Мировоззрение - воззрение на мир, точка зрения, Картина Мира.
Это определение отлично от определения ВП СССР, вероятно поэтому возникает путаница. Для простоты будут брать в кавычки - "мировоззрение".
Есть много эзотерических, религиозных и философских течений, описывающих Картину Мира - христианство, буддизм, кришнаиты, индуизм, каббала, сайентология, Кастанеда, Концепция общественной безопасности и прочее и прочее.
Картина Мира - это не только описания феноменов (явлений) окружающего мира, но и
описание целей и задач человека как части человечества. Эти цели и задачи наполняют жизнь человека смыслом, то есть объясняют почему он здесь, почему всё происходит, так как происходит и в чем, собственно, заключается смысл жизни человека.
Картина Мира, которую задают различные течения, непосредственно влияет на взгляд человека на Мир, на то кем он себя в нем ощущает, то есть формируется его восприятие Мира, его взгляд на мир -
"мировоззрение".
Однако, если кто хотя бы поверхностно знакомился с разными религиозными воззрениями на этот мир, отмечает
их существенные различия друг от друга, причем не только и не столько в описаниях мира, а именно в описании целей и задач человека,
а точнее - в их приоритетах.
Например,
по версии Кастанеды, жизнь человека - единственный шанс, который ему дается, чтобы обрести [личную] свободу. После смерти его личность, его осознание уничтожается.
По версии буддистов и тех, кто рядом с ними, имеется бесконечная череда воплощений и задача выскользнуть из неё, если не в этой, то в следующей жизни.
Vs
По версии христианства, главное - надлежаще отжить эту жизнь, а далее будет что-то точно хорошее. Но что, где и как это будет - "за кадром".
По версии Концепции задача человека - через преобразование себя
вывести общество(!) на безкризисное развитие. А зачем надо это человеку, которому только сейчас что-от важно, а через 90 лет его точно не будет?
И т.д.
Теперь смотрим как это различие в "мировоззрениях" (течениях) реализуется на практике.
Кастанеда
Используют общество как полигон, не участвуют в общественной жизни
более, чем это продиктовано своими целями и задачами.
Буддизм
Не вмешиваются в жизнь общества более того, чем необходимо для сосуществования с обществом. Стараются изолироваться от общества в закрытых монастырях. Обособиться от общества.
Христианство
Проповедует любовь к ближнему, терпимость, толерантность. Внедрение в свою жизнь
в обществе христианских принципов. То есть неявный смысл жизни через преобразование себя - преобразование общества.
Концепция
Ну здесь все понятно. Цель - вывести общество на безкризисное развитие, а практики
личностного роста,
то есть то через что будет идти преобразование личности, а потом и общества - это не к нам, "ищите и обрящите".
То есть налицо два "вектора целей":
- в котором приоритет развития человека выше, чем общества;
- в котором приоритет развития общества выше, чем человека.
Многие течения в силу их незнания - не могу с уверенностью отнести к некоему типу.
Я-центричное и Бого-центричное мировоззрения
Скрытый текст:
Во многих эзотерических учениях большую, если не основную часть занимает понятие человеческого ЭГО и борьба с ним, как с основным злом.
Наиболее четко этот вопрос проработан у Кастанеды.
По его версии (версии этого течения, естественно), если вкратце, человеческий ум - это внешнее внедрение в человека. То есть вот наш логический ум - это совершенно чуждый человеческой природе объект. Именно из этого факта проистекает тот факт, что в лексике, а именно в ней думает ум, невозможно выразить всего того, что ощущает человек. Это не его "орган". Просто с детства он только его и развивает и умеет пользоваться только им.
Основным подтверждением наличия сознания "вне ума" является остановка внутреннего диалога человека (сравните с медитацией), при достижении которой становиться очевидно, что сознание человека не ограничивается его логическим умом.
Соответственно главным источников человеческого ЭГО является его ум, нечто внешнее. По версии Кастанеды чужеродность этого ума проявляется в том, что все энергетические центры человека предстают в форме вращающихся спиралей, в то время как чуть выше головы имеется энергетическая структура, предстающая в форме маятника. И единственной возможностью человека привести "этот маятник" в форму вращающейся спирали является поднятие уровня осознанности (вид энергии) с уровня ног до уровня головы..
В чем постулируется смысл йогических упражнений? Поднять особый вид энергии (кундалини) по позвоночнику до верхушки головы - в верхнюю чакру. Любопытное совпадение между учениями, не так ли?
Возвращаясь к ЭГО, можно указать, что источником Я-центричного "мировоззрения" является человеческое ЭГО. Специфика этого "мировоззрения" заключается в том, что кажется, что мир "вращается вокруг тебя".
- Вот сегодня это случилось, а потом еще случилось - ну точно всё против меня! - Знакомая картинка?
Бого-центричное "мировоззрение" - это мировоззрение, ИМХО, когда человек ощущает, видит, мыслить себя незначительной частью этого мира. То есть тем, чем он является на самом деле. Почитайте дзенские притчи, понятнее не изложить.
Поэтому градация "мировоззрений" на два типа:
- "индивидуалистичный"
- "общественный"
хоть и близка к понятию Я-центричного "мирововоззрения" ("индивидуалистичное"), но не является им т.к. в этих течениях провозглашается борьба против самого источника Я-центризма.
Это деление на два типа очень хорошо увязывается с такой дуальностью: все мы, как многие считают, имеем бессмертную душу (высшее Я, Дух и т.п. - в разных течениях это называется по разному), которая не является
частью этого мира, но при этом живем то мы
в этом мире. То есть кто-то может преуспеть в развитие того, что есть плоть и кровь этого мира, а кто-то преуспеть в развитии того, что не от этого мира. Откуда такое различие? Что это за разделение на то и это?
Как бы не показалось странным идеи высказанные кем-то под ником Инсайдер, что Земля - это некий полигон для душ - разрешает многие вопросы.
Если Земля - это полигон, то он должен способствовать становлению и развитию "душ" как не от мирного явления, то есть не принадлежащему полигону. И на Земле множество "индивидуалистичных" течений религии и философии - путей для развития.
С другой стороны, если Земля полигон, то этот полигон должен жить и добротно функционировать. То есть люди в своей массе не должны приносить ему неприемлемый ущерб. А это значит должны озаботиться безкризисным развитием общества (и откуда эти слова?)), чтобы полигон существовал и для следующих поколений.
Ещё наблюдение.
Для индивидуалистичных учений крайне необходим учитель, то есть идет индивидуальное "воспитание". В то время как "общественные" учения работают бесструктурным методом.
Пример, христианство появилось именно тогда, когда люди в своей массе начинали жить настолько крупными группами, что прямое управление обществом становилось затруднительным. Если в племени за ненадлежащее поведение можно было сразу огрести, то в десятитысячном городе наказания можно избегать достаточно долго. И потому задача- исключить
девиантное поведение в зародыше (естественно статистически, в массе, т.к. уроды есть везде). - Не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего и т.п.
Собственно, это всё.
Теперь можно легко ответить на вопрос:
Почему ВП СССР в Концепции не дает и не даст никогда практики личностного роста?
Да нет их у Концепции, это "общественное" "мировоззрение" и не предназначено для личностного роста. Вуаля.