Отличительной чертой пророка Мухаммада, описываемой традицией, является его неграмотность. Об этом подробно рассказано в преданиях-хадисах с опорой на некоторые аяты Корана. Причину и смысл такого утверждения необходимо искать в истории отношений пророка с оппонентами. Как известно, христиане и иудеи обвиняли Мухаммада в плагиате, т.е. в элементарном переносе библейских сказаний в новый, коранический формат.
Судя по всему, для того чтобы опровергнуть подобное утверждение, ранним мусульманам пришлось выдвинуть тезис о безграмотности пророка. Конечно же, подобное утверждение не ставило окончательную точку в полемике, но снимало остроту вопроса и заводило в тупик дальнейшую эксплуатацию этой темы. Христиане и иудеи оставались при своем, мусульмане при своем.
Однако, при критическом рассмотрении этой темы, мы обнаруживаем пласт информации, свидетельствующей о том, что пророк Мухаммад был грамотным и образованным человеком.
Из биографии пророка, описанной Ибн Хишамом, а также многими другими исламскими историками, мы узнаем, что он был честным и успешным торговцем. Именно этим он и приглянулся своей будущей жене – Хадидже. Но предположить, что торговец не умеет считать, было бы неразумно. О том, что у него во время торговли был личный писарь, не упоминается ни в одном источнике. Да и отчет Хадидже он давал сам. Поэтому утверждать о том, что Мухаммад не знал цифр, нет основания.
Историческим же фактом является то, что во времена пророка, семитские племена арабов и евреев пользовались сложной системой нумерации и счета. Каждой букве арабского алфавита соответствовало определенное число. Эта практика существовала и во времена Халифата. Таким образом, человек, знакомый со счетом и цифрами, не мог не знать буквы алфавита.
После внимательного изучения коранического текста, применяя метод толкования Корана самим же Кораном, мы приходим к однозначному мнению – пророк был грамотным и умел читать и писать!
Традиционалистами приводится несколько аятов в качестве доказательства неграмотности посланника. Основное доказательство людей убежденных в неграмотности пророка строится на следующем аяте:
Ты не читал до него никакого Писания и не чертил его своей правой рукой, иначе пришли бы в сомнение считающие его (Коран) пустым. (29:48)
Сторонники теории неграмотности Мухаммада толкуют 48-й аят 29-й суры как довод в пользу того, что пророк не читал и не писал вообще. Однако контекстное прочтение аятов ясно показывает, что речь здесь идет именно о предыдущих Писаниях, которые Мухаммад не читал и не переписывал. Имеется в виду тот факт, что Мухаммад до начала пророчества не имел отношения ни к иудейской, ни к христианской религиозной традиции, откуда он мог почерпнуть источники новой религии. Отрицающие знамения Корана люди Писания обвиняли Мухаммада в плагиате старых писаний Торы и Евангелия, утверждая, что он прочитал, переписал и взял их за основу выдуманной им религии. Они отказывались принимать его пророчество и обвиняли его в самозванности. Бог вступил в полемику с ними и ниспослал следующие аяты:
Вступайте в спор с обладателями Писания, только наилучшим образом, исключая мракобесов. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему». Так Мы ниспослали тебе Писание. Те, кому Мы даровали Писание, веруют в него. Среди этих есть такие, которые веруют в него (Коран), но отрицают Наши знамения только закрывшиеся (от них). Ты не читал прежде Писания и не переписывал их своей правой рукой. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение. Напротив, это – ясные знамения в груди тех, кому даровано знание. Только мракобесы отрекаются от Наших знамений. Они спрашивают: «Почему ему не ниспосланы знамения от его Господа?» Ответь: «Воистину, знамения – у Бога, а я – всего лишь явно предупреждающий. Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается? Воистину, в этом – милость и напоминание для верующих людей. (29:46-51)
Таким образом, внимательное контекстное прочтение всех связанных тематически аятов дает нам ясное и недвусмысленное понимание коранических смыслов. Подведем итог: аят, который традиционалисты приводят в качестве доказательства неграмотности пророка, имеет другой смысл, а именно повествует о «неграмотности» или неосведомленности пророка в религиозных традициях предыдущих Писаний. Отсутствие связи Мухаммада с библейской традицией подтверждается в 42-й суре, где термин «Писание» получает ясное истолкование в контексте с вероубеждением, религиозной традицией.
Таким образом, Мы открыли тебе Дух с Нашим велением. Ты не знал, что такое Писание и вера, но Мы сделали его светом, которым Мы наставляем из Наших слуг того, кто желает. Поистине, ты указываешь (Писанием) на прямой путь. (42:52)
Проще говоря, Мухаммад был «гоем», человеком, не имеющим отношения к традиции иудеев и христиан. Арабы того времени были язычниками, не имеющими письменной религиозной традиции в виде Писания. Мухаммад был из арабов и расценивался людьми Писания (иудеями и христианами) в качестве такого «неграмотного», «без письменного» человека. Термин, используемый в Коране для обозначения состояния «неграмотности» в библейской традиции – «умийи». Традиционалисты, настаивающие на том, что Мухаммад был неграмотным, толкуют термин «умийи» в значении общей неграмотности, неумения читать и писать и приводят в доказательство еще один аят:
Скажи: «О люди! Я – посланник Бога к вам всем, которому принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он живит и мертвит. Веруйте же в Бога и Его посланника, пророка, простеца (умийи), который верует в Бога и Его слова. Следуйте за ним, может быть, вы пойдете прямым путем!» (7:158)
Однако, в Коране этот термин использован именно в значении религиозной «неграмотности», «без письменности», отсутствия связи с письменной традицией иудеев и христиан.
Среди них есть простецы (уммийуна), которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения. (2:78)
В 78-м аяте 2-й суры прямо расшифровывается значение термина «умийи» – это люди, не знающие Писания (Священного) и следующие за своими предположениями. Очевидно, что речь здесь идет не о неграмотности вообще, а о религиозной «неграмотности» в традиции.
Нигде в Коране термин «умми» не применяется в ином значении.
Он послал среди простецов (умийина) посланника из них. Он читает им Его знамения. Очищает их, обучает их Писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблуждении. (62:2)
«Запиши за нами в этой ближайшей жизни благое деяние и в будущей. Мы обратились к Тебе (с раскаянием)!» (Бог) ответил: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые осмотрительны, дают очистительный расход и которые веруют в Наши знамения. (Тем) которые следуют за посланником, пророком, простецом (умийина), которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них. Вот те, которые уверовали в него, поддерживали его, помогали ему и последовали за Светом, который ниспослан с ним, это – те, которые имеют успех!» (7:156-157)
Среди обладателей Писания есть такие, что, если ты доверишь им накопления, они вернут тебе. Но среди них есть и такие, что, если доверишь им деньги, то они не вернут их тебе, если ты не будешь все время стоять над ними. Это – потому, что они говорят: «Нет на нас в простецах (умийина) никакого пути». Говорят они на Бога ложь и знают это. (3:75)
Если понимать слово «Писание» в 48-м аяте 29-й суры как Писание – Священную Книгу, то можно увидеть косвенное доказательство грамотности пророка. В этом аяте Бог утверждает, что Мухаммад не читал и не писал определенное Писание, а именно Библию. В аяте подразумевается способность Мухаммада читать и писать вообще. Проще говоря, из Библии не читал, но вообще читать мог! Косвенно грамотностьпророка подтверждается в других аятах.
Сказали те, которые закрылись (от Писания): «Это – только ложь, которую он измыслил, а помогли ему в этом другие люди». Они явили «мрак» и искажение! Сказали они: «Сказки первых! Он переписал их для себя и диктуются они ему утром и вечером». (25:4-5)
Если Мухаммад был неграмотным, то его никто бы не обвинял в том, что он ПЕРЕПИСЫВАЛ то, что ему ДИКТОВАЛОСЬ. В таком случае, Бог просто бы указал на неграмотность пророка и невозможность неграмотному человеку писать что-либо.
Однако в следующем аяте Бог этого не сделал, но подтвердил божественность происхождения коранического текста.
Скажи: «Ниспослал его Тот, Кому известны тайны на небесах и на земле. Он – Прощающий, Милосердный». (25:6)
Обращение к грамотности Мухаммада было заложено в первых аятах 96-й и 68-й сур.
Читать дневник дальше...