Показать сообщение отдельно
Старый 23.11.2011, 21:40   #40
konstantins3
Местный
 
Аватар для konstantins3
 
Регистрация: 18.01.2010
Адрес: Дома
По умолчанию Чувство меры, дома жизни и Император Пётр I

Цитата:
Одним из знаков социализации, безусловно, следует считать возникновение взаимопомощи, в том числе при болезнях, травмах и в первую очередь при родах. Появление сознательной взаимопомощи как важнейшего общественного феномена современная историческая наука относит к развитию человека неандертальского типа. К концу этого периода, 40–35 тыс. лет назад, завершилось превращение людей неандертальского типа в людей современного типа, а параллельно и одновременно произошел переход первобытного человеческого стада в первобытную общину. И с этого же момента у людей появляется деятельность медико-гигиенического характера как одна из форм (причем важнейшая после добывания пищи) общественной практики. Первыми носителями медицинских знаний, первыми «профессионалами» народной, в полном смысле слова, медицины были женщины: им принадлежала обязанность добывать растительную пищу и, логично предположить, лекарственные растения, у них был собственный опыт деторождения, ухода за новорожденным и пр.
Цитата:
Навыки акушерства в Древнем Египте преподавались в Саисе в специализированном медицинском заведении, называемом «домом жизни». Во многих храмах существовали комнаты для рождения «маммиси», стены которых покрывали многочисленные рельефы, изображающие рождение фараона или бога.
Скрытый текст:
Цитата:
История акушерства

Акушерство - одно из древнейших направлений врачебного искусства, ровесник человечества. Вполне вероятно, что в глубокой древности женщины рожали без всякой помощи и сами перекусывали пуповину, как это делали, например, еще недавно роженицы из индейских племен Бразилии. Однако известно, что уже в период расцвета первобытного общества врачеватели успешно проводили, по некоторым данным, и кесарево сечение.
Уже в период Древнего царства египетские врачеватели различались не только по профессиональному уровню, но и по специализации. Во времена расцвета Египта, при Хеопсе и Хефрене, коллегия придворных врачей состояла из специалистов, каждый из которых представлял узкую область медицины. Акушерскую помощь роженицам оказывали женщины. Покровительницей рожениц считали богиню Тауэрт, которую изображали в виде беременной самки гиппопотама с головой львицы. Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.
Тексты древних египтян были известны и древним грекам. Влияние египетской медицины прослеживается в «Гиппократовом сборнике» – древнейшем в Европе памятнике медицинской литературы. Из 72 текстов «Гиппократова сборника» 9 посвящены женским болезням и акушерству: «О болезнях молодых девиц», «О природе женщины», «О женских болезнях» (в 2 книгах), «О бесплодных женщинах», «О сверхоплодотворении», «О семимесячном плоде», «О восьмимесячном плоде», «Об эмбриотомии».
Сочинение «О женских болезнях» является одним из выдающихся произведений древнегреческой медицины. В нем отражены знания того времени о физиологии женщины, бесплодии и беременности, описаны болезни беременных женщин, роды и их трудности, выкидыши, болезни послеродового периода средства их лечения, болезни матки после родов, способы лечения различных известных в то время женских заболеваний. Это сочинение отличает разнообразие терапевтических приемов, среди которых нередко встречаются прямо-таки «героические» – например, встряхивание рожениц и применение в пессариях раздражающих средств. Здесь нельзя не отметить, что врачебная этика того времени не дозволяла применение абортивного пессария, что закреплено в «Клятве» древнегреческих врачей: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария».
Интересно, что древнегреческий «гинеколог» собственноручно не производил внутренних обследований. По условиям тогдашнего быта обследование могла производить только опытная старая женщина или подруга, которые и сообщали врачу о своих наблюдениях. Грекам было известно кесарево сечение, но производили его только после смерти роженицы для спасения младенца. Об этом повествует древнегреческий миф о рождении бога врачевания Асклепия, который был извлечен из тела матери отцом своим Аполлоном.
Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной и весьма важной областью врачевания. В трактате знаменитого врача Сушруты («Sushruta-samhita»), относящемся к IV веку н. э., подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения родов от нормы, уродства плода, поворот плода на ножку, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку) и кесарево сечение, применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца.
Об успешном развитии акушерства и гинекологии в Древнем Риме свидетельствуют акушерские хирургические инструменты, найденные при раскопках Помпеи в так называемом «доме хирурга». Гай Юлий Цезарь появился на свет благодаря кесареву сечению (отсюда и название операции).
Совсем еще недавно и наши предки относились к беременности как к абсолютно естественному состоянию женщины, и немудрено: не только в крестьянских, но и в дворянских, купеческих, мещанских семьях женщин, родивших пять-семь (да и больше) детей, вовсе не считали "матерями-героинями". Впрочем, и к невынашиванию беременности и даже к детской смертности наши предки тоже зачастую относились весьма спокойно: "Бог дал - Бог взял" - вот и весь сказ. Теперь времена иные. Изменились условия жизни, изменилась ментальность людей…
И если вам небезразлично здоровье вашего будущего ребенка, если вам важно, как он будет расти и развиваться, к беременности следует подойти со всей ответственностью - едва ли такое утверждение нуждается сегодня в доказательствах. Цель данного раздела - дать совет тем, кто планирует беременность, ответить на их возможные вопросы и предупредить возможные ошибки.
Основные вопросы планирования и подготовки к беременности, перечень анализов, влияние инфекций и мед. препаратов на плод Вы можете посмотреть в данном разделе "Беременность - планирование и подготовка". Также с нашим акушером-гинекологом Вы можете обсудить услугу "Роды" в роддоме с индивидуальным подходом (роды в отдельной родовой палате, акушер-гинеколог, акушерка, педиатр, наблюдение).





Скрытый текст:
Цитата:
Акушерство в Древнем Египте

У древних египтян не было сомнении в обязательном участии мужчины в воспроизведении потомства. Существует несколько документальных свидетельств, в которых упоминается, что беременность женщины наступает после того, как «мужчина познал женщину».

Для полноты картины о представлениях древних египтян следует упомянуть о необычном способе зачатия. В папирусе Орбинэ (Берлинский музей), переписанном с не дошедшего до нас текста XIII века до н.э., изложена сказка «Два брата». По сказочному сюжету, при рубке дерева, в которое был превращен один из братьев, «отскочила щепка и влетела любимице (фараона) в рот, и она проглотила ее и тот же миг зачала… и вот прошло много дней, и она родила мальчика…»

Важно отметить, что древние египтяне знали о продолжительности беременности. Так, в папирусе Весткар на вопрос фараона Хуфу, когда родит Реджедет, мудрец Джеди смог уверенно ответить: «Она родит в 15 день первого месяца зимы».

О знании египтян о том, что происходит в утробе женщины, могут свидетельствовать встречающиеся фразы, относящиеся к младенцу: «он еще в яйце» или «он вышел из яйца». Вероятно, эти фразы в их понимании означали эмбриональную стадию развития человеческого организма.

Навыки акушерства в Древнем Египте преподавались в Саисе в специализированном медицинском заведении, называемом «домом жизни». Во многих храмах существовали комнаты для рождения «маммиси», стены которых покрывали многочисленные рельефы, изображающие рождение фараона или бога.

Акт рождения в древности женщины совершали на коленях, стоя на подставке из четырех кирпичей. Много народных поверий было связано с этими кирпичами. Существовали специальные заклинания, написанные на этих кирпичах, для ограждения новорожденного от злых духов. На этих же кирпичах якобы богом Тотом фиксировалась будущая судьба ребенка, «тем, который определял направление жизни и который вел счет прожитым дням». Зная об этом, можно понять фразу: «Твой час, который записан на родильном кирпиче, обязательно придет».

Процедура принятия родов описана в папирусе Весткар: «…И встала Исида перед ней (роженицей), а Нефтида позади нее, а Хекет ускорила роды…» Месхенет провозгласила судьбу новорожденного, а бог Хнум укрепил его тело… «Омыли его богини, обрезав пуповину, и положили на ложе из кирпичей…»

Примечательно, что в отдаленных районах Армении долго сохранялась древняя практика родов. С началом потужной деятельности роженица становилась на колени, с обеих сторон ее поддерживали под руки две женщины, а главная хранительница акушерских знаний и традиций — «повитуха» или «бабка», сидя позади роженицы, обеими руками сдавливала ей ягодицы, осуществляя таким образом защиту промежности.

Практика родов в положении на коленях, возможно, объясняет, почему слова «колени» и «роды» в языках многих народов имеют один корень. Видимо, и в русском языке неслучайно появились такие слова, как «поколение» и упоминание слова «колено» во фразе «12 колен Израилевых».
Помимо родов в положении на коленях в более позднее время в Египте женщины рожали, сидя в специальном кресле.

После обрезания пуповины рот младенца, заполненный слизью, очищался мизинцем акушерки, и новорожденный издавал свой первый крик. Даже в наши дни некоторые акушеры, чтобы убедиться в отсутствии аномалий во рту и на нёбе новорожденного, используют свой мизинец. Небольшие размеры, мягкость и повышенная чувствительность как нельзя лучше подходят для этих целей.

Для древних египтян касание мизинцем нёба младенца, зачем следовал его крик, явилось основой своеобразного ритуала, называемого «открытие уст». По их представлениям, после смерти человек переходит в другой мир, и для того, чтобы в ином мире он смог открыть уста, рта мумии или скульптурного изображения умершего следовало коснуться специальным ножом, напоминающим согнутый мизинец.

Можно легко убедиться, что по очертаниям согнутый мизинец напоминает созвездие Большой Медведицы.

Видимо, аналогия со звездами и заставила египтян делать ритуальные ножи для этих целей из «звездного» материала. В некоторых захоронениях фараонов найдены ритуальные ножи из метеоритного железа.

Египетский ритуал «открытия уст» имеет аналогию в ранней месопотамской цивилизации. Сохранились документальные подтверждения совершения подобного ритуала в Месопотамии над статуями богов перед их размещением в храмах. По мнению профессора А. Килмера (A. Kilmer), происхождение этого ритуала связано с акушерской практикой очистки от слизи рта новорожденного.

Помимо общих элементов в ритуале освящения статуй, в использовании кирпичей при рождении ребенка в положении на коленях, учеными обнаружено множество других совпадений в акушерстве у разных народов. Так, профессор Г. Франкфорт (Н. Frankfort) обратил внимание на то, что месопотамская богиня новорожденных Нингурсаг и египетская Месхенет имеют идентичные головные уборы. При внимательном изучении выяснилось, что головной убор богинь напоминает нож, используемый в этих странах для обрезания пуповины новорожденного.

Некоторые древнеегипетские памятники дают основание предполагать существование связи между актом деторождения и танцами. Так, на рельефе в гробнице Мереру-ка (Саккара) в зале принцессы Уатетхетор изображены фигуры танцующих женщин и наблюдающая за ними принцесса. Характерно, что на всех других рельефах, воспроизводящих события повседневной жизни, принцесса Уатетхетор изображена вместе со своим сыном, а на рельефе с танцующими женщинами фигура сына отсутствует. Видимо, танцы предназначались только для женщин. Понять смысл этого изображения помогают иероглифические надписи:

Видишь сосуд, извлеки из него содержимое. Смотри, это таинство «хенерет»! О! Четыре! Давай! Поднатужься! Это должно случиться сегодня. Поторопись! Поторопись!

Четыре в этом тексте, без сомнения, означает количество кирпичей, на которые опирается роженица.

О практике участия танцовщиц в акте рождения рассказывается в папирусе Весткар. Там помощь при родах оказывают богини, выдающие себя за танцовщиц, что и являлось достаточным основанием, чтобы получить доступ к роженице. Вместе с тем следует сказать, что в папирусе ничего не говорится о том, что переодетые богини исполняли что-либо, напоминающее танец перед роженицей.

В Древнем мире авторитет врачей был очень высок, им приписывались порой невероятные возможности, в частности в гинекологии и акушерстве. Свидетельством этому может служить сохранившаяся переписка фараона Рамсеса II с хеттским правителем Хаттусилисом III.

Судя по этой переписке, Хаттусилис был очень заинтересован в наследниках от своей сестры Массануццис, которая дважды была замужем, но детей не имела, и он обратился за помощью к египетскому фараону. В ответном письме Рамсес II на просьбу прислать врача, который приготовил бы лекарство для Массануццис, чтобы она смогла родить, высказывает сомнение в точности сообщаемого Хаттусилисом возраста сестры: «Разве ей может быть 50 лет? Нет! Ей 60 лет!»

Далее Рамсес II приводит медицинское заключение, которое сводится к тому, что невозможно изготовить для Массануццис никакое средство, которое бы ей помогло.

Прекрасная осведомленность египтян в вопросах зачатия и рождения здоровых детей дает основание полагать, что у них должно было существовать строжайшее табу на браки между ближайшими родственниками. В этой связи естественное недоумение могут вызвать факты заключений официальных браков между прямыми наследниками фараонов. По всей видимости, такие браки были фиктивными, преследующими чисто политические цели, а рождение детей у таких супругов если и происходило, то делалось это при посредстве жрецов.



http://venus-med.ru/obstetrics/445-c...bshhestve.html

Цитата:
Акушерскую помощь роженицам оказывали женщины. Покровительницей рожениц считали богиню Тауэрт, которую изображали в виде беременной самки гиппопотама с головой львицы. Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.
http://www.romma.ru/ru-act-viewAnswer-idQstn-57907.html

http://www.mysamedi.ru/blog/akushers...drevnem-egipte

http://www.9months.ru/rodybase/375

Скрытый текст:
Цитата:
Перинатология и акушерство. Часть 1. Древние приемы оказания помощи роженицам и новорожденным 00:00 05 Августа 2011





МЕДФАРМКОННЕКТ начинает цикл успешных кейсов о перинатологии и акушерстве. В данном цикле будет рассмотрена история развития этой области медицины от древнейших времен и до наших дней, проследим ключевые открытия и достижения в сфере родовспоможения. Также Вы узнаете, как предоставлялась медицинская помощь роженицам и новорожденным у разных народов и в разные исторические периоды. Сегодня мы расскажем о методах оказания помощи будущим матерям и их новорожденным, которые применялись у ацтеков, в Древнем Египте, Древней Греции и других европейских и азиатских странах.
История акушерства составляет одну из страниц истории культуры и цивилизации человечества. Одним из знаков социализации, безусловно, следует считать возникновение взаимопомощи, в том числе при болезнях, травмах и в первую очередь при родах. Появление сознательной взаимопомощи как важнейшего общественного феномена современная историческая наука относит к развитию человека неандертальского типа. К концу этого периода, 40–35 тыс. лет назад, завершилось превращение людей неандертальского типа в людей современного типа, а параллельно и одновременно произошел переход первобытного человеческого стада в первобытную общину. И с этого же момента у людей появляется деятельность медико-гигиенического характера как одна из форм (причем важнейшая после добывания пищи) общественной практики. Первыми носителями медицинских знаний, первыми «профессионалами» народной, в полном смысле слова, медицины были женщины: им принадлежала обязанность добывать растительную пищу и, логично предположить, лекарственные растения, у них был собственный опыт деторождения, ухода за новорожденным и пр.
Данные фольклора и сведения из древнейших памятников письменности с большой убедительностью свидетельствуют о вполне рациональных приемах оказания помощи роженицам и новорожденным в родовом обществе. Этнография дает совершенно определенные основания считать возможным кесарево сечение уже в этот исторический период, на границе среднего и нового каменного века, 10–5 тыс. лет назад. В поздний период родового общества рациональные медицинские знания все теснее переплетаются, а нередко и подменяются религиозно-магическими ритуалами и заклинаниями, жертвоприношениями, выделением богов, ведающих лечением, «бросавших зародыши в утробу матери» и др.
Первые образцы египетской иероглифической письменности появились не позднее IV тысячелетия до н. э. До нашего времени дошли девять папирусов с медицинскими текстами. В папирусе из Кахуна (около 2 тыс. лет до н. э.) обобщены знания древних египтян в области акушерства и гинекологии. А знали они признаки маточных кровотечений, способы их лечения, симптомы воспалительных гинекологических заболеваний, болезней молочных желез, умели пользоваться противозачаточными средствами и распознавать ранние сроки беременности.
Из того же источника известно, что роды на дому принимали акушерки. Во время родов египтянка сидела на специально сооруженном родильном стульчике из кирпичей. Многие считают, что египтяне знали кесарево сечение и проводили его, по крайней мере, на погибших женщинах, спасая ребенка. Совершенно определенны сведения об обезболивании родов. Исключительное значение египтяне придавали здоровому образу жизни, спорту, гигиене.
В Междуречье Тигра и Евфрата, т. е. в Месопотамии, были очень сильны египетские влияния, соединившиеся с сильным воздействием астральных и демонических представлений о сущности болезни. Большое значение придавалось, например, определению счастливых и несчастливых дней родов, операций, начала лечения. Вместе с тем уже имелся большой арсенал лекарственных средств и форм, главными из которых были вода и масло. При болезнях половых органов широко использовалось серебро. В Месопотамии появилась классификация медицинских специальностей: различали «медицину ножа» (т. е. хирургию) и «травную медицину» (т. е. внутренние болезни), в клинописях, в частности в кодексе Хаммурапи, упоминались врачи, «помогающие при родах».
В каноне Авесты – главном источнике представлений о медицине древнего Ирана, составлявшемся почти тысячелетие, – медицина определена как искусство сохранять тело в здоровом состоянии: «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Конкретных сведений о достижениях древнеиранской медицины немного, но большое впечатление производят рациональные рекомендации о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременной женщине и кормящей матери, о запрещении употреблять опьяняющие напитки, а также начала врачебной этики. Согласно Авесте, знание врачом приобретается только для пользы другим; он обязан использовать любую возможность для самосовершенствования.
Высокий уровень развития культуры, религий, науки и связанных с ними медико-гигиенических знаний и практических навыков характеризовал древнюю Индию. Составляющей частью всех древнеиндийских религиозно-философских учений была дожившая до наших дней йога.
Другая древнейшая цивилизация – китайская – дала медицине непреходящие ценности, многие из которых успешно используются в современной медицине, в первую очередь это касается иглоукалывания. Господствующим положением, из которого исходили врачи древнего Китая, было вполне современное: при любой болезни страдает организм в целом.
Главный источник древнетибетской медицинской литературы Джу Джи описывает 400 видов патологии и 1616 их вариаций, причем наиболее сложными для терапии называют детские и женские болезни.
У ацтеков аккумулировались достижения медицины аборигенов Америки, накопленные за 5–2 тыс. лет до н. э. Помощь женщине во время беременности была разработана с большой тщательностью и подробно, в их регламентах тесно переплетались религиозно-мистические взгляды и рациональные приемы, накопленные в ходе практической деятельности и жизненных наблюдений. После заключения брака к молодоженам приглашали акушерку, дававшую гигиенические советы; половой акт разрешался только через 4 дня после свадьбы (приема опьяняющих напитков); во время беременности женщине предписывалось хорошо питаться, избегать физических перегрузок, волнений и беспокойств, страхов, ей запрещались горячие ванны. За несколько месяцев до родов акушерка осматривала беременную в паровой бане, пальпировала ей живот, при необходимости исправляла положение плода.
С появлением первых схваток женщину мыли в бане, давали ей обезболивающие и стимулирующие роды лекарственные отвары, настойки, соблюдая при этом необходимые дозировки. Роды проводили в положении женщины на четвереньках. Родильница также находилась под наблюдением акушерки, через несколько дней ей разрешалась баня. К груди ребенка прикладывали на 2–3-й день после родов, при недостатке молока у матери ей назначали стимулирующие молокообразование лекарственные травы. При патологических родах применяли ручное пособие, иногда с согласия родственников роженицы производили эмбриотомию и, возможно, кесарево сечение. Историки считают, что в гинекологии и акушерстве древние врачи Центральной Америки превосходили своих древнеиндийских коллег.
Культура Древней Греции оставила исключительный след в истории человечества и внесла много открытий в систему знаний о человеке и его болезнях. Кроме того, именно от древнегреческой медицины берут начало два направления – эмпирическое и философское, которые после тысячелетий самостоятельного развития начинают сближаться лишь в XVII–XVIII вв., в результате чего сформировался принцип единства методологии и эмпирического знания, единства науки и практики – основной принцип современной медицины. Сведения о системе медицинских знаний древних греков прослеживаются с Эгейского периода (2 тыс. лет до н. э.) и в наиболее яркой форме представлены в мифах. Современные авторы, специалисты в области мифологии считают, что народы, населявшие в то время остров Крит и другие острова Эгейского моря, хорошо знали акушерские приемы.
Действительно, в мифах содержится много описаний подобного характера: помощь Рее, когда она рожала бога Зевса, помощь в родах матери Аполлона, которую оказывала ей дочь Артемида, родная сестра Аполлона. В пантеоне олимпийских богов Аполлон остался покровителем медицины, богом-целителем, Артемида – покровительницей рожениц, Гестия – покровительницей домашнего очага, семейной жизни, рождения ребенка. Врачеванием ведал бог Гефест. В пантеон были включены «великий и беспорочный» фессалийский врач Асклепий – бог врачевания и его дочери Гигея – богиня здоровья и Паникея – всеисцеляющая покровительница лекарственного лечения. Отцом Асклепия считался Аполлон, который, согласно мифу, лично провел операцию кесарева сечения, добыв сына из чрева нимфы Корониды в тот момент, когда она, убитая Артемидой, уже лежала на погребальном костре. Бог Гермес выполнил кесарево сечение на горящем трупе Семели, чем спас жизнь бога Вакха.
Первоначально обучение медицине было организовано в храмах Асклепия, акушерскому искусству обучали в храмах Артемиды, а затем (VI–V вв. до н. э.) возникли первые светские медицинские школы, в том числе самые известные из них – Книдская и Косская. Много внимания медицине, здоровью и болезням, образу жизни уделяли великие философы Древней Греции Демокрит, Платон и особенно Аристотель, оказавшие большое влияние не только на современную им медицину и ее выдающегося представителя Галена, но и на всю европейскую медицину средних веков.
Реформатором древнегреческой медицины был Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) – воспитанник Косской семейной медицинской школы в семнадцатом поколении, мать которого, Фенарета, была повитухой. Его труды, труды его учеников и других врачей-современников вошли в Сборник Гиппократа, в котором изложены их оригинальные взгляды и осмысление более ранних представлений, в том числе переработанные и воспринятые положения медицины древнего Востока. Гиппократу принадлежит ясный и кратко сформулированный принцип деятельности врача, актуальный и сегодня для врачей любой специальности: «Не навреди!»
Представители другой, параллельной школы – Книдской – признаны как создатели гинекологии. Они проводили влагалищное исследование, умели оценивать состояние шейки матки, используя для этого зонд, в случае необходимости расширяли канал матки, вправляли матку при ее выпадении и смещении, вводили в полость матки лекарственные средства. Самый заметный представитель Александрийской школы – Деметрий из Апалеи (III в. до н. э.) – первым описал головное предлежание плода как физиологическое.
В Древнем Риме по мере сближения с эллинистическим миром и его культурным наследием происходило проникновение философских и медицинских взглядов Древней Греции. Боги римского пантеона восприняли функции греческих богов: Феб заместил Аполлона, Диана – Артемиду, Венера – Афродиту, Эскулап – Асклепия. Сама медицина Рима была дальнейшим развитием медицины эллинизма, а в области акушерства – ее высшей точкой. В Древнем Риме вопросы родовспоможения впервые стали решаться на государственном уровне. При Нуме Помпилии (615–672 гг. до н. э.) был издан закон, предписывающий для спасения жизни младенца производить кесарево сечение у всех умерших во время беременности женщин.
Выдающиеся древнеримские врачи – Асклепиад, Гален, Соран – были учениками и выпускниками греческих медицинских школ. Крупнейшим врачом античности справедливо считается Гален из Пергама. Интересы другого великого римлянина – Сорана из Эфесса – были сосредоточены на детских и женских болезнях, которым посвящены почти все дошедшие до нас сочинения Сорана. Он – признанный основоположник акушерства и педиатрии. Главная из его 15 книг полностью посвящена повивальному ремеслу и вплоть до средних веков была руководством для практикующих акушеров. Соран подробно описал органы половой системы женщины, первым установил наличие плаценты и плодных оболочек. Он устранил из акушерства все грубые и насильственные методы, однако учил повороту на ножку и извлечению плода за ножку, очень скоро забытым и вернувшимся в акушерство через много столетий. Соран опровергал постулат Гиппократа о том, что семимесячный плод имеет больше шансов выжить, чем восьмимесячный, доказывая, что более зрелый плод является и более жизнеспособным. Он же сформулировал основные положения акушерской деонтологии, много внимания уделял обучению и воспитанию профессионализма у повивальных бабок.
Во II–III вв. н. э. появились признаки всестороннего кризиса и упадка Древнего Рима, а вместе с этим – кризиса и упадка в областях идеологии, культуры, науки и практической медицины. Духовная жизнь сосредоточилась преимущественно в сфере теологии. Однако именно в этот период стали возникать первые университеты, которые занимались подготовкой врачей, окончательно сложилась больничная форма медицинской помощи – первые стационары появились в Византии и Армении, затем в странах Арабского халифата и в Европе.
По материалам: www.idoktor.info

Последний раз редактировалось konstantins3; 23.11.2011 в 23:30
konstantins3 вне форума   Ответить с цитированием