Вернуться   Форум "Осознание" - Концепция Общественной Безопасности > Общество. Политика. Мы. > Концепции развития. События и общество. Факты и мнения.

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 09.12.2013, 09:12   #1
Михайло Суботич
Команда сайта
 
Аватар для Михайло Суботич
 
Регистрация: 30.10.2008
Адрес: Подмосковие
По умолчанию Стратегическое планирование (Госплан)

Через месяц страна вернёт себе Госплан. Может быть, это начало большего
Цитата:
Несмотря на повсеместную критику хода выполнения майских указов президента, нужно отметить, что как минимум один из важнейших исполняется надлежащим образом. Правда, происходит это скромно и без помпы, что, наверное, и к лучшему. Вчера в Госдуме был подготовлен ко второму чтению законопроект «О государственном стратегическом планировании». Уже 1 января 2014 года он должен обрести силу закона, и наша страна, по сути, вернёт себе некогда утраченный Госплан. Зачем он нужен и чем будет отличаться от советского — разбираем ниже.

Жизнь наугад

Один из майских указов президента «О долгосрочной государственной экономической политике» остался почти незамеченным для прессы. Однако он является, пожалуй, важнейшим из всех поручений Владимира Путина. Речь в нём идёт о необходимости возвращения системы стратегического планирования в России — нонсенс для сложившегося у нас либерально-экономического уклада. В коридорах Госдумы зашептали о грядущем возвращении «пятилеток», но законопроект подготовили в срок. Уже в ноябре 2012 года его проект прошёл первое чтение.

Впрочем, уже тогда он вызвал много нареканий, что понятно, так как в спешке обычно ничего толкового сделать невозможно. Тем более, если речь идёт о таком всеобъемлющем документе. В итоге проект закона собрал 251 поправку, 120 из которых на сегодняшний день рекомендованы к принятию комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Есть все шансы, что с 1 января 2014 года страна наконец-то начнёт планировать стратегически.

Уверен, что нашим читателям не нужно объяснять всю важность такого планирования, но на всякий случай напомню, что без Госплана в СССР не были бы достигнуты те результаты, эффектом от которых мы пользуемся до сих пор. Без Госплана СССР не была бы возможна индустриализация, не была бы возможна эвакуация промышленности во время войны и её мобилизация, а значит — и Победа. Без Госплана СССР не было бы возможно создание атомной промышленности (в том числе военной) и освоение космоса. Одним словом, всего того, чем мы так гордимся и вспоминаем сегодня.

Удивительно то, что в современной России до сих пор полноценное стратегическое планирование фактически отсутствовало. Из долгосрочного вспоминается только «Стратегия 2020», а из краткосрочного, пожалуй, лишь проекты бюджетов и региональные программы. Среднесрочное планирование, которое, в общем-то, и должно быть основой долгосрочного, отсутствует у нас как класс.

Но это ещё не все беды. Те краткосрочные программы, которые пишутся, — как правило, не имеют ни малейшей связи между собой. Часто они абсолютно не увязаны с бюджетными возможностями и напоминают перечень благих пожеланий. Вспомнить хотя бы красочные планы Министерства развития Дальнего Востока, которые подверглись жёсткой критике президента за отсутствие внятных источников финансирования.

Или взять новости этих дней — вчера Минфин объявил о том, что в бюджете ближайших лет пробита «дыра» в 10 трлн рублей, а сегодня помощник президента РФ Андрей Белоусов назвал это «абсолютно нереалистичной цифрой». Представляется, что если бы кто-то из прежних руководителей советского Госплана взглянул на нынешнее состояние стратегического планирования в стране, то пришёл бы в ужас.

Кроме того, выполнение тех планов, которые всё же у нас имеются, как правило, никем не контролируется. А значит, и ценность их стремится к нулю.

Воссоздаваемая система стратегического планирования должна ликвидировать все эти пробелы.

Объективные трудности

Сам факт возвращения к положительному советскому опыту, безусловно, радует. Тем более что мало кому известно, но им не брезгуют пользоваться и наши зарубежные партнёры. Например, Евросоюз уже давно живёт семилетними циклами и никого при этом не стесняется. У нас разговоры о возвращении Госплана на серьёзном уровне начались в 2003 году, когда окончательно рухнули иллюзорные надежды на волшебную силу саморегуляции рынка, но в законопроект, как вы видите, вылились только спустя 10 лет.

Однако при всей идеологической привлекательности затеи стоит признать, что она столкнётся с трудностями, которые могут её похоронить на самом раннем этапе воплощения.

Дело в том, что воссоздать Госплан советского образца не удастся в принципе, ввиду того, что мы живём при ином социально-экономическом строе. Если прежде, допустим, производство самолёта государство могло спланировать от разработки месторождений алюминиевой руды и подготовки соответствующих кадров до выпуска конечного изделия, то теперь это не представляется возможным. Львиная доля участков такой производственной цепочки находится вне зоны компетенции государства, а это, в свою очередь, делает любой подобный план крайне условным.

Второй аспект — это кадры. Для полноценного стратегического планирования в масштабах целой страны нужны профессионалы высшего разряда. Только представьте, какую титаническую работу им предстоит выполнить. Возможно, такие люди у нас есть, но тот факт, что до сих пор они себя не особо проявили, заставляет сомневаться в реальности их существования. Ведь для этого необходимы не только академические знания и чистые намерения, это ещё и опыт.

Третий аспект — это ответственность. Каким бы профессионалом ни был госслужащий, он должен нести прямую ответственность за результаты своего труда. А с этим у нас, скажем прямо, большая проблема.

Несмотря на всё это, воссоздавать институт стратегического планирования необходимо. Без него, как и в советские времена, мы не решим сегодня ни одну серьёзную проблему. Не наполним жизнью Дальний Восток, не проведём новую индустриализацию, не решим проблему моногородов, не выйдем на должный уровень демографического развития, даже не решим проблему мигрантов. Это уже не говоря о сверхпроектах, вроде дальнейшего освоения космоса или полноценного — Арктики.

Суммируя сказанное, отмечу, что для эффективного функционирования нового «Госплана» волей-неволей придётся реанимировать и другие элементы советской системы — от национализации до смелого применения некоторых статей УК в отношении провинившихся «стратегов». Напомню, что председатель Госплана Н. А. Вознесенкий, несмотря на заслуги в ходе военной эвакуации промышленности, в 1950 году был расстрелян.

Насколько эффективной станет нынешняя система стратегического планирования — пока что можно лишь гадать. Возможно, она превратится в очередной бюрократический механизм, обслуживающий либерально-экономический курс, а может быть, станет первым кирпичиком в восстановлении страны и потянет за собой другие полезные элементы. В любом случае, за этой темой мы отныне будем следить ещё более пристально.
Михайло Суботич вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.07.2014, 12:05   #2
Михайло Суботич
Команда сайта
 
Аватар для Михайло Суботич
 
Регистрация: 30.10.2008
Адрес: Подмосковие
По умолчанию

Президент России Владимир Путин 1 июля подписал закон "О стратегическом планировании"
Цитата:
В Россию возвращаются "пятилетки". Правительство переходит на планирование экономического и социального развития на пять лет.
Российское правительство переходит на планирование экономического и социального развития на более длительный, чем сейчас, срок. План, определяющий цели и средства для их достижения, будет рассчитываться на пять лет вперед. Такой план будет рассматриваться на заседании правительства и утверждаться специальным постановлением. Его выполнение будет проверяться раз в полгода на заседаниях правительства.

Переход к новой системе планирования будет осуществлен быстро – первый план "пятилетки" должен быть представлен правительству к концу июля. Сообщается, что он будет распределен по отраслям, таким как промышленность, транспорт, социальная сфера и другим важным для российской экономики аспектам.

"Уже давно поднят вопрос, что экономика нашей страны и ее бюджет привязаны к ценам на нефть и газ. Необходимо развивать индустриальную отрасль, машиностроение, рынок труда, наукоемкие технологии, все то, чем мы гордились при Советском Союзе. Для этого и необходимо ставить задачи на определенный период, как в данном случае, – пять лет", – цитируют "Известия" российского чиновника, который следит за развитием ситуации по "пятилеткам".

Президент России Владимир Путин 1 июля подписал закон "О стратегическом планировании". В концепцию этого документа отлично укладывается новая инициатива – пятилетние планы по развитию в экономической и социальной сферах. Основной идеей стратегического планирования в целом, и "пятилеток" в частности, заключается в том, чтобы создать правовую основу для функционирования системы долгосрочного планирования социально-экономического развития России. Такая система позволит решать задачи повышения качества жизни населения, роста экономики, обеспечения безопасности страны, а также следить за ходом развития ситуации.

"Глава государства давал поручение правительству представлять план мероприятий по достижению целевых показателей развития страны. Представлен первый пятилетний план будет в июле этого года", – сообщает представитель администрации президента. Государственные чиновники в целом поддерживают идею долгосрочного планирования. Если цели будут сформированы реалистично, тогда подобная мера пойдет российской экономике и социальной сфере только на пользу, отмечают они.

В настоящее время многие страны перешли на систему долгосрочного планирования. Так, например, Национальная ассоциация губернаторов США разработала и провела презентацию стратегической инициативы "Инновационная Америка". Чиновники вспоминают также, что стратегическое планирование экономической сферы государством не мешает экономике Японии стремительно развиваться. Более того, крупные технологические проекты в современных условиях невозможно завершить без вмешательства государственного сектора. Одним из важных примеров такой ситуации является космическая отрасль, где, несмотря на появление частных компаний, государство сохраняет лидирующие позиции.
Михайло Суботич вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.07.2014, 15:17   #3
Демидов
Ушёл в баню
 
Регистрация: 11.12.2013
Адрес: Россия
По умолчанию

http://radiovesti.ru/article/show/article_id/140670
Демидов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.07.2014, 15:53   #4
Михайло Суботич
Команда сайта
 
Аватар для Михайло Суботич
 
Регистрация: 30.10.2008
Адрес: Подмосковие
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Демидов Посмотреть сообщение
Цитата:
Наталья Тимакова: переход кабинета министров на "пятилетки" - вымысел
Про "пятилетки" может быть домыслами СМИ, а закон о стратегическом планировании подписан - http://www.kremlin.ru/acts/46126. Насколько далеко будут составляться планы и какие периоды учета будут введены (3 года, 5 лет или 10) - это уже детали.

Вот проект закона, одобренный Думой и СФ - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/551043/. Судя по тексту, будут шестилетки, а не пятилетки.
Михайло Суботич вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.07.2014, 10:07   #5
Михайло Суботич
Команда сайта
 
Аватар для Михайло Суботич
 
Регистрация: 30.10.2008
Адрес: Подмосковие
По умолчанию

Стариков - Либеральная часть правительства: «стратегического планирования не допустим»
Скрытый текст:

Какая страна будет развиваться лучше: та, что планирует на год-два, или та, чей горизонт планирования уходит на десятилетия вперед? Ответ очевиден – плановое развитие страны происходит даже в самых либеральных странах, ни один народ не развивает свою страну, полагаясь «на невидимую руку рынка» в планировании и определении целей развития.

Именно поэтому так важно стратегическое планирование для развития нашей страны. Именно поэтому 1 июля 2014 года президент Владимир Путин подписал Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который вступит в силу 11 июля.

Именно поэтому либеральная часть правительства устами пресс-секретаря председателя правительства России Натальи Тимаковой немедленно выступила против.

Совсем недавно я опубликовал материал «Кто-то должен уйти — либо правительство, либо народ» в котором проанализировал «степень выполнения» прямых распоряжений главы государства. Скажу сразу — степень выполнения больше всего напоминает саботаж.

Точно такое же отношение и такой же подход мы наблюдаем и в вопросе стратегического планирования развития страны.
Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ достаточно объемный, поэтому обильные цитаты не представляются возможными.

Вот лишь некоторые фрагменты, которые характеризуют этот документ.
«Статья 8. Задачи стратегического планирования
Основными задачами стратегического планирования являются:

1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики…».

«Статья 9. Участники стратегического планирования

1. Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:

1) Президент Российской Федерации;
2) Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство Российской Федерации;
4) Совет Безопасности Российской Федерации;
5) Счетная палата Российской Федерации;
6) Центральный банк Российской Федерации;
7) федеральные органы исполнительной власти;
8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона».

Как мы видим, в новом законе правительство является одним из тех органов, что ДОЛЖНО являться участником стратегического планирования.

Зададим себе вопрос: стратегическое планирование это на сколько? На сколько вперед нужно смотреть и планировать?

Об этом говорит статья 3 вышеупомянутого Закона.

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

19) среднесрочный период — период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;
20) долгосрочный период — период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет».

Все ясно – стратегическое планирование должно основываться на планировании среднесрочном, чтобы получить фундамент для долгосрочного, действительно стратегического планирования. Очевидно, что год-два-три не могут быть горизонтом планирования для любой уважающей себя страны.

И вот, 1 июля президент подписывает закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Подчеркиваю – ЗАКОН. Не сборник тем для дискуссий, а ЗАКОН. Который должен исполняться.

И уже 2 июля в газете «Известия» выходи статья «В России вводятся плановые «пятилетки». В ней журналист, ссылаясь на «высокопоставленный источник в правительстве», говорит о том, что стратегическое планирование начнется с введения «пятилеток».

«Российское правительство переходит на планирование экономического и социального развития на более длительный период — план мероприятий по достижению страной целевых показателей будет разрабатываться на 5 лет. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в правительстве. По словам собеседника «Известий», составленный план будет рассматриваться на заседании правительства и утверждаться специальным постановлением. Первый план по достижению определенных целевых показателей должен быть представлен главе государства уже в этом месяце. Он будет сформирован по отраслям — промышленность, транспорт, социальная сфера и т.д. Раз в полгода на заседаниях правительства будут рассматриваться вопросы, связанные с его реализацией… Источник «Известий» отметил, что 1 июля президент подписал закон «О стратегическом планировании», в который как раз укладывается концепция «будущих пятилеток» правительства. Как говорится в материалах Государственно-правового управления Кремля, закон «устанавливает правовые основы стратегического планирования в России, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования». http://izvestia.ru/news/573185#ixzz36Jm5OlKJ

Представьте себе, что вы лично решили разобраться в сфере стратегического планирования. С чего бы вы начали? Какую форму бы выбрали? Уверен, что велосипед изобретать бы не стали. Пятилетки прекрасно зарекомендовали себя в советской (и не только) экономике. Прелесть пятилетки именно в том, что это не слишком короткий, но и не слишком длинный промежуток. В самый раз!

Не случайно анонимный источник газеты «Известия» вывел прямую связь между Законом, подписанным президентом и первых шагов по его реализации. Эти первые шаги и есть начало пятилетнего планирования. Среднесрочного – далее надо будет начинать долгосрочное.

Еще раз обращаю ваше внимание, что материал «Известий» вышел сразу на следующий день после подписания Закона президентом. «По словам собеседника «Известий», составленный план будет рассматриваться на заседании правительства и утверждаться специальным постановлением. Первый план по достижению определенных целевых показателей должен быть представлен главе государства уже в этом месяце» — пишет газета.

Что должно делать правительство, которое согласно закона, является важным участником стратегического планирования? Приступать к реализации, начинать среднесрончое планирование (пятилетка) и далее переходить к более длительному периоду. На что и «прозрачно намекает» статья в «Известиях».

Ответ либеральной части правительства прозвучал моментально. В тот же день, 2 июля пресс-секретарь председателя правительства России Наталья Тимакова назвала вымыслом СМИ информацию о том, что кабинет министров переходит на «пятилетки» при социально-экономическом планировании.

«Никаких планов о переходе на «пятилетки» в правительстве нет, это — вымысел, — заявила она журналистам, опровергая, тем самым, сообщение, распространенное сегодня СМИ. Первой о переходе на планирование экономического и социального развития с трехлетнего на пятилетний период сегодня сообщила газета «Известия» со ссылкой на высокопоставленный источник в кабмине».

В своей ежедневной деятельности правительство руководствуется несколькими документами: указы президента России, в которых установлены конкретные сроки исполнения поручений, Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 года, государственные программы, каждая из которых имеет свой срок исполнения, — отметила Тимакова. — И, наконец, есть главный финансовый документ — Бюджет РФ, который рассчитывается в последние несколько лет, исходя из трехлетнего плана». http://www.rg.ru/2014/07/02/pyatiletki-site-anons.html

В переводе с либерального на русский это называется так: никакого среднесрочного планирования осуществлять не будем, тем более правительство не будет заниматься тем, что называется действительно стратегическим планированием.

Это саботаж. Это моментальный ответ на «намек», напечатанный в «Известиях». Скорость ответа потому такая быстрая, что вопрос для либералов в правительстве принципиальный. Не должно быть никакого планирования, у каждой государственной программы должен быть «свой срок исполнения», ни в коем случае нельзя допустить, чтобы эти программы были как-то скоординированы по времени. Более трех лет вообще планировать нельзя. Ведь иначе Россия может начать развиваться. Ужас! А что на это скажут за океаном!?

Блокирование стратегического планирования, жесткое оппонирование в заочной дискуссии с патриотическим крылом правительства показывает нам, насколько принципиален этот вопрос. Ведь борьба началась еще ДО вступления Закона в силу.

Без стратегического планирования Россию невозможно развивать стратегически. Намечая регионы, отрасли, предприятия, города, которые необходимо поддерживать и развивать в расчете на прорыв через более длительный, нежели два-три года, период времени. Страна, имеющая горизонт планирования в два года подобна водителю, у которого лобовое стекло полностью заляпано грязью, а смотреть вперед можно только через узкую щелку чистого пространства.
Именно поэтому в этом вопросе либералы в правительстве так быстро и так ясно заявили свою позицию.

Но нас они в этом не удивили. После их желания ликвидировать материнский капитал, сократить расходы на оборону, ввести социальные нормы потребления электричества (то есть увеличить тарифы), говорит об отказе от занятости любой ценой на фоне слов президента о новых рабочих местах.

Противостояние либералов и патриотов во власти становится совсем открытым. И сегодня это уже совершенно недопустимо – у наших границ идет полномасштабная война и снаряды УЖЕ залетают на наш территорию. Пока редко и без жертв, но в такой напряженной ситуации власть должна быть консолидирована как никогда. Автомобиль не может ехать не туда, куда рулит водитель. Особенно – на скользкой дороге. Государственная машина не может противодействовать решениям президента. Властная вертикаль, которая противится решениям первого лица, становится похожей на вареную макаронину.

А это значит, что пришло время отставок. Кого отправлять в отставку, правительство целиком или по частям – это прерогатива президента. Я же со своей точки зрения хочу сказать, что и сегодня в правительстве много достойных людей, которые прекрасно выполняют и реализуют задачи, которые им ставит Путин. Рогозин, Шойгу, Лавров, Мединский.
Отставка нужна не ради отставки, а ради того, чтобы техническое правительство превратилось в политическое. То есть в такое правительство, которое полностью реализует волю президента, как это сейчас делают отдельные министры.

Сегодняшнее правительство, в составе которого значительная часть либералов, начинает становиться явным и ощутимым тормозом развития страны.

Кто-то должен уйти.

Или президент, который получил мандат доверия народа и поддержка политики которого выросла до максимальных величин.
Или госпожа Тимакова, вместе с теми, чьи мысли она озвучивает вслух.
Михайло Суботич вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.07.2014, 12:38   #6
РОСтОК
Форумчанин
 
Регистрация: 21.12.2010
Адрес: кудыкина гора
Cool

Цитата:
Сообщение от Михайло Суботич Посмотреть сообщение
...Именно поэтому либеральная часть правительства устами пресс-секретаря председателя правительства России Натальи Тимаковой немедленно выступила против...
Ну какая же она Наталья Тимакова. От Натальи Тимаковой остались только надпись ФИО и оболочка, а нутро у неё уже давно насквозь стало "будбергское" до самой последней извилины.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Последний раз редактировалось РОСтОК; 03.07.2014 в 12:50
РОСтОК вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.07.2014, 13:03   #7
Демидов
Ушёл в баню
 
Регистрация: 11.12.2013
Адрес: Россия
По умолчанию

http://sroportal.ru/laws/proekt-federalnogo-zakona-143912-6-o-gosudarstvennom-strategicheskom-planirovanii/

О как. Сами вносим, сами саботируем.
Демидов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.01.2015, 16:46   #8
Михайло Суботич
Команда сайта
 
Аватар для Михайло Суботич
 
Регистрация: 30.10.2008
Адрес: Подмосковие
По умолчанию

Сергей Глазьев в Совете Федерации 24.11.2014г. сказал, что по прогнозу правительства введение институтов стратегического планирования "запланировано" на 2017г. (с 13:50):
[ame]http://www.youtube.com/watch?v=KX36H1SgmK8[/ame]
Михайло Суботич вне форума   Ответить с цитированием
Ответ



Часовой пояс GMT +3, время: 00:03.