Газета «Комсомольская правда»
29.09.2008
Новый учебник истории России: Книжка, которую интересно читать
В этом году в школу пришли инновационные учебники по самому скандальному школьному предмету. «КП» разбирается, чем они лучше пособий старого образца
Школьные уроки истории вспоминаю с ненавистью. Пока осилишь параграф, заданный на дом, умрешь с тоски. От сложных терминов и бесконечных определений мозги плавятся. Приходишь в класс - а там грузят и грузят...
Учительница унылым голосом, с которым, как писали Ильф и Петров, нельзя выступать даже на именинах близких родственников, читает лекции. Каждый урок мучает то проверочными, то тестами. Под аккомпанемент ее рассказов о Смутном времени я играла с соседом по парте в крестики-нолики.
Русско-турецкую войну затмили любовные записки и перемигивания с симпатичным мальчиком. Отъявленные хулиганы стреляли друг в друга жвачками, игрались лазерными фонариками. А галерка нагло спала.
В девятом классе, чтобы не испортить аттестат «лебедями» по истории, весь класс дружно записался к репетиторам.
Без комиксов и анекдотов
Учебник нового поколения выглядит вполне обычно. Называется «История России 1945 - 2008» для 11-го класса. Обложка красного цвета. На форзаце - российский герб, флаг и, как сейчас модно, текст гимна. В общем, ничего особенного. Нет ни комиксов, ни анекдотов. Не удалось мне найти сюрпризов и в оглавлении. Здесь и «СССР после второй мировой войны», и «Реформы Хрущева», и «Перестройка», и «Российское общество в эпоху перемен». Я бегло пролистала книжку и убедилась: примерно из таких же параграфов состоял и мой учебник истории. Только когда за партой сидела я, повествования о событиях современной истории заканчивались не 2008 годом, а концом 90-х. Но, оказывается, далеко не все нововведения видны невооруженным глазом. Задания к каждой главе или параграфу стали более творческими. Ребятам нужно будет не только вызубрить даты и запомнить, но и поразмышлять, высказать собственное мнение. Недаром почти все задания начинаются со слов «найдите примеры», «обоснуйте», «оцените», «сравните».
Учительница рязанской школы № 31 Анна ИВОНИНА, оценивая книжку, вообще высказала парадоксальную, на первый взгляд, мысль:
- В этом учебнике есть все, чтобы ребенок мог заниматься самостоятельно. И главное - ему не будет скучно.
Вместе с содержанием учебника изменится, утверждают педагоги, и формат самого урока.
- Юношам и девушкам, - рассуждает учитель истории школы № 4 подмосковного Дмитрова Иван Николаевич ФЕДОРОВ, - предстоит не только строчить доклады, рефераты и биографии, которыми мучают не одно поколение старшеклассников, но и проводить дискуссии, ток-шоу, театрализованные представления и выставки семейных фотографий.
В общем, утверждают педагоги, главный смысл нового пособия - превратить детей из пассивных слушателей в активных участников.
Но и это еще не все, что отличает новую «Историю» от предшественников.
Если раньше на руки ребятам выдавали только книжки, то теперь они получат полноценный учебно-методический комплект. В него, помимо учебника, входят папка, куда вложены красочные карточки со схемами, таблицами и диаграммами, набор контурных карт и даже CD-диск. А в самом пособии перечислена не только дополнительная литература, которую авторы советуют почитать, но и даются ссылки на сайт. В общем, как сказал один из учителей, учебник теперь - это лишь вершина информационной пирамиды. Звучит пафосно, но суть отражает.
Возможно, что в будущем так же будут выглядеть пособия и по другим школьным урокам. Но когда это случится и кому повезет в первую очередь, в Минобрнауки пока не признаются.
Учебник писали не академики, а педагоги
Итак, новые учебники в школьные библиотеки поступили - они получили одобрение Российской академии наук и Российской академии образования и утверждены министерством. А значит, педагоги могут использовать их на своих уроках. Заниматься по ним ребята начнут во втором полугодии. Именно к январю они осилят изучение истории первой половины XX века и доберутся до второй.
Но смогут ли идти в ногу со временем учителя? Сумеют ли приспособиться к новой книжке, а главное - удастся ли им, как задумывали авторы, изменить под учебник и формат урока? В Минобрнауки тоже подумали об этом заранее. Ведь в конце концов, в чем заключается пресловутая инновационность этого учебника?
- В том, что участвовали в создании учебника учителя, - объясняет замминистра Исаак КАЛИНА.
Мы выяснили, как это происходило. Началось все с составления авторским коллективом так называемой «рыбы» - книги для учителя. Причем книга для учителя в этом проекте - это не традиционные «пояснялки», как преподавать ту или иную тему, а тексты, которые могут быть положены в основу будущего учебника. Точнее сказать, книга для учителя - это приглашение для учителей к разговору, что и как должно быть описано в учебнике по новейшей истории России.
Вы удивитесь, но к этому делу приложили руку даже не десяток, а больше трех тысяч педагогов - за год в Москве и регионах собирались специальные конференции, а все замечания, комментарии и советы участников конференций выслушивались, а потом учитывались авторским коллективом.
Руководил выстраиванием каркаса учебника гуру - доктор исторических наук, профессор и известный автор учебников Александр ДАНИЛОВ. Помогали ему в этом учителя самой знаменитой школы страны - столичного центра образования «Царицыно».
Получился ни много ни мало плод коллективного творения.
А вот насколько новые книжки, посвященные науке о прошлом, оправдают ожидания, которые на них возложили, покажет только будущее. Очень хочется, чтобы школьники на уроках истории родной страны не скучали!
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Народ, поможем академикам?
Ищем ошибки в новых учебниках
1 сентября этого года в школу пришли новые учебники, прошедшие экспертизу серьезных ученых из Российской академии наук и Российской академии образования. Теоретически они не должны содержать ошибок. Но гарантии этого не готово дать даже Министерство образования и науки - всякое бывает. Поэтому министерство вместе с «Комсомольской правдой» объявляют конкурс «Поможем академику». Ученики и учителя находят в учебниках, выпущенных в 2008 году, неточности или ошибки и присылают их в нашу газету. Мы материалы передаем издательствам и таким образом получаем возможность вычистить ошибки до нуля.
Конкурс будет идти все первое полугодие этого учебного года. К Новому году мы поздравим самого внимательного и пытливого. Приз, который он получит, - современный ноутбук.
Присылать свои находки можно в отдел образования «КП» по адресу: Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1, 6-й этаж, Москва, 125993 или по электронной почте
milkus@kp.ru
Светлана ДАНИЛОВА
Адрес статьи: http://kp.ru/daily/24171.5/382745/print/