Питер Тиль убежден, что индустрия высшего образования вот-вот последует по незавидному пути рынка недвижимости. Тиль — один из основателей платежного сервиса PayPal, проданного eBay за 1,5 миллиарда долларов. В 2004 году он, наделав немало шума в мире инвестиций, вложил 500 тысяч долларов в Facebook, став ее первым внешним инвестором. Сегодня доля талантливого инвестора в этой компании составляет миллиарды долларов. Как президент инвестиционного фонда Clarium Capital Тиль распоряжается активами на сумму свыше 2 миллиардов долларов.
Питер жестом обвел свою поистине грандиозную гостиную. «Дом, в котором я живу, очень красив. На его строительство у хозяев ушло больше семи лет. Но по истечении семи лет владельцы решили не въезжать в особняк. За этот период их жизнь довольно сильно изменилась. А уж что будет с ними через двадцать лет, предсказать практически невозможно. Многие люди совершили весьма cерьезную ошибку при покупке недвижимости: они принимали решение об ипотеке, сравнивая расходы на нее с расходами на аренду. Но если при аренде недвижимости всегда остается широкий выбор, при покупке он значительно сужается. Следовательно, покупка должна обходиться гораздо дешевле аренды — как компенсация за потерю тех вариантов, от которых добровольно отказываешься».
Питер — он, кстати, окончил юридический факультет в Стэнфорде, — усматривает в этой ситуации прямую аналогию с инвестициями в образование в высших учебных заведениях. «Возьмите, например, те направления, выбрав которые сегодня, можно считать свои инвестиции более-менее рентабельными. Поверьте, это будут наименее интересные и невостребованные специальности. Курсы для младшего медперсонала и инженерные специальности — вот два чуть ли не единственных решения в области профессионального обучения, которые нельзя с полным основанием отнести к высокозатратным и бесполезным. Выбрав их, вы соглашаетесь провести множество вечеров пятницы в библиотеке за зубрежкой формул органической химии или решением технических задач.
Даже в тех редких случаях, когда учебу в колледже можно считать рентабельными инвестициями, это действительно так только при условии, что вы пойдете учиться дальше и работать по раз и навсегда выбранной специальности. Медицинское училище, потом мединститут, потом ординатура — ваши вложения можно считать успешными только при условии, что вы действительно хотите быть врачом до конца дней своих. Однако в этом случае вы в самом начале жизненного пути, еще восемнадцатилетним юнцом, на всю оставшуюся жизнь ограничиваете свой выбор до одного.
Таким образом, экономические резоны при выборе профессии врача или инженера, то есть тех немногих специальностей, инвестировать в которые действительно имеет смысл, должны быть неизмеримо более весомыми, чем все остальные. Если же вы всего лишь тяготеете к этому делу, мне вас жаль, ибо, выбирая такой путь, вы на всю оставшуюся жизнь отказываетесь от возможности изменить что-либо в своей будущей карьере — или просто зря тратите деньги.
Если человеку в голову приходит по-настоящему ценная идея, самое правильное — сразу попробовать ее реализовать. Ибо к этому невозможно подготовиться — нельзя научить быть предпринимателем. Без сомнения, если вы делаете что-то принципиально новое, чего никто еще никогда не делал, вряд ли стоит даже пытаться подыскать хорошую учебную программу, которая поможет в этом деле. Я вовсе не хочу сказать, что формальное образование совершенно несовместимо с подготовкой к предпринимательству, но не думаю, что оно готовит людей к этой деятельности каким-то действительно интересным, заслуживающим внимания способом. Высшее образование необходимо, если вы хотите стать юристом, врачом, профессором. А предпринимателю оно необязательно.
Я отнюдь не считаю, что молодежи ни в коем случае не следует поступать в колледжи и университеты. И вовсе не думаю, что все должны идти в предприниматели. Но, по-моему, учитывая огромные расходы на образование, настало время хорошенько поразмыслить над тем, что происходит в этой области, — и чем раньше мы это сделаем, тем лучше. Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать. Я знаю, о чем говорю, ибо основываюсь на собственном опыте. В свое время и я не отказался от идеи получить высшее образование. Вырос я в Северной Калифорнии и базовый университетский курс проходил в Стэнфорде, после чего поступил на факультет права в том же университете. Итого — семь лет учебы после школы. Я вовсе не сожалею об этих годах: за это время я многому научился, завел множество друзей. Однако я действительно сожалею о том, что решение мое было абсолютно автоматическим. Если бы мне пришлось принимать его опять, без сомнения, стоило бы подойти к этому делу намного серьезнее. Тогда же я и вовсе ничего не обдумывал. Решение получить высшее образование принималось на автопилоте, без малейшего учета того, чего я на самом деле жду от жизни. К примеру, практически все люди, добившиеся большого успеха, и особенно предприниматели, владеют навыком создания эффективной команды; они прекрасно знают, как работать с людьми. А ведь этому не учат ни в одном колледже или университете».
По мнению Тиля, наша система образования поощряет молодежь к своего рода конформизму, который он считает проклятием новаторства, предпринимательства и создания новых рабочих мест. «Любая по-настоящему великая компания в той или иной мере ведет себя непохоже на других. Даже если у вас есть чрезвычайно вдохновляющая идея, это вовсе не значит, что другие люди будут с вами согласны. Всем известно, что, если вы пытаетесь сделать нечто новое, чего прежде никто никогда не делал, если вы первым подумали о необычном подходе или методе и первым стали над ним работать, окружающие крайне редко посчитают ваши усилия респектабельными, благоразумными и вообще кому-нибудь нужными. Современная система образования чрезмерно тяготеет ко всему респектабельному и благоразумному и боится нового и уникального — всего, что делается впервые».
Питер Тиль познакомил меня с Шоном Паркером, президентом Facebook в те времена, когда Питер инвестировал в эту компанию. По мнению Шона, тем, что респектабельное и, по распространенному мнению, гарантирующее успех высшее образование приносит сегодня все меньше дивидендов, а выбор карьерного пути, на который до вас еще никто не ступал, — все больше, мы обязаны интернету. «Эти совершенно потрясающие инструменты обучения и приобретения знаний становятся с каждым днем все более доступными, а формальное образование — все менее ценным и важным. И мы с вами должны быть готовы к скорому появлению мыслителя, самоучки, предпринимателя, бизнесмена и лидера нового типа, который приобретает знания в основном благодаря самостоятельным исследованиям и работе над собой. Ведь сегодня впервые в истории человечества все знания мира доступны всем и каждому. Возможно, именно это и есть самое важное и революционное последствие появления интернета.
Моя карьера начиналась на передовом крае этой трансформации, так что, можно сказать, в определенном смысле я оказался там слишком рано, чтобы в полной мере насладиться ее плодами. Но подрастает поколение, воспитанное на Wikipedia, которое с детства впитывает идею, что они не просто потребители продуктов СМИ, а участники процесса их создания. Это дает им право относиться к медиа с большим скептицизмом и быстрее и правильнее оценивать, что правда, а что ложь, кто действительно обладает реальными полномочиями, знаниями и властью, а кто обычный шарлатан. И эта способность к информационному метаанализу невероятно важна, ведь современным детям приходится оценивать буквально горы информации. Впервые в истории человечества они имеют в своем распоряжении все знания мира, доступ к которым можно получить буквально отовсюду. Все это привело к тому, что новое поколение уже не позволяет реальности диктовать ей условия, оно наконец получило все необходимое для того, чтобы при желании выработать собственное уникальное, возможно, даже идиосинкратическое отношение к окружающему миру.
Сегодня любой ученик средней школы может выйти в сеть и “раскопать” все по интересующему его вопросу. И самым важным в данном случае я считаю то, что вся информация теперь объединена с помощью гиперссылок, и детям не приходится изучать разные темы, так сказать, линейно. Традиционный метод обучения состоит в создании своего рода линейной последовательности информации, которую можно вместить в учебник и читать его страницу за страницей, начиная с фактов, которые кто-то другой счел основополагающими, и постепенно продвигаясь вперед. Притом что на самом деле все знания человечества тесно и сложным образом переплетены,и структурировать их линейным образом, по сути, вообще не представляется возможным. Просто при создании такого информационного носителя, как книга, без линейной структуры не обойтись; к тому же данный метод отлично сочетается с хронологическим изложением и восприятием материала, общепринятым в наших школах. Но сегодня, благодаря тому что весь огромный массив имеющейся в нашем распоряжении информации объединен случайным, бессистемным способом, каждый может выбирать свой собственный путь ее освоения».
http://www.forbes.ru/svoi-biznes-opi...telyu-obrazova