Показать сообщение отдельно
Старый 03.05.2010, 20:03   #4
sergign60
Форумчанин
 
Регистрация: 27.07.2009
Адрес: Новосибирск
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Сергей Смагин Посмотреть сообщение
Давайте сразу договоримся о понятиях:

Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.

Что такое "логика социального поведения"? Это мотивы, по которым человек совершает те или иные поступки.
М.Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Социальное действие должно обладать двумя необходимыми свойствами:
1) осознанной мотивацией,
2) ориентацией на других (ожиданием).
Отсутствие у действия первого свойства не позволяет говорить о нем как о действии, отсутствие второго - как о социальном.
1) Целерациональное действие характеризуется ясностью осознания цели и средств ее достижения. Показателем эффективности действия является наступивший результат (последствия). такое действие учитывает социальные ожидания других и использует эти ожидания для достижения поставленной цели. этот тип действия наиболее понятен окружающим. например, действия законченного эгоиста являются отвратительными, но понятными. По мере убывания рациональности действия становятся все менее понятными, цели - менее ясными, средства - менее определенными.
2) Ценностно-рациональное действие характеризуется верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгод. такое действие основывается на определенных "заповедях", в следовании которым человек видит свой долг. Действия, соответствующие кодексу чести (дворянина, офицера), - по сути ценностно-рациональные. В таком действии нет конкретной цели, определенного результата, но есть мотив, смысл, ориентация на других. конечно, ценностно-рациональное действие не является абсолютно "бескорыстным": оно удовлетворяет потребности человека в самоуважении, самоутверждении, признании со стороны группы.
3) Традиционное действие (привычное) характеризуется отсутствием осознания мотива действия, оно совершается автоматически, в силу привычки (например, одевание).
4) Аффективное действие (в состоянии аффекта) характеризуется отсутствием цели (вспышка гнева)


Именно сочетание этих четырех мотивов поведения и определяет логику социального поведения в данном обществе в данное время. Чтобы она изменилась, надо изменить соотношение этих мотивов (в первую очередь - целерационального и ценностно-рационального).
Изменения технологий ведут к изменению социального поведения (но не логики!) Например, конечно, я поеду куда-либо на машине, а не на лошади и при встрече пожму товарищу руку, а не отвешу поклон. Но логика моего поведения будет точно такой же как у мещанина 19 века.

Сами по себе полученные знания о технологиях (даже о функционировании общества) не ведут к смене логики. Они служат только для того, чтобы подняться по иерархической лестнице, произвести смену "элит". Ярче всего это было продемонстрировано в Советском Союзе, когда у власти в 80-е годы (уже после смены соотношения частот по ВП СССР!) оказались люди с мелкобуржуазными наклонностями.
Чем больше я буду знать - тем выше моя ценность на рынке труда. Только и всего.


Самое интересное, что, исходя из неверных постулатов, ВП СССР сделали верный вывод - первоочередной целью должно стать достижение устойчиво человечного типа строя психики, что и приведет к смене логики социального поведения.
А чё, у нас ноне Вебер рулит? Может лучше к Фрейду вернёмся или к собачкам Павлова? Или это Вебер вместо вас на работу ходит, вы всё больше по церквушкам норовите или в музей? И откуда только такие познания о логике мещанина 19 века? Не иначе вы у нас -спиритиус!!! Или нет -МЕДИУМ!!!
sergign60 вне форума   Ответить с цитированием