Поскольку направление дискуссии хочу задать немного иное создал отдельную тему.
Что ж, давайте обсудим
эту статью. Статья хорошая, но я убежден, что такое образование людей может быть исключительно небольшим. Тему государства я пока затрагивать не буду, но я убежден, что город хотя бы в 300 тыс. человек на таких принципах существовать уже не может и ниже я объясню, почему.
Почему эту систему нельзя масштабировать?
1. Воровство. Автор признает, что тонну колбасы взять можно, но продать её никому нельзя, потому что все у всех на виду. С разрастанием коммуны все люди уже не будут на виду и возможность манипуляций с продажами общей продукции повышается.
2. Общественные группы. Чем крупнее общество, тем больше мелких групп и объединений начнёт возникать внутри его, в том числе группы несогласных, группы, симпатизирующие несогласным, криминальные группы и т.д.
3. Управление. Чем крупнее коммуна, тем больше управленцев требуется для ведения управленческой деятельности, да хотя бы элементарного учёта населения, и имущества принадлежащего коммуне.
4. Ограниченность разделения труда. Да люди могут при таком образе жизни производить еду, одежду и другие примитивные вещи, но те же телевизоры, а тем более комбайны и автомобили они никогда не смогут создать с нуля хотя бы потому что для этого нужно плавить металл. Получается сама коммуна нуждается в том самом капиталистическом обществе которое так ругает.
5. Маргинализация. Из статьи ясно, что несколько фермеров, которых они разорили стали маргиналами, т.к. их не прогоняют, но и в коммуну не берут. Вопрос в том, что с этими людьми делать? К тому же со временем к ним добавятся люди, изгнанные за какие-то грехи из коммуны. Хорошо если новая группа объединится и будет мирно жить рядом, а если она будет агрессивно настроены по отношению к жителям коммуны, то первым явно потребуется охрана, а охрана это непроизводственные силы + пункт 3 (дополнительные затраты на управление).
В чём недостатки самой системы (модели)?
Ну, тут недостатков столько, что я даже не знаю с какого начать…
1. Воспитание. Очевидно, что с помощью коллективного воспитания и не только в людях ещё в детстве стараются подавить индивидуализм. Но это неудачная затея. Известно, что воспитываемые в одних и тех же условиях люди вырастут совершенно разными и индивидуалистов, поверьте, будет так же не мало. С СССР это уже проходили. Вывод: при всём желании ни в одной модели нельзя избавиться от индивидуалистов.
2. Индивидуалисты. Конечно, неправильно всех людей делить на индивидуалистов и не индивидуалистов, тут скорее можно говорить о шкале, у кого-то эта потребность не выражена, у кого-то выражена, но слабо (низкий уровень индивидуализма, но всё же присутствует), у кого-то сильнее, а у кого-то очень сильно.
3. Потребности. В том числе из разного уровня индивидуализма (но не только) проистекают разные потребности. К примеру, автор сказал, что у них нет стиральных машинок. Но почти все женщины которых я знаю, считают что это одна из самых необходимых вещей в доме. Хорошо, они проголосуют и большинством примут, что машинки нужны, купят и всем поставят. Потом люди решат, что им нужны кондиционеры, проголосуют, но выяснится что «ЗА» всего 49% и в установке кондиционеров откажут. Таким образом, мы получаем почти половину общества, которым в их потребности отказали и у них из-за этого может начать зреть недовольство. Потом откажут ещё в чём-то, ещё в чём-то и ещё и пласт недовольных со временем составит от 10 до 49% процентов всего населения. А потребности – кто-то хочет красную рыбу есть, а кто-то в Турции каждый год отдыхать, а кто-то хочет в аквапарк – это естественные потребности, никаких изысков.
4. Неравномерный вклад. Вообще когда есть общаг всегда возникает приблизительно такая проблема: «Я кладу в общаг много, а Вася много берёт, но делает очень мало». Поначалу да, можно раздать всем по одинаковому полю и сказать пахать, раздать по 100 картофелин и сказать чистить. Но со временем появятся такие профессии где измерить эффективность труда сложно (охраниик, управленец не говоря уж об учёных и инженерах) и вот тут-то как раз и расцветёт проблема неравномерного вклада.
5. Вопросы рынка. Автор признал, что есть законы рынка, по которым они как раз и разорили фермеров. Проблема в том, что сегодня рынок приложил фермеров, но завтра он может приложить коммуну – неурожай, засуха, наводнение, ураган и еду на зиму придётся где-то закупать, а расплатиться они могут шубами, а их шубы никому на рынке не нужны. Конечно, едой может помочь соседняя коммуна (если у них есть) а даже если есть, там может возникнуть недовольство что приходится кормить этих соседей неудачников.
6. Очередь распределения. Пример 1. На собрании решили, что дома теперь будут строить не по 30 а по 50 кв. м. на человека. Построили первые 100 штук, а кто первый будет в них заселяться? Хорошо, сначала заселили тех, у кого трое детей. Всех с троими заселили. Но вот осталось 50 квартир и 100 семей, у которых по двое детей и кто из них будет первым? По какому признаку?
7. Нехватка благ. У них на всех 180 автомобилей, а если в выходные автомобили хочет взять 200 семей? 20 полюбому останутся без машины, а денег у них что бы нанять «на стороне» нет. В коммуне, например, 1000 семей и привезли на всех 100 компьютеров. Кому давать первым? Опять тем у кого трое детей? Эй! Им уже квартиры первым давали по 50 метров, это несправедливо!
А раздавать блага всем поровну нельзя, привезли 1000 семей 1000 каминов и раздали всем. А человек сидит и думает – нафига мне этот камин я и так не мёрзну. Получается человеку дали благо, которое ему вообще не нужно, а то которое он хотел (кондиционер, потому что ему жарко) не дали.
Как говорится, даже в обществе равных всегда есть так, кто ровнее других