|
Завсегдатай
Регистрация: 07.07.2009
Адрес: Mocква
|
Толерантность - это грех или добродетель?
В последние годы на всех уровнях, начиная от президента до учителя, нам пытаются внушить, что толерантность – это залог мирного существования народов, залог общественной безопасности, единственный способ выживания в современном мире. Слово это иностранное, поэтому для того, чтобы дать ответ на заданный вопрос, нужно найти русский эквивалент. А по-русски это означает терпимость. Углубиться в суть вопроса нам поможет книга Н.Д. Гурьева «Страсти и их воплощение в болезнях», написанная еще в 2000 году и, к счастью, дожившая до наших дней.
«Терпимость – это желание согласиться, или регулярно соглашаться не с тем, что в окружающей жизни есть зло, а собственно с самим злом.
В поведении человека, будучи одним из самых распространенных и мало замечаемых грехов, обнаруживается привычными для всех словами «это не мое дело; это меня не касается». Фактически этими словами человек обнаруживает свое согласие с тем злом, которое видит вокруг себя, свою готовность с ним сотрудничать, извлекая из этого выгоды, или к нему приспосабливаться, избегая нападок со стороны любых проявлений зла. Легко паразитирует на христианской потребности прощать, но отличается от неё желанием оправдать зло. Может подделываться под терпение, но отличается от терпения стремлением не обличать зло, а оправдывать его внешними обстоятельствами или внутренними побуждениями человека: например, так называемая «ложь во спасение», ложное смирение, которое святые отцы называли бесовским («а что я при моей слабости могу сделать?»).
Внутренне может быть замечаемо человеком, как постоянная готовность обнаружить зло, обычно в устройстве других людей, и воспользоваться злом (грехом, а следовательно, слабостью) другого человека (или народа) с выгодой для себя. Человек, охваченный терпимостью, будет противодействовать злу только тогда, когда оно направлено непосредственно на него и каким-либо образом ущемляет его личные интересы.
В своих крайних выражениях приводит к оправданию не только грешащего человека, а собственно, греха. Например, можно оправдать блудника, что уже неправильно, ибо мы не имеем права не только осуждать, но и судить. Следовательно, мы не являемся судьями, а только судья имеет право вынести равно обвинительный или оправдательный приговор. По степени своего отвержения добра, терпимость, возможно, превосходит даже самооправдание, которое святые отцы именовали вершиной греха, ибо делает человека прямым сообщником бесов, которым человек терпимый всей своей жизнью содействует, потакает, попустительствует, поощряет и скрывает их мерзкую сущность от людей неискушенных, участвуя в погублении человеческих душ.
В становлении своем, представленном схематически, идет от гордости – самолюбия – самомнения – самооправдания к терпимости. Самооправдание обязательно имеет место в структуре личности терпимого человека, так как, оправдывая грешащих и грехи, он косвенно оправдывает и самого себя в своих согрешениях.
Поскольку терпимость оправдывает грех временем, социальными условиями, приверженностью к этому греху подавляющего большинства людей, слабостью человека (которая, кстати, тоже проистекает от греха) или конкретной ситуацией, то она неизбежно приводит к невозможности для человека обратиться к признанию собственной худости (греховности), исповеди и раскаянию.
Окружающие, не умеющие оправдать свои грехи или сохранившие ощущение постыдности самооправдания, охотно делятся своими переживаниями с терпимым человеком, слывущим добрым, человеколюбивым и отзывчивым, который их утешит и оправдает и укрепит в намерении погубить свою душу.
В окружающих терпимость наиболее рьяно отвергает такие качества, как достоинство, правдивость, обличение, терпение, исповедь и раскаяние. Оборотной стороной «медали» терпимости, как ни странно на первый взгляд, является осуждение, которое доставляет человеку терпимому достаточно большое удовольствие, которое его веселит.
Противостоять терпимости удобно с помощью терпения, исповеди и раскаяния. Правильнее, по-видимому, говорить не об осуждении людей терпимым человеком, а о злорадстве, с которым он констатирует в других людях грехи, приводящие к душевной смерти.
Терпимость лишает человека сожаления о грехе, жалости к другим людям, делает грех дозволенным. Но, если дозволен один грех, то равно может быть дозволен и другой, что и приводит к вседозволенности.
В настоящее время в нашей стране терпимость примиряет людей с преступниками всех рангов, начиная от президентов и банкиров, и не позволяет людям противостать врагам Бога, Родины и народа».
Итак, столь удобная для нас терпимость – это грех. Но для чего же тогда нас так массировано призывают быть терпимыми. Ответ прост. Сначала для объединения всех религий, а потом для принятия новой религии, верховным священником которой станет антихрист.
А вот обличение и негодование мы, скорее всего, причислим ко греху, но они являются добродетелями.
«Негодование – это потребность безусловно, безотлагательно и несомненно признать негодными любые планы, высказывания, поступки, имеющие грех целью или средством достижения цели. От гнева отличается направленностью не на человека, а на его мнения, высказывания, поведение». Именно это чувство руководило Христом, не имевшим греха, когда он выгонял торговцев из дома Божия.
«Обличение – это потребность предать гласности скрываемую человеком греховную причину его поведения, если это полезно ему самому или окружающим. Несовместимо с осуждением, самомнением, самооправданием. Направлено не против человека, а против его грехов или основанных на них поступках».
А вот бесстрашие, так любимое писательницей всех народов Джоан Роллинг, являющееся отличительной чертой ее, якобы, положительных героев – это грех.
«Бесстрашие - это желание либо не испытывать чувство страха, либо убедить в его отсутствии себя и окружающих».
А то, что у нас так звучно называется «гражданский брак», является, на самом деле грехом блудливости.
«Блудливость – это желание либо беззаконных интимных связей, либо, в более широком смысле, желание физической близости не для чадородия. Последнее возможно и во взаимоотношениях супругов».
А как же называется такой распространенный сегодня, особенно среди молодежи, тип поведения, выражающийся в «желании не обращать внимания на то, что для окружающих, которые не сделали тебе ничего плохого, твое поведение тягостно, огорчительно, вредно?» А называется этот грех бесстыдство.
Сегодня мало уже кто задумывается над тем, что желание тем или иным способом присвоить то, что тебе не принадлежит, это воровство.
Ну, а выдержка? Это-то уже добродетель? Ошибаетесь, выдержка – это грех.
«Выдержка - это желание скрыть свое, чаще отрицательное (греховное), отношение к окружающему. Отличается от негодования, обличения и терпения протестом (против реальности, против того, что есть в действительности) с которым согласен, который рад был бы обнаружить, но не имеешь возможности или не считаешь правильным это делать сейчас. При этом сокрушение о греховных расположениях, желаниях полностью отсутствует, а организм в то же время приводится в состояние готовности к совершению скрываемых греховных расположений. В результате этого возникает выраженное противоречие между функциональной готовности к конкретным действиям и внешним отсутствием этих самых действий. Это приводит к нарушению сначала функциональному, а потом и органическому тех или иных органов или систем человеческого организма. Как правило сопровождается мыслями типа: «Эх, хорошо бы…» (выпить, наорать, убежать…).
Это настроение ощущается, воспринимается и усваивается окружающими, особенно детьми, независимо от внешнего поведения человека. Например, у матери, которая хочет объедаться, кричать, бездельничать, ребенок будет все это делать, даже если мать внешне не позволяет этого в своем поведении. И именно расположение родителей является основным воспитывающим фактором, а отнюдь не содержание их нравоучений, и даже не внешнее поведение. Также отсутствие любви и уважения к детям при создании внешне комфортных условий существования ведет к тому, что у ребенка нет любви и уважения к родителям. Если родители тяготятся обществом ребенка, то и он будет тяготиться их обществом. Если пренебрегают, то и он будет пренебрегать. Если снисходительны, то и он будет относиться к ним так же.
Выдержанные люди часто, сами не удовлетворяя своим страстям, в той или иной мере воспитывают их у окружающих или прямо навязывают их им. Как, например, алкоголик будет склонять к выпивке, жадный – к накопительству и т.д. Достаточно часто выдержанный человек в качестве своей профессиональной деятельности выбирают ту, которая косвенно удовлетворяет его страсть в результате занятия предметом страсти или общением с подобострастными людьми.
Противостоять выдержке можно, сокрушаясь о грехах, которые за ней скрываются, но для этого нужно признать, а потом увидеть эти грехи.
Да, как же все запутано в современном мире демократии и материальных ценностей! Как же тут не сбиться с пути, не пропасть, так ничего и не поняв.
|