Цитата:
Сообщение от mera
И ещё Ацюковский как-то упоминал о том, что трансформаторы имеют свойство взрываться. Это связано с ошибками в расчётах, или же как Бог на душу положит, т.е. не факт взорвётся ли он, или нет?
|
Как взрываются трансформаторы я не видел, а вот как горят - неоднократно. Если могут гореть, почему бы им и не взрываться?
Если речь идет о трансформаторе, изготовленном кустарных условиях (радиолюбитель, экспериментатор-любитель), то тут причиной может быть что угодно - и грубая ошибка в расчетах, и неудачная конструкция и дефект изготовления. Иногда только диву даешься какие дикие ошибки могут совершать даже вполне квалифицированные люди.
Если же речь идет о трансформаторе, спроектированном и изготовленном в условиях предприятия, то подобные причины аварий (ошибки при проектировании, брак при изготовлении) относительно редки. Конечно, от ошибки никто не застрахован, но поскольку народу участвует много и всем одновременно моча в голову ударить не может - ошибка скорее всего будет обнаружена и исправлена заблаговременно. Хотя, чего только не бывает в реальной жизни.
Главная причина аварий таких изделий как трансформатор - попадание (пусть кратковременное) изделия в нештатные условия работы (для трансформатора прежде всего - скачки напряжения на входных клеммах). Причина нештатной ситуации обычно не в самом трансформаторе (это достаточно простое устройство), а в схеме, в которую он включен. Если это достаточно сложная и богатая сложными элементами схема - неожиданности весьма вероятны. Как результат (для трансформатора) - локальное превышение пробивных напряженностей электрического поля, пробой с выделением большого количества тепла и возгорание того, что в данном месте для данной цели не предназначено (пожар). Другой (значительно более редкий) способ спалить трансформатор - это на достаточно долгое время как-нибудь запустить в его обмотки ток, сильно превышающий расчетный. В итоге из-за омических потерь обмотки перегреваются и загорается что-нибудь с ними соприкасающееся.
Разумеется, надо принимать меры на случай неожиданностей (обычно эти меры сводятся к использованию повышенных коэффициентов запаса), но меры эти далеко не бесплатны (во всех смыслах этого слова) и приходится искать компромисс между эффективностью и надежностью.
Серьезной проблемой современной техники является то обстоятельство, что сложность отдельных систем (прежде всего - количество стуктурных единиц и связей между ними, включая систему управления) достигла уровня при котором отказы отдельных элементов из ЧП превращаются в неизбежный фон*. Штатным режимом работы становится режим "управляемой аварии". Создание методологии проектирования технических систем, работающих в режиме управляемой аварии - одна из важнейших и насущных задач современной науки.
Но это я увлекся. Физика, здесь уже давно ни при чем. Ни о какой мистике, связанной со взрывами трансформаторов мне неизвестно.
*яркий пример - Большой Адронный Коллайдер, который, как известно, только включали больше года