Показать сообщение отдельно
Старый 06.12.2016, 23:30   #9
Медиабосс
Служебный аккаунт
 
Аватар для Медиабосс
 
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Земля
По умолчанию Мультфильм «Моана» (2016): Очередная отравленная сказка от «Дисней»

Мультфильм «Моана» (2016): Очередная отравленная сказка от «Дисней»
Скрытый текст:
Мультфильм «Моана» – 56-ой мультфильм в списке полнометражных анимационных лент студии «Дисней», вышедший на экраны в России 1 декабря 2016 г.

История рассказывает о приключениях девушки по имени Моана, дочери вождя маленького племени на острове в Тихом океане. Чтобы спасти жизнь на родном острове, героиня отправляется в опасное морское путешествие. В компании полубога Мауи ей предстоит пересечь океан, сразиться со страшными чудовищами и разрушить древнее заклятие.

Сначала разберём положительные идеи этого мультфильма. Их здесь меньше, чем отрицательных, но на удивление больше, чем в других последних мультфильмах «Диснея».

Вера в себя и понимание своих интересов (+)

Главная героиня истории, Моана, обладает большим количеством положительных черт и во многом представляет собой хороший пример для подражания. Все плюсы мультфильма имеют отношение именно к образу главной героини.



Изображено, что Моана обладает здоровой самооценкой, понимает свои истинные интересы (тягу к океану и мореплаванию), уверена в них и в итоге не боится им последовать. Это даёт зрителю соответствующую установку с уважением относиться к себе и своим увлечениям.

Желание сделать вклад в общество и принести ему пользу (+)

Ещё один положительный момент – искреннее желание Моаны помочь своему обществу, сделать существенный вклад в его благополучие. Осознав, что ей дали «повестку» к  важному подвигу, который улучшит жизнь на острове (Океан выбирает Моану для важной миссии по восстановлению мира и порядка), Моана самоотверженно отправляется в путь.

Ответственность (+)

На своём пути Моана действует с полной ответственностью за свои поступки. Всё, что необходимо сделать, делается и делается качественно. Когда в один момент героиня сомневается в своих силах, она не пытается просто убежать от ответственности, а обращается к Океану и просит перепоручить задание кому-то более опытному.

Оказание эмоциональной поддержки (+)

Ещё одно важное положительное качество героини – это способность эмоционально поддержать другого. Это прослеживается в двух эпизодах с Мауи и ключевом моменте возврата сердца богине жизни:
  • Моана дважды вдохновляет Мауи, положительно воздействуя на его эмоции. Сначала напоминает, как все его будут уважать, если он совершит подвиг. Позже, после неудачи, готовой вот-вот «сломать» Мауи, героиня снова оказывает ему эмоциональную поддержку. Напоминает о его успехах и хороших качествах, о том, что несмотря ни на какие невзгоды и трагедии, Мауи всё равно молодец.
  • В конце истории героиня, по сути, проводит работу по эмоциональному восстановлению богини жизни.
Интересно, что эмоциональное поддерживание – очень женственная линия поведения. И насколько на примере героини это выглядело более здоровым, чем орудование веслом как оружием, ремонт хижины и т.п.

Неглянцевая красота (+)

И последний однозначно положительный момент, который хочется отметить – это неглянцевый визуальный типаж героини. Моана выглядит, как обычная, здоровая девушка среднего телосложения, что очевидно добавляет плюсов героине как примеру для подражания.

Теперь посмотрим на две темы со смешанными тенденциями – тему семьи и общества, и после перейдем к отрицательным.

Образы семьи и родителей (-/+)

Положительным моментом является то, что изображена полная семья, где каждый уважает другого и стремится к взаимопониманию со всеми.

Отрицательных же моментов несколько:

1) Присутствует образ ошибающегося, слабого отца, чью волю героине необходимо нарушить. Мотив противостояния родителя и ребёнка и преодоление воли родителя для достижения успеха – в продукции «Дисней» один из самых основополагающих. Он присутствует во многих мультфильмах компании («Покахонтас», «Аладдин», «Русалочка», «Питер Пэн», «Атлантида: затерянный мир», «Рататуй», «В поисках Немо», «Холодное сердце», «Рапунцель: запутанная история», «Храбрая сердцем»).

Постоянное изображение на экране глубоко ошибающегося родителя и правого ребёнка заставляет воспринимать такую ситуацию как естественное положение вещей и дискредитирует в глазах детей-зрителей родительский авторитет.

2) Присутствует смерть бабушки главной героини, хоть и в смягченном варианте (бабушка становится духом и далее поддерживает свою внучку в её миссии).

3) Трагическая история Мауи. Герой был рожден от смертных родителей, выброшен матерью в океан и усыновлён богами. Его татуировка на спине, изображающая, как мать выкидывает его в воду – выглядит неуместно трагично для детского мультфильма.



Образ общества (-/+)

Мультфильм также транслирует довольно негативный образ общества.

Как мы видим, народ Моаны живёт на небольшом острове. Предки народа когда-то были великими мореплавателями, но после событий с сердцем Те Фити «пала тьма», и корабли островитян начали пропадать в океане. Тогда ради безопасности вождями стал передаваться обет быть «детьми суши». В итоге к воде в обществе Моаны принято относиться настороженно, а отец героини много раз буквально оттаскивает ту от океана.

Иначе говоря, зрителю дают понять, что в обществе назрела глобальная проблема к решению, ведь дружно остерегающиеся воды островитяне, которые являются наследниками мореплавателей – это полный абсурд. Однако восстановлением правильного хода вещей (практики мореплавательства) озабочены почему-то только считающаяся сумасшедшей бабушка и 16-летняя девушка! На острове достаточно людей, в том числе взрослых, опытных мужчин, и всех проблема с водой одинаково касается, но «героями дня» становятся, если перевести на язык современности, школьница и пенсионерка.

Таким образом, в глазах зрителя формируется негативный образ «общества абсурда», где общие проблемы решаются одинокими «отщепенцами», никем не поддержанными и выглядящими для остальных сумасшедшими.

Справедливости ради стоит сказать, что с точки зрения состояния современного общества это можно воспринять и положительно – если рассматривать действия Моаны и её бабушки как метафору инициативы в решении насущных, игнорируемых обществом проблем. Тем не менее, нормальным такое положение вещей не является.

Теперь рассмотрим однозначно отрицательные темы мультфильма.

Превосходство женщины над мужчиной (феминофашизм) (-)

Хоть героиня Моаны во многом и хороша, что мы уже рассмотрели выше, но, к сожалению, через неё продвигается абсолютно нездоровая философия  превосходства женщины над мужчиной.

Просто сильного женского персонажа недостаточно для продвижения феминофашизма, важно ещё, чтобы мужские персонажи были «никакие». И в «Моане» всё именно так:

– Отец главной героини – трусливый слабак, препятствующий счастью и самореализации дочери и загоняющий народ своего острова в бедственное положение. Пока он, взрослый, дееспособный мужчина, сидит на острове и боится воды, его 16-летняя дочь пересекает океан и спасает общество от гибели. В конце истории Моана выступает для отца наставником и учит его управлять кораблем;

– Компаньон героини, полубог Мауи, позиционирует себя как могущественного героя, однако по факту оказывается закомплексованным парнем родом из тяжелого детства, который чудеса совершал только благодаря волшебному девайсу. Поначалу концепция героя очень интересная и многообещающая, и визуально он выглядит довольно мужественным, однако реальной мужественностью этого героя не снабдили. Мауи на протяжении мультфильма терпит одно фиаско за другим, и, по сути, в приключении Моаны почти никакой роли не играет. Основные ключевые моменты и испытания героиня проходит сама. В конце концов оказывается, что это скорее Мауи нуждается в помощи Моаны, чем она – в его.

– Всё мужское окружение Моаны на острове несёт всё тот же смысл женского превосходства. Для этого создаётся ряд соответствующих сцен: мальчики при страшном рассказе пугаются, а Моана – нет / Моана чинит хижину, а растерянный взрослый мужчина стоит рядом / мужчина хнычет, когда ему делают маленькую татуировку, и Моана уничижительно смотрит на него / и т.п.

В общем, очень подходящим и правдивым слоганом для мультфильма была бы фраза «Самец – твой враг». Абсолютно феминофашисткий мультфильм, превозносящий женщину и унижающий мужчину.

Отсылка к ЛГБТ (-)

К сожалению, вслед за «Холодным сердцем» и «Малефисентой» «Моана» содержит метафору истинной гомосексуальной любви, хоть и не столь явную, как в этих двух историях. Метафора формируется так:

Полубог Мауи забирает сердце богини Те Фити, и та разрушается и начинает нести вред. Это передаёт образ разрушивших женщину отношений с мужчиной, аналогичный которому мы уже видели в «Малефисенте». Там Стефан забрал у Малефисенты крылья, и та точно так же озлобилась и стала нести вред.

Далее проговаривается, что Мауи должен вернуть украденное сердце богине, чтобы воцарился мир. Моана находит Мауи, везёт его к богине, однако в итоге возвращает сердце не Мауи, а Моана. Сначала Моана успокаивает богиню, потом возвращает сердце, и та приходит в норму.

Вспоминаем метафоры в ЛГБТ-промоутинговых «Холодном сердце» и «Малефисенте» и соотносим с «Моаной». Во всех трёх продуктах одинаково ожидается, что мужской персонаж спасёт женского персонажа («ХС» – актом истинной любви / «Малефисента» – поцелуем / «Моана» – возвратом сердца, что также отчасти несёт любовный подтекст). В ключевой же момент раскрывается, что любит/целует/возвращает сердце женского персонажа – женский персонаж. –> Передаваемая идея понятна: некоторым женщинам для счастья нужна женщина, а мужчины им не подходят.



Также, что касается «Холодного сердца»: в «Моане» в конце появляется «копи-паст» сцена из «Холодного сердца».

«ХС»: Анна спасает Эльзу («актом истинной любви»). Эльза передаёт мужскому персонажу, Кристоффу, подарок за помощь в участии. После Анна и Эльза вместе катаются на коньках, а Кристофф находится поодаль.

«Моана»: Моана спасает богиню (возвратом сердца). Богиня также дарит мужскому персонажу, Мауи, подарок. Мауи исчезает, а богиня и Моана обнимаются.

Перекликающиеся эпизоды дают понять, что тема одна и та же.

В «Моане» ЛГБТ-посыл также поддерживается несколькими другими смысловыми «кодами»:
  • Моана растерянно воспринимает флирт мужского персонажа (танцующего мальчика) и, в целом,  холодно относится к мужчинам на острове;
  • романтической линии у героини нет;
  • богиню Моана два раза обнимает «голова к голове», что схоже по тональности с «актом истинной любви»:
  • в конце Океан ободряюще подбрасывает героине ракушку, которая выглядит заметно двусмысленно, а Моана сентиментально всматривается вдаль, где находится богиня:
Напоминаем, что компания «Дисней» с 1991 г. открыто поддерживает ЛГБТ и в последних мультфильмах начала активно продвигать сексуальные извращения. Скрытые метафоры и двусмысленные сюжеты создают задел, чтобы в будущем представить откровенную, незавуалированную ЛГБТ-историю, что сейчас происходит с мультфильмом «Холодное сердце -2». На Западе при поддержке центральных СМИ развёрнута целая информационная кампания за то, чтобы Эльза во второй части мультфильма стала открытой лесбиянкой.

 Страшные моменты (-)

В мультфильме также много страшных и неприятных моментов, абсолютно не вписывающихся в рейтинг «6+»:

– во время рассказа бабушки Моаны о демонах и грядущей смерти острова появляются жутковатые иллюстрации:







– пугающий образ лава-богини Те Ка:



– пугающий образ краба Таматоа и обитателей «мира демонов»:







Даже взрослому человеку неприятно видеть подобное, что и говорить о детях.

Обиженное зло (-)

Одна из других распространенных тем «Диснея» – это тема доброго/оправданного зла. Здесь это не столь сильно проявлено, но тем не менее.

В конце истории выясняется, что богиня-разрушительница Те Ка оказывается просто «вышедшей из строя», обиженной богиней-созидательницей Те Фити. С одной стороны, кажется, что такая подача темы зла реалистична – ведь у зла всегда есть причины. Однако с другой стороны, через такую постановку темы, что зло – это добро, которое обидели – зрителю неотъемлемо прививаются взгляды, что за совершенное человеком зло может нести ответственность его обидчик. Правда же состоит в том, что каждый несёт личную ответственность за все свои решения и поступки, и по-настоящему оправдания совершенному злу вне этой личной ответственности быть не может. Поэтому важно, чтобы зло в детских мультфильмах не оправдывалось и подавалось объективно.

Смешная инвалидность (-)

Выглядящий сумасшедшим петух Хей-Хей визуально напоминает смесь птички Беки и слабоумного тюленя из недавнего м/ф «В поисках Дори». Вслед за этим мультфильмом, «Моана» также предлагает посмеяться над персонажем с ограниченными возможностями.

Очевидно, что юмористическая подача персонажей-«инвалидов», ничему хорошему не учит.

Пошлость (-)

Другой негативный момент – это пошлые моменты, без которых диснеевская продукция на экраны не выпускается. Здесь их не много, но тем не менее.

В «Моане» присутствуют шутки о моче, «мягком месте», «пикап»-зарисовка.

Отсылка к негативному взрослому кинематографу (-)

Ещё одна негативная тенденция, которая приняла активный оборот в этом году – это отсылки к взрослому контенту в детской продукции.

В вышедшем в этом году «Зверополисе» были отсылки к фильму «Крестный отец» и сериалу «Во все тяжкие». В «Моане» сцена с пиратами Какамора была вдохновлена и сделана в стиле фильма «Безумный Макс: Дорога ярости».

Размещение в детских продуктах отсылок к негативным, взрослым фильмам служит, своего рода, скрытым посвящением детей-зрителей во взрослые СМИ.

Подведём итоги


Медиабосс вне форума   Ответить с цитированием