|
Участник
Регистрация: 31.01.2011
Адрес: Земля
|
"— Что является решающим принципом в вашей работе?
— Мое понимание того, как устроена Совесть! Это понятие господствует во всей западноевропейской философии. Все религии зародились под воздействием «совести». Именно благодаря чистой совести различают хорошее и плохое, добро и зло. Самые большие конфликты связаны с совестью. Каждая из враждующих сторон знает, что такое хорошо, и у обеих чистая совесть, но она разная. В этом парадокс. Совесть меняется в зависимости от тех людей, к кругу которых мы принадлежим, то есть совесть связывает нас с нашей семьей. В семье отца у ребенка одна совесть, в семье матери — другая. Опираясь на свою совесть, мы понимаем, что должны сделать, чтобы сохранить принадлежность к семье, группе. Если мы ведем себя несоответствующим образом, мы боимся, что можем потерять эту принадлежность, и у нас появляется чувство вины. Получается, что у каждой семьи есть своя совесть. Итак, своя совесть и столкновение с другой совестью и порождают конфликт. Я это понял. Я понял также и другое.
— Мы можем выйти за границы совести на более высокий уровень, где перестаем разделять добро и зло, где мы можем соглашаться со всеми людьми и принимать их такими, какие они есть. Это более широкое понятие — «любовь»! Собственно, это и есть решающий принцип в моей работе. Другими словами, нравственно семейные расстановки ведут людей за пределы узкой совести." Берт Хеллингер.
"Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т. н. «угрызений совести».
Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание. Так же и в русском языке со и весть." Википедия
"Существует мнение, что «Совесть имеет непосредственное отношение к морали (нравственности, этике), так как именно расхождением с моральными принципами вызываются проявления совести, и с обществом, так как мораль существует только в обществе. Где нет других людей — там нет морали, и там не может проявиться совесть.[источник не указан 635 дней]», по другому мнению, совесть следует связывать не с моралью, а с нравственностью — это личная категория оценки поступка, именно она не позволяет человеку ударить или убить животное без крайней необходимости, даже тогда, когда общество не может знать о поступках индивидуума и дать ему моральную оценку.
Совесть стоит в некоторой связи с свободой воли, ибо человек только в таком случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что от него зависело, совершать ли его или нет.
Несмотря на интуитивную понятность термина, четкое психологическое определение в академической литературе отсутствует. Очевидно, что это эмоциональное состояние, формирующееся под влиянием когнитивного диссонанса между тем, что есть и тем, что «должно» быть.
Совесть может проявляться не только в результате поведенческого несоответствия моральным принципам, но и в результате «неправильных» намерений или оценок (например, может быть стыдно за то, что напрасно плохо подумал о человеке).
Изучение совести как психологического явления осложняется нереальностью задачи постановки систематического эксперимента.
Некоторые учёные считают совесть генетически обусловленным свойством человека." Википедия.
|