Поводом для данного изложения послужила работа ВП СССР
"Любовь к мудрости: от прошлого к будущему".
Предварительное знакомство с этой работой является желательным для эффективного понимания следующей информации.
В своей работе авторы , в главе "Триединство", в ходе выявления первичных философских категорий, сформулировали следующее утверждение:
Вследствии этого можно говорить о том, что человек воспринимает Вселенную как процесс-триединства: Материя и Информация изменяются по Мере развития.
То, что авторы поставили, важный для формирования целостного мировоззрения, вопрос о объективных первичных категориях, выявили их и триединство процесса восприятия через эти категории позволяет в дальнейшем при субъективном рассмотрении различных объективных процессов добиваться их адекватного описания и последующего возможного вхождения в управление ними.
Т.е. вопрос правильного выявления первичных категорий является очень важным с точки зрения адекватного восприятия объективной реальности и осмысленного с ней взаимодействия.
По моему мнению, верно выявив две первичных категории меры и информации, авторы не смогли до конца выявить третью. Выбрав в качестве таковой материю, им не удалось ясно показать, что данная категория является первичной.
Они утверждают:
Итак, материи как таковой не существует, любой объект отличается от другого свойственной только ему структурной организованностью, проявляющейся во взаимодействии всех элементов, внутренней упорядоченностью.
и далее в той же главе:
Таким образом, мы видим, что просто материи нет, а есть материальные объекты отличающиеся один от другого качеством.
Но если материи нет, как появилась такая категория ?
Если мера и информация, после выявления этих категорий как первичных, легко обнаружимы в любом объекте, то материя, которой нет, не обнаружима. Обнаруживается она в объектах, как материя, которая пребывает в пяти состояниях. Однако материя, которая пребывает в пяти состояниях и преобразуется по мере развития, не может быть первичной категорией, поскольку содержит в себе структурированность/упорядоченность (хотя бы на уровне молекулярных связей), а значит меру и информацию.
Т.е. имеем явное противоречие:
- материи нет, тогда под названием ничего не скрывается
- материя есть, но находится в пяти состояниях, содержит в себе меру и информацию и не является первичной категорией
Это противоречие привело меня к более внимательному изучению различных материалов по вопросу первичных философских категорий и их триединства.
Среди работ, в которых изучался и освещался этот вопрос хочу отметить "Об учёном незнании" Николая Кузанского, в которой хорошо раскрыты категории информации и меры, а также "Духовные проповеди и рассуждения" Майстер Экхарта, где автор раскрыл категорию информации и подошёл к категории движения. Язык этих авторов обусловлен временем и характером их деятельности, однако рассматриваемые ими вопросы позволяют выйти на понимание первичных категорий бытия.
В ходе размышлений-наблюдений я пришёл к выводу, что третьей базовой категорией возможно является
движение.
Триединство
движения,
информации и
меры порождает материю также как и другие объекты.
Неразличимость упорядоченности материи в следствии её не соразмерности (атомы, электроны и т.д. значительно меньше чем человек) различимым человеком объектам и вызвало, по-моему, включение материи в предельные обобщающие категории.
Дополнение
Для тех, кто впервые ознакамливается с вопросом триединства и первичных категорий бытия я приведу синонимические ряды для лучшего понимания того, что скрыто за понятиями движение, информация, мера. Я предполагаю некоторую размытость смысла этих понятий в рядах, но надеюсь, что это поможет их пониманию, через обыденные вещи.
Движение - сила (ненаправленная и неоформленная), энергия, жизнь, воля, желание без объекта, течение
Информация - образ, форма, знание, смысл, лик
Мера - пределы, законы, измеримые свойства, размерность, конечность, пропорция, соотношение, количество.
Ниже я привожу графические изображение , которые по-моему мнению, тоже способствуют пониманию первичных категорий и того, как они проявляются в объективном мире, а также укажу ряд полезных дихотомий которые помогут разсмотреть различные аспекты триединства с точки зрения привычного нам дуализма.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Опираясь на приведенные схематические изображения можно сделать следующие выводы:
Движение - неоформлено и неявлено
Информация - недвижима и безпредельна
Мера - недвижима и неявлена.
При этом соблюдается обязательное условие для базовых категорий - ни одна из них не может быть выражена через другие.
http://tri-kategorii-bytija.narod.ru/