Вернуться   Форум "Осознание" - Концепция Общественной Безопасности > Технический раздел. Архив разделов. Разное. > Лента сообщений в дневниках форумчан (блогах)

Закрытая тема
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 13.08.2013, 22:51   #1
Блоггер
Котобот форума
 
Аватар для Блоггер
 
Регистрация: 27.11.2009
Адрес: форум kob.su
По умолчанию О механизмах работы психики - запись в Дневниках

Отражение в сознании индивида реально текущих внешних процессов нужно рассматривать с относительных позиций.
Это означает, что
глубинный психический процесс переработки человеческим сознанием воспринимаемой информации может быть либо синхронизирован во времени с наблюдаемой реальной факторной ситуацией, либо сознание наблюдателя отстаёт во времени от контролируемой ситуации или же - опережает ее.

Можно выделить пять режимов функционирования сознания человека, каждый из которых имеет свои особенности.
Вот эти режимы:
интуитивная подсознательная психическая деятельность (ИППД), рассудочная психическая деятельность(РПД), эмоциональная психическая деятельность(ЭПД), рефлекторная психическая деятельность(РефПД) и интуитивная сверхсознательная психическая деятельность (ИСПД).

Следует отметить, что все выделенные режимы эволюционно обусловлены и на конкретных этапах развития сознания выполняют отведенную им роль.

ИППД характеризуется быстрой реализацией заложенных в памяти субъекта стереотипов восприятия и действия, наработанных предшествующим опытом.

Проявленная деятельность при этом носит субъективный, спонтанный характер и характеризуется относительно небольшим (в пределах 0,5-1,5 с) рассогласованием во времени между реальным течением контролируемых человеком процессов и их субъективным психическим отражением. В этом случае реальные процессы и их отражение в сознании - относительно синхронны.

Именно ИППД является рутинной основой повседневной жизни человека реализуются хорошо отработанные двигательные, речевые и мыслительные автоматизмы, из которых складывается поведение, иная деятельность «механического» человека.
Следует отметить, что роль биологических роботов вполне удовлетворяет подавляющее большинство представителей человеческого рода. Механистичность действия собственного сознания не может быть осознана человеком до тех пор, пока в корне не изменится принцип функционирования его психики.
ИППД обеспечивает достаточную надежность функционирования психики индивида в ситуациях, вписывающихся в рамки предшествующего субъективного опыта.

Однако в незнакомых факторных ситуациях, в процессе азартного удовлетворения разного рода желаний, в случаях кратковременного «выпадения» активного сознания из текущей факторной ситуации, а также в ряде других случаев имеет место существенное нарушение синхронности психического и реального процессов и наблюдается переход к десинхронизированным видам психической деятельности - к рассудочной(РПД) или к эмоциональной(ЭПД).

Эти виды деятельности НЕ обеспечивают адекватность реакций и действий человека (в смысле их своевременности и правильности) в реально сложившейся ситуации. Подавляющее большинство ошибок является закономерным следствием функционирования человеческой психики в десинхронизированных режимах.

При переходе к десинхронизированным видам психической деятельности наблюдается замедление или ускорение психологического течения времени относительно реального (физического).

Это обусловлено скоростью обработки воспринимаемой информации функциональными физиологическими структурами ЦНС.

РПД характеризуется активным включением механизма памяти по причине недостатка хранящихся там стереотипов. Это приводит к отставанию во времени образа восприятия от реального изменения текущей факторной ситуации, как минимум, на 2 секунды.
Образ восприятия при этом деформируется и распадается на фрагменты, что не позволяет индивиду интегрально воспринимать и оценивать реальную ситуацию. Проявленная деятельность при этом реализуется с естественным запаздыванием относительно реального течения факторной ситуации более чем на 2 секунды.


Вследствие фрагментации и деформации образа восприятия, человек не способен равнозначно воспринимать все детали реального образа, а потому обращает внимание лишь на приоритетные (по его мнению или ощущению) фрагменты, при кажущемся нежелании (а на самом деле - невозможности) видеть и оценивать другие, не менее значимые.

Функционирование психики в РПД наблюдается также при абстрактном мышлении с активным включением речемыслительных процессов.

ЭПД характеризуется быстрым запуском и ускоренной реализацией извлеченных из памяти стереотипов поведения и действия.

Это приводит к полной потере связи сознания индивида с реальной ситуацией и, как следствие, к невозможности осознанно ее контролировать. При этом в сознании непроизвольно рождается императивное стремление выполнить задуманное или начатое во что бы то ни стало.[/I][/B]
В результате двигательные действия, речь и мышление реализуется с фактическим опережением реального времени, то есть в темпе спешки.

Вследствие разрыва органической связи между реальной ситуацией и образом действия деятельность человека выстраивается согласно извлеченному из памяти, субъективному, ускоренно реализующемуся, слабо дифференцированному образу действия (из совокупного прошлого опыта), при этом недопустимо опережается во времени реальный процесс, иначе говоря, реальный образ формируется как бы «за спиной» действующего.
При функционировании психики в эмоциональном режиме нет возможности предвидеть развитие реальной ситуации или своевременно обнаружить в ней значимые текущие изменения, требующие обычной (неспешной) коррекции.

Переход из эмоционального режима функционирования психики к оптимальной деятельности крайне затруднен и практически невозможен вплоть до момента грубого рассогласования во времени между реальным образом текущей ситуации и реализуемыми действиями. В момент проявления грубого рассогласования происходит мгновенный переход к рефлекторной психической деятельности, которая, как правило, тут же сменяется рассудочной, и лишь после этого возможен переход к оптимальному режиму функционирования психики.


В сложных и экстремальных ситуациях, за счет снижения уровня психоэмоциональной устойчивости индивида, часто возникает «маятникоообразное» чередование десинхронизированных видов психической деятельности, что является весьма неблагоприятным прогностическим признаком при дефиците времени.

Функционирование психики в эмоциональном режиме имеет место также при реакциях гнева, раздражения, восторга и других бурных проявлениях эмоций.

РефПД является результатом либо крайне быстрого изменения реальной факторной ситуации, либо результатом ее неожиданного предъявления индивиду.

При этом возникает деструктивный, узкофрагментированный или «набегающий» образ восприятия. Мгновенная реакция на знакомый (хранящийся в памяти) его фрагмент сопровождается «взрывным» действием или же, при отсутствии в памяти соответствующего отклика - ступором, то есть полным бездействием.

Неосознанная проявленная реализация при этом носит импульсивный (вневременной) характер, и последствия ее могут варьировать в самом широком диапазоне - от спасительных до фатальных.
Рефлекторная деятельность может проявляться на фоне любого вида психической деятельности, исключая интуитивную сверхсознательную.

Вся человеческая жизнь в периоды бодрствования есть не что иное, как функционирование его психики в вышеуказанных режимах психической деятельности.

В зависимости от реальной факторной ситуации, от текущего состояния сознания индивида, а также от его субъективного опыта в каждый конкретный отрезок времени реализуется тот или иной вид психической деятельности.
Переход от одного вида психической деятельности к другому возникает либо в результате каких-либо внешних возмущающих воздействий, либо в результате внутренней «дискуссии воль» (чаще всего эмоциональной и рассудочной) как отражение скрытой борьбы ментального и витального «эго» за право проявиться во внешней деятельности.
В процессе «дискуссии воль» неизбежно возникает повышение психоэмоционального напряжения, степень которого зависит от энергетической силы дискутирующих воль и от продолжительности самой дискуссии. Естественно, что рост психоэмоционального напряжения оказывает деструктивное влияние на деятельность в целом.
Отметим, что при реализации всех вышеописанных видов психической деятельности в той или иной степени всегда задействован механизм памяти.
Поступающая в центральную нервную систему информация от рецепторов органов чувств обрабатывается и сравнивается с информацией, хранящейся в памяти, «высвечивая» так называемый образ восприятия, и лишь после этого (практически мгновенно или спустя некоторое время) вырабатывается соответствующий образ действия в сложившейся ситуации или складывается определенное отношение к воспринятому.

Участие в процессе восприятия и действия механизма памяти, как посредника между реальностью и ее психическим отражением в сознании индивида, неизбежно влечет за собой временной сдвиг (то есть десинхронизацию) между реальностью и ее отражением в сознании индивида, поскольку память - это хранилище мыслей и образов, записанных и воспроизводимых во времени.

Процесс восприятия реальности с участием памяти полностью обусловливает человеческое сознание, делая его всего лишь механическим отражателем реальности.


В силу этих обстоятельств человек практически всегда лишен возможности прямого контакта с реальностью и «общается» с ней с помощью несовершенных (в плане ограниченного диапазона восприятия) органов чувств, через призму памяти и рассудка, через призму «эго», то есть неизбежно неполно, с ограничениями и искажениями.
Таким образом, практически всегда в сознании человека имеет место иллюзорное восприятие реальности.


Есть люди, которые большую часть своей жизни пребывают в создаваемых ими же ментальных и витальных иллюзиях (грезах) и тешат себя тем, что эти иллюзии и есть реальность. «Реальность» этих людей иллюзорна вдвойне.


Читать дневник дальше...
__________________
Говорун - трудяга
Блоггер вне форума  
Закрытая тема



Часовой пояс GMT +3, время: 03:22.