|
Команда сайта
Регистрация: 26.05.2011
Адрес: Новосибирск
|
Цитата:
В 1812 году полковник Робер писал своему приятелю:
«Русские выпустили против нас орды монгол! Кажется все эпохи ополчились против нас! Эти люди в шкурах и мехах не знают ни страха ни пощады. Удивительна их природа ведения боя. Они дико визжат и толпой лезут напролом. Их косят множественно ядра, а им это не страшно. Вы будете изрядно удивлены, но в своём вооружении они используют луки и стрелы, которые разят беспощадно наших канониров. У капитана Клемансо треуголка пробита стрелой монгола, а стрела прилетела из едва видимой точки в поле! Наши солдаты, допрежь столкнувшись с этими экзотическими воинами, бегут с поля боя, едва услышав эти дикие множественные вопли. Это немыслимо, будто из пепла восстали орды хана Чингиза».
Робер по своему незнанию писал о башкирских конных полках, которые были сформированы и поспешили на помощь русской армии, едва узнали о нападении Наполеона на Россию. Всего в Башкирии и из прилегающих уездов Пермской и Челябинской областей было сформировано 28 башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка. Каждый полк имел своё знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан. После вторжения наполеоновской армии в пределы России в мечетях оглашали Манифест императора Александра I и предписание с призывом об обороне Отечества.
***
В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов конями, обмундированием и оружием. Население края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки. Добровольные взносы продолжались и в сентябре. Башкиры собрали и подарили армии 4139 лучших строевых лошадей. Народ был охвачен небывалым патриотическим подъёмом; на войну вместе с мужьями шли даже женщины. С началом войны мусульмане собрали в пользу армии 500 тысяч рублей и отправили на фронт 4139 строевых лошадей.
Вскоре было сформировано свыше 30 башкирских и татарских полков по 500 рядовых в каждом, были в русской армии и отряды крымских татар. В командный состав этих воинских формирований входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстер, 1-2 писаря и 10 пятидесятников. Также при каждом полке постоянно находился мулла. Воины имели традиционное для них вооружение и 2 коня. Полки прибывали на фронт в полной экипировке, купленной за счёт пожертвований соплеменников, со своими продуктами питания и фуражом для конского состава.
***
Описывая сильную стычку с французской кавалерией, английский офицер Р. Вильсон отмечает «личную храбрость» башкир, которые, только что прибыв в армию, бросились на французов вместе с другими казаками вплавь через реку Аллер. Башкирские конники, стреляя из луков, «с большим эффектом атаковали отряды врага, захватив пленных». Англичанин не раз подчёркивал храбрость и бесстрашие башкирских конников в борьбе с такой сильной регулярной армией, как французская. Осенью 1812 года, башкиры влились в партизанские отряды Давыдова, Кудашева, Ефремова и превосходно показали себя в вылазках против французов.
Будучи с малолетства прекрасными охотниками и воинами, они умели ориентироваться в лесу: обладали отличным слухом и зрением, знали повадки зверей и птиц, их следы и крики, демаскирующие отряды неприятеля в заснеженных чащах. Впоследствии, сообщая оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому о победоносном наступлении русской армии и бегстве французов, М.И. Кутузов восклицал: «Вы не можете представить, ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростью наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их».
***
4-7 октября 1813 года башкирские полки участвовали в сражении под Лейпцигом, известном под названием «битвы народов». Наполеоновский генерал де Марбо в своих мемуарах писал об огромном впечатлении, произведённом на французскую армию башкирскими воинами-новобранцами, которых за мастерское владение луками французы прозвали «амурами».
«Эти новички, – отмечал генерал, – ещё совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая пустить нас в бегство при первой встрече в самый день своего появления, в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно».
Особенно сильно действовала на неприятеля боевая конница башкир, развёрнутая в лаву. С дикими криками, посылая вперед тучи стрел, конники не знали пощады, поражали пиками и саблями зазевавшихся на поле боя французов. Зачастую французские части немедленно отступали, едва узнав о том, что против них строятся в атаку конные башкирские полки вместе с казачьими сотнями.
***
Многие полки принимали участие на всех этапах войны. Вначале по два башкирских, оренбургских, уральских и один тептярский полки в составе русских войск участвовали в сражениях с наступающими французами. В ходе отступления русских войск в арьергардных боях отличились воины 1-го башкирского полка рядовые Узбек Акмурзин, Буранбай Чувашбаев, хорунжий Гильман Худайбердин, есаул Ихсан Абубакиров. 16 июня в боях под Вильно участвовал 1-й тептярский полк. 16 июля 1812 года 2-й башкирский полк майора Курбатова в составе 3-й армии принимал участие в битве под городом Корбином, восточнее Брест-Литовска, когда было убито 2 тыс. солдат противника, взято в плен 2 382 француза, в том числе 76 офицеров и 2 генерала.
27 июля кавалерия атамана М.И. Платова, в составе которой находился 1-й башкирский полк, нанесла поражение дивизии Себастиани. Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувших батарею части и повёл их в контратаку. Батарея была освобождена от врага. За участие в этой операции 9 офицеров-драгунов получили награды «За храбрость и неустрашимость».
Чтобы оттянуть силы противника от оказавшегося в тяжёлом положении центра и левого фланга русских войск, М.И. Кутузов отдал приказ казачьим частям атаковать левый фланг и тыл французов. Конница М.И. Платова, в составе которой был 1-й башкирский полк, выйдя в тыл французов у деревни Валуево на Новой Смоленской дороге, посеяла панику на левом фланге противника. Наполеон вынужден был направить туда сильную группу войск в 28 тыс.человек. Рейд конницы М.И. Платова обеспечил выигрыш во времени для перегруппировки войск.
***
В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск. В сентябре 1812 года 1-й башкирский полк находился в армейском партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова, затем его передали полковнику Н.Д. Кудашеву, 1-й башкирский полк успешно действовал на Серпуховской, Коломенской и Калужской дорогах. Вслед за отступающими французами 7 октября вступили в Москву воинские части, среди которых было несколько сотен воинов башкирского полка и 1-й мишарский полк. Последний был оставлен в Москве и нёс гарнизонную службу с 1812 по 1814 годы.
В развернувшейся «малой войне» под Рославлем отличился 1-й тептярский полк майора Темирова. Его командир был награждён орденом Св. Владимира 4-ой степени, прапорщик Мунасыпов и зауряд-хорунжий Ибрагимов – орденом Св. Анны 3-ей степени.
Уральские казачьи и 3, 4, 5-й башкирские полки принимали участие в боевых операциях корпуса генерала П.Х. Витгенштейна, прикрывавшего дорогу на Петербург и препятствовавшего отходу армии маршала Макдональда. 2-й башкирский полк, входивший в войсковые части генерала Е.И. Чаплица, 8 октября принимал участие в разгроме отрядов Конопки. С ноября 1812 года пятнадцать башкирских полков, с 6-го по 20-й, в составе Поволжского ополчения прикрывали от неприятеля Украину. В составе Дунайской армии находился 3-й уральский казачий полк. Оренбургские казаки составляли личный конвой М.И. Кутузова, охранявший его штаб.
***
В заграничных походах русской армии 1813-1814 годов в штурме и во взятии городов Данцинга, Варшавы, Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Дрездена, Эрфурта, Глогау, Веймар показали воинскую доблесть и отвагу воины 15 башкирских, двух тептярских, всех русских казачьих полков. Участвуя в дальнейшем наступлении русской армии, 9 башкирских полков победоносно вступили в Париж. Воины всех полков были награждены серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Все участники войны получили серебряные медали «В память войны 1812 года». За проявленный героизм были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие.
|
|