Показать сообщение отдельно
Старый 08.10.2018, 19:26   #239
Шатилова Н.Н.
Местный
 
Аватар для Шатилова Н.Н.
 
Регистрация: 30.01.2009
Адрес: Новосибирск
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от promity Посмотреть сообщение
Насчёт определения Даля - он указывает на то, что и кулак и жид это социальные паразиты, в этом эти понятия тождественны. Но не в том, что кулак известен ростовщической деятельностью - это уже домыслы.
Домыслы царского министра А.С.Ермолова?
См. статью по приведенной выше ссылке https://pyhalov.livejournal.com/4331.html
Цитата:
Сообщение от А.С.Ермолова, 1892г
...Впрочем, сельские ростовщики умеют обставлять свои операции таким образом, что и суд, по крайней мере прежний мировой гражданский суд, стоявший на почве формальных доказательств, обыкновенно являлся на помощь сельскому ростовщику в его хищнической деятельности разорения крестьянства.

...Действуя векселями, неосторожно ему выданными и вооружась исполнительными листами, которых очень часто суд не вправе не выдать, сельский ростовщик в то же время развращает, спаивает слабых членов зажиточных семей, опутывает их фиктивными долговыми обязательствами, выданными на сумму в 10-20 раз большую против действительного долга, и разоряет массы крестьян в самом полном смысле этого слова.
Трудно поверить, до каких размеров доходят те проценты, которые взимаются с крестьян за ссуженные им деньги и которые находятся главным образом в зависимости от степени народной нужды.
Так, в летнее время, особенно в виду благоприятного урожая, ссуда даётся не более, как из 45-50% годовых, осенью те же кредиторы требуют уже не менее 120%, а иногда и до 240%, причём очень часто обеспечением служит залог крестьянских душевых наделов, которые сами владельцы арендуют потом у своих же заимодавцев.
Иногда земля, отобранная заимодавцем за долг по расчёту 3-4 р. за десятину, обратно сдаётся в аренду владельцу её за 10-12 рублей. Однако, и такие проценты в большинстве случаев признаются ещё недостаточными, так как сверх того выговариваются разные работы, услуги, платежи натурою, — помимо денежных и т.п. При займах хлебом — за пуд зимою или весною, осенью возвращается два.

...Когда же наступает время расплаты и крестьянину платить долга нечем, то всё это обращается в продажу, а чаще уступается тому же кредитору, причём он же назначает и цену, по которой заложенная вещь им принимается в уплату долга, так что часто, отдав залог, крестьянин остаётся по прежнему в долгу, иногда в сумме не меньшей, против первоначальной цифры долга. Местами, обязательные работы крестьян-должников на кулака-кредитора принимают характер совершенной барщины, ещё гораздо более тяжёлой, нежели прежняя господская.

...Такова еще одна темная сторона нашей современной сельской жизни, в которой, наряду с возрастающей бедностью крестьян, получают все больший простор алчные стремления описанных выше хищников, большая часть которых, — надобно сказать правду — вышла из среды тех же крестьян, но которые, как говорят их прежние односельцы, «забыли Бога»
Напомню что с 1791 по 1915гг евреям селиться в селах не разрешалось (они могли жить только в "местечках" в пределах "черты оседлости", кроме лиц с высшим образованием и "купцов первой гильдии" ), т.е. "сельские ростовщики" - это местные, а не евреи.

Цитата:
Сообщение от promity Посмотреть сообщение
Речь не о том, что кулаки лучше жидов, так как грабили людей не через ростовщичество
Как явствует из статьи А.С.Ермолова, кулаки грабили людей в т.ч. через ростовщичество.

Цитата:
Сообщение от promity Посмотреть сообщение
Хотя и кулакам случалось заниматься такими делами, но не это являлось их отличительной чертой, как в случае с жидами.
Если жид - это мироед, ростовщик, независимо от рода и племени (см. статью "жид" в Словаре Даля) -
то когда и если кулак занимается мироедством и ростовщичеством - это жидовство, на что и указано в статье "кулак" Словаря Даля. Т.е. кулак - это частный случай жида.

При этом не надо путать раскулаченных "крепких хозяев", никогда никаким мироедством не занимавшихся (а таких было немало), с кулаками-мироедами (такие тоже были).

Цитата:
Сообщение от promity Посмотреть сообщение
К примеру не кулаки довели до полного разорения помещиков Белоруссии, а именно жиды-ростовщики, хотя в Белоруссии водилось и кулачество.
Как обстояло дело конкретно в Белоруссии не знаю, но в целом по России одним из крупнейших ростовщиков, разорявших и крестьян и помещиков, была церковь, монастыри.
Подробнее здесь: https://vk.com/id410903514?w=wall410903514_39899%2Fall
Цитата:
Сообщение от историк А.Пыжыков
...Знатным заемщикам ссуды выдавались с иной целью для округления монастырских владений. А.А. Зимин, изучавший землевладение Иосифо-Волоколамского монастыря, подсчитал, что со времени его основания до кончины Иосифа Волоцкого, то есть с 1479 по 1515 г., монастырь заключил 60 сделок, из них 27 вкладов, 10 обменов, 1 покупку, и лишь одна вотчина была приобретена за долги. Это было село Бужировское с деревнями, полученное в 1512 г. от княгини Ирины, жены князя Семена Романовича, за долг в 500 рублей и причитающиеся проценты.

Однако на практике доля земель, приобретаемых монастырями с помощью ростовщичества, была значительно больше. Хотя по грамотам земли и угодья отдавались монастырю в дар (по душах родителей своих в наследие вечных благ), реальная причина расставания со своей собственностью заключалась в неплатежеспособности феодалов. Так, в 1425-1427 гг. Кузьма Яковлевич Воронин передал в Троице-Сергиев монастырь свою вотчинную землю на помин души. Там же содержится обязательство монастыря заплатить долг Воронина (10 рублей) некоему Трепареву. Очевидно, что под видом дарственной была совершена купчая.

По другой дарственной, датированной историками 1474-1478 гг., Анна Кучецкая передавала Троице-Сергиеву монастырю ряд своих владений, за что он снимал с нее долг мужа в размере 5 рублей. На похожих условиях Семен Васильев Шевяков в середине XVI в. передал Иосифо-Волоколамскому монастырю четверть деревни Шевелево игумен обязался заплатить долгу нашего с той отчинки по двум кабалам 5 рублей и 10 алтын с роста.
Цитата:
Сообщение от promity Посмотреть сообщение
... ростовщический паразитизм угрожает всем этажам государства и общества
Подробно об этом см.например у Маркса, гл.36 в III томе Капитала.
Шатилова Н.Н. вне форума   Ответить с цитированием