|
Ушёл в баню
Регистрация: 11.12.2009
Адрес: Киясово
|
Кое-что о Каббале. исторические данные.
Знаешь ли ты, что такое каббала? Само слово каббала означает «предание», да, именно так, без всяческих мистических заходов, то есть, проще говоря — сказание, сказка, былина, о том, как было. Или «традиция», или «получение», или «откровение». Все это — откровения каббалистов разных времен и стран.
Начнем с Адама. Первую книгу по каббале написал Адам, называлась она «Тайный ангел» (Разиель Амал ах). На каком языке написал? Как? Зачем? Что с ней стало? Откуда знаем? Все это тайна, мистика, одним словом. Праотец Авраам, конечно же, в стороне от этого дела не остался и в свою очередь написал книгу «Сэфэр Ецира». Но поняв, что грамоту знает он один, передал ее последующим поколениям устно. Мудро! Далее Mойша-Моисей-Мошиах получил ее на горе Синай и изложил в Торе (Пятикнижии). Все это из древней истории.
В обозримом прошлом все происходило так. Некто раби Шимон бар Йохай (Рашби) записывает, почему не пишет, не знаю, записывает книгу «Зоар» («Зогар», «Зохар») на арамейском языке и создает систему преподавания каббалы. Ну, тут всякие перипетии. Короче, прячет он ее в пещере, в которой сам прятался от врагов своих с сынком Элиазером тринадцать лет, в окрестностях города Цфата. Через несколько столетий листочки находят дикие арабы, читать совершенно не умеющие, и, чтоб добру не пропадать, заворачивают в них рыбку на рынке — такой своеобразный сервис. Мудрец цфатский — имя его не известно, подвиг его бессмертен — листочки увидел, сразу все в них понял, скупил все до одного и книгу возродил, как птицу Феникс из пепла. Правда, некоторые знатоки считают, что этим мудрецом был Рамбам (рав Нахимонид), но это из области версий А уж потом, столетие спустя, Моше де Лион в XIII веке издал сей трактат. Вот только как к нему эта книга попала? Не иначе мистика.
Рукописи вообще-то не горят… Не горят, но пропадают. И книга опять пропала, пока уже в XVI веке Ицхак Лурия Ашкенази и его ученик Хаим Виталь не начали пропагандировать каббалу, опять в том же Цфате.
— Потом они умерли, потом книгу с ними похоронили, потом опять раскопали. Листочки перебрали, скомпоновали сначала в две книги: «Древо Жизни» и «Восемь Врат», потом порылись опять в могиле и добавили неистребимую книгу «Зохар».
Вот такая хрень...
само слово каббала означает «предание», да, именно так, без всяческих мистических заходов, то есть, проще говоря — сказание, сказка, былина, о том, как было. Или «традиция», или «получение», или «откровение». Все это — откровения каббалистов разных времен и стран.
Каббала, как мы уже говорили раньше, была некоей разновидностью кланового шифра. Такой внутрицеховой криптограммой для высших мастеров, используемой в процессе общения в Системе для передачи сведений, предназначенных не для чужих глаз. Особым языком еврейских общин, сленгом, даже не сленгом, а тайнописью. Хотя сейчас, можно признаться в этом, каббалу помянули мы для красного словца, для усиления, так сказать, эффекта действия и нагнетания жути. На самом деле тайнопись эта имела название «гиматрия» и действительно представляла собой шифр, основанный на цифровой и буквенной кодировке, со сдвигом по лунным фазам — профессиональная штучка. Вот она и стала основой каббалы, учения, пытающегося разрешить извечные проблемы бытия и Божества.
Толчком ко всему послужила неустойчивость в Системе, зародившаяся вследствие внутренних процессов и разногласий. Именно тогда, когда каждый винтик Системы начал определятся, где откапывать себе запасной окоп на случай краха, как строить свое будущее на базе собственных знаний. «Что охраняем — то и имеем» — этот старый как мир принцип родил в головах мастеров мысль о создании некоего мистического учения на базе шифротолкований инструкций и Божественных книг, получившего впоследствии название — каббала. В Провансе, наиболее торговой части Галлии, группа мистиков решила чисто еврейский вопрос «Лама ле?» (Почему нет?) в пользу создания новой веры на известном им материале — на «гиматрии». Идеи носятся в воздухе — дело известное, а может мистики разных краев держали связь, кто ж его сейчас разберет, но практически в то же время, в такой же среде, только уже в Испанской Гвадалахаре, местный рав Моше Бен Шем Тов де Лион (мы о нем упоминали в истории о Николя Фламеле) выпускает в свет книгу «Сеферга Захар», сейчас хорошо известную как «Зохар».
Правда, многие Посвященные вообще сомневаются, что «Книга Сияния» (такое название в переводе имеет книга «Зохар») кем-то и когда-то была действительно записана, так как уж больно много в ней и от Ветхого, и от Нового заветов и разных других теологически-литературных трудов. Короче говоря, ни одна из тех древних каббалистических работ, которые имеются сегодня, не может обнаружить каких-либо великих тайн природы, кроме тех, которые пожелали раскрыть Ездра и К°, а также поздние сотоварищи Моше де Лиона.
С Исторической точки зрения, каббала происходит из двух источников. Первый мы уже упоминали — это выходцы из еврейских общин, готовившие себе учение, проповедниками которого и собирались быть. Источник этот понемногу струился века два ни шатко ни валко: и особых забот никому не доставлял, и особых претензий на свое место под солнцем не заявлял.
Второй источник, который и прибавил свои полноводные струи к засыхающему первому, возник в конкретном, известном, хорошо обозначенном в Истории месте, из которого и разбрелась каббала по всему миру. Учение о некоем предвечном Божественном Откровении, дарованном людям и ими утерянном, родилось в Платоновской Академии во Флоренции, основанной Казимой Медичи. Вот там, изучая труды и герметические тексты Платона, Плотина, Пифагора, Филона, Гермеса, Рава Якова Абраманеля и других, взрос, выкормился отец каббалы — Пико делла Мирандола, создавший 900 тезисов каббалы и представивший их на дебатах в Риме. Свою задачу он видел в подтверждении догмата о Троице и богочеловеческой природе Христа, и в устранении всех разногласий новых религий — христианства, ислама и иудаизма — для возврата к старой Авраамовой вере. Да-да, именно так, ни в коей мере не для прославления иудаизма или великой гениальности еврейского народа. Это все после.
Два великих последователя отца каббалы развели это учение на два полноводных русла.
— Где два еврея, там три мнения и четыре течения. Приблизительно так и получилось. Один из них — Иоган
Рейхлин стал основателем гебраистики. Это от него пошло учение об еврейской философии и мистике. Свое учение изложил он в виде диалогов и споров о религии. Дебатно-дискуссионные книжки тогда были в моде, как сейчас ток-шоу. Так вот, в двух ток-шоу: «О чудотворном имени» (трактовка Божественности еврейского языка), и «О каббалистическом искусстве» Иоган родил еврейскую каббалу, кою мы все за каббалу и почитаем.
Но был еще второй — Генрих Корнелий Агриппа, этот Генрих, имя которого обладает столь ясной римской окраской, в своем трактате «Оккультная философия» заложил основы каббалы как мистического учения с опорой на нумерологию и колдовство, то есть родил эзотерическую каббалу.
А мистика-то где?
— А вот где.
С этого самого момента зашагала каббала по планете семимильными шагами, притом не одна, а целая семейка кабалл, каббалей, каббалов... — не знаю даже, как лучше сказать. Притом каждая из них достаточно хорошо всем известна, и каждая из них достаточно независима от других, но в итоге возникла объемная картина каббалы, играющая всеми красками палитры отдельно взятых учений.
Для начала определим в этих палитрах два основных поля, так сказать две основных цветовых гаммы: каббала философская, умозрительная, теоретическая, берущая начало от гебраистики, будущая еврейская наука, провансальская каббала, и каббала прикладная, каббала маасит, мистическая, оккультная, алхимическая, немецкая каббала.
Все, конечно, весьма условно, и наши два цвета палитры имеют массу оттенков, причем каждый в своем поле, в своем цвете. Первое поле включает в себя массу направлений: филологическое, сравнительно-историческое, концептуальное, религиозно-философское, или, как выражались столпы этого направления Адольф Франк и Гершом Шолем, «Каббала является сердцем и сосредоточием внутренней жизни иудаизма — Богооткровенного богословия». Философское поле посвящено смыслу жизни, сефиротам — Путям Премудрости. Это каббала астрономии, астрологии, гностики, платонизма, каббала — основа будущей науки.
Практика каббалы — мистика цифр и букв, толкование Божественных имен и Божественных текстов с одной прикладной целью — получить Божественное откровение, предвидеть и предсказывать будущее, творить чудеса. Это на языке каббалы — нотарикон, темура, гематрия, то есть, если по-простому, заурядное колдовство, волхование, порча.
Пикантная подробность-самые старые списки каббалы изданы на латыни, и только много позже, века спустя, появляются арамейские тексты..
Из чего складывается и складывалась та таинственная, колдовская, мистическая каббала, каббала, владеющая миром, или делающая вид, что владеет миром, или распускающая слухи, что владеет миром? «Кому это выгодно?» — кажется, так говорили древние греки.
Занимались ею все кому не лень. Чего стоят такие имена, как кардинал Эгидио де Ветербо, Гильом Постель, издавший «Зохар» и «Сефер Эцира» на латыни (забавно, что на арамейском они тогда еще не были изданы), Джордано Бруно, Том-мазо Кампанелла, Мишель Монтень, Джон Мильтон, Исаак Ньютон, Жан Боден, семейка Скалигеров, и многия и мно-гия.
Каббала внесла свой вклад практически во все науки, во всех из них можно обнаружить её запутанный грязный след.
Она не стала новой верой, как того хотели ее создатели, не стала новой философией, как хотели их создатели, зато из неё вышел хороший действенный учебник для оболванивания лохов, который до сих пор используется на практике.
|