Вернуться   Форум "Осознание" - Концепция Общественной Безопасности > Движение сторонников КОБ. Проекты. > Малоэтажная Россия

Малоэтажная Россия Всё о строительстве и жизни вне мегаполисов

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 05.03.2011, 10:53   #1
Artysmarty
Местный
 
Аватар для Artysmarty
 
Регистрация: 04.02.2010
Адрес: Земля
По умолчанию Примеры успешных коллективных хозяйств прошлого и настоящего

Предлагаю выкладывать примеры успешных коллективных хозяйств прошлого и настоящего. Отмечать их достоинства и недостатки


Толстовские коммуны:

История толстовского движения

Толстовские движения зародились в начале 1880-х годов XIX в. после появления первых религиозно-философских сочинений Л. Н. Толстого, отразивших его духовные искания. Как общественное (религиозное) движение существовало до конца 1930-х гг. и объединяло последователей религиозно-философского учения писателя и мыслителя, которых стали называть «толстовцами». Сам Толстой с недоверием, а иногда с иронией относился к толстовству, не считая себя учителем и основателем нового течения, полагая, что он всего лишь очистил от обрядов и суеверий учение Христа. Вместе с тем многие толстовцы были идейно близки Толстому, были его друзьями, он ощущал неразрывную духовную связь с ними; деятельности многих он сочувствовал.

Уже в 1880-е гг. в толстовском движении обозначились два направления. Одно проявило себя в просветительской деятельности, распространении произведений и идей Толстого, в том числе в создании издательств «Посредник» и «Свободное слово». Яркими представителями данного направления стали первые последователи Толстого В. Г. Чертков и П. И. Бирюков.

Другое направление было связано с работой на земле, физическим трудом, опрощением быта. Его сторонники (братья Алёхины, Т. С. Дудченко, М. А. Шмидт, В. В. Чертков и др.) селились в деревнях, зарабатывали на хлеб тяжёлым крестьянским трудом. В 1880-е годы появились первые толстовские коммуны: в Тверской, Смоленской, Харьковской губ.; на Кавказе, в Крыму, в Болгарии, Англии и Японии. Почти угасшее к революции, после 1917 г. движение поднялось вновь. В 20-е годы толстовские общины стали возникать по всей России – под Москвой, в Поволжье, на Украине, в Крыму и других местах. Преследование коммунаров в 1920-е годы и тотальная коллективизация привели к уничтожению движения. Только подмосковная коммуна «Жизнь и труд», которая в 1931 г. переселилась на Алтай, просуществовала до 1939 г., когда она была преобразована в колхоз.

Кто входил в коммуну
Скрытый текст:
Обычно коммуны возникала из групп единомышленников Толстого, объединявшихся и вовлекавших в них свои семьи. В них входили люди из самых разных социальных слоев. Здесь находили себе место и бывший "барин", понявший весь стыд своей прошлой жизни, и забитый нуждой, придавленный церковью мужик, и студент, подходивший к диплому, и солдат, обовшивевший и чуть не погибвший в окопах мировой бойни, и рабочий оружейного завода, и следователь ЧК, под влиянием идей Толстого бросивший политическую деятельность и взявшийся за плуг . Толстовские земледельческие коммуны создавались и существовали как самостоятельные хозяйственные объединения, духовным стержнем которых было учение Л.Н.Толстого. Вокруг этого учения объединялись и жили бок о бок сектанты-малеванцы, субботники, адвентисты, баптисты, добролюбовцы и потомственные интеллигенты, такие как братья Тюрк, сестры Страховы, потомственные крестьяне - Д.Е.Моргачев, Г.Гурин, разночинец Б.В.Мазурин. В них входили люди разных национальностей. В коммунах было много молодежи. Они создавали в них семьи, обзаводились детьми; в коммунах как правило было много детей.
Главное правило
Скрытый текст:
Главное правило, дающее любому человеку возможность проживать и трудиться в толстовской коммуне было закреплено в уставе коммуны - документе, официально зарегистрированном и дающем возможность коммуне существовать как юридическому лицу. Это правило гласило: "Членами коммуны могут быть трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, занимающиеся, а равно приступающие к занятию сельским хозяйством или связанным с ним промыслом; разделяющие взгляды Л.Н.Толстого, отрицающие всякое убийство не только человека, но и животного, а так же отрицающие употребление дурманов: водки, табака и др., а так же мяса" .
Таким образом, толстовские земледельческие коммуны - это не случайные объединения. Признанные государством как хозяйственно и юридически суверенные организации, они существовали на внегосударственной основе в полном согласии с духом толстовского учения, отрицаего всякое насилие, в том числе и государственное (воинскую повинность, государственные налоги и др.). И опыт толстовских земледельческих коммун, сумевших ужиться с советским режимом и выжить, фактически бесконфликтно сосуществуя с ним, представляет исключительный интерес.
Устройство
Скрытый текст:
Высшим органом коммуны считалось общее собрание, которое утверждало все узловые вопросы организации и жизни коммуны. Исполнительным органом коммуны являлся Совет Коммуны, который избирался на общем собрании сроком на 1 год, количеством не менее 5 человек. Совет был обязан вести дела с государственными организациями, частными лицами, заключать договора, сделки и т.п., отвечая за все убытки коммуны, если они были понесены по его вине. Совет распределял членов коммуны на работы, давал отчеты о положении дел коммуны, определял хозяйственные планы.
Особенностью коммун было то, что все работы производились трудом ее членов. Наемный труд был недопустим. Исключение составляли только срочные хозяйственные работы. Физический труд был обязателен, от него не мог отказаться ни один член коммуны. Освобождение от труда допускалось лишь по постановлению общего собрания (по инвалидности, беременности или болезни). Труд в коммуне оплачивался деньгами. Критерием оплаты было количество трудодней. Содержание детей, членов коммуны, медицинской помощи, образования, культуры начислялось из общих доходов. В случае ликвидации коммуны членам возвращались их паи и вклады, а судьба общего неделимого капитала решалась общим собранием.
Главным условием земледельческого труда, его духовной установкой было работать честно, без ожесточения, а с любовью и желанием, с убеждением что физическая работа не только приносит пользу другим, но и оздоровительна для тела и ума, что физический труд - это необходимое условие, закон природы для каждого человека .
Не удивительно, что производительность труда в коммунах была высокой. Даже в артели ручников, т.е. приверженцев ручного земледелия. Ручники вручную, а некоторые даже не используя орудий труда, типа лопат или мотыг, обрабатывали по 5-7 гектаров зерновых и овощных культур, получая 8-10 пудов пшеницы с каждого гектара. Ручники принципиально не использовали рабочую силу животных, считая использование животных в производстве разновидностью эксплуатации и насилия. По этой причине они не только не употребляли в пищу мясо животных, но и отказывались от яиц, молока, не носили шерстяных и кожаных изделий. Опыт ручного земледелия, несмотря на понятные трудности, тем не менее имел впечатляющие результаты .
Образ жизни
Скрытый текст:
Хотя коммуны создавались на неудобьях, "на голом месте" постепенно благодаря энтузиазму, инициативе, беззаветному труду коммунаров, превращались в крепкие хозяйства. Продукция коммун имела неограниченный спрос, ведь в основном хозяйства коммунаров имели огородническую и животноводческую направленность. Коммунары снабжали молоком больницы, детские учреждения, безвозмездно отдавали молоко одиноким женщинам и старикам, жившим в близлежащих деревнях. Местное население сочувственно относилось к коммунарам, люди приходили к ним за советом, часто покупали продовольствие, животных и другое.
В коммунах были ясли, библиотека, свой оркестр, негосударственная школа, основанная на принципах ненасилия и любви. Так что неверно видеть в толстовских земледельческих коммунах секту, отгороженную от других людей собственным мировоззрением, устройством жизни и быта. Коммунары старались "соединиться со всеми людьми": "Мы, - писал один из коммунаров, - не сторонники монастырей ухода от жизни со всем ее злом и добром, страданиями и радостью. Именно среди потока жизни должны мы стремиться быть лучше, быть людьми, так что не лучшие условия совершенствования привлекают нас в коммуну" .
Коммуна по своим экономическим принципам и соответствующей структуре управления представляла собой общественное хозяйство, основанное на принципах равенства, равного распределения по труду, подчиняющееся системе планового хозяйствования.
Отношения с властью
Скрытый текст:
Обрушившаяся в конце двадцатых годов крестьян коллективизация, ликвидировала коммуны юридически, передав их хозяйства в собственность колхозов. По различным искусственным причинам (отсутствие государственного кредитования, хозяйственное ослабление и пр.) коммуны распускались. Государственные чиновники предлагали коммунарам переходить в колхозы, даже возглавлять их. Однако, эти предложения не находили ответа в силу принципиальных расхождений коммунаров и власти по вопросу о проведении государственной коллективизации, которая по существу имела насильственный принудительный характер. Показателен в этом плане ответ толстовца Б.В.Мазурина председателю Кунцевского райисполкома Морозову на его предложение возглавить колхоз: "Да, мы за коллективный труд, но за добровольно коллективный по сознанию, а не против своего желания. Потом, у нас уклад жизни отличный от их уклада в отношении питания, вина, ругани, признания церкви и ее праздников и всяких обрядностей. Мы жили до сих пор коммуной и дальше думаем жить так, но сливаться в один коллектив, а тем более руководить этим делом мы не будем. Ничего из этого не выйдет. Что касается нашего опыта, то мы охотно будем делиться с теми, кому это будет нужно" .
С другой стороны, сам факт самостоятельного существования коммун доказывал возможность негосударственной формы организации хозяйства. Пример крестьянского земледельческого социализма не укладывался в общую концепцию государственной коллективизации, тем более, что коммунары, исходя из позиции принципиального ненасилия, отказывались платить государственные налоги, нести воинскую повинность, выполнять хозяйственные наряды, связанные с обеспечением армии.
Устав коммуны «жизнь и труд»
Скрытый текст:
Устав коммуны «жизнь и труд». 1931 год*.

I Цели и права коммуны

1. На основе действующих узаконений о сельскохозяйственной кооперации по сему Уставу учреждается сельскохозяйственная коммуна под наименованием «Жизнь и Труд». Коммуна действует в Кузнецком районе Сибирского края.

Земельный участок состоит из участка земли площадью... Местонахождение Совета Коммуны на участке.

2. Коммуна имеет своей целью путем организации единого хозяйства на основе полного обобществления земли, жилищ, труда, инвентаря и прочих средств производства удовлетворять жизненные и культурные потребности своих членов.

3. Для достижения своих целей Коммуна вправе:

а) по своему усмотрению хозяйственно использовать имеющиеся в ее распоряжении землю, постройки и прочее имущество;
б) устраивать и приобретать подсобные производственные предприятия и мастерские и разные технические сооружения, хозяйственно необходимые;
в) возводить хозяйственные и жилые постройки для своих членов;
г) организовывать сбыт произведений своего труда;
д) содействовать распространению общих и сельскохозяйственных знаний среди членов Коммуны, путем устройства школ, библиотек, детских ясель и садов и прочих культурно-просветительных кружков.

4. Коммуна пользуется всеми правами юридического лица, и может, в соответствии с задачами Коммуны (§ 3), совершать всякого рода сделки, выдавать, получать и учитывать векселя, заключать договора, приобретать и отчуждать права по имуществу, принимать пожертвования и прочее.

5. Коммуна имеет право, по постановлению общего собрания, вступать членом в Союзы, секции, бюро колхозов и другие объединения и общественные организации, цели которых соответствуют задачам, Коммуны.

6. Обязательства Коммуны обеспечиваются всем принадлежащим ей имуществом, а также дополнительной ответственностью членов, согласно (§ 13) сего Устава.

7. Коммуна имеет штамп и печать с надписью своего наименования.

II Состав Коммуны; права и обязанности ее членов

8. Членами Коммуны могут быть трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, занимающиеся, а равно приступающие к занятию сельским хозяйством или связанного с ним промысла, разделяющие взгляды Л. Н. Толстого и отрицающие всякое убийство не только человека, но и животного, а также отрицающие употребление дурманов: водки, табака и др., и мяса.

9. Прием членов в Коммуну производится общим собранием Коммуны с соблюдением (§ 43) сего Устава.

Примечание 1: Для вступления в Коммуну устанавливается испытательный срок не свыше б месяцев, в течение которого вступающий участвует в работах Коммуны наравне с членами. В случае непринятия его в члены, он обязан покинуть Коммуну в 2-недельный срок, а имущество, внесенное им в Коммуну, возвращается ему натурой. Расчет Коммуны с ним за все время работы производится согласно установленных в Коммуне правил оплаты труда.

Примечание 2: Дети вступающих в Коммуну членов, а равно находящиеся на их иждивении несовершеннолетние члены семьи, зачисляются в состав членов Коммуны по достижении ими 18-летнего возраста по решению общего собрания.

10. Каждый член Коммуны имеет право участвовать в общем собрании Коммуны с решающим голосом.

11. Каждый член Коммуны обязан принимать участие в работах Коммуны личным трудом, исполнять Устав, постановления общего собрания, хозяйственные распоряжения Совета Коммуны и правила внутреннего распорядка в Коммуне.

12. Каждый член Коммуны, вместе c остальными ее членами, несет по обязательствам Коммуны дополнительную ответственность своим вкладом и личным накоплением, которое, однако, не может превышать двукратной стоимости пая. Дополнительная же ответственность наступает в случае несостоятельности при ликвидации Коммуны.

III Порядок и условия приема членов Коммуны

13. Входящий в члены Коммуны ликвидирует свое личное хозяйство и передает Коммуне как денежные средства, так и принадлежащее ему имущество.

Передаваемое в Коммуну вступающим в нее членом имущество оценивается и принимается по усмотрению общего собрания в полное распоряжение Коммуны.

Примечание: Коммуна вправе принимать только нужное.

14. Внесенное членами в Коммуну имущество и денежные средства зачисляются члену: 20 рублей безвозвратным вступительным взносом; 100 рублей паевым взносом, и остающаяся сумма зачисляется вкладом вступающего, который (вклад) может быть возвращен члену в случае выхода или исключения члена, или ликвидации Коммуны.

Примечание 1: В случае отсутствия у вступающего в члены Коммуны имущества или других средств для полного покрытия паевого взноса, последний (паевой взнос) по решению общего собрания может вноситься в рассрочку.

15. Вступающий в Коммуну член несет ответственность и по тем обязательствам, которые возникли до его вступления.

IV Порядок и условия выбытия и порядок исключения членов

16. Каждый член Коммуны имеет право выйти из Коммуны, подав о том письменное заявление в Совет Коммуны за месяц до выхода.

17. Член Коммуны, нарушающий устав, не подчиняющийся постановлениям общего собрания и вообще действующий в ущерб Коммуне, может быть исключен из Коммуны по постановлению общего собрания с соблюдением (§ 43) сего устава.

18. Добровольно выбывающий или исключенный член Коммуны имеет право на получение в сроки, установленные общим собранием Коммуны, обратно своих паевых взносов и вкладов, внесенных им в Коммуну за исключением части, за счет которой покрывается падающий на. его долю убыток Коммуны, определяемый на конец отчетного года, в который член выбыл. Окончательный расчет с каждым выбывающим из Коммуны членом производится в месячный срок по утверждении общим собранием годового отчета за тот год, в котором член выбыл. С каждым выбывающим или исключенным членом производится расчет за затраченный им труд в Коммуне по правилам, установленным общим собранием Коммуны.

V Средства Коммуны

19. Средства Коммуны составляются из взносов и вкладов членов, доходов от хозяйственных операций, займов и других источников.

20. Средства Коммуны разделяются на капиталы: основной (делимый и неделимый), запасный и особые (специальные).

21. Делимый капитал образуется из паевых взносов членов, вкладов, отчислений от прибылей и иных поступлений.

Примечание: часть делимого капитала, составившаяся из ежегодных отчислений от прибылей, не подлежит выдаче вызывающим членам, а при ликвидации Коммуны получает назначение по усмотрению общего собрания.

22. Неделимый капитал создается для усиления обобществленных средств Коммуны и придания большей устойчивости образуемым в Коммуне капиталам. Неделимый капитал образуется из ежегодных отчислений из чистой прибыли Коммуны в размере 20 %, безвозвратных государственных и кооперативных ссуд со специальным назначением в неделимый капитал и других отчислений.

23. Для покрытия убытков от стихийных бедствий и случайных событий — недорода, пожара, хищений и т. п., а также убытков по хозяйственным операциям, Коммуна образует запасный капитал, в который производится ежегодно отчисление от чистой прибыли Коммуны в размере 20 %. По достижении запасным капиталом размера паевой стоимости капитала дальнейшее отчисление в запасный капитал из прибылей может быть прекращено по постановлению общего собрания.

24. Коммуна может образовывать также специальные капиталы, предназначаемые для устройства специальных предприятий и производства специальных операций Коммуны (мелиоративные работы и др.); такие капиталы образуются и расходуются по особым постановлениям общего собрания.

25. Кроме того, создается амортизационный фонд из ежегодного отчисления из общих доходов хозяйства в размере изнашиваемой доли имущества (построек, мертвого и живого инвентаря и т. п.), участвующего в производстве. Амортизационный фонд расходуется, может находиться в хозяйстве Коммуны в форме таких запасов (продуктов и материалов), которые в случае надобности могли бы быть реализованы без ущерба хозяйственной деятельности Коммуны, или же храниться на текущем счету, или вкладом в кредитных учреждениях.

26. Для усиления своих средств Коммуна может заключать займы у кооперативных организаций, государственных и иных учреждений. Займы заключаются Советом Коммуны в размерах и на условиях, определяемых общим собранием. Капиталы Коммуны не подлежат отчуждению по долгам и обязательствам отдельных ее членов.

VI Организация хозяйства Коммуны и порядок производства работ

27. Хозяйство Коммуны ведется по организационно-хозяйственному плану, составляемому на ряд лет и по ежегодному производственному плану, утвержденному общим собранием.

Порядок производства работ

28. Все работы в хозяйстве Коммуны производятся личным трудом ее членов согласно правилам о производстве работ, установленным общим собранием.

29. Наемный труд, как правило, в Коммуне не допускается. Привлечение к работам в Коммуне лиц со стороны допускается в исключительных случаях, когда в Коммуне не хватает рабочей силы на производство срочных хозяйственных работ (например: уборка сена, хлебов, молотьба). Кроме того, Коммуна может приглашать для постоянной работы специалистов по сельскому хозяйству, для работы на промышленных и подсобных производственных предприятиях, специалистов по счетоводству и прочих лиц со специальными познаниями, необходимых для ведения дел Коммуны.

Примечание: Постоянно и временно работающие в Коммуне по найму лица получают вознаграждение в соответствии с существующими законами об оплате труда.

30. Распределение на работы производится Советом Коммуны или специально назначенным Советом лицом, причем каждому предоставляется работа по его силе и здоровью, навыкам и способностям.

Ни один член Коммуны, независимо от его выборной должности или специальности, не может отказываться от несения физической работы. Освобождение от таковой навсегда или на длительные сроки допускается лишь по постановлениям общего собрания. В случае временной утраты трудоспособности (инвалидность, болезнь, беременность и проч.), заявление о правильном назначении на работу разрешается Советом. В случае несогласия члена с решением Совета вопрос передается на решение общего собрания. Денежные и иные выдачи временно потерявшим трудоспособность определяются общим собранием. При этом беременные женщины на время прекращения ими работ получают выдачи полностью наравне с работающими (средняя величина вознаграждения за труд).

VII Правила о вознаграждении за труд членов Коммуны

31. Вознаграждение за труд членов Коммуны производится пропорционально числу рабочих дней, затраченных членом в хозяйстве Коммуны. Оплата труда производится с соблюдением полного равенства для всех членов.

32. Расценка рабочей силы членов Коммуны производится заблаговременно в начале хозяйственного года с учетом хозяйственных возможностей и с окончательным расчетом в конце хозяйственного года.

33. Содержание детей и трудоспособных членов Коммуны, а также удовлетворение других общих нужд ее (культпросвет- работа, медицинская помощь и проч.) организуются за общие средства Коммуны, согласно правилам внутреннего распорядка, утвержденным общим собранием.

VIII Порядок распределения доходов и покрытия убытков

34. Расходы Коммуны производятся согласно смете, утвержденной общим собранием Коммуны.

35. Остаток, получаемый согласно годовому отчету за покрытием всех расходов (в том числе и оплата труда) и амортизационного отчисления, составляет чистую прибыль коммуны.

36. Чистая прибыль, полученная согласно годовому отчету, распределяется следующим образом: 20 % — отчисляется в неделимый капитал; 20 % — в делимый, 20 % — в запасный; 10 %— на культурные просветительные нужды и улучшение быта членов. Остальные 30 % на дополнительную оплату труда, которая распределяется между членами пропорционально числу затраченных дней.

37. Если Коммуна потерпит убыток, то таковой покрывается за счет запасного капитала, а в случае его недостачи по усмотрению общего собрания — из других капиталов Коммуны (за исключением неделимого).

IX Управление делами Коммуны

38. Делами Коммуны управляют:

а) общее собрание; б) Совет Коммуны

А) Общее собрание:

39. Общее собрание членов Коммуны является высшим органом управления Коммуны, ему принадлежат общее руководство дедами Коммуны и разрешение всех важнейших, возникающих в жизни Коммуны, вопросов.

40. В частности, общему собранию принадлежит:

а) утверждение инструкций Совету Коммуны и ревизионной комиссии;
б) утверждение годового отчета Совета, сметы расходов и доходов производственного плана;
в) прием и исключение членов Коммуны;
г) разрешение жалоб, приносимых в Совет и ревизионную комиссию;
д) распределение чистого дохода, получаемого в результате года;
е) разрешение вопросов об изменении устава и прекращении деятельности Коммуны, а также разрешение всякого рода вопросов, касающихся организации и деятельности Коммуны и не отнесенных по уставу в круг ведения Совета и ревизионной комиссии.

41. Общие собрания бывают очередные и чрезвычайные. Очередные собрания созываются в сроки, определенные общим собранием, но не реже 6 раз в год. Чрезвычайные собрания созываются Советом по инициативе его собственной, ревизионной комиссии, или по требованию одной пятой общего состава членов Коммуны.

42. Общее собрание действительно при наличии на собрании не менее половины общего числа полноправных членов Коммуны. Решения общего собрания выносятся простым большинством голосов открытым голосованием. Постановления общего собрания обязательны для всех членов Коммуны.

Примечание. Для изменения устава утверждений правил об оплате труда, решения вопросов об оплате труда, решения вопросов о приеме и исключении членов, отзыве членов Совета и ревизионной комиссии, о ликвидации Коммуны необходимо присутствие трех четвертей членов Коммуны и согласие 2/3 голосов всех членов Коммуны.

43. Если созванное собрание не состоится за неприбытием должного числа членов, то вторичное собрание назначается не ранее как на следующий день и не позднее, чем через две недели. Состав вторичного собрания законен при всяком количестве явившихся членов.

Примечание: данная статья не распространяется на общее собрание, созываемое по вопросам, предусмотренным в примечании к § 42 устава.

44. Члены Коммуны должны быть своевременно извещены о времени и месте каждого общего собрания, а равно и о вопросах, надлежащих его обсуждению. Общее собрание открывается председателем совета и ведется особым председателем, избираемым каждый раз общим собранием.

45. Заседаниям общего собрания обязательно ведутся протоколы, подписываемые председателем и секретарем собрания и не менее чем тремя присутствующими членами Коммуны.

46. В общем собрании каждый член может заявить особое мнение и требовать внесения его в протокол.

Б). Совет:

47. Совет Коммуны является исполнительным органом Коммуны и заведует ее делами, действуя согласно Уставу. Совет Коммуны без особой на то договоренности ведет все дела и сношения с государственными учреждениями, различными организациями и частными лицами и заключает от имени Коммуны сделки и договора.

48. Члены Совета избираются открытым голосованием на общем собрании из среды членов Коммуны сроком на год, не менее 5 человек. К членам Совета избираются 3 кандидата, которые заменяют членов Совета во время их отсутствия или выбытия.

Председатель Совета выбирается общим собранием.

Примечание: в состав Совета и ревизионной комиссии не могут входить одновременно лица, состоящие между собой в родстве до третьей степени включительно.

49. Обязанности членов Совета распределяются между ними по взаимному соглашению, при этом обязанности казначея не могут быть совмещены с обязанностью счетовода.

50. Заседания Совета считаются состоявшимися при наличии не менее трех его членов, в том числе председателя или его заместителя. Дело в Совете решается простым большинством голосов. Постановления Совета заносятся в Книгу протоколов и подписываются всеми присутствующими членами.

51. Совет обязан давать отчеты общему собранию о положении дел Коммуны в сроки, определяемые общим собранием. Годовой отчет Совета должен быть составлен в письменном виде и представлен на рассмотрение общего собрания с заключением ревизионной комиссии.

52. Жалобы на действия Совета приносятся на общее собрание. Денежные документы, обязательства и доверенности, выдаваемые Коммуной, должны подписываться председателем и одним из членов Совета. Члены Совета, нарушившие свои обязанности, отвечают совместно за все убытки, понесенные Коммуной по их вине.

X Ревизионная комиссия

53. Ревизионная комиссия является органом контроля хозяйственно-финансовой деятельности Совета. Она избирается общим собранием сроком на 1 год в составе 3 членов. К членам избираются кандидаты. В права и обязанности ревизионной комиссии входят: фактическая ревизия кассы всего имущества и всех операций коммуны, проверка счетоводства, оправдательных документов, текущей отчетности Совета с представлением по нему заключения общему собранию.

54. Ревизионная комиссия дает отчет о своей деятельности общему собранию не реже 2 раз в год.

55. Ревизионная комиссия имеет право производить ревизии по своей инициативе, по поручению общего собрания или по письменному требованию (с указанием причины) 1/10 части состава Коммуны.

Примечание 1: о каждом своем действии ревизионная комиссия составляет надлежащий акт, а свои заключения сообщает Совету Коммуны для принятия соответствующих мер.

Примечание 2: Совет Коммуны, служащие и все члены Коммуны обязаны представлять ревизионной комиссии, по ее требованию, все имеющиеся у них документы и сведения, относящиеся к ревизии.

XI Счетоводство и отчетность

56. Отчетный год Коммуны считается с 1 января по 31 декабря включительно. Коммуна обязательно ведет счетоводство. Форма счетоводства утверждается на общем собрании. Не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года Совет Коммуны должен составить письменный годовой отчет, с указанием: а) всех капиталов Коммуны; б) общего прихода и расхода продуктов, а также денежных сумм; в) наличного имущества; г) счета долгов Коммуны; д) подробного отчета о расходах Коммуны; е) счета прибылей и убытков; ж) баланса Коммуны.

Вместе с годовым отчетом должна быть представлена также смета на будущий год.

57. Отчет по книгам, документам и наличному имуществу проверяется ревизионной комиссией, которая на отчете излагает свое заключение и докладывает его общему собранию.

58. Отчет должен быть составлен и подписан всеми членами Совета, а также проверен ревизионной комиссией не позднее как за две недели до общего собрания, которому этот отчет должен быть представлен. В течение двух недель отчет должен быть в определенные часы открыт членам Коммуны для ознакомления.

XII Порядок изменения и дополнения Устава

59. Общее собрание членов Коммуны может, при соблюдении § 44, изменить и дополнить настоящий устав.

60. О всех изменениях в уставе Совет Коммуны обязан немедленно довести до сведения учреждения, зарегистрировавшего устав Коммуны. Изменения приобретают законную силу только после регистрации их в регистрирующем их органе. В развитие настоящего устава Коммуной вырабатываются правила внутреннего распорядка.

XIII Ликвидация Коммуны

61. Коммуна прекращает свои действия по постановлению общего собрания членов Коммуны, с соблюдением § 43 сего устава.

62. Порядок прекращения деятельности Коммуны, срок ликвидации, порядок работы ликвидационной комиссии и удовлетворение претензий кредиторов определяется общим собранием.

63. Возврат членам Коммуны внесенных ими паев производится не ранее 3 месяцев со дня публикации о назначении к ликвидации. По уплате долгов Коммуны, по возвращении членам паев и вкладов и по выделении неделимого капитала, остающемуся имуществу, приобретенному сообща Коммуной, дается назначение по постановлению общего собрания.

*Печатается по рукописной копии 1930-х годов. Собр. И. Я. Драгуновского.

Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Сост. А. Б. Рогинский. М.: Книга, 1989.
Виталий Ремизов (директор государственного музея толстого): "они (толстовцы) хотели самостоятельно мыслить самостоятельно жить иногда они объединялись в сообщества, которые мы сейчас называем толстовскими коммунами эти коммуны возникали в разных уголках России возникали они и заграницей. Например знаменитая Болгарская коммуна "ясная поляна", но коммуны долго не существовали одна из причин заключалась в том, что коммуны лишали человека главного - это свободы выбора и свободы общения с Богом на едине. Воля коллектива не должна быть выше воли совести отдельного существа"
Artysmarty вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.03.2011, 02:33   #2
Artysmarty
Местный
 
Аватар для Artysmarty
 
Регистрация: 04.02.2010
Адрес: Земля
По умолчанию Колхоз-миллионер

Здесь не пьют, не воруют, хорошо зарабатывают и почти не болеют
Скрытый текст:
Многие помнят, что еще в советские времена слова «колхоз-миллионер» вызывали ехидную ухмылку. Мол, это долги у него миллионные. Со сменой власти жизнь на селе стала еще хуже – радикальные реформы ввергли сельское хозяйство в коллапс. Фермеры нас не накормили, колхозы разорились. Но не все…

Колхоз в затерявшемся среди гор Дагестана селе Шукты был самым обычным. Валовая продукция – 1 миллион советских рублей, фонд заработной платы – такой же. Так что горючее, семена, удобрения и прочее получали в долг. Но вот однажды председателю Магомеду Чартаеву надоело силой выгонять на работу пьяниц и вести безнадежную борьбу с непрекращающимся воровством овец, потери от которого списывали на «падеж». Чтобы начать новую жизнь, председатель предложил своим колхозникам на деле стать хозяевами своего дела, живущими не на зарплату, а на доход от результатов своего труда. Сегодня можно смело сказать, что он реально в массовом порядке создал и развил в своем колхозе малое предпринимательство – производительное и эффективное.


Это не дома отдыха и не коттеджи новых русских, такие дома в «народном колхозе» строят для простых тружеников

Скажут, что это невозможно. Нас ведь приучили к тому, что коллективное хозяйство исключает самостоятельность его членов и, наоборот, если они становятся таковыми, то это ведет к его развалу. Однако Магомед Чартаев блестяще доказал на практике всю ошибочность такого представления. А соответственно возможность гармоничного сочетания общего и частного, коллективного и индивидуального, централизованного и рыночного регулирования в одном хозяйстве.

Как же это было сделано? Начиная реформу в 1985 году, руководитель колхоза исходил из двух соображений. Во-первых, индивидуальное вознаграждение колхозников должно зависеть только от количества произведенной каждым из них годной для реализации продукции и экономии затрат. Во-вторых, все то, что необходимо всем без исключения жителям села, должно в полном объеме финансироваться из центрального фонда хозяйства.


Первый председатель колхоза «Шукты» Магомед Чартаев

Для начала Магомед Чартаев предложил изменить порядок расчета с работниками. Его стали производить с каждым из них отдельно. Стоимость сдаваемой ими колхозу продукции поделили на две равные части. Половина после ее продажи государству оставалась в центральном фонде, внутри которого специально были образованы страховой фонд и фонд накопления.

Вторая половина поступала в полное распоряжение колхозника. Из этой суммы он сам расплачивался со «смежниками»: колхозной бухгалтерией – за запчасти, сырье, материалы; агрономом, инженером, механизаторами и подсобными рабочими – за помощь в работе. Все остальное принадлежало колхознику в качестве чистого личного дохода.

Промежуточные операции, например, такие как вспашка и прополка, полеводам больше не оплачивались. На это в случае нужды выдавался аванс. При этом вся экономия на затратах теперь полностью без каких-либо изъятий шла в личный доход колхозников. Но зато и перерасход средств они должны были оплачивать исключительно из своего кармана.

В результате только этих преобразований уже через два года урожайность зерновых поднялась с 8–10 центнеров с гектара до 40–60. Коровы меньше 5 тысяч литров молока в год не давали. Расходы на запчасти, электроэнергию, горючее снизились в десятки раз! На ремонтном дворе из 12 работников осталось 3. Из 70 человек в руководстве колхоза – 7. Колхоз полностью расплатился с долгами. Доходы колхозников за это время выросли в 2–3 раза.

Милиционеры перестали закрывать глаза на воровство овец, и их «падеж» сразу же прекратился. Ларчик открывался просто: милиции стали выплачивать премию в размере одного процента от чистого дохода колхоза. И она намного перекрыла милицейскую зарплату. Вот вам наглядный пример эффективной борьбы с коррупцией без всякого уголовного преследования. Все очень быстро сообразили, что воровать у колхоза при таком раскладе – значит обкрадывать самих себя.

Несмотря на столь впечатляющие первые достижения, не все колхозники были довольны. Те, кто работал и зарабатывал лучше других, не понимали, почему они должны платить в центральный фонд больше тех, кто работает хуже их. Ведь при равном проценте отчислений хорошие работники с большего объема продукции отчисляли в общий фонд больше денег. Но удалось справиться и с этой проблемой. С 1987 года всем работникам стали дополнительно начислять имущественные паи пропорционально суммам, поступавшим от каждого из них в фонд накопления. По ним, в свою очередь, начислялись и выдавались дивиденды (7% размера пая). Причем пай сохранялся за членом колхоза при его уходе на пенсию, соответственно по нему продолжали выплачиваться и дивиденды. А в случае смерти колхозника пай передавался в наследство детям.

Так как основные фонды колхоза создавались не только нынешним, но и предыдущими поколениями работников, то пенсионерам, а также родственникам умерших колхозников после проверки и расчетов по старым бухгалтерским книгам тоже выделили паи с начислением дивидендов. В результате ветераны хозяйства стали получать очень солидную добавку к пенсии.



Тогда же, в 1987 году, колхоз преобразовался в союз совладельцев-собственников «Шукты», в который вошли также местные врачи и учителя. Их приняли, выделив им 10% средств центрального фонда. Но поставили два условия. Во-первых, все расходы, связанные с лечением людей, должны покрываться из кармана самих врачей. Во-вторых, доходы учителей должны распределяться между ними в прямой зависимости от успеваемости детей.

Уже в первый год работы учителей по такой системе школьники стали заметно лучше учиться. Выросло число молодых людей, поступавших в вузы после окончания местной школы. А врачи начали усиленно заниматься профилактикой, и число больных заметно уменьшилось.

Ведь предупредить болезнь куда дешевле, чем ее лечить. Но главное – если работник болеет, то падает его годовой доход, а значит, сокращается часть доходов, поступающая в центральный фонд, и соответственно доходы медперсонала. То есть медикам, по сути, стали платить за здоровье своих подопечных, а не за их лечение. Наоборот, последнее, напомним, влетало им в копеечку. В итоге этих преобразований доходы учителей и медиков в несколько раз стали превышать их государственную зарплату.

В 1990 году дошла очередь до земли. Чья она? Решили, что раз никто ее не создавал, то каждый становится ее совладельцем в равной доле со всеми и имеет право получать дивиденды на свой земельный пай до самой смерти. На эти цели выделили еще 10% из центрального фонда.

С 1995 по 1998 год колхоз построил всем своим членам трехэтажные коттеджи. Первый этаж хозяйственный, второй и третий – жилые. Три сотни таких белокаменных особняков возведено в селе Шукты. И вопреки пословице именно «от трудов праведных».

Не менее впечатляющим выглядит демографический итог всех этих преобразований – рождаемость в этом многонациональном селе в шесть раз превысила смертность.

У колхоза-миллионера еще в конце 80-х и начале 90-х появилось много последователей. Это и совхоз «Маяк» Петропавловского района Воронежской области, и колхоз им. Ленина Минской области, военсовхоз им. Чапаева Урюпинского района Волгоградской области, сельхозпредприятие МНТК им. Святослава Федорова в Дмитровском районе Московской области, и сотни других хозяйств. Было бы, наверное, еще больше, если бы этот опыт получил хотя бы небольшую государственную поддержку.

Ведь дело того стоит. Созданный на базе малорентабельного и даже дотационного сельскохозяйственного производства колхоз только за первые 8 лет работы увеличил объемы производства в 15 раз. А наши власти об удвоении ВВП говорят как о практически невероятном подвиге.

Конечно, в одном селе проблемы решить легче, чем в масштабе страны. Но и на уровне страны подход может быть таким же. Например, жесткая привязка премии чиновника к ощутимому для всех конечному результату его деятельности позволит сделать работу аппарата более эффективной. Чем лучше живут люди, тем больше поступления в бюджет, а значит, и доходы государственных служащих. Возможны и другие варианты – было бы желание.
Олег АНАНЯН, Сергей ЧУЛОК
Реализация альтернативной экономической модели (Видео):
[ame]http://rutube.ru/tracks/1698252.html?v=458e84e6266eeb1a4d93bc2f9572e6dc[/ame]

Магомед Абакарович Чартаев. Биография:
Скрытый текст:
(1941, Дагестанская АССР, СССР — 2001, Дагестан, Россия) — советский и российский экономист.
Получил образование агронома. Был избран председателем колхоза им. Орджоникидзе Акушинского района Дагестанской АССР. В 1985 году, совместно с членами правления колхоза разработал и внедрил новую экономическую модель управления хозяйством, называемую «модель Чартаева» или «система Чартаева». Сущность модели заключается в том, что каждый работник самостоятельно нёс производственные расходы, но при этом получал часть прибыли с каждой единицы выпущенной продукции. Кроме того каждый колхозник получил долю от основных фондов колхоза по результатам труда с 1936 по 1984 годы. Соответственно, хороший работник получал плохую прибыль, а плохой мог по результатам своего труда остаться должен колхозу. При этом, однако, возникал дисбаланс, что ответственность работника была полная, а прибыль работник получал только частично. В связи с этим в 1987 году система была модернизирована — теперь за прибыль, отправляемую колхозу работник получал дополнительные имущественные паи. Система Чартаева получила широкое освещение со стороны таких партий как КПРФ,Патриотов России, о ней положительно отзывался губернатор Белгородской области Е. Савченко. После преобразования колхоза в союз собственников-совладельцев «Шукты» М. Чартаев остался его председателем до своей смерти в 2001 году.
Персональный сайт М.А.Чартаева (1941-2001)

Последний раз редактировалось Artysmarty; 09.03.2011 в 02:54
Artysmarty вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.03.2011, 14:54   #3
TRYB
Местный
 
Регистрация: 05.07.2010
Адрес: Земля
По умолчанию

Вы думаете, что нашли ответ? Вы поставили огромный вопрос! Вопрос Магомеда Чартаева – это то же вопрос Иосифа Сталина?
Для полноты картины надо дать современное состояние Шукты , где к сожалению уже нет , глубоко уважаемого мною, Магомеда Чартаева.

http://tushisvet.livejournal.com/144635.html

В ролике он сам говорит о том, что « от руководителя зависит всё» Он ушел и ушел созданный им мир. Почему не смогли сохранить этот мир те люди, ради которых он старался и прожил свою короткую и яркую жизнь? Тот же вопрос ко всем нам, теряющим , то что наработано нашими предками, которые уже неспособны не только на великие дела, но и на воспроизводство себя в поколениях. Что же это за общность то такая!? Этот же вопрос к к тебе,
Artysmarty? А ты сможешь личными усилиями поддержать хотя бы информационный взаимообмен, уйдя от потребительского отношения к миру? Нет. Тогда, что же ты ищешь?
TRYB вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.03.2011, 22:16   #4
Artysmarty
Местный
 
Аватар для Artysmarty
 
Регистрация: 04.02.2010
Адрес: Земля
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от TRYB Посмотреть сообщение
[FONT=Arial][SIZE=3]Вы думаете, что нашли ответ?
Нет.

Цитата:
Вы поставили огромный вопрос! Вопрос Магомеда Чартаева – это то же вопрос Иосифа Сталина?
Не уверен, что правильно понял эту часть сообщения.

Цитата:
Что же это за общность то такая!? Этот же вопрос к к тебе, Artysmarty?
Чтобы общность была устойчива в преемственности поколений, она должна в большинстве своём состоять из концептуально властных человеков.

Цитата:
А ты сможешь личными усилиями поддержать хотя бы информационный взаимообмен, уйдя от потребительского отношения к миру? Нет. Тогда, что же ты ищешь?
Вы считаете, что у меня потребительское отношение к миру? Что Вы понимаете под этими словами?
Я ищу потерянный рай на земле.

Последний раз редактировалось Artysmarty; 09.03.2011 в 23:55
Artysmarty вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.03.2011, 00:00   #5
mera
Местный
 
Регистрация: 21.12.2009
Адрес: Россия, Тульская область
По умолчанию

Интересно, а что если соединить экономический принцип села Шухты и идею пермакультуры Зеппа Хольцера...?

[ame]http://www.youtube.com/watch?v=hhbj3zA0XoQ[/ame]

[ame]http://www.youtube.com/watch?v=Y3WcFO-4aUA[/ame]

[ame="http://www.youtube.com/watch?v=i-tChByi6q0"]Зепп Хольцер - Как накормить Россию[/ame]

[ame="http://www.youtube.com/watch?v=RruPCrhAFtc"]История успеха Зеппа Хольцера[/ame]

[ame="http://www.youtube.com/watch?v=TgRVyseqrGU"]Зепп Хольцер - семинар по пермакультуре в СПб 2010[/ame]

На торренте можно скачать некоторые фильмы в полном качестве, а также книги поискать

В условиях ограниченности средств, небольших участков, популярность набирает метод так называемого органического земледелия, который позволяет более рационально заниматься возделыванием земли. Тоже приведу несколько ссылок:

Азы органического (природного) земледелия


Весь Курдюмов



Семинар известного практика и автора удивительных книг
Бублика Бориса Андреевича (25-26.01.08)
mera вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.03.2011, 08:18   #6
TRYB
Местный
 
Регистрация: 05.07.2010
Адрес: Земля
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Artysmarty Посмотреть сообщение
Я ищу потерянный рай на земле.
Ну, если он неодноместный и не одноразовый, то посмотрите по ключевым словам в ссылке
http://www.kob-inform.ru/%D0%96%D0%B...B8%D0%BA%D0%B0
Особенно обратите внимание на испанский кооператив Мандрагор, где с 1946 г. до настоящего времени работает система сходная с системой чартаева. Удачи!
TRYB вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.03.2011, 14:04   #7
mera
Местный
 
Регистрация: 21.12.2009
Адрес: Россия, Тульская область
По умолчанию

А я ещё считаю, что прежде чем заниматься вопросами перестановки мебели, нужно хотя бы её купить Т.е. экономика это конечно хорошо, но нужно научиться хотя бы с землёй обращаться, освоить вопросы строительства и некоторые другие знания, навыки, умения, а то может как в басне получиться: "а вы друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь". Чтобы получился оркестр, нужны хорошие музыканты - специалисты в разных областях. А там уже как их распределить, какие роли выделить, дело второй важности.

Но это всё просто ремарка-наблюдение, без относительно к кому-либо.
mera вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.03.2011, 11:01   #8
TRYB
Местный
 
Регистрация: 05.07.2010
Адрес: Земля
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от mera Посмотреть сообщение
.... нужно научиться хотя бы с землёй обращаться, освоить вопросы строительства и некоторые другие знания, навыки, умения, а то может как в басне получиться......
Как это верно! Что называется « не в бровь….».
Цитата:
Чтобы получился оркестр, нужны хорошие музыканты - специалисты в разных областях
А вот здесь интересный нюанс. Не буду про закон времени, это нам всем известно. Сейчас говорят об экономики знаний. Это прямое следствие из закона времени. Так вот, если убрать весь шум, то в основе этой экономики знаний лежат записи о процессах. Ну, это можно сказать конспекты тех, кто перед тобой осваивал новую профессию. Эти записи позволят каждому, не только освоить новую профессию, открыть собственный бизнес, но главное , ВНИМАНИЕ, построить самодостаточную группу , поддерживающий стандарт жизни уж не худшего качества, чем сейчас , оставив свободное время для творчества. Вывод не нужны узко заточенные специалисты, нужна база знаний о процессах, позволяющая любому в короткое время подняться до уровня специалиста. Узкий специалист, как тот нищий из анекдота, живет за счет умолчаний. Ну , я уже не раз раскрывал эту тему на форуме.
Есть одно препятствие, решение чему я, лично, не могу найти долгое время! Всякая общность начинается с простого обмена. В обычаях даже осталось, если тебе что – либо дарят, то ты обязан подарить не менее ценное, иначе это может быть мышеловкой. Сейчас все настроены на манну небесную . Это я и называю потребительское отношение к миру. Хорошо, материальный аспект не берем в рассмотрение, но информационный! Каждый из нас является носителем тех или иных знаний. Для нас они освоены и не являются ценностью. Но для других это может быть тем недостающим звеном…. В тайге же оставляют спички, консервы, то что не значимо в обычных условиях. В информационном плане вообще непонятно, что мешает сделать такой схрон для себя же в будущем.
TRYB вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.03.2011, 18:57   #9
mera
Местный
 
Регистрация: 21.12.2009
Адрес: Россия, Тульская область
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от TRYB Посмотреть сообщение
Вывод не нужны узко заточенные специалисты, нужна база знаний о процессах, позволяющая любому в короткое время подняться до уровня специалиста. Узкий специалист, как тот нищий из анекдота, живет за счет умолчаний. Ну , я уже не раз раскрывал эту тему на форуме.
Это вы хорошо заметили, такой базой, пожалуй, может стать хорошее, углубленное знание основных предметов школьной программы (физика, химия, биология, черчение, математика, география и т.д.) + методология в виде КОБ, позволяющая соединить воедино в виде мозаики эти знания. А дальше можно развиваться в любую сторону, как говорится, учиться нужно всю жизнь. Некоторые могут конечно усмехнуться, типа причём здесь школьная программа? Но, уверен, большинство людей даже материал из недавно законченного института с трудом вспомнят, не говоря уже о глубоком понимании его смысла. Т.е. одно дело числа в формулу подставить, а другое, знать откуда она взялась, уметь нестандартно подойти к задаче. Сейчас же образование во многом сводится к натаскиванию, зомбированию фактологией, нежели к умению самому мыслить и рассуждать.

Цитата:
Сообщение от TRYB Посмотреть сообщение
В тайге же оставляют спички, консервы, то что не значимо в обычных условиях. В информационном плане вообще непонятно, что мешает сделать такой схрон для себя же в будущем
Здесь мне кажется проблема заключается в том, что не все знакомы с интернет-технологиями. Обычно, люди делающие реальные дела редко озадачивают себя тем, чтобы выложить в сеть информацию о своих наработках, либо не знают как это сделать. Как только ситуация поправится, тогда обязательно возникнут целые сообщества в интернете, сайты, порталы и т.д., где можно без труда получить самую разную информацию.
mera вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.03.2011, 01:52   #10
mera
Местный
 
Регистрация: 21.12.2009
Адрес: Россия, Тульская область
По умолчанию

Как бывший валютный дилер возрождает умирающие деревни

Скрытый текст:
У демократии в России не менее глубокие традиции, чем в Западной Европе, доказывает историк из Архангельска Глеб Тюрин. Знание отечественной истории сподвигло бывшего валютного дилера Глеба Тюрина взяться за спасение обескровленных северных деревень. Причем, за американские и европейские деньги.

То, что Тюрин за 4 года сделал в забытой богом архангельской глубинке, не имеет прецедентов. Экспертное сообщество не может понять, как ему это удается: социальная модель Тюрина применима в абсолютно маргинальной среде и при этом незатратна. В западных странах аналогичные проекты стоили бы на порядки дороже. Изумленные иностранцы наперебой приглашают архангелогородца делиться опытом на всевозможных форyмах - в Германии, Люксембурге, Финляндии, Австрии, США. Тюрин выступал в Лионе на Всемирном саммите местных сообществ, его опытом активно интересуется Всемирный банк. Как это все случилось?

После вуза Глеб поехал учительствовать в сельскую школу в самом отдаленном районе Архангельской области. Отдал педагогике семь лет жизни. В начале 90-х вернулся в город, восстановил свой приличный английский, освоенный еще в элитной английской школе, работал менеджером и переводчиком в разных СП и западных фирмах, в американской бизнес-школе, стажировался на Западе, изучал банковское дело в Германии и стал старшим валютным дилером в Архангельскпромстройбанке .





"Это было по-своему очень интересно. Но чувствовал себя таким тикающим механизмом: весь день сидел перед кучей мониторов и щелкал деньги. Иногда по 100 миллионов рублей в день", - вспоминает Глеб. Что испытывает бывший учитель, который продает миллионы долларов при колебаниях курса? Дикий стресс.

А когда он выходил из банка, то видел, как нищие учителя устраивают демонстрации, перед мэрией кричат бабушки, которым не платят пенсию. "Через наш банк проходило по полтора миллиарда долларов в год. Стране не нужны были никакие западные инвестиции, мы могли бы сами полностью модернизировать свою экономику. А вокруг все сыпалось", - с горечью говорит Глеб.

Ельцинское десятилетие разорило Русский Север похлеще гражданской войны. В Архангельской области без труда можно упрятать Францию. Край богатый, но сегодня это преимущественно глушь, бездорожье, безработица. При советах чуть ли не все население было занято в лесной отрасли и сельском хозяйстве. В 90-м году плановую экономику отменили, рубильник выключили. Молоко, мясо по деревням закупать перестали. За 10 лет жители поморских сел, предоставленные сами себе, что называется, дошли до ручки: живут почти одними огородами и грибами. Кто может - уезжает, большинство - пьет горькую.

Картинка с натуры.

"Когда мы с норвежским Красным крестом после дефолта возили гуманитарную помощь, - рассказывает Глеб, - ко мне подошел один мальчик - их можно было видеть у каждой бензоколонки - и спросил "Телку надо?" "Какую?" "А вон стоит! Трахнуть стоит 50 рублей, минет - 60". Это мальчик из детского дома продает девочек из детского дома. Взял его за шкварник, привез в детдом, но там лишь руками разводят. Маргинальный слой, как раковая опухоль, расползался все дальше. В 90-х в области было два детских дома, сейчас их 37. Население вымирает со скоростью полтора - два процента в год.






Во время поездки по Скандинавии Глеб как-то оказался в маленьком рабочем поселке и увидел там "кружок будущего". Сидят трезвые работяги и думают, что они будут делать, когда через несколько лет закроется их завод. Сначала он подумал, что они от своего развитого капитализма совсем обалдели. А потом понял, что это тот самый социализм, который мы строили и не построили. И решил то же самое попробовать делать в России. Он придумал и создал Институт гражданских и социальных инициатив - бесприбыльную негосударственную организацию, которая взялась за возрождение архангельской провинции. "Местная власть там живет на дотации сверху, делят их между райцентрами. А на периферию денег уже не хватает. Закрывают школу, потом - фельдшерско-акушерский пункт - все, деревня обречена. Из 4 тысяч деревень через 20 лет хорошо, если останется тысяча", - прогнозирует Тюрин.





Глеб начал ездить по медвежьим углам, чтобы выяснить, что люди там могли бы сами для себя делать. Провел десятки сельских сходов. "Местные граждане смотрели на меня, будто я упал с луны. Но в любом социуме есть здоровая часть, которая способна за что-то отвечать."

А ведь до революции жители Поморья хозяйствовали крепко, жили трезво и зажиточно. На русском Севере были развиты многие промыслы и ремесла, возделывались разнообразные сельхозкультуры, шла бойкая торговля с другими регионами. Крестьяне сами содержали дороги и деревни. Почти в Приполярье получали рожь - 40 центнеров с гектара, держали стада быков, строили просторные деревянные дома-крепости, которым износу нет, - и все это при отсутствии техники, удобрений, гербицидов. Это была веками отлаженная система крестьянского самоуправления. Именно демократические традиции русского Севера сделали край процветающим. А Русский Север в 16-м веке - это половина страны.

Исторический экскурс Глеба Тюрина

До татарского нашествия русские князья были по сути дела избираемыми. Их "приглашали" или показывали им "путь". Так они и странствовали из города в город, из княжества в княжество. С приходом татар и включением Руси в Орду княжеская власть стала наследственной и независимой от народа. В итоге начался массовый исход этого самого народа из страны, от Руси остался пятачок земель.

Одна часть России ушла в Литву, которая стала практически русским государством с литовской элитой и другими прибалтийскими вкраплениями. Она простиралась от Балтийского моря до Черного. И была тогда самым большим государством Европы. Это было довольно демократичное государство с либеральными законами, сильными традициями самоуправлением. Здесь сохранялись многих из прежних демократических традиций Руси.

Это потом, после унии с Польшей полонизация и наступление католицизма заставили немалую часть славянского населения Литвы вернуться в российское подданство (и, кстати, так возникла основа российского верховного дворянства, ведь большинство русских князей - это выходцы из западных земель).

Еще одна часть России ушла на Север, в леса, где возникла и столетия существовала удивительная поморская культура крестьянской демократии (самоорганизации). Крестьяне были свободны (здесь никогда не было крепостного права) и жили самоорганизующимися сообществами (мирами). Уже в XIV - XV веке они свободно покупали и продавали землю. У поморских сообществ (земель) были свои Уставы, по сути дела - конституции. Миры сами избирали судей, и священников, улаживали ссоры и конфликты, договаривались об использовании ресурсов и организации дел. Эти позволило на этой холодной и суровой земле создать процветавшую по меркам того времени экономику. И царь считался с их вольницей. Иван Грозный, провел на севере земскую реформу и убрал там воевод. Явно не по доброте душевной - так он мог больше получить налогов, которые организованные крестьянские миры сами собирали и исправно на телегах привозили в Москву.

Так что, когда говорят, что в России все всегда держалось одними нагайками, это - миф.

После Смуты ситуация стала меняться. Уже первые Романовы провели перепись земель, стали прижимать и обкладывать Поморье, восстановили воеводства. И население Поморья стало уходить в Сибирь, которая была колонизирована за каких-то полстолетия (самая большая территория в мире!), причем сделали это 600 -700 человек!

Какая колоссальная энергия была заложена в этих людях, которые в XVII и в XVIII веках шли в "восточные землицы" пешочком или сплавляясь по рекам. Подумать только: более 20 тыс. километров от Белого до Охотского моря дойти, нарубить деревьев, построить лодки, доплыть до Аляски, ловить там зверей, продавать пушнину на границе с Китаем. Кто-то из этих отважных людей возвращался в Поморье, большинство осели в Сибири. Этот процесс закончился почти на границе с Мексикой, за фортом Росс.

Русский Север стал хиреть. Петр I просто ликвидировал примерно 40 процентов населения Севера, когда строил Петербург и русский флот. И загнал его население в жесткие военизированные рамки. Демократическая традиция самоорганизации северных крестьян была "размазана" тонким слоем по всей Сибири, она ушла "вширь", была как бы вытеснена на периферию, не став сильной системой, которая образовывала страну. Она скорее формировала некий ее подвальный этаж. И все же она была!





К сожалению, эта русская демократическая традиция очень плохо изучена. Немножко ею занимались либеральные историки конца XIX века - начала XX, немножко - русские историки-эмигранты. Но в общественное сознание этот пласт так и не вошел.

* * *

Край черной безнадеги

Но Глеб Тюрин считает, что сегодня нужно не столько спорить о теориях, сколько думать о реалиях жизни. Поэтому он попробовал воспроизвести традиции российского земства в современных условиях.

Вот как это происходило, и что из этого получилось.

- Мы стали ездить по деревням и собирать народ на встречи, организовывать клубы, семинары, деловые игры и бог знает что еще. Старались расшевелить людей, которые сникли, считая, что о них все забыли, что они никому не нужны, и ничего у них не может получиться. У нас есть наработанные технологии, которые позволяют порой довольно быстро воодушевить людей, помочь им по иному посмотреть на себя, на свою ситуацию.

Поморцы начинают думать, и оказывается, что у них много чего есть: лес, земля, недвижимость, другие ресурсы. Многие из которых бесхозны и гибнут. Например, закрытую школу или детсад немедленно разворовывают. Кто? Да само же местное население. Потому что каждый сам за себя и норовит хоть что-то лично для себя урвать. Но они разрушают ценный актив, который можно сохранить и сделать основой выживания данной территории. Мы пытались объяснить на крестьянских сходах: сохранять территорию можно только сообща.

Мы находили внутри этой разуверившейся сельской общины группу людей, заряженных на позитив. Создавали из них некое креатив-бюро, учили их работать с идеями и проектами. Это можно назвать системой социального консалтинга: мы обучали людей технологиям развития. В результате за 4 года население местных деревень воплотили 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тысяч рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов рублей. Это уровень капитализации, которого нет ни у японцев, ни у американцев при их передовых технологиях.

Принцип эффективности

"Из чего складывается многократное увеличение активов? За счет синергетики, за счет превращения разрозненных и беспомощных одиночек в самоорганизующуюся систему.

Общество представляет набор векторов. Если часть их удалось сложить в один, то этот вектор сильнее и больше чем арифметическая сумма тех векторов, из которых он сложен."


Селяне получают небольшую инвестицию, сами пишут проект и становятся субъектом действия. Раньше человек из райцентра тыкал пальцем на карту: вот здесь будем строить коровник. Теперь же они сами обсуждают, где и что они будут делать, причем ищут самое дешевое решение, потому что денег у них очень мало. Рядом с ними тренер. Его задача - привести их к ясному пониманию, что они делают и почему, как создать тот проект, который в свою очередь потянет за собой следующий. И чтобы каждый новый проект делал их экономически все более самодостаточными.

В большинстве случаев это не бизнес-проекты в конкурентой среде, а этап обретения навыков управления ресурсами. Для начала очень скромными. Но те, кто через этот этап прошли, уже могут идти дальше.

Вообще, это некая форма изменения сознания. Население, которое начинает себя осознавать, создает внутри себя некий дееспособный орган и вручает ему мандат доверия. То, что называется органом территориального общественного самоуправления, ТОС. По существу, это то же самое земство, хотя несколько иное, чем было в 19-м веке. Тогда земство было кастовым - купечество, разночинцы. Но смысл - тот же: самоорганизующаяся система, которая привязана к территории и отвечает за ее развитие.

Люди начинают понимать, что они не просто решают проблему водо- или теплоснабжения, дорог или освещения: они создают будущее своей деревни. Главные продукты их деятельности - новое сообщество и новые отношения, перспектива развития. ТОС в своей деревне создает и старается расширить зону благополучия. Энное количество успешных проектов в одном населенном пункте наращивает критическую массу позитивного, которая меняет всю картину в районе в целом. Так ручейки сливаются одну большую полноводную реку.

Сюжеты доля небольших рассказов





В Коношском районе со времен советской мелиорации летом нет воды. Стали искать выход. Вспомнили: есть артезианская скважина, но надо надо построить водонапорную башню. Если идти обычным административным путем, сооружение потянет на миллион рублей, у муниципалитета таких денег нет. Но людям нечем поить скот и поливать огороды. Что делать? Придумали: собрать водонапорную башню из трех старых. Разработали проект. Район помог с инженерным обеспечением. Работали деревенские бесплатно. Закупили только новые трубы, разводные ключи - вся стройка обошлась в 50 тыс. рублей. И теперь вода здесь есть!

* * *

В соседней деревне Фоминской такая же беда с водой. ТОСовоцы решили привести в порядок родники под деревней. При этом сделали из них еще и местную достопримечательность. Вычистили помойку вокруг источников, поставили бетонные кольца для водозабора, срубы, беседку в традиционном русском стиле, декоративную ограду. И стали заманивать туристов. Как? Очень оригинально. Источники были названы родниками любви и поцелуев. В местном ЗАГСе оставили рекламу. И новобрачные поехали. Родилась традиция. Сейчас там каждое воскресенье свадьба. Едут с райцентра. Каждая свадьба оставляет 500 рублей. Для деревни это деньги. Уже и новые русские приезжают туда отдохнуть - там начали площадку для шашлыков отделывать. А еще тамошний ТОС отстоял лес от вырубки, добился льгот своим ветеранам, взял на себя обмен паспортов и многие-многие другие дела, о которых прежде и думать не могли. Теперь уже и молодежь начала подтягиваться к ТОСу - поверили.

* * *

В поселке Хозьмино Вельского района идея была другая - благоустроить два дома для ветеранов войны. Поначалу это казалось сомнительным. Почему этим двум? И в чем тут развитие? Их аргумент: "Мы сделаем более красивым поселок". Эффект проекта был невероятным. За 250 долларов, выделенных по гранту, они обшили вагонкой два дома, покрасили и украсили резными карнизами и наличниками. Живущие рядом посмотрели и задумались: надо свои дома сделать не хуже. Так возникла целая "музейная" улица домов, украшенных с невероятной фантазией. Идея следующего проекта была более практичной: перепахать все общественные сенокосы и засадить травой, которая даст гораздо больше зеленой массы. После этого тосовцы взялись модернизировать старую изношенную систему отопления поселка, при которой нещадно мерзли зимой, и постоянно висела угроза полного разморожения системы. В 16 домах установили печи или мини-котельные, а освободившиеся мощности отопительной системы направили на школу, клуб, больницу. Эффект проекта: 80 000 рублей в год экономии бюджетных денег. По завершении проекта экономия составит 600 тыс. рублей в год. А еще хозьминцы взялись восстанавливать свою уникальную церковь XVIII века.





***

В деревне Леушинской рядом с Хозьмино группа женщин, создав ТОС, взялась за здание запущенной котельной. Это была страшная мертвая индустриальная коробка из кирпича, заполненная громадами ржавых котлов и труб, в которой выл ветер и напивались алкаши. Тосовки придумали сделать там шейпинг-зал. Подняли мужиков, вытащили котлы, утеплили здание, привели в порядок крыши и стены, настелили полы, все покрасили, установили печь. Теперь тут есть современный спортзал, вокруг которого начала роиться молодежь и подростки, те, что прежде болтались без дела - с ними уже устали "бороться". А район под новый спортцентр дал пол-ставки руководителя спортивных секций.

* * *

В соседней деревне Берег того же Вельского района - масса безработных женщин. Они решили выращивать капусту. Создали производственный кооператив. Им дали безвозвратный грант. Они капусту вырастили, продали, на полученные деньги благоустроили медпункт, обстановку, спортплощадку для детей. И изменили ситуацию в деревне в принципе. Сейчас провели ремонт в клубе и создают там информационный центр ремесел.

* * *

В старинном селе Ошевенск в 40 километрах от Каргополя, ТОС тоже обратился к возрождению культуры и развитию туризма. Места тут живописнейшие, много старины, но все в разрушенном состоянии, нет работы, все пьют. Тосовцы взяли заброшенный купеческий дом XIX века и за два года полностью его восстановили, воссоздав в нем интерьер позапрошлого века. Получилась замечательная маленькая гостиница- музей. Когда энтузиасты начинали, деревня не верила: "Да какой у нас туризм?!" Но когда проект успешно довели до конца, деревенские стали проситься: "Ну, если у вас еще что-нибудь будет, вы уж нас возьмите!" Сюда уже приезжали архангельский Владыко, туристы из Москвы и даже Америки.

* * *

А вот в деревне Заозерье Мезенского района, что на самом севере области, на границе с тундрой, ситуация может показаться на порядок более сложной, чем в остальных архангельских деревнях. В деревне осталось всего двое ребятишек - школу собирались закрывать. Никакого производства, все закрыли. Это почти при полной изоляции от центра областного центра! Разбитая дорога есть только зимой - 550 километров смертной муки. За что тут браться? Стали думать, спорить. И вот что надумали. В районе много одиноких стариков, которым нужна помощь. Их увозят в богадельню областной центр. А что если открыть для них дом престарелых? Нет помещения? Перевезти огромное здание закрытого детсада из соседней деревни!

Взялись и за три года сделали! В январе 2004 года открыли дом престарелых на 14 мест. У многих местных появилась работа, место сбыта с/х продукции.

Чтобы привлечь сюда медсестру (головная боль для многих даже более благополучных деревень!), тосовцы отремонтировали заброшенную квартиру в общежитии и дали объявления в газетах по всей России: "Требуется медсестра. Желательно с детьми. Благоустроенная квартира предоставляется". Оказалось, что в стране полно женщин, которые мечтают уйти от пьющего мужа, да некуда. И к ним приехала одна такая - с двумя детьми-школьниками. А это значит, что и дом престарелых обеспечен медпомощью, и еще школьников добавилось. Значит, школу не закроют.





* * *

В пинежской деревне Йоркино ТОСовские женщины уговорили деревенских мужиков поставить мост через канаву в центре села, подсыпать дорогу. Потом деревня взялась за освещение улиц, укрепление берегов от паводков, летом организовали детский лагерь для учеников художественной школы из райцентра, отреставрировали старинную избу и сделали там музей народного быта и центр ремесел для детей и взрослых.

"Опыт позитивного отношения к жизни. Взгляд из Нью-Йоркино", - так называется книга Глеба Тюрина, которую он написал обо всем, что я попыталась рассказать в короткой версии.

__________________________________
С "подачи" Тюрина и его Института в Архангельской области было создано около 40 ТОСов - зарегистрированных групп неравнодушных к собственной жизни людей. Реальных органов власти на селе. И эта работа будет продолжена. Сейчас архангельский опыт начинает активно использоваться и применяться и в ряде других российских регионов.

Глеба Тюрина с корреспондентом познакомила Московская школа политических исследований. За приглашение в Голицыно выражаем благодарность директору и создателю МШПИ Елене Немировской.

Справка

Тюрин Глеб Владимирович родился в Латвии в семье журналиста. В раннем детстве с семьей переехал на Русский Север, который считает своей родиной. Ученик выдающегося историка Севера К.П.Гемп. Студенческие годы, став сотрудником проектной группы Министерства Культуры СССР по созданию национального парка на Кенозере, провел в экспедициях по деревням или в архивах Москвы и Питера, Петрозаводска. Семь лет проработал сельским учителем, после чего работал в иностранных бизнес компаниях, в Американской школе бизнеса. Окончил целый ряд курсов и прошел целый ряд стажировок на Западе. Изучал банковское дело в Германии и несколько лет являлся старшим валютным дилером Промстройбанка. В 1997 году создал Институт общественных и гуманитарных инициатив и стал заниматься местным развитием в сельских районах Архангельской области. Автор работ по истории Севера, теории и практике местного развития, обучения взрослых, опубликованных в России и за рубежом. Автор ряда сценариев документальных фильмов и телепередач, снятых в России и на западных телеканалах. Закончил несколько тренинговых школ и курсов, ведет тренинги и семинары в разных регионах России. Лауреат премии Союза журналистов России, победитель первого российского национального конкурса журналистов, пишущих по вопросам местного самоуправления.
В общих чертах узнать о деятельности Тюрина можно посмотрев видео:

[ame="http://www.youtube.com/watch?v=4IXl4xnw7Is"]Глеб Тюрин. Возрождение русской деревни[/ame]

Подробнее ознакомиться:

[ame="http://www.youtube.com/watch?v=DUw91Dibvp4"]Встреча с Глебом Тюриным в Апшу[/ame]

А вот так выглядит более масштабная работа Тюрина по воспитанию новой кадровой базы, которая станет генератором процесса возрождения русского села:

[ame="http://www.youtube.com/watch?v=MFS5dPIRe9w"]Школа Глеба Тюрина СелиАс 2010[/ame]

А также,

[ame="http://www.youtube.com/watch?v=l3RCeREIpo4"]Круглый стол с Глебом Тюриным[/ame]

К сожалению, более подробную информацию в интернете не нашёл. У Тюрина есть небольшая книжка - Опыт возрождения русских деревень, но там тоже мало конкретики, а было бы интересно узнать суть применяемых им методик, сроки, что было сделано и как.

Сайт основанного Тюриным "Института общественных и гуманитарных инициатив" - iogi.narod.ru (тоже мало информации)

Из множества статей о Тюрине, можно выделить следующие:

Эксперт: Россия и следующая долгая волна, или почему так важны сельские территории

Ненастоящие люди – настоящие деньги

Корпорации, социальный капитал и модернизация страны
mera вне форума   Ответить с цитированием
Ответ



Часовой пояс GMT +3, время: 12:30.