Данный форум существует в настоящий момент, как памятник истории развития движения сторонников КОБ и хранилище значительного объёма сопутствующей информации. Функцию площадки общения форум не исполняет. Регистрация новых пользователей запрещена.
На случай, если Вам по какой-либо причине понадобится зарегистрироваться на форуме, пишите в телеграм @Sirin77
|
| Общие вопросы КОБ Общие вопросы теории и практики Концепции Общественной Безопасности |
26.01.2015, 12:29
|
#1
|
|
Команда сайта
Регистрация: 21.10.2008
Адрес: Москва
|
Дискуссия, видимо, носит терминологический характер.
С точки зрения пояснения терминов ВП СССР, вероятно, верным является толкование термина Промузгом.
ВП СССР использует терминологию, основанную на толковании слова В.И.Далем.
Вообще же, я полагаю, что вопрос интересный, и вне зависимости от мнения ВП, полезен для обсуждения.
Сделал небольшую выборку в качестве пищи для дискуссии.
Цитата:
воля всегда действует с уровня сознания, с бессознательных уровней действуют только разнородные автоматизмы поведения и наваждения извне
"Ответ хопёрским казакам"
|
Цитата:
При этом воля человека определяется как способность индивида подчинять достижению ставших достоянием его внимания осознаваемых им целей, разного рода ресурсы, обстоятельства и течение событий, (иначе говоря, воля — осознаваемая индивидом целенаправленность разного рода его личностных способностей).
О личностной культуре общения.
|
Цитата:
управление — это то, в чём выражается целесообразная воля человека, направленная на воплощение в Жизнь осознаваемого им смысла.
"Чем отличается жить по совести от жить по «внутреннему голосу»"
|
Цитата:
Если говорить о проявлениях стадно-стайного поведения людей, то, как видно на примере лидского эксперимента, большинство следует за «информированным» меньшинством в том случае, если представители этого большинства не осознают целей своей деятельности и средств их осуществления.
Если смысл деятельности не осознан, то воля, действующая в психике индивида с уровня сознания, может быть активизирована только на поиски смысла деятельности, в противном случае управление передаётся безсознательным уровням психики и может быть активизирована инстинктивная алгоритмика стадно-стайного поведения, свойственная человеку биологически.
Кроме того, инстинктивная алгоритмика стадно-стайного поведения может быть активизирована и в тех случаях, когда воля подавлена (например психотропами, алкоголем, прочей дурью, включая и морально-психологическое давление на психику личности тех или иных авторитетов) или же волевые качества индивида не развиты в процессе его воспитания.
В этих вариантах даже при осознании смысла деятельности, отсутствие воли вообще или её подавленность обрекает индивида (если к тому располагают обстоятельства) на соучастие в стадно-стайном поведении — такова алгоритмика большей части подростковой коллективной преступности: жизненно-стратегических интересов родители, школа и телевидение не сформировали; волевые качества не воспитали; заняться “детишкам” нечем, сил через край; выпили-задурили, — стадно-стайная алгоритмика активизировалась и в итоге — тяжкое преступление, которого никто из них в подавляющем большинстве случаев совершать не умышлял, но преступление тем не менее — свершилось, поскольку его нравственно обусловленная алгоритмика разными своими фрагментами была рассредоточена по личностным психикам всех его участников в совокупности.
Авторитет, как помеха...
|
Цитата:
Хотя это слово и непривычно, но лучше сказать управоления, поскольку управление без воли невозможно. Слово «воля» имеет в Русском языке два значения: 1) свобода, 2) подчинение возможностей, освоенных человеком, и его способностей достижению избранных им определѐнных целей.
МВ
|
Цитата:
Поскольку человеку Свыше предоставлена свобода воли, то человек, в отличие от комара с полностью запрограммированным поведением (или дистанционно управляемым извне общекомариным духом), может сам индивидуально сделать определенный выбор своего поведения между выявленными им оценками объективных “Хорошо” и “Плохо”.
От человекообразия...
|
Цитата:
Свобода же выбора, способная освободить в Любви к Жизни и волю человека , дана ему Свыше, а вот, кто и как распоряжается ею, — зависит от него самого: и в этом нравственно обусловленном диалоге человека с Жизнью протекает процесс формирования нравственности и этики каждого человека и культуры будущей человечности. Если бы не это, то не было бы места охватывающему жизни многих поколений процессу коллективного творчества людьми будущей культуры человечности.
Воля человека всегда действует с уровня сознания и осознаваемо целесообразна.
Для осуществления осознаваемого самоконтроля работы бессознательных уровней психики необходимо выйти из процесса решения самой жизненной задачи и переоценить не только достигнутые промежуточные и конечные результаты, но и информацию, и алгоритм её обработки, которые привели к получению именно этих результатов.
Эта особенность психики приводит к тому, что индивид действительно не ведает в процессе самой деятельности, что творит, поскольку события увлекают его в том смысле, что бессознательные уровни психики непрерывно реагируют на входной поток информации, отсекая сознание, а тем самым и волю субъекта (воля всегда действует с уровня сознания, с бессознательных уровней действуют только разнородные автоматизмы поведения и наваждения извне), от участия в управлении течением событий .
Ведать индивид может только по завершении каких-то этапов своей деятельности, осознанно переосмысляя уже совершенное им; либо — перед началом действий, сформировав свои намерения (цели и способы их осуществления) в своём воображении:
в отношении прошлого он ведает по факту свершившегося, что нашло выражение в пословице «мужик задним умом крепок»;
а в отношении намерений на будущее — ведает в пределах того, насколько его субъективные оценки устойчивости по предсказуемости течения событий, в которых он намеревается участвовать или уже участвует, совпадают с объективными возможностями течения этих же событий при его участии; иными словами, насколько предшествующее действиям моделирование желательного для него течения событий в его внутреннем мире оказывается сообразным и соразмерным возможностям, объективно свойственным обстоятельствам Жизни, на которые он намеревается воздействовать.
Благодаря этому индивид в большинстве случаев (за исключением тех, когда он погиб или окончательно повредился в уме) может соотнести с реальным результатом свои предшествующие намерения, подумать об алгоритмике своего мышления и психической деятельности в целом, дабы выявить и устранить те сбои в алгоритмике собственной психики, которые привели к тому, что реально достигнутые результаты деятельности не совпали с вожделениями и намерениями в той мере, как это предполагалось перед началом действий.
Воля всегда действует с уровня сознания и выражает себя в осознанном избрании определённых целей деятельности и в осуществлении подвластных сознанию действий, направленных на достижение осознанно избранных целей, а также проявляется в осознанном осуществлении действий, направленных на недопущение осуществления осознанно отвергаемых целей; с бессознательных уровней психики действуют соответствующие им собственные автоматизмы и наваждения извне. При этом:
Под «волей» в самом общем смысле этого слова в данном контексте мы понимаем способность индивида подчинять достижению осознаваемых им целей разного рода ресурсы, обстоятельства и течение событий, т.е. способность управлять ими (иначе говоря, воля — осознаваемая индивидом целенаправленность его разного рода способностей).
Объектами приложения личностной воли могут быть: прежде всего — сам субъект (его биополе и тело), а также — окружающие его объекты и другие субъекты. Сила воли проявляется как способность осознанно-целесообразно преодолевать самого себя и обстоятельства как внешние, так и внутренние по отношению к алгоритмике психики человека. Соответственно, в дополняющем рассмотрении вопроса о «личностной воле», если стать но позиции какого-то другого субъекта, — его воля может проявляться и как способность не подчиняться (противостоять) давлению обстоятельств (уклоняться от них), включая и давление первого волевого субъекта и иных волевых субъектов.
Но свобода воли особи биологического вида «Человек разумный» недостижима вне человечного строя психики, в котором даруемая Богом Любовь, будучи совокупностью совершенства, освобождает психику от привязанностей и их диктата, вследствие чего воля и обретает свободу, будучи поддерживаема Промыслом Божьим, а в проявлениях силы воли как способности осознанно-целесообразно преодолевать самого себя и обстоятельства не возникает необходимости.
Безволие — неспособность к волевым действиям в указанном ранее смысле.
Разновидности безволия: безусловная подчинённость поведения инстинктам; не внемлющее ничему упрямство запрограммированного и действующего автономно биоробота; одержимость биоробота, дистанционно управляемого экстрасенсорно каким-то иным субъектом, или биоробота, увлечённого или подмятого каким-то эгрегором. Воля проявляется в том, что, осознавая неуместность отработки алгоритмов поведения во «внутреннем» или «внешнем» мире, человек способен не поддаться им.
Кроме того, — и это главное, что и отличает разум (интеллект) человека от разума животных , — воля человека обусловлена и открытой ему возможностью самому назначать себе пределы субъективно возможного и самому субъективно разграничивать возможное и невозможное, допустимое и недопустимое. И соответственно тому, что было сказано о роли нравственности в алгоритмике и структуре психики, воля человека в своих проявлениях всегда обусловлена нравственностью: «Разум отвечает истине и лжи, воля — добру и злу» <в обоих случаях субъективно понимаемым истине и лжи, добру и злу: наше уточнение при цитировании> (“Словарь” В.И.Даля, т. 1, стр. 238).
Причём изначально от первых моментов своего пробуждения воля человека не свободна, по какой причине люди в ряде обстоятельств нуждаются в силе воли для достижения успеха в их деятельности. Потребность в силе воли как раз и возникает тогда, когда человеку необходимо подчинить своей осознаваемой нравственности своё поведение вопреки разнородным «автоматизмам» бессознательных уровней его психики, вопреки наваждениям, просьбам и требованиям других людей, вопреки давлению природных и внутриобщественных обстоятельств.
И свобода воли особи биологического вида «Человек разумный» недостижима вне человечного строя психики, в котором даруемая Богом Любовь, будучи совокупностью совершенства, освобождает психику от привязанностей и их диктата, вследствие чего воля и обретает свободу, будучи поддерживаема Промыслом Божьим, а в проявлениях силы воли как способности осознанно-целесообразно преодолевать самого себя и обстоятельства не возникает необходимости. Соответственно, один из рубежей личностного становления — обретение свободы воли в даруемой Богом Любви.
Но в отличие от свободы воли, свободой осознанного выбора человек располагает всегда. Однако не всегда людям, не обретшим свободы воли, хватает силы воли для того, чтобы преодолеть диктат каких-то своих нравственно обусловленных привязанностей и выйти из-под власти алгоритмики бессознательных уровней психики и из-под власти тех или иных эгрегоров. В этом случае они следуют неправедному выбору, даже осознавая этот факт. Это соотношение, — с одной стороны, свободы осознанного выбора, и с другой стороны, недостаток силы не обретшей свободу воли, — находит своё предельное выражение в пословице: «И рад бы в рай, да грехи не пускают».
И именно Любовь, освободив человека от привязанностей, приносит ему свободу воли. Свободы воли вне Любви не бывает.
Свобода выбора у человека есть всегда, но свободы воли, если он повязан привязанностями, — нет. Его воля в каких-то своих устремлениях ограничивается и направляется привязанностями, и в таких ситуациях человеку требуется сила воли, чтобы осуществить избранное, преодолев диктат привязанностей, о чём говорилось ранее. Если же человек обретает Любовь, освобождающую его от привязанностей, то, поскольку привязанности перестают его сковывать, вместе с Любовью он обретает и свободу воли.
Ничего, кроме реальной нравственности самого субъекта (её ущербности и пороков), которую он настырно не желает переосмыслить и изменить, — вере Богу не мешает.
В том смысле, что с обретением свободы воли исчезает необходимость делать что-либо, совершая над самими собой волевое усилие.
«ВОЛЯ ж. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. (…) У человека воля, у животного побудка. || Власть или сила, нравственная мочь, право, могущество. (…) Воля — свой бог. … Божьей воли не переволишь. (…) Во хмелю, да во сне, человек и сам себе не волен. (…)» (“Словарь” В.И.Даля, т. 1, стр. 238 — 240 фрагментарно).
«…Побудка вост. побудок м. сев. врождённый всем животным дар, исполнять все потребности свои бессознательно. В побудке животных слиты в одно ум и воля, или думка и сердце, разрозненные в человеке» (“Словарь” В.И.Даля, т. 3, стр. 138).
Таково было понимание «воли» как компоненты психики человека и понимание отличия алгоритмики психики человека от алгоритмики психики животных во второй половине XIX века в России накануне краха библейско-“православной” культуры идеалистического атеизма.
Диалектика и атеизм...
|
|
|
|
26.01.2015, 13:20
|
#2
|
|
Команда сайта
Регистрация: 30.10.2008
Адрес: Подмосковие
|
Цитата:
Сообщение от Sirin
Поскольку человеку Свыше предоставлена свобода воли, то человек, в отличие от комара с полностью запрограммированным поведением (или дистанционно управляемым извне общекомариным духом), может сам индивидуально сделать определенный выбор своего поведения между выявленными им оценками объективных “Хорошо” и “Плохо”.
От человекообразия...
|
Тогда правильнее задать вопрос по другому - "есть ли у животных нравственность?" Могут ли они выбирать между "плохо" и "хорошо" или всегда действуют строго в соответствии с имеющейся "прошивкой"? Животные одного и того же вида в одних и тех же ситуациях могут вести себя по-разному? Да, но чаще (или всегда) это связано с инстинктом самосохранения или другими инстинктами (размножения, стадно-стайного поведения). Собаки ведут себя по-разному в одинаковых ситуациях, оценивая по-разному исход ситуации, но это связано не с нравственностью, а с инстинктом самосохранения. Ещё смотря какие животные - высшие приматы обладают нравственностью?
|
|
|
28.01.2015, 18:07
|
#3
|
|
Участник
Регистрация: 06.10.2014
Адрес: Белорецк
|
Всё началось с того, что я написал своё мнение на вопрос Промузга:
Цитата:
|
Думаю, что нельзя определить. К примеру, животный может создавать новые алгоритмы волевым порядком на обслуживание своих инстинктов.
|
Он мне ответил:
Цитата:
|
П.А.С.У животного нет воли, у него вырабатывают условные рефлексы дрессировщиком.
|
Я пояснил:
Цитата:
|
Промузг, я имел ввиду не животное, а ЖИВОТНЫЙ [тип строя психики]
|
В сей дискуссии речь идёт о животных, а не животном ТСП.
Относительно животного приведу поговорку из словаря Даля "У человека воля, у животного побудка". Если под волей понимать осознанную целесообразность, то у животного её, скорее всего нет, поскольку нет сознания.
Если же речь идёт об индивиде - носителе животного типа строя психики, - то у него есть воля.
На этот счёт позволю себе дополнить цитаты Сирина цитатами из "Основ социологии" 2013 года (они раскрывают более подробные умолчания редакции 2010 года):
Цитата:
Если под волей понимать способность подчинять себя и тече-
ние событий осознаваемой целесообразности, то демонический и
человечный типы строя психики — волевые. Все прочие — либо
следствие безволия (т.е. неразвитости воли), либо в них воля ин-
дивида порабощена и ограничена биологическими и культуроло-гическими факторами, подавившими совесть и стыд. При чело-
вечном типе строя психики воля, в отличие от демонического типа
реализуется в русле Промысла... (стр.197-198)
|
Из чего следует, что у носителя ЖТСП всё же воля может проявляться. Это объясняет такие случаи, когда, например, хочется есть, а готовить не хочется, но через силу всё же что-то варится.
Далее по тексту следует, что у животного типа строя психики нет воли:
Цитата:
И как следствие:
Нет воли — нет человека: есть человекообразное животное
или биоробот на основе организма биологического вида
«Человек разумный».
Есть воля, но нет религиозности (стремления к праведности
и осознанного избрания своей миссии в русле Промысла)
— есть демон, но нет человека.
|
.
Думаю, этот вопрос важный, поскольку поможет распознать свой тип строя психики.
|
|
|
29.01.2015, 02:14
|
#4
|
|
Форумчанин
Регистрация: 04.05.2009
Адрес: Хабаровск
|
Цитата:
Сообщение от П.А.С.
В сей дискуссии речь идёт о животных, а не животном ТСП.
Относительно животного приведу поговорку из словаря Даля "У человека воля, у животного побудка". Если под волей понимать осознанную целесообразность, то у животного её, скорее всего нет, поскольку нет сознания.
Если же речь идёт об индивиде - носителе животного типа строя психики, - то у него есть воля.
|
Согласен. У человека ТСП может меняться (Ж З Д Ч) в течение дня по несколько раз и в некоторых ситуациях человек может проявить волю, а у животного ТСП всегда один - животный
|
|
|
29.01.2015, 09:54
|
#5
|
|
Форумчанин
Регистрация: 18.01.2011
Адрес: Москва
|
П.А.С. выше писал, что сознание у животных есть. У них нет свободы выбора. Она есть только у человека. "Свобода выбора", условно говоря, есть у всей популяции животных в целом. Об этом пишет Михайло Суботич. Вероятностно предопределённо в популяции найдётся животное, которое в силу разных генетических и иных причин (сбои всегда есть) в одних и тех же обстоятельствах для всех его сородичей поведёт себя иным образом - это поведение может стать конкурентным преимуществом - принцип естественного отбора.
П.С. Кошка на видео мыслит, соображает, обладает интеллектом и умом (разум предполагает выбор из множества вариантов), но ... открыть окно и спрыгнуть со второго этажа её хозяин не научил. Был бы выбор, она как ишак между двумя стогами сена умерла бы от недостатка "еды-кислорода".
|
|
|
14.03.2015, 12:22
|
#6
|
|
Участник
Регистрация: 19.11.2012
Адрес: Залесье
|
Во - основа преобразования, действия - энергия преобразования. Ля - лад, мера. Однокоренные слова: власть, волга, волкан. Т.е., воля это энергия преобразования в мере/гармонии с природой.
Если мы говорим о слабой воле или злой воле, то это неволя или не воля, т.к. они не имеют достаточной энергии преобразования или находятся вне гармонии/меры.
С позиции ДОТУ, воля является качеством управляющего субъекта, т.к. если нет воли, то нет и упра-ВЛЕ-ния, ВЛА-сти. И наоборот, власть и упралвление подразумевают наличие воли.
Сознание, в разной степени, присуще всем формам жизни и одни формы жизни управляют другими. Так, например, царство растений имеет власть над царством минералов. Получается, что растения тоже имеют свою волю.
Одуванчик с сильной волей
|
|
|
| Опции темы |
Поиск в этой теме |
|
|
|
| Опции просмотра |
Комбинированный вид
|
Часовой пояс GMT +3, время: 13:41.
|