Тогда была очень тяжёлая ситуация - наряду с общими потерями в результате войны - гибель людей, разбросанные по всей стране семьи, разрушенные предприятия, производства и т.п. - начались так называемые трофейные дела и им подобные. Причём в "трофейщиках" было множество и действительных героев войны - которые не могли удержаться от жажды приобретения материального достатка в силу того, что и множество высокопоставленных руководителей не стеснялось заниматься этим, и довоенная культура советских элит была очень сильно пропитана этим духом. "Мастер и Маргарита" тому свидетельством.
Но перевоспитание мировоззрения в масштабах целой страны - дело, которое по определению невозможно решить одними только распоряжениями и законами. К тому же идеология марксизма очень сильно хромала на обе ноги, большей частью перебираясь на карачках в вопросах социологии. Что и выливалось в неадекватные образы того, что такое коммунизм, почему надо жить честно и т.п.
Вопрос о коррупции может быть решён только с уровня адекватного мировоззрения. Марксизм не давал таких подходов. А отказаться от него с учётом инертности мышления людей ни до войны, ни сразу после мы не могли открыто.
А тем временем ситуация становилась угрожающей - "трофейщики" и спекулянты всех рангов разлагали вокруг себя общество. Смотрели не на то, что герой войны вернулся с неким материальным бонусом - смотрели просто тупо на размер и ценность "бонуса". И хотели того же, да побольше. Тем более видя, как жируют, подчас, высокопоставленные шишки.
Ситуация могла завершиться лавиной - которая снесла бы советский строй (собственно, что и произошло на 40 лет позже - по тем же причинам). В силу этого те самые конверты могли быть назначены в качестве отвлекающего манёвра, чтобы "элиты" не лезли в трофейно-спекулятивные дела, побуждая и других заниматься подобным.
|