Сахалинский инцидент с Боингом 747 (подробное расследование)
Сахалинский инцидент с Боингом 747 (подробное расследование)
Потрясающие подробности расследования пограничного инцидента в воздушном пространстве СССР, в ходе которого 1 сентября 1983 года был сбит пассажирский Боинг 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (рейс KE007)
Скрытый текст:
Цитата:
(Максимально сжатая компиляция из книги Мишеля Брюна)
В день гибели Боинга 747 Корейских авиалиний советские ПВО уничтожили ДЕВЯТЬ американских самолетов, и среди них не было пассажирского борта, летящего в Сеул. Гражданский авиалайнер сбили не наши истребители...
1 сентября 1983 года. Сеульский международный аэропорт Кимпо
Самолет из Нью-Йорка через Анкоридж должен был приземлиться в шесть часов утра, но почему-то задерживался. В огромном зале ожидания беспорядочно кружила толпа встречающих, неуверенная и нетерпеливая. Время от времени люди бросали взгляды на расписание.
Другой Боинг Корейских авиалиний, выполнявший рейс 015 прибыл по расписанию в двадцать минут седьмого. Может быть, у его экипажа есть какая-нибудь информация о самолете рейса 007? Они летели по одному и тому же маршруту, почти в одно и то же время, вылетев с разницей всего лишь в несколько минут... Время шло, но новостей не было, беспокойство среди встречающих усиливалось.
Ровно в 10 часов утра министр иностранных дел Южной Кореи заявил, что «самолет приземлился на Сахалине, и что его экипаж вместе с пассажирами находятся в полной безопасности». Публика словно взбесилась от радости, услышав новость, которая рассеяла все ее страхи и вернула надежду.
Однако примерно в полдень советское Министерство иностранных дел СССР проинформировало японское посольство в Москве, что рейс 007 не приземлился на Сахалине, и они не имеют никаких сведений о его местонахождении.
Несмотря на три дня интенсивных поисков, не было найдено ни одного следа корейского самолета или его пассажиров. Это было попросту невероятно. Обычно, когда большой самолет падает в море, находят множество его обломков и человеческие тела, плавающие на поверхности. Но на этот раз – ничего…
Токио, декабрь 1983 г
Технический исследовательский комитет должен был помочь разрешить один из самых загадочных аспектов происшествия: радиосообщения с борта KA 007. Голос пилота можно было ясно слышать на пленке переговоров с аэропортом Нарита через 46 минут после того, как самолет, предположительно, был сбит.
* * *
Просматривая материалы ИКАО, мы находим три различных срока, когда корейский лайнер был предположительно перехвачен; четыре срока пуска, когда ракеты были выпущены и попали в цель; четыре срока, когда авиалайнер предположительно исчез с экранов радаров и четыре различных срока его гибели.
Данные указывают на четыре перехвата и, по крайней мере, на четыре сбитых самолета.
Вопрос уже не в том, были ли все эти самолеты KA 007. Он в том, что это были за самолеты и который из них был корейским авиалайнером, если тот вообще находился поблизости?
Японский радар (согласно официальной истории), впервые зафиксировал полет «корейского самолета» в 03:12 по токийскому времени недалеко от Сахалина, когда тот летел со скоростью 430 узлов. Но этот самолет не мог быть тем, который советские радары вели от Камчатки. Если он летел со скоростью 432 узла, то просто не мог прибыть на то место, в котором японский радар увидел «корейский самолет» в 03:12, поскольку не мог бы оказаться там, в лучшем случае до 03:35.
3 сентября командующий Японским агентством морской безопасности заявил прессе, что «в том случае если за следующие несколько часов мы не сможем обнаружить обломки корейского авиалайнера, мы должны принять этот факт во внимание и заключить, что самолет в этом районе не разбивался».
2 сентября, разведывательный вертолет американского военно-морского флота обнаружил к югу от Монерона маленький надувной плот, который был немедленно поднят из воды. Никто никогда так и не узнал, откуда появился этот плот и был ли кто-нибудь на его борту. Однако на Боинге 747 нет никаких надувных плотов, ни больших, ни маленьких.
К северу от Монерона патрульными катерами были собраны 54 обломка, но ни один из них не имел отношения к корейскому авиалайнеру.
Начиная с 10 сентября вдоль северного побережья Хоккайдо, каждый день стали находить обломки, некоторые из которых принадлежали Боингу (не корейскому), а некоторые - военному самолету: например, секция титанового крыла американского истребителя SR-71 «Блек Берд».
Как показал в своей книге Ивао Койяма, русские и американцы проводили поисковые работы раздельно, как будто каждый искал свои собственные самолеты, наблюдая при этом за действиями противника.
В пределах своих территориальных вод русские обследовали два района, один возле Невельска на побережье Сахалина, другой - к северу от Монерона; в то время как американцы искали в 19 милях к северо-востоку от острова. Японцы патрулировали прямоугольную зону размерами 100 на 150 километров. Несмотря на все их усилия, обломки Боинга не были обнаружены.
При этих условиях, если самолет на самом деле разбился где-то поблизости, он наверняка был бы найден. И здесь на ум приходят слова адмирала Имамура: «Если они не нашли самолет, это просто потому, что его там не было».
После двух месяцев интенсивных усилий, поиски, предпринятые с целью обнаружить обломки рейса 007, завершились 10 ноября 1983 года, когда американские и советские суда покинули этот район. Русские не сделали никаких заявлений. Американский флот объявил о том, что почти с полной уверенностью можно сказать: корейский авиалайнер не падал в море в международных водах около Монерона.
...Во-первых, КА 007 не был сбит над Сахалином, а разбился в Японском море в нескольких сотнях миль к югу от официальной зоны поисков. Это доказано тем фактом, что течение идет на север и обломки авиалайнера не были обнаружены в официальной зоне поисков в течение недели. Во-вторых, обломки, найденные в день катастрофы в нескольких различных ареалах у Монерона, показали, что здесь были сбиты несколько военных самолетов, из которых, по крайней мере, один был американским.
Два самолета были сбиты над Сахалином, но ни один из них не был корейским реактивным лайнером. Третий самолет, летевший над Тихим океаном, не был найден.
Текст радиообмена, опубликованного вскоре после катастрофы газетой «Асахи Симбун» имел следующее содержание:
КЕ 007: TOKYO RADIO, KOREAN AIR ZERO ZERO SEVEN.
Tokyo: KOREAN AIR ZERO ZERO SEVEN, TOKYO.
Неизвестный: Это была …
KE 007: KOREAN AIR ZERO ZERO SEVEN…
(говорит Токийскому контролю)
Неизвестный: повторяю…
КЕ 007: REPEAT CONDITIONS (Кому это было адресовано?)
Неизвестный: Будет (должна была быть) кровавая баня... очень плохо…
…Стало ясно, что, хотя сообщение определенно было передано с борта КА 007, оно не было сделано вторым пилотом лайнера, который вел передачу. Часть сообщения поступила с другого самолета на частоте, на которую в тот момент был настроен один из приемников корейского самолета. Слова с другого самолета, которые были слышны в пилотской кабине КА 007 благодаря громкоговорителю, были восприняты микрофоном второго пилота, вместе с его собственными словами, и преданы в Нарита на отведенной для корейского лайнера частоте.
...Я обнаружил, что KA 007 послал несколько сообщений после своей «последней» передачи в 03:27:10, один раз в 03:52, KA 015, и один раз, в 04:10, KA 050, другому корейскому авиалайнеру.
Мы должны принять во внимание тот факт, что отклонившись от своего разрешенного курса и не отмечая этого в докладах о своем положении, KAL 007 сделал нечто, что не имело никакого отношения к его обязанностям гражданского самолета.
Радиопередачи не являются единственным признаком того, что KAL 007 все еще летел нормально над Японским морем, по крайней мере, через сорок пять минут после предполагаемой атаки над Сахалином. Есть указания на то, что токийский диспетчер видел эхо KAL 007 на своем радаре. В тот самый момент, когда KAL 007 связывался с KAL 050, у токийского контроля появились проблемы с идентификацией KAL 015.
Диспетчер оказался неспособен определить, какая из двух меток на радарном экране принадлежит KAL 015. В тот ночной час в токийской зоне было мало самолетов. Кроме KAL 015, единственными самолетами, которые находились на экране радара, был KAL 050, следующий со стороны Тихого океана в Сеул, и американский военный самолет Foxtrot Bravo (FB 650), взлетевший с авиабазы Ацуги.
Эти самолеты были правильно идентифицированы и не представляли для диспетчера никаких проблем. Единственный самолет, который он не мог с уверенностью идентифицировать, был KAL 015, если не принимать во внимание KAL 007, который еще не был идентифицирован и продолжал симулировать отказ радио. Следовательно, единственным самолетом, радарное эхо которого можно было перепутать с эхом от KA 015, был все еще не идентифицированный KA 007.
Из имеющихся у нас свидетельств мы можем реконструировать то, что должно было происходить. Каждый раз, когда диспетчер просил изменить код транспондера, оба эха на экране реагировали одним и тем же образом, оба самолета меняли код одновременно.
04:13:51 (KE 050) [Токио-контроль, это KA 050, не можем установить контакт с KAL 007 на этот раз]
Радиопередачи между KA 050 и KA 007 показали, что самолет все еще продолжал обычный полет в 04:12 (по японскому времени), через сорок шесть минут после того, как он, как было сказано, был уничтожен ракетой советского истребителя-перехватчика.
...Офицер, который «участвовал в поисках Боинга», но потребовал анонимности, дал следующий комментарий: находка 18 октября на самом деле была Боингом, хотя в этом случае не «Боингом-747», а Боингом-707, оснащенным как USAF RС-135.
Всего в ходе спасательной операции было найдено ДЕВЯТЬ остовов, разбившихся самолетов…
Поскольку существуют обломки, океанографические свидетельства и радиопередачи, указывающие на то, что KA 007 разбился у берегов Хонсю, а не Сахалина, нет причины предполагать, что русские когда-либо имели в своем распоряжении черные ящики корейского авиалайнера.
Многие исследователи, занимавшиеся загадкой KAL 007, усиленно обсуждали загрузку на борт десяти тонн дополнительного топлива и сорокаминутной задержкой взлета. Относящиеся к этому факту документы включены в приложение к отчету ИКАО от 1983 года.
О взлете из Анкориджа
С момента начала разбега, обозначенного разрешением контрольной башни на взлет, KAL 007 потребовалось 2 минуты и 27 секунд, чтобы достичь высоты радарного контакта, в то время как KAL 015 проделал это всего лишь за 1 минуту и 7 секунд.
...Советы сказали, что перед тем как войти в воздушное пространство Камчатки, самолет-нарушитель летел крыло к крылу с RC-135. Маршал Огарков дал детальное описание рандеву и показал план полета двух самолетов на своей карте во время пресс-конференции для западных журналистов 9 сентября 1983 года. Огарков сказал:
«Я особо хочу привлечь ваше внимание к тому факту, что южнокорейский самолет вошел в зону обнаружения советских радарных систем в районе, который постоянно патрулируется американскими разведывательными самолетами, в особенности RC-135. На этот раз мы обнаружили RC-135 в этом районе в 2:45 утра местного времени 1 сентября».
«В 4:51 утра камчатского времени [15:41 GMT] другой самолет с отметкой, аналогичной той, которую оставляет RC-135, был обнаружен в том же самом районе и на той же самой высоте – 8000 метров. Самолеты приблизились друг к другу вплоть до слияния их радарных отметок на экране и затем летели вместе некоторое время. После этого один из них, как наблюдалось и ранее, взял курс на Аляску, а другой отправился в сторону Петропавловска-Камчатского. Естественно, командные посты советских ПВО сделали вывод, что к воздушному пространству СССР приближается самолет-разведчик».
Комментируя неудачную попытку русских перехватить нарушителя, Соединенные Штаты заявили, что это было результатом «плохого радара, плохих самолетов и плохих советских пилотов» – и добавили к этому списку через несколько лет прошедший накануне шторм, который, как считалось, вывел из строя значительную часть советской радарной системы. Результатом, как заявили США, стало то, что советские перехватчики не смогли подойти к корейскому реактивному лайнеру ближе, чем на 20 морских миль.
Но если русские знали, что их истребители находились в 20 морских милях от своей жертвы, приблизительно в одной минуте полетного времени, вполне в пределах не только радиуса действия радара, но и различимого визуально, они не могли бы потерпеть неудачу в перехвате самолета.
Более того, навигационные и габаритные огни на самолете можно было видеть на расстоянии от 50 до 80 миль в середине ночи при безоблачном небе, в условиях, которые наблюдались в то время над Камчаткой. Если советские истребители находились только в двадцати милях от корейского лайнера, они, несомненно, могли бы заметить самолет. Даже с земли самолет был бы отлично виден невооруженным глазом, если предположить, конечно, что его навигационные огни были включены.
Тот факт, что ни пилоты истребителей, ни наблюдатели с земли не видели их, может означать только то, что самолет, был ли это KAL 007 или какой-то другой самолет, летел с выключенными огнями. И это в свою очередь указывает на то, что он не был невиновным. Если бы это был авиалайнер, он должен был бы включить все свои позиционные огни и, в особенности, проблесковый маяк.
Советский контр-адмирал позднее дал совсем другую информацию о пролете над Камчаткой. Если тщательно проанализировать факты, его отчет и другие советские материалы о событиях того времени подразумевают, что той ночью в этом стратегически важном регионе было отмечено обширное американское присутствие:
«Часто поблизости от Командорских островов находились две или три авианосные группы, которые посылали свои самолеты в направлении нашего воздушного пространства. Это была постоянная война нервов. Той ночью, 31 августа, я находился на своем посту и наблюдал за происходящим. Самолет выполнял свое задание у нашего побережья. Другой самолет приблизился к нему. Все предполагали, что это был воздушный танкер, сближающийся с самолетом-разведчиком».
Для американцев, даже для тех, кто не верит официальной версии событий, крайне трудно признать, что между советскими и американскими военными самолетами произошло серьезное столкновение, окончившееся потерями с американской стороны, столкновение, которое оставалось секретом все эти годы.
…Я хочу суммировать эти наблюдения, чтобы читатель получил представление о той картине, которая открывалась перед советскими командующими на Сахалине. Они видели шесть самолетов-нарушителей, идущих на них буквально одновременно. В 05:05 первый нарушитель вошел в воздушное пространство Сахалина. В 05:07 второй нарушитель был замечен в 340 км к востоку северо-востоку от Плантации, следуя курсом 200 градусов.
Четыре минуты спустя, в 05:11, был замечен третий нарушитель, похожий на Ту-95. Его высота и поведение заставили советских наблюдателей опасаться, что этот самолет может быть советским. Они проверили расписание полетов и обнаружили, что этот самолет не мог быть своим. Он находился к югу от мыса Терпения, следуя курсом 240 градусов прямо к бухте Макарова в 100 км от него, где боялись бомбежки, которой так и не последовало.
В то же самое время, радарами был обнаружен четвертый нарушитель, на пеленге 45 градусов и на расстоянии 110 км от Смирных. Все в то же время наблюдался пятый нарушитель, пересекающий Курилы. И в 05:12 японские радары зафиксировали шестого нарушителя, в 150 км к югу от бухты Макарова и в 420 км к югу от той цели, которую вели в Плантации.
При таких обстоятельствах нетрудно понять, почему советские командиры решили сбивать нарушителей, вошедших в советское воздушное пространство, не следуя длительным процедурам предупреждения.
...Осипович заявил, что первая ракета, та, которая попала в хвост и вызвала оранжевую вспышку, управлялась инфракрасной головкой самонаведения. Ракеты с инфракрасными головками самонаведения летят по направлению к источнику тепла. Это означает, что самолет, в который она попала, имел один или несколько двигателей в хвостовой секции. Боинг-747 (KA 007) или Боинг-707 (RC-130) не имеют в хвосте ни двигателей, ни топливных баков.
«Я сбил вражеский самолет-разведчик. Эти RC-135 всегда кружили вокруг нас. Все это дело с гражданским авиалайнером началось только потом. Они нашли остов, но там не было никаких пассажиров. Не имеет значения, что они говорят, я отвечаю за свои слова: самолет, который я сбил, был не пассажирским, а шпионским».
Над Японским морем, неподалеку от Ниигаты KA 007 находился, без всякого сомнения, в одиночестве. В море, не так далеко от него, находился фрегат ВМС США «Баджер» и возможно, другие суда, например, «Эллиот». Согласно советским данным, «Баджер» выполнял миссию по сбору разведывательной информации «у Владивостока». Но Ниигата, географически, является самым близким портом Японии по отношению к Владивостоку, их разделяет только Японское море. Иначе говоря, сказать «у Владивостока» - то же самое, что сказать «у Ниигаты».
И в небе в 19:13:54 GMT находился американский самолет, FB 650 военно-морского флота США, который летел под управлением гражданского контроля, и которому было сказано, что помощь с использованием радара прекращена. Самолет попросил разрешения опуститься на высоту FL190, и обозначил приблизительное время прибытия в контрольную точку KADPO как 19:27, через 13 минут.
В чем заключалась миссия FB 650? Мы впервые слышим, как он вызывает Токио в 19:13:54 GMT, сообщая свое ETA в KADPO. Это примерно соответствует самому раннему времени, когда KA 007 мог быть уничтожен, что, скорее всего, произошло несколькими минутами ранее.
Самолет FB 650 военно-морских сил США, таким образом, направлялся в точку KADPO до того, как KAL 007 встретился со своей все еще неизвестной Немезидой. Откуда FB 650 мог знать, что на поверхности воды может находиться нечто, представляющее интерес? И что это могло бы быть?
Что же произошло с KAL 007 между 19:12 и 19:30 GMT? Самолет был вне досягаемости советских перехватчиков, так что их атака к северу от Ниигаты кажется маловероятной. Он не послал ни одного сигнала бедствия и ни разу не сообщал о каких-либо проблемах. Корейский авиалайнер исчез внезапно, за несколько минут до прохода над Ниигатой, без всяких явных причин.
Среди нескольких вещей, которые могли бы с ним произойти, две можно предположить по аналогии и благодаря тем фактам, которые были выявлены в ходе моего расследования. Первое, авиалайнер был сбит американцами, решившими, что это советский самолет, "совершающий возмездие" за то, что произошло севернее. Или он был сбит японцами, решившими, что это советский самолет, угрожающий втянуть Японию в углубляющийся вооруженный конфликт.
Американское военное присутствие в Японии было значительным. В то время, когда был сбит KA 007, американские самолеты, не участвовавшие в битве над Сахалином, находились в воздухе, а суда – в море.
24 марта 1991, через день после того, как телекомпания «Асахи Телевижн» показала субботнюю программу «The Scoop», посвященную KA 007, она получила ряд звонков от зрителей. Среди них был один анонимный звонок, сделанный человеком, который заявил о том, что знает, как был уничтожен корейский авиалайнер. «Все ваши истории – чепуха. В то время я служил в воздушных силах самообороны, и моя часть размещалась на авиабазе Читозе на Хоккайдо. Мы сами его и сбили. Я знал пилота, который выпустил ракету. Он вышел в отставку, и сейчас работает водителем такси».
Прежде чем KAL 007 был уничтожен, половина всех японских истребителей была перемещена в Читозе в качестве экстренней меры. Некоторые из них, без сомнения, находились в воздухе. В свете процедур JASDF вполне вероятно, что две пары истребителей могли быть направлены системой "Бадж" на перехват самолета, идущего к югу у западного побережья Хоккайдо и Хонсю. Японцы могли не суметь идентифицировать этот самолет как KA 007. Вполне вероятно, что командование JASDF могло приказать своим перехватчикам уничтожить самолет.
Полковник Флетчер Праути, отставной офицер разведки ВВС США сказал, что США намеренно уничтожили KAL 007, приведя в действие предварительно установленное на его борту взрывное устройство. Он утверждает, что корейский авиалайнер никогда не сходил со своего курса, был взорван у тихоокеанского побережья Японии.
На этой стадии данных недостаточно, чтобы указать на наиболее вероятную причину гибели авиалайнера. Ставки слишком высоки, чтобы принимать какие-то окончательные решения на базе недостаточных свидетельств. Тем не менее, главная причина совершенно ясна. Если бы KA 007 следовал по маршруту ROMEO-20 через остров Хонсю к Ниигате, нет никакого сомнения, что с ним не случилось бы того, что произошло на самом деле.
Установив связь между двумя катастрофами: воздушной битвой над Сахалином и гибелью KAL 007, публичное и тщательное расследование будет иметь преимущество, которого не было у меня – способность задавать под присягой вопросы тем людям, которые запланировали, утвердили, выполнили и скрывали эту разведывательную операцию...
(Сделал все возможное чтобы из интереснейшей книги сделать что-то вроде статьи)