Цитата:
Сообщение от Помытый curiosus
Как ни пытаюсь поймать нить - она всё ускользает и ускользает в места очень скучные и унылые, всё пытается обвиться вокруг чего нибудь
|
Аяты Корана
ниспосылались Мухаммаду в общем и целом для решения каких-либо задач и проблем, возникавших в среде уммы пророка тех лет. Поэтому для
поимки реальных смыслов аятов нужно владеть контекстом, т.е. знать обстоятельства в жизни пророка и уммы, при которых ниспосылался тот или иной аят.
Это уж потом усилиями исламских богословов (толкователей) аяты, имевшие вполне приземленный житейский смысл были раздуты до "вселенских мировоззренческих" размеров.
Наглядные примеры:
Помимо Абу Талиба (дяди пророка), который всячески поддерживал и защищал Мухаммада в ранний период становления мекканской уммы, был и другой дядя, прозванный Муххамадом как "Абу Лахаб", т.е.
"отец огня", с намеком на то, что этому дяде обеспечена путевка в ад. Настоящее имя этого дяди Абд аль-Узза ибн Абд аль-Муталлиб ибн Хишам.
Отношения пророка с этим дядей были вполне нормальные, достаточно упоминуть, что дочери пророка были замужем за сыновьями Абу Лахаба. Но вот (уже после смерти Абу Талиба) произошел раздор между пророком и Абу Лахабом, который при этом развел своих сыновей с дочерьми Мухаммада. Тогда и появились аяты суры 111:
1. (1). Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал!
2. (2). Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел.
3. (3). Будет он гореть в огне с пламенем
4. (4). и жена его (тоже) - носильщица дров,
5. (5). на шее у нее - (только) веревка из пальмовых волокон.
Или другой пример.
У Мухаммада был приемный сын Зейд (Зайд ибн Хариса ибн Шурахиль ибн Абдаль-Узза), женой которого была Зейнаб бинт Джахш. И эта Зейнаб, судя по всему, не на шутку приглянулась пророку; так что, он развел с ней Зейда, и сам женился на ней, имея к этому моменту уже немало жен. В умме появились кривотолки по поводу такого поступка пророка. И тогда появились нужные аяты, разрешающие проблему пророка и устраняющие кривотолки, сура 33:
36. (36). Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение.
37. (37). И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал Аллах и кого ты облагодетельствовал: "Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!" И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться. Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворят свои желания. Дело Аллаха свершается!
38. (38). Нет на пророке греха в том, что установил Аллах для него, согласно обычаю Аллаха, относительно тех, которые были раньше. Дело Аллаха было решением предрешенным.
Что касается хронологически первой суры "Сгусток", то нужно понимать в какой обстановке она была ниспослана. У Мухаммада были значительные проблемы с мекканцами, поскольку пророк проповедовал идею
очистить Каабу от прочих богов, представленных истуканами. И поклоняться лишь главному из богов мекканских джахилей (мнобожников, язычников) - Аллаху. В этом, кстати, еще одна из особенностей всякого языческого "единобожия": выбрать одного из своих родовых богов как главного, и в дальнейшем, придав забвению всех прочих, проталкивать его как "бога всея земли".
Мекканские джахили всячески издевались над Мухаммадом, мешали совершать молитву в том ключе, как он проповедовал в исламских рамках. И не только ему, но и мекканцам, первыми примкнувшими к нему.
Судя по всему, вот они(джахили) и упоминаются в суре Сгусток, как те лжецы-язычники, противники зарождающегося ислама, которые чинили всяческие препятствия первым мусульманам во главе с Мухаммадом. И, в первую очередь, речь видимо о Абу Джахле (отец джахилии, невежества, многобожества), наст.имя Амр ибн Хишам аль-Мугира ибн Абдуллах ибн Умар.
Пророк пугает их(их сборище) гневом Аллаха (стражами Аллаха), вернее не столько пугает джахилей, сколько приободряет своих первых приверженцев:
9. (9). Видал ли ты того, кто препятствует
10. (10). рабу, когда молится?
11. (11). Видал ли ты, был ли он на правом пути
12. (12). или приказывал богобоязненность?
13. (13). Видал ли ты, обвинял он во лжи и отвернулся?
14. (14). Разве не знал он, что Аллах видит?
15. (15). Так нет! Если он не удержится, Мы схватим его за хохол -
16. (16). хохол лживый, грешный.
17. (17). И пусть он зовет свое сборище -
18. (18). Мы позовем стражей
19. (19). Так нет! Не подчиняйся ему, и поклонись, и приблизься!
Своих сторонников Мухаммад призывает не подчиняться джахилям, запугивающим приверженцев пророка смертью (Абу Джахль убил первую мученицу ислама Сумайю), и продолжать поклонение "единому" Аллаху, и настойчиво приближаться к вере пророка.
ps Надеюсь, мой ответ достаточно внятен.
Мекканские разборки между арабами стали основой для новой религии, созданной усилиями богословов на протяжении десятилетий и столетий.