаю... С Божьей помощью, наверное...(А вот это он зря сказал... будущая жертва социальной гигиены... - Collapser77) Не знаю. Я не включаю режиссера и не выключаю актера, я просто начинаю делать то, что прямо сейчас надо сделать. Надо этим заниматься — занимаюсь. А там уж — как Бог даст. Но, конечно, еще достаточно большое значение имеет опыт...
А как вам проще работать — сниматься в своих фильмах или когда вас кто-то приглашает на роль?
Ну, знаете, в России так говорят: там хорошо, где нас нет. Когда снимаешься у себя, думаешь, хорошо бы, чтобы кто-нибудь другой снимал бы. А когда снимаешься у другого, думаешь, что сам бы лучше снимал… Тут невозможно определить четких границ этих ощущений и нельзя точно определить, чего я хочу. Просто надо делать дело, по возможности качественно, и не думать об этом. Вот, есть история про то, как одного бородача спросили: когда он спит, он бороду кладет поверх одеяла или прячет под одеялом? Он никогда не думал об этом, не знал, что ответить, и — потерял сон… И только когда перестал об этом думать, смог спать нормально. Поэтому я стараюсь не задумываться над такими вопросами.
Никита Сергеевич, а вы можете что-то порекомендовать почитать или посмотреть зрителям, что бы могло быть неким эмоциональным эквивалентом вашей истории?
Астафьева. Он очень много дал. «Веселые солдаты», например.
А из фильмов?
Из фильмов — недавнего лауреата «Оскара», «Повелителя бури».
Вам он понравился?
Очень.
А из более масштабных и эпичных военных фильмов? Иствуда, например, Малика или Спилберга?
Никогда американцы не смогут снять картину о войне такую, знаете, пронзающее-истинную, потому что они никогда не воевали на своей территории. Это совершенно разные войны — в Ираке, в Африке, во Вьетнаме, в Корее — это разные войны. Я могу сказать, что только тот может быть абсолютно уверен, что он знает, что такое война, кто воевал на своей территории. Потому что это совершенно другая точка отсчета: это человек в сапогах в твоей спальне, это открытый холодильник, откуда выгребают то, что принадлежит тебе, это чужой бритвенный прибор в ванной, а еще хуже — просто разрушенный дом. Поэтому, это совершенно другая теория. Эмоционально-энергетическая.
Я обратил внимание, что во многих ваших фильмах, особенно в последних, крайне силен акцент на личностном восприятии истории — то есть вы много внимания уделяете именно тому, как герой воспринимает происходящие вокруг него события. В этом плане «Двенадцать» стала квинтэссенцией такого подхода. Это было концептуальное художественное решение, делать такой фильм, или он просто стал результативным продуктом вашего мироощущения?
Ну, скорее всего второе. Просто еще мне нужно было отточить группу и как бы войти в ремесло — потому что до этого я все-таки семь или восемь лет не снимал. Это, во-первых. А во-вторых, у меня внутри накопилось столько эмоций и переживаний, что стало трудно их в себе держать, снимая другую картину. Нужно было выговориться, а уж потом продолжать снимать «Утомленных».
Помогло?
Очень.
И что вы приобрели, помимо возвращенного ремесленного опыта?
Правду каждого персонажа, то есть возможность сфокусироваться на том, что у каждого есть своя правда. И, так скажем, «ансамблевость». Потому что я тешу себя надеждой, что, как и в «Двенадцати», у нас очень мощный коллектив, который работает не как группа актеров-одиночек, а как ансамбль. Это принципиально важно.
Что бы вы хотели сказать читателям и зрителя перед тем, как они войдут в зал?
Я могу повторить эпиграф к «Двенадцати»: Не ищи здесь правды быта, постарайся ощутить истину бытия.
КиноПоиск хотел бы обратить внимание посетителей на то, что данное интервью не последний любопытный материал, приуроченный к выходу нового фильма Никиты Михалкова. Некоторые сюрпризы еще впереди — оставайтесь с нами.
Интервью очень интересное, показательное. Кое-что в словах Михалкова я подчеркнул и прокомментировал. Делайте выводы.
Последний раз редактировалось Collapser77; 27.04.2010 в 10:59