Россия предоставит Индии новейшие технологии наведения для межконтинентальной баллистической ракеты «Агни-5» дальностью до 10 тыс. км, способной нести ядерную боеголовку. Ее первый запуск намечен на декабрь 2011 года.
Об этом в субботу пишет индийская влиятельная газета Pioneer, ссылаясь на «официальные лица в военном ведомстве страны».
Источник в Минобороны Индии сообщил, что принципиальная договоренность об этом была достигнута в ходе недавнего визита в Москву индийской делегации, возглавляемой министром обороны Аракапарамбилом Энтони. Помимо представителей различных родов войск в состав делегации вошла также группа крупных ученых – специалистов в области ракетостроения из индийской Организации по оборонным исследованиям (DRDO), которая сейчас занята подготовкой запуска своей первой межконтинентальной баллистической ракеты.
Как отмечает издание, договоренность о передаче технологии наведения - настоящий прорыв для Индии, которая теперь полностью готова присоединиться к узкому элитному клубу стран, располагающих таким оружием – Великобритании, России, США, Китаю и Франции. Развитие программы создания МБР было отложено, поскольку ни одна страна не была готова предоставить Индии технологии точечного наведения при такой дальности. Сделать это самостоятельно экспертам DRDO, как утверждает источник в Минобороны Индии, пока так и не удалось, хотя ракеты оперативно-тактического назначения, а также среднего радиуса дальности - Агни-I, Агни-II и Агни-III - Индия сейчас успешно производит собственными силами.
«Учитывая дискриминационное отношение некоторых развитых стран, включая США, к Индии в части обмена передовыми технологиями в течение последних двух десятилетий, нашим ракетчикам пришлось бы трудно, если бы Россия не согласилась прийти на помощь», - сообщили индийские чиновники изданию.
Газета отмечает, что «проверенные временем отношения между двумя странами, охватывающие свыше четырех десятилетий, вновь дали положительные результаты». «Кроме того, Россия выразила готовность поделиться с Индией и другой передовой системой – ГЛОНАСС – в части ее использования и для военных целей. Между тем, США, несмотря на неоднократные заверения со стороны Вашингтона, на деле не спешит открыть двери к своему хай-теку для Индии», -- цитирует «Интерфакс» издание Pioneer.
Россия имеет хорошие отношения с Индией еще со времен Советского Союза. Индия является одним из главных потребителей русского оружия в Южной Азии. А, после завершения перевооружения КНР, Дели стали нашим главным партнёром, в области военно-технического сотрудничества в Азии. Особенно после ссоры с Ираном, когда Москва отказалась выполнить контракт по поставке ЗРК С-300.
Поэтому, очень важно сохранить дружбу с Индией. Конкуренты не дремлют, в последнее время США, сделали Дели несколько прельщающих предложений в области военно-морских вооружений и авиации.
Переговоры с Индией о объединении усилий по созданию общей программы строительства истребителя 5-го поколения, шли уже довольно давно. В итоге была достигнута договорённость, что на базе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), будет создана модификация этого самолета, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).
21 декабря 2010 года, во время поездки президента РФ в Индию, был заключен российско-индийский контракт на создание проекта истребителя, который подписали, со стороны России, глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин и президент индийской компании «Хиндустан аэронотикс Лимитед» (ХАЛ) Ашок Найяк. Базовую часть самолёта, его двигатель, будет создавать Россия – предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
ОАО «НПО «Сатурн» совместно с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) создало авиадвигатель, который рассматривается в качестве прототипа двигателя пятого поколения. Это двигатель 117С с управляемым вектором тяги, который в настоящее время проходит испытания на истребителе поколения «4+» Су-35. Двигатель 117С создан в результате глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф и имеет тягу 14,5 тс, что на 2 тс превышает показатели базового двигателя.
«Сатурн» и Уфимские моторостроители изготовили партию из 8-ми авиадвигателей 117С. 2-ва предназначались для ресурсных испытаний, 1-н – для испытаний в термобарокамере ЦИАМ (Центрального института авиационного моторостроения), 3-и двигателя – для истребителя Су-35, по одному – для специальных и государственных испытаний. Начало летных испытаний авиадвигателя 117С, стартовавших в феврале 2008 года, показало, что он обеспечивает увеличение дальности полета истребителя, существенно улучшает маневренность и динамические характеристики.
В частности, впервые в истории российской военной авиации в рамках проводимых испытаний был осуществлен сверхзвуковой полет на максимальном режиме работы двигателя без включения форсажного режима, что является одним из требований, предъявляемых к истребителю пятого поколения.
Для обеспечения первого полёта двигатель 117С прошел весь комплекс предварительных испытаний.
Программа совместного создания истребителя пятого поколения, полностью совпадает, с последними тенденциями, в области ВТС России с другими государствами. В последнее время РФ резко сократила поставки готовых вооружений в Индию. Военно-техническое сотрудничество с Дели, сместилась в сторону общих разработок, передачи российских лицензий на производство оружия в самой Индии, проведение совместных научно-исследовательских, опытных работ, создание совместных предприятий для производства, ремонта, модернизации вооружений и сопутствующих технологий.
Самые крупные проекты, в этой области:
- лицензионное производство Индией многофункциональных истребителей Су-30МКИ;
- лицензионное производство основного боевого танка Т-90С;
- авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» для индийских УТС HJT-36 и HJT-39 и РД-33 серии 3 для МиГ-29.
Совместно с индийской корпорацией ХАЛ, НПО «Сатурн» создало впервые в истории российского авиапрома авиадвигатель АЛ-55И, который предназначен для оснащения зарубежного самолета. В настоящее время изготовлено и поставлено в Индию 3-и двигателя АЛ-55И для сертификационных летных испытаний самолета HJT-36, которые ведутся с мая 2009-го.
В дальнейшем лицензионное производство авиадвигателя АЛ-55И при поддержке УМПО из состава Объединенной двигательной корпорации будет развернуто на предприятии корпорации ХАЛ, куда начнут поставлять технологическое оборудование и технологические комплекты двигателей в различных фазах готовности.
По контракту на поставку Дели 12 МиГ-29 корабельной версии и 4-х МиГ-29КУБ, индийцам передали двигатели РД-33МК. Двигатель РД-33МК является глубокой модификацией двигателя РД-33, специально созданной для истребителя палубного базирования, эксплуатация которого ведется в чрезвычайно агрессивной морской среде.
РФ силами компании «Климов» и Московского машиностроительного предприятия (ММП), входящих в ОДК, организует лицензионное производство авиадвигателей РД-33 серии 3 на предприятиях индийской корпорации ХАЛ, поставляя необходимое технологическое оборудование и технологические комплекты для производства двигателей РД-33 серии 3. Индийской стороне была полностью передана конструкторская документация для лицензионного производства двигателей РД-33 серии 3.
Машиностроительное предприятие им. Чернышева, также осуществляет капитальный ремонт двигателей РД-33 серии 1 и серии 2, которыми оснащен парк индийских истребителей МиГ-29. Эта программа будет полностью закончена в 2011 году.
По контракту на производство истребителей Су-30МКИ, индийцы осуществляют лицензионное производство и авиадвигателя АЛ-31ФП, а также его агрегатов. Эти работы, также должны быть закончены в 2011 году. Восстановительный ремонт двигателей АЛ-31ФП осуществляется в техническом сервисном центре в городе Пуне.
Предприятия ОДК, также участвуют в создания для Дели 3-х самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Эти самолеты построены на основе Ил-76ТД по заказу компании «Элта системз Лимитед» (Израиль) в интересах Минобороны Индии (проект А-50). Авиадвигатели для самолетов ДРЛОиУ ПС-90А-76 выпущены Пермским моторным заводом (ПМЗ), который будет обеспечивать их гарантийное обслуживание. В настоящее время в составе ВВС Индии имеется парк военно-транспортных самолетов Ил-76, оснащенных двигателями Д-30КП. В рамках действующего контракта с индийскими партнерами ОАО «НПО «Сатурн» осуществляет ремонт этих двигателей.
В целом, военно-техническое сотрудничество с Дели, имеет твердый базис, т. к. значительная часть авиационной техники Индии советского, или российского происхождения. И Индия, в отличие, от Китая, не занимается клонированием российских военных технологий.
Вертолеты
Индия обладает и значительным парком российских вертолётов. В Индию были поставлены:
РФ является одним из лидеров мирового вертолетостроения. Особо Дели заинтересованы в многоцелевых вертолетах Ми-8/Ми-17. Первые вертолеты Ми-8 поступили на вооружение ВВС Индии в 1971 году, а Ми-17 – в 1985-м. Эти вертолеты прекрасно ведут себя в горной местности, хорошо показали селя в индо-пакистанском конфликте 1999 года. Вертолеты Ми-8 и Ми-17 успешно решают боевые задачи в сложных условиях высокогорья и при экстремально низких температурах. Это важно для Индии имеющей спорные территории на высокогорном леднике Сиачен.
В 2008 году правительство Индии заказало 80 вертолетов Ми-17В-5. Соответствующий контракт, стоимость которого оценивается в 1,2 миллиарда долларов, был подписан в ходе состоявшегося в декабре 2008 года визита в Индию президента России Дмитрия Медведева. Этот заказ выполняет Казанский вертолетный завод (КВЗ), входящий в холдинг «Вертолеты России». Первая партия из четырех Ми-17В-5 была передана заказчику в сентябре 2010 года, а полностью контракт будет выполнен до конца 2012-го несколькими поставочными партиями.
РФ также участвует в тендерах на поставку легких многоцелевых, тяжелых транспортных и ударных вертолетов. От России в них участвуют: модернизированный российский вертолет Ка-226Т с французскими двигателями; ударный вертолет Ми-28Н «Ночной Охотник», тяжелый транспортник Ми-26Т.
Военно-морское сотрудничество
РФ и Индия имеют давние контакты и сфере военно-морских вооружений.
- В 1997 году был заключен контракт на постройку для индийских ВМС 3-х фрегатов. В 2003–2004 годах корабли Tabar («Секира»), Trishul («Трезубец») и Talwar («Меч») были переданы индийским ВМС. Фрегаты разработаны Северным проектно-конструкторским бюро на основе сторожевого корабля проекта 11351 (по классификации НАТО – класс «Кривак»).
- Достраивается для ВМС Индии тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков».
- В июле 2000 года состоялась торжественная церемония передачи ВМС Индии последней из серии десяти подводных лодок проекта 877ЭКМ. Параллельно Россия поставляла и новейшее вооружение для этих субмарин.
- В 2000 году в состав индийских ВМС вошел ракетный фрегат «Брахмапутра», построенный при российском техническом содействии на индийском предприятии «Гарден рич шипбилдерс». В основе его вооружения российский противокорабельный ракетный комплекс «Уран».
- В 2006 году заключили контракт на строительство для Индии еще 3-х фрегатов проекта 11356. Отличительной чертой вооружения этих кораблей станет новейший ракетный комплекс «БраМос», разработанный совместным российско-индийским предприятием. Сейчас строительство фрегатов ведет ОАО «Прибалтийский завод «Янтарь». Корабли будут переданы заказчику до 2012 года и прослужат в индийских ВМС не менее 25 лет. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских акваториях, способны эффективно выполнять функции кораблей эскорта и охранения, успешно отражать воздушные нападения как самостоятельно, так и в составе соединений ВМС, а по своей огневой мощи фрегат проекта 11356 фактически сравнялся с эсминцем.
Россия предоставит Венесуэле новый кредит в размере 4 млрд дол в рамках развития двустороннего военно-технического сотрудничества.
Как сообщает агентство «Франс Пресс», об этом заявил президент Венесуэлы Уго Чавес по итогам прошедших в Каракасе переговоров с вице-премьером России Игорем Сечиным.
В ходе состоявшейся 6 октября церемонии подписания пакета соглашений венесуэльский лидер поблагодарил российское правительство за последнее предложение и предыдущие кредиты, заметив, что до оказания данной помощи «Венесуэла была безоружна», а оснащение оборонительных сил является его обязанностью как главы государства и главнокомандующего вооруженными силами.
По заявлению президента, 2 млрд дол будут выделены Венесуэле в следующем году, еще два – в 2013 году. Какие вооружения будут приобретены в рамках нового кредита, не сообщается. Уго Чавес сообщил, что средства будет направлена как на закупку новых вооружений, так и на оплату ранее заказанных, но пока не поставленных.
По данным «Инфодифенса», ранее заявлялось о намерении закупить 300-мм РСЗО 9K58 «Смерч», зенитные ракетные системы С-300ВМ, ЗРК «Бук-M1-2», а также береговой противокорабельный ракетный комплекс неназванного типа (предположительно «Бал-Э»), вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник».
В 2010 году Венесуэле уже был предоставлен кредит в размере 2,2 млрд дол на закупку российских вооружений, включая танки T-72Б1, боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-80А, РСЗО БМ-21 «Град», 120-мм самоходные минометно-артиллерийские системы 2С23 «Нона-СВК» и др.
С 2005 по 2007 гг. Венесуэла заключила с РФ контракты на закупку различных вооружений общей стоимостью более 4 млрд дол.
Следует отметить, что в последнее время в связи с состоянием здоровья венесуэльского лидера ряд российских и мировых экспертов выражают сомнение в целесообразности предоставления кредитов и вложения значительных средств в экономику Венесуэлы. В то же время российское руководство рассчитывает, что вложенные средства окупятся за счет получения доходов от разработки венесуэльских месторождений и продажи нефти.
Между тем, Россия продолжает разрабатывать новое вооружение. Например, боевые лазеры:
Скрытый текст:
Россия разрабатывает боевые лазеры
опубликовано 8 окт ‘11 15:17
ГСКБ «Алмаз-Антей» возобновил разработку авиационного лазерного комплекса. Как сообщает газета «Красная звезда», в частности, возобновлены полномасштабные натурные работы.
По данным издания, еще 28 августа 2009 года впервые в отечественной практике осуществлен комплексный эксперимент: при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории (самолет) на космический аппарат с высотой полета 1,5 тыс. км был зарегистрирован отраженный сигнал. «Для подготовки этого эксперимента был выполнен в летных условиях цикл работ по обнаружению и сопровождению нескольких десятков космических аппаратов различного назначения, -- пишет газета. – При проведении указанных работ со стопроцентным результатом было обеспечено обнаружение и угловое сопровождение космических аппаратов».
«Отечественный авиационный лазерный комплекс будет максимально использовать достоинства лазерного оружия в интересах решения важных задач воздушно-космической обороны России», -- отмечает «Красная звезда». В состав комплекса лазерного оружия входят: мощный лазер, система транспортировки и формирования мощного излучения, информационно-прицельная система, система наведения и удержания мощного излучения на цели, система автоматического управления.
Работа типового комплекса лазерного оружия осуществляется так. По информации предварительного целеуказания оптико-механического устройства разворачивается в направлении на заданную цель. Информационно-прицельная система обнаруживает цель. Информация передается на исполнительные элементы системы наведения, которые автоматически сопровождают цель и совмещают оптическую ось системы с направлением на цель. В заданное время мощный лазер начинает генерацию излучения. Через систему зеркал излучение попадает в выходной телескоп с крупногабаритным рефлектором, который формирует его в узконаправленный пучок в направлении оптической оси системы. Система наведения обеспечивает стабилизацию пучка на цели в течение всего периода энергопередачи. Система наведения достаточно быстро изменяет ориентацию мощного луча в пространстве, поэтому любой защитный маневр цели не является препятствием для ее поражения.
«Красная звезда» уточняет, что работы по разработке лазеров были приостановлены после распада СССР и последовавшего вслед за этим резкого спада отечественной экономики. «Ввиду общего резкого сокращения ассигнований на оборонные программы финансирование работ по созданию лазерных комплексов с конца 1990-х годов снизилось до уровня, не позволявшего продолжать серьезные разработки», -- утоняет газета. Тем не менее, разработчики продолжали работу, пользуясь значительной финансовой поддержкой НПО «Алмаз» из внебюджетных источников.
Однако, по мнению экспертов, лазерная боевая система, хотя и разрабатывается специалистами «Алмаз-Антея», все же не включена в гособоронзаказ.
Лазер против шпионов
Летом этого года американские журналисты отмечали, что «появляется все больше свидетельств того, что российские военные возродили лазерный проект советской эпохи (опытно-конструкторские работы «Сокол-Эшелон»)». Как сообщало специализированное издание Space Review, «в своем новом воплощении лучевая пушка нацелена вверх – на американские спутники».
«Во многом самолет Таганрогского авиационного комплекса имени Бериева А-60 напоминает американскую летающую лазерную лабораторию Airborne Laser Test Bed, которая представляет собой военный Боинг-747 с лазером на борту, -- рассказывало издание Wired Magazine, ссылаясь на космического эксперта Дуэйна Дэя. – У обоих самолетов в носовой части имеется бульбообразный обтекатель, а в верхней части фюзеляжа весьма странный горб. Носовая часть американской лазерной лаборатории открывается, чтобы находящаяся внутри лучевая пушка могла поражать приближающиеся к цели ракеты. Но в носу А-60 никаких видимых отверстий нет. Вместо них -- «большое утолщение в верхней задней части самолета, похожее на раздвижные створки лазерной турели мощностью 1 мегаватт. Лазер определенно предназначен для стрельбы вверх, по чему-то, находящемуся над самолетом, но не вбок и не вниз – по наземным целям и по другим самолетам».
По мнению эксперта, система А-60 «предназначена для передачи лазерной энергии на удаленные объекты с целью противодействия опто-электронным средствам противника». Иными словами, лазер должен ослеплять американские спутники-шпионы.
Издевательства американской полиции над индийским дипломатом, которую не только задержали, но даже заставляли раздеться, вызвали шок у индийского общества. Официальный Дели уже начал мстить, вводя по отношению к американским дипломатам в Индии, возможно, не столь впечатляющие, но тоже весьма чувствительные меры.
Скандал разгорелся после ареста 12 декабря вице-консула Индии в Нью-Йорке Девияни Хобрагаде. Дипломата задержали по дороге с дочерью в одну из школ Нью-Йорка. Индианку обвинили в мошенничестве при получении визы для домработницы, а также даче ложных сведений о зарплате своей служанки, тоже гражданки Индии. Правда, позднее дипломата отпустили.
«Речь идет не о частных интересах, а о нашем национальном самосознании и понимании места Индии в мире»
Со слов обвинения, Хобрагаде при оформлении визы предоставила отчет, в котором обязалась платить служанке Сангите Ричард 9,75 доллара за час (4500 долларов в месяц). Но потом, по версии сыщиков, дипломат заключила новый контракт с Ричард, где прописала ее зарплату, урезанную в три раза, – 3,31 доллара в час (573 доллара в месяц), сообщил портал FIRSTPOST.
Индианка-дипломат уже пожаловалась прессе на «унизительное обращение». По словам Хобрагаде, на нее надели наручники прямо на улице. Хотя она постоянно напоминала полицейским о своем дипломатическом иммунитете, ей пришлось пройти через те же процедуры задержания, что и обычным заключенным. Ее раздели для обыска, взяли образцы ДНК, а затем заперли в камере, как уверяла сама индианка, «рядом с обычными преступниками и наркоманами».
«Госпожа Хобрагаде была помещена в одну из свободных и наиболее подходящих камер, так как особых рисков или приказов об отдельном содержании подсудимой не поступило», – сообщили в пресс-службе тюрьмы.
Тот факт, что Хобрагаде пришлось раздеваться для обыска, буквально взорвал индийское общество. Власти заявили, что подобное обращение с высокопоставленным дипломатом унижает достоинство Индии. Притом что раньше они считали США надежным партнером и «близким другом».
Представитель Совета по национальной безопасности Индии Шившанкар Менон назвал обращение с дипломатом «низким» и «варварским». «Речь идет не о частных интересах, а о нашем национальном самосознании и понимании места Индии в мире», – заявил Хуршид в парламенте, члены которого, обычно не упускающие случая повздорить, на этот раз показали редкое единодушие по этому вопросу.
И вот теперь в среду в качестве ответной меры правительство Индии объявило о замораживании ряда льгот, которыми пользовались американские дипломаты. Если до сих пор они могли беспошлинно ввозить алкоголь и продукты питания для своих сотрудников, то теперь им придется приобретать эти товары без скидок. Кроме того, власти отменили все встречи с делегациями США и распорядились изъять у американских сотрудников консульства и их семей удостоверения личности, которые гарантировали им ряд привилегий при поездках по стране, а также дипломатический иммунитет.
Министр иностранных дел Салман Хуршид распорядился пересмотреть условия работы и особенно зарплаты индийцев, занятых в консульствах США, чтобы исключить любые нарушения трудового законодательства. Он полагает, что зарплата индийцев не должна отставать от американских стандартов, отмечает NDTV.
Индия, по словам Хуршида, предоставляет слишком много односторонних льгот для американских дипломатов. В частности, он отметил, что уже с четверга у сотрудников американских посольств не будет доступа к комнатам ожидания и барам первого класса в аэропортах страны.
А накануне индийская полиция распорядилась убрать от американского посольства в Дели заграждения, которые раньше защищали здание от машин, движущихся на высокой скорости. Теперь, как сообщили Sky news власти, барьеры якобы мешают движению потока автомобилей у посольства. Напомним, что подобные барьеры обычно используются против возможных атак террористов-камикадзе. Чтобы убрать длинные бетонные блоки, полиция использовала эвакуаторы и экскаватор, передает Reuters со ссылкой на очевидца.
Правительство отказалось комментировать ситуацию, а индийские телеканалы со ссылкой на анонимные источники сообщают, что удаление заграждений – только одна из ответных мер.
При этом высокопоставленный чиновник, пожелавший остаться неизвестным, пообещал, что полиция по-прежнему будет защищать посольство. «Мы очень серьезно относимся к безопасности всех дипломатических миссий в Индии. Стоят пропускные пункты. Это только вопрос транспортных потоков», – пояснил чиновник Reuters.
Оппозиция также провела в среду у посольства акцию протеста. Около 30 демонстрантов, надев маски с портретами Обамы и саронги из американского флага, потребовали от Штатов официальных извинений. «Горячо одобряю тот факт, что правительство вчера приказало удалить бетонные заграждения у посольства. До тех пор пока США не принесут извинений, мы не должны давать какие-либо гарантии безопасности американцам», – заявил один протестующих – 33-летний Гаурав Катар.
Реакция Соединенных Штатов пока достаточно сдержанная.
«Мы понимаем, что это очень болезненный вопрос для индийских граждан», – признала представитель Госдепа Мари Харф, пообещав, что «власти будут работать над ним». «Разумеется, мы изучаем все детали задержания, насколько они были соответствующими и уместными, в том числе и с точки зрения вежливого обращения», – продолжила Харф.
Госдеп выразил надежду, что при необходимости Дели по-прежнему защитит американское посольство, а также что инцидент не испортит отношения между странами. Вашингтон также уже неоднократно запрашивал Дели о том, какие меры будут приняты взамен убранных бетонных ограждений, но пока запросы остаются без ответа.
Хобрагаде по-прежнему не признает своей вины и намерена оспорить арест на основании дипломатического иммунитета, заявил ее адвокат. Если же Хобрагаде признают виновной, ей грозит наказание за мошенничество с визой, за которое в США дают до 10 лет тюрьмы, и еще пять лет тюрьмы за предоставление ложных данных, связанных с доходами.
Вечером в среду стало известно о том, что Хобрагаде перевезена в индийское постоянное представительство при ООН для обеспечения ей полного дипломатического иммунитета, сообщает телеканал NDTV со ссылкой на дипломатические источники.