Коран о хадисах
Наиболее часто используемым термином у мусульман является слово "хадис". Это слово переводится как: рассказ, повествование, предание, беседа, разговор. Мусульманская традиция имеет совершенно особое понимание термина "хадис". "Хадисами" называются внекоранические истории о жизни пророка Мухаммада, называемые сунной. В Коране же Бог использует слово "хадис" в других смысловых формах.
Коран как «хадис» - повествование
Неужели они не размышляли о власти над небесами и землей, и обо всем, что создал Бог, и о том, что, возможно, их конец уже близок? В какой же рассказ (хадиисин) после этого они веруют? (7:185)
В повествовании (кысас) о них, есть поучение для обладающих разумом. Это не было измышленным рассказом (хадиисан), напротив (он) для подтверждения истинности того, что ниспослано до него, для разъяснения всякой вещи, руководством и милосердием для людей, которые уверовали. (12:111)
Как будто бы ты готов погубить себя по их следам, от горя, если они не поверят этому повествованию («хадииси», в контексте - "Корану"). (18:6)
Бог ниспослал лучшее повествование (хадииси) - Писание с похожими, повторяемыми частями, от которых съеживается кожа тех, которые боятся своего Господа, затем смягчается их кожа и сердца к поминанию Бога. Это и есть путь Бога, ведет Он им, кого пожелает, а кого сбивает Бог, тому нет путеводителя! (39:23)
Пусть же они приведут подобный этому (Корану) рассказ (хадиисин), если они говорят правду! (52:34)
Разве же и этим повествованием (хадииси) вы небрежете? (56:81)
Оставь же Меня с тем, кто считает ложью этот рассказ (хадииси). Мы постепенно сведем их, так что они не узнают. (68:44)
Аяты Корана как хадисы - рассказы
...И когда постигает их хорошее они говорят: "Это - от Бога", а когда постигнет их дурное, они говорят: "Это - от тебя". Скажи: "Все - от Бога"», - почему же эти люди никак не могут понять этого рассказа (хадиисан)? (4:78)
Бог - нет божества, кроме Него! - конечно, соберет вас ко дню воскресения, - нет сомнения в том! А кто правдивее Бога в рассказе (хадиисан)? (4:87)
Людские рассказы - хадисы
Бог уже низвел вам в Писании, что когда вы слушаете аяты Бога, то не находитесь вместе с теми, которые отрицают и насмехаются над Его знамениями, пока они не начнут другой рассказ (хадиисин). Ведь тогда вы подобны им. Поистине, Бог соберет лицемеров и отрицающих (знамения Бога) всех в геенне! (4:140)
А когда ты увидишь тех, которые погружаются в пучину пустословия о Наших знамениях (аятах), то отвернись от них, пока они не начнут обсуждать какой-нибудь другой рассказ (хадиисин). И если ослушник (шайтан) заставит тебя забыть (об этом), то ты, как только вспомнишь, не находись с (этими) людьми - мракобесами. (6:68)
Среди людей есть и такой, кто покупает увлекательный рассказ (хадииси), чтобы сбивать (им) с Божественного пути без всякого знания, и обращает это в забаву. Они - те, для которых унизительное наказание. (31:6)
Повествования-хадисы - из Корана
В Коране встречается устойчивая форма обращения Бога к пророку: «дошел ли до тебя рассказ (хадиис)?». Это выражение относится к различным персонажам и событиям, (и что характерно, абсолютно все темы хадисов), к которым нас направляет Бог, описаны в тексте Корана, нет ни одной ссылки на внекоранические хадисы.
Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о Моисее? (20:9)
Дошел ли до тебя рассказ (хадииси) о Моисее? (79:15)
Дошел ли до тебя рассказ(хадиису) о почтенных гостях Авраама? (51:24)
Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о войсках Фараона и Самуда. (85:17-18)
Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о покрывающем? (88:1)
Слова, образованные от корня хадаса, встречаются еще во многих аятах и переводятся в разных формах.
А когда они встречали тех, которые уверовали, то говорили: «Мы уверовали». А когда они уединялись друг с другом, говорили: «Разве расскажете (тухаддисууна) вы им о том, что открыл вам Бог, чтобы они спорили с вами об этом пред Господом?...» (2:76)
В тот день те, которые не уверовали и ослушались посланника, пожелают, чтобы земля поглотила их. Они не смогут утаить от Бога ни одной беседы (хадиисан). (4:42)
Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать события (ахаадиису) и одарит совершенной милостью тебя и род Якова, подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Авраама и Исаака. Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый». (12:6)
Так Мы утвердили Иосифа на земле и научили его толкованию событий (ахаадиису). Бог властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом. (12:21)
Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю (ухдиса) тебе об этом». (18:70)
Таким образом Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке и подробно разъяснили в нем Свои угрозы, может быть они остерегутся или вызовет (ухдису) у них воспоминание. (20:113)
Когда бы ни приходило к ним новое (мухдасин) напоминание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь. (21:2)
Потом Мы отправляли одного за другим Наших посланников. Каждый раз, когда к какому-либо народу приходил посланник, они нарекали его лжецом. Мы отправляли их одних за другими на погибель и сделали их предметом сказаний (ахаадиису). Да сгинут люди отрицающие (знамения Бога)! (23:44)
О те, которые уверовали! Не входите в дома пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления. Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров (хадиисин). Этим вы причиняете неудобство пророку. Он стыдится вас, но Бог не стыдится истины... (33:53)
Они сказали: «Господь наш! Удлини расстояния между нашими остановками в пути». Они поступили несправедливо по отношению к себе. Мы сделали их предметом сказаний (ахаадиису) и рассеяли их. Воистину, в этом – знамение для каждого, кто терпелив и благодарен. (34:19)
...Кто преступает ограничения Бога, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Бог, возможно, после этого устроит (юхдису) дело. (65:1)
Вот пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала (хадиисан) ее, и Бог открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть... (66:3)
в тот День она поведает свой рассказ (тухаддису). (99:4)
ЭТО - ЗНАМЕНИЯ (АЯТЫ) БОГА, МЫ ЧИТАЕМ ТЕБЕ ИХ ИСТИННО. В КАКОЙ ЖЕ РАССКАЗ (ХАДИИСИН) ПОСЛЕ БОГА И ЕГО ЗНАМЕНИЙ (АЯТОВ) ОНИ УВЕРУЮТ?! (45:6)
В КАКОЙ ЖЕ РАССКАЗ (ХАДИИСИН) ПОСЛЕ ЭТОГО ВЫ УВЕРУЕТЕ? (77:50)
Читать дневник дальше...