Не понятно что с этим делать, потому что без всякого умысла (с умыслом тоже сработает) могут быть задействованы естественные психологические механизмы. В реальном времени им мало что можно противопоставить. Максимум, что удаётся сделать, вскрыть ошибки докладчика подходящими вопросами.
На ПКФ по причине низкой активности аудитории сложилась патерналистская модель докладов — зрители спрашивают, а докладчик "просвещает тех, кто не в курсе". А задумано было обсуждение, предполагающее альтернативные мнения, указание на ошибки и т.п. В классике конференций это называлось "прения по докладу". Такое было на ПКФ-1 и ещё один раз, причём не в лучшем виде, показывающем что докладчик хотя бы готовятся, чувствуют ответственность. дорожат лицом.
Сегодняшний доклад оцениваю как построенный на утверждении и отчасти на эмоциях. Теория по теме:
"В работе «Век толп» (1981), посвященной психологии масс, С. Московичи анализирует теории толпы, созданные Г. Лебоном, Г. Тардом и З. Фрейдом, и вносит свой существенный вклад в развитие этой темы" (
https://cyberleninka.ru/article/n/ch...ndivid-i-massa).
На русском книга вышла в 1996 г. Описание силы утверждения Московичи использовал С.Г.Кара-Мурза в своём бестселлере о манипуляции, вышедшем в 2000 г. Московичи (1925 — 2014) со ссылкой на Ле Бона (Лебона 1841—1931):
«Первое условие любой пропаганды — это ясное и не допускающее возражений утверждение однозначной позиции, господствующей идеи. Информационное содержание может быть поверхностным.
…
Имея минимум смысла, но вместе с тем повелительную форму, такое слово может многое утверждать, не заботясь ни о логике, ни о правде.
…
Чем решительнее и точнее суждение, тем больше силы имеет утверждение, так как в этом видят доказательство убежденности и правоты говорящего. …
Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какая она есть, без взвешивания всех “за” и “против” и отвечать “да” не раздумывая. …
…
Действует магия удостоверенных, повторяемых слов и формулировок. Она распространяется, подобно заражению, с быстротой электрического тока и намагничивает толпы.
…
Таким образом, повторение является вторым условием пропаганды. … В то же время повторение возводит обязательный барьер против всякого иного утверждения, всякого противоположного убеждения с помощью возврата без рассуждений тех же слов, образов и позиций.
…
Повторение имеет также функцию связи мыслей. Ассоциируя зачастую разрозненные утверждения и идеи, она создает видимость логической цепочки. Складывается впечатление, что за фразами вырисовывается система, за частой связью несовместимых понятий стоит принцип. …
…
Утверждение и повторение имеют результатом коллективное внушение. Они сливаются в поток верований, которые распространяются со скоростью эпидемии. Заражение происходит тем быстрее, чем сильнее вызванные чувства и чем скорее действие соединилось, словно в коротком замыкании с мыслью».