Указами Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ (с последующими изменениями) «О введении режима повышенной готовности» и от 11.04. 2020 г. № 43-УМ (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве», на территории города Москвы с 05.03.2020 года под видом борьбы с коронавирусной инфекцией был введен режим повышенной готовности, а для передвижения граждан по городу Москве в этот период введены цифровые пропуска,
ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ СВОБОДУ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИСТЦОВ БЕЗ ЗАКОННЫХ НА ТО ОСНОВАНИЙ.
1. Нормы указов, ограничивающие свободу истцов.
Указом от 05.03.2020 г. №12-УМ введен запрет до 31 мая 2020 г. на проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий (п. 2 Указа);
– временно приостановлено проведение в городе Москве досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, а также посещение гражданами указанных мест зданий, сооружений и помещений (п. 3.1. Указа);
– посещение гражданами предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие виды деятельности, определенные Приложением №3 к Указу. При этом предприятия, в отношении которых не принято приостановление посещения, обязаны минимизировать очное присутствие работников на рабочих местах (п. 4.1 Указа).
Кроме того, Указом от 05.03.2020 г. №12-УМ установлены обязанности граждан:
– с 12 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу (п. 9.4 Указа);
– соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (п. 12.1 Указа);
– не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов (п. 12.3 Указа).
Кроме того, Указом от 11.04.2020 г. №43-УМ утвержден Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, являющийся приложением к данному Указу.
Согласно указанного Порядка с 15 апреля 2020 г. граждане вправе находиться вне места своего проживания (пребывания) в случаях, предусмотренных указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» при соблюдении требований, установленных настоящим Порядком (п. 2 Порядка).
При этом возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств) подтверждается:
– цифровым пропуском для передвижения по территории города Москвы (далее – цифровой пропуск), оформляемым в соответствии с настоящим Порядком, при предъявлении документа, удостоверяющего личность;
– служебным удостоверением, в том числе удостоверением личности военнослужащего, государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, удостоверением судьи, адвоката, нотариуса, включая помощников указанных лиц, редакционным удостоверением или иным документом, удостоверяющим личность и полномочия журналиста, удостоверением частного охранника, личной карточкой охранника;
– цифровым пропуском, предусмотренным в качестве подтверждения нахождения граждан вне места проживания (пребывания), оформленным в порядке, установленном уполномоченными органами власти Московской области (п. 3 Порядка).
Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск, оформленный в соответствии с настоящим Порядком (п. 4 Порядка).
Оформление цифрового пропуска осуществляется на основании электронной заявки гражданина на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, по телефону Единой справочной службы Правительства Москвы или путем отправки СМС-сообщения на специальный короткий номер (п. 7 Порядка).
Для оформления пропуска гражданин предоставляет личные данные (Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, контактный номер телефона, номер электронной карты для оплаты проезда в общественном транспорте или номер социальной карты) цель и маршрут поездки, если поездка осуществляется личным транспортом, то также регистрационный номер транспортного средства (п. 4 Порядка).
При этом цифровой пропуск для осуществления поездок, не связанных с трудовой деятельностью или посещением медицинских учреждений оформляется сроком на один календарный день и не более двух раз в течение календарной недели (п. 4.3 Порядка).
Иметь цифровые пропуска для передвижения по городу Москве с помощью любых видов транспорта обязаны все лица, достигшие 14-ти лет (п. 13.1 Порядка).
Передвижение по городу Москве с использованием транспортных средств (кроме общественного транспорта) возможно только при условии оформления цифрового пропуска с указанием регистрационного номера транспортного средства, при этом данные транспортные средства включаются в реестр транспортных средств, допущенных к передвижению. Ведение реестра транспортных средств, допущенных к передвижению по территории города Москвы, осуществляется Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в порядке, им установленном (п. 13.3, 13.5 Порядка).
Передвижение по городу Москве на транспортном средстве, не включенном в указанный реестр, является административным правонарушением, которое фиксируется в том числе с помощью средств автоматической фото-видео фиксации (п. 13.6 Порядка).
За нарушение требований нормативных правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе за представление недостоверных сведений, включая сведения о государственном регистрационном номере транспортного средства, нарушившее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством об административных правонарушениях (п.18 Порядка).
2. Ограничения свободы, установленные оспариваемыми указами мэра Москвы.
Вышеперечисленные нормы Указов Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ (с последующими изменениями) и от 11 апреля 2020 г. №43-УМ (с последующими изменениями) вводят следующие ограничения прав и свобод человека и гражданина:
– запрещают гражданам покидать место своего жительства;
– запрещают гражданам свободно передвигаться по территории города Москвы;
– запрещают гражданам и организациям участие в деловых мероприятиях;
– запрещают гражданам и организациям оказание деловых услуг;
– запрещают гражданам посещать здания, строения и сооружения, предназначенных для указанных мероприятий и услуг;
– запрещают ведение хозяйственной деятельности гражданам и организациям;
– создают существенные препятствия в доступе к культурным ценностям.
3. Акты и нормы, имеющие большую юридическую силу.
Считаем, что указы мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ (с последующими изменениями) и от 11 апреля 2020 г. №43-УМ (с последующими изменениями), ограничивающие нашу свободу и помещающие нас, по сути, под домашний арест, являются незаконными, поскольку противоречат законодательным актам, имеющим высшую юридическую силу, а именно:
– Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейской Конвенции по правам человека) в части статей:
Статьи 5 (Право на свободу и личную неприкосновенность);
части 1 Статьи 11 (Свобода собраний и объединений);
Статьи 13 (Право на эффективное средство правовой защиты);
а также статьи 2 Протокола №4 к Конвенции (свобода передвижения).
– Конституции Российской Федерации;
– Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»;
– Уголовному кодексу Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (в действующей редакции);
– Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (в действующей редакции).
Согласно чч. 1 и 2 ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ч. 1 ст. ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При этом исходя из чч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Однако не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28,3 4 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).
Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статьёй 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» установлено, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств… К таким обстоятельствам относятся:
…б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии…»
Статьёй 11 данного ФКЗ устанавливается ограничение следующих свобод граждан:
«Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
…б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
…г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
…з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра»;
Статьёй 13 этого закона установлено:
«…на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
…б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий»;
Частью 2 статьи 29 указанного ФКЗ устанавливается:
«2. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации».
Статья 53 Уголовного кодекса РФ определяет суть уголовного наказания «Ограничение свободы»:
«1. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным».
Часть 1 статьи 103 Уголовно-процессуального кодекса РФ уточняет: «Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля».
То, что в указах мэра Москвы это ограничение свободы и домашний арест названы «самоизоляцией», «использованием цифровых пропусков» или «возложением на граждан обязанностей публично-правового характера» не меняет сути, как не меняет преступной сути убийство, называемое «выпусканием крови» или «перекрытием кислорода». От того, что изоляция названа самоизоляцией, она не прекращает быть главным условием домашнего ареста и ограничения свободы.
4. Основания административного иска.
Таким образом ограничение нашей свободы могло быть произведено только в условиях чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Никаких иных оснований для ограничения нашей свободы не предусмотрено.
Мы не оспариваем права Президента передавать руководителям на местах свои полномочия, следующие из чрезвычайного положения, однако режим чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях либо субъектах, в частности в городе Москве, Президентом РФ не введен. Следовательно, ни президент не имел права передавать полномочия, следующие из его прав, возникающих при введении чрезвычайного положения, ни мэр Москвы не имел оснований ограничивать нашу свободу в своих указах БЕЗ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Тем более Мэр Москвы своим актом не имел права вводить для неограниченного круга лиц (жителей Москвы) фактический домашний арест, который согласно нормам уголовного и уголовно-процессуального законодательства, может применяться в индивидуальном порядке только к лицам, привлеченным к уголовной ответственности и лишь по постановлению суда.
По этим причинам Указы Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ (с последующими изменениями) и от 11 апреля 2020 г. №43-УМ (с последующими изменениями) Мэром Москвы ограничивают нашу свободу, без оснований нарушая наши конституционные права и свободы человека и гражданина.
Аналогия: начальник следственного изолятора имеет права дать распоряжение поместить кого-либо в камеру изолятора, но только в случае, если есть постановление суда об этом. Если постановления суда нет, то распоряжение начальника следственного изолятора является незаконным и подлежит отмене.
Кроме этого, данные указы мэра наносят нам материальные убытки, поскольку не предусматривают компенсацию нанесённого нам материального ущерба, как этого требует статья 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Причём, речь идёт не о подачках «от щедрот душевных» местных властей, а о задействовании правительством резервов государства, как это делается в США и в Европе.
5. Нарушения прав административных истцов.
Мы не рассматриваем вопрос о степени медицинской опасности инфекционной заболеваемости COVID-19, на основании которой было констатировано возникновение опасной эпидемии, посему не оспариваем ограничение конституционных прав, лимитирующих нашу свободу как таковую.
Но требование исполнения под угрозой наказания той степени ограничения свободы, которая может быть ОГРАНИЧЕНО только Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», не просто незаконно ограничивает нашу свободу, но и лишает права на компенсацию материального ущерба, как это предусмотрено статьёй 29 данного закона.
К примеру, мы несём бросающееся в глаза непомерные расходы – указами мэра мы обязуемся нести материальные потери на покупку защитных средств за свой счёт по спекулятивным ценам.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 47, 56 и 88 Конституции РФ, ст. ст. 20, 208 – 209, 211 КАС РФ,
ПРОШУ:
1. Признать Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (c последующими изменениями) в части его пунктов 2(второго), 3(третьего), 4(четвертого), 12 (двенадцатого) и Приложений №№ 2, 3, 4 недействующим со дня его принятия, ввиду его несоответствия нормативным актам, имеющим доминирующую юридическую силу.
2. Признать Указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. №43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве» (с последующими изменениями) в части его пункта 1 (первого) и Приложения к нему в виде Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве недействующим со дня его принятия, ввиду его несоответствия нормативным актам, имеющим доминирующую юридическую силу.
3. Принять по данному административному иску меру предварительной защиты в виде запрета применения в отношении меня наказаний, предусмотренных оспариваемыми норм указами мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ (с последующими изменениями) и от 11 апреля 2020 г. №43-УМ (с последующими изменениями) с момента принятия настоящего административного иска к производству суда до момента принятия судом решения по существу данного административного иска.
Приложение:
1. Документ об оплате госпошлины – 1 лист.
2. Документ, подтверждающий направление копии иска и приложений административному ответчику – 1 лист.
3. Указы Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ и от 11 апреля 2020 г. №43-УМ в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 г. №17-УМ, от 14 марта 2020 г. №20-УМ, от 16 марта 2020 г. №21-УМ, от 19 марта 2020 г. №25-УМ, от 23 марта 2020 г. №26-УМ, от 25 марта 2020 г. №28-УМ, от 26 марта 2020 г. №31-УМ, от 27 марта 2020 г. №33-УМ, от 29 марта 2020 г. №34-УМ, от 31 марта 2020 г. №35-УМ, от 2 апреля 2020 г. №36-УМ, от 9 апреля 2020 г. №41-УМ, от 21 апреля 2020 г. №47-УМ и от 7 мая 2020 г. 55-УМ – 137 листов.
4. Копии паспортов административных истцов
5. Копии документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя
Административные истцы:
Мухин Ю.И.
Парфёнов В.Н.
http://www.ymuhin.ru/node/2221