|
Форумчанин
Регистрация: 17.02.2010
Адрес: Подмосковье
|
Цитата:
Сообщение от Djohar
Но вы везде ищете разницу, не замечая общего. "Калейдоскоп, однако..." 
|
Вначале о калейдоскопе. Вы зря смеётесь: вопрос-то серьёзный. Я же это сказал не просто так, вовсе не для того, чтобы Вас уколоть или обидеть. Во всех приведённых нами в этой теме примерах общее только одно: то, что все разсматриваемые субъекты простились со своей биологической жизнью по своей инициативе (и то, случай с псковскими десантниками - другой: они погибли не по своей инициативе, самопожертвованием это назвать нельзя; скорее, ими пожертвовали, а им пришлось в критической ситуации, в боевой обстановке самоотверженно сражаться, прикрывая друг друга. Они не дрогнули, не разбежались, и погибли в бою; в этом - проявление силы духа, это достойно уважения.) И всё! Больше ничего общего между ними нет! В то же время между всеми разсматриваемыми примерами есть огромные, принципиально важные различия, без понимания смысла которых невозможно оценить значение того или иного случая.
Цитата:
Сообщение от Djohar
|
С моей точки зрения это - не самоубийство. Это своего рода гибель в бою. Этот случай ближе к камикадзе. Только война в данном случае не совсем обычная – идеологическая. И оружие этого субъекта соответствующее – это публичность и СМИ. Объект его воздействия – не вражеский танк, а общественное сознание. Цель субъекта – защита собственной идеологии, веры от различных притеснений. Промежуточная цель - привлечение внимания как можно более широкой общественности к проблемам своей идеологической организации. Субъект таким ярким во всех смыслах своим поступком, совершённым публично, шокирует, буквально взрывает общественное сознание; СМИ многократно усиливают этот эффект.
Что касается силы духа...
Цитата:
Сообщение от comrade
Классный пример совершенно противоположного поведения. Такого монаха даже заподозрить в страхе перед страданиями невозможно. Полный контроль эмоций - самообладание и безстрашие.
|
С позиции нашего мировоззрения он проявил просто колоссальную силищу духа: пожертвовал собой за свою идею, да ещё таким способом, наверное, самым страшным для нас из всех возможных!
Однако, принимая во внимание обстоятельство, что это - не обычный человек, а буддист-монах ( о буддистском мировоззрении, об отношении к жизни, о философии и психотехниках буддистов см. "Сравнительное Богословие", т. 6), эту акцию можно сравнить с гибелью хорошо выдрессированной и обвязанной взрывчаткой собаки под гусеницами вражеского танка. Тоже самообладание, безстрашие, полный контроль эмоций. Я даже предполагаю, что он даже испытал в этот момент наивысшее блаженство, "попав в Нирвану"! То есть, страха перед смертью и страданиями он совершенно не испытывал, введя себя в состояние транса. Это - "самопожертвование" биоробота. Можно ещё сравнить это с гибелью торпеды или бомбы при попадании в цель. Можно ли их за это уважать?
Отличие от случая с фашистским функционером в том, что один биоробот (буддийский монах) сработал на поражение цели (общественного сознания), а второй биоробот (нацист-самоубийца) самоликвидировался.
Сила духа проявляется при самопожертвовании только тогда, когда жертвовать собой вынужден человек, высоко ценящий жизнь, любящий её всей душой и каждой клеткой своего тела, да ещё и имеющий возможность выбора - жертвовать ему собой, или нет.
Цитата:
Сообщение от Djohar
Почему тогда вам не приходит в голову, что для того немца (или австрийца, кем бы он ни был) - возможность отдать сына на возпитание другой системе и означало то самое предательство Родины, духа предков, и т.д., о котором вы пишете в контексте Тараса Бульбы?
|
На этот вопрос уже совершенно чётко ответили товарищи andrejverba и comrade, мне нечего добавить:
Цитата:
Сообщение от comrade
Потому что он решил ЗА сына, не предоставив тому даже возможности совершить как предательство (в понятий немца), так и геройство в его же понятиях.
|
Цитата:
Сообщение от Djohar
Ну вы же берёте на себя функцию ИНВОУ, когда зачинаете новую жизнь (если, конечно, у вас есть дети...) - только это вам почему-то не кажется странным.
|
Есть у меня дети, только это не я беру на себя функцию ИНВОУ по зачинанию новой жизни: это моя обязанность перед ИНВОУ, как того, кому свыше дано быть Человеком.
Цитата:
Сообщение от Djohar
<...> бог сам действует через человека. И "всё свершается наилучшим возможным образом..."
|
Тысячу раз верно! Так оно всё и свершилось: чтобы наглядно показать нам, как не надо поступать и кого не надо уважать.
Хорошие примеры проявления силы духа, достойные уважения, я нашёл в советской песне "Сыновья Революции" http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=sinrevol
(выделения в тексте мои):
Скрытый текст:
Сыновья Революции
Музыка: А. Пахмутова Слова: Н. Добронравов
Снова рядом с мной образ вечно живой
Революции сын, комиссар молодой.
Он в последнюю ночь перед казнью не спит,
Он в грядущие дни, как влюбленный глядит.
В час, грозою опаленный,
Раздумий и сомнений час,
Я слышу голос отдаленный:
"Я так надеялся на вас!"
Город детства во мгле, и деревни в золе,
И Гастелло летит к побледневшей земле,
И, пока не вонзился он в пламя и дым,
Наш сегодняшний день промелькнет перед ним!
В час, грозою опаленный,
Раздумий и сомнений час,
Мы слышим голос непреклонный:
"Я так надеялся на вас!"
Нас к иным берегам дальний космос влечет,
Королев неуступчиво смотрит вперед.
Космонавт завершает последний парад,
И сквозь годы и звёзды летит его взгляд!
В час, грозою опаленный,
Раздумий и сомнений час,
Мы слышим голос окрыленный:
"Друзья, надеемся на вас!"
Мы надежды борцов не посмеем предать,
Красоту революции нам удержать.
Мы наследники честных и пламенных слов,
И великой любви, и смертельных боёв!
В час, грозою опаленный,
Раздумий и сомнений час,
Великой правдой озаренный,
Весь мир надеется на нас!
Великой правдой озаренный,
Весь мир надеется на нас!
1977
Целью, идеей, достойной самопожертвования, может быть для Человека только Жизнь: жизнь другого человека, жизнь его семьи, рода, народа, наконец, жизнь человечества вцелом. Осознание величия этой вечной цели, осознание её соответствия Промыслу Бога и даёт человеку колоссальную силу духа в борьбе за неё. Другие цели самопожертвования эфемерны и преходящи, изменчивы во времени, и не стОят жизни Человека.
|