Цитата:
Сообщение от садовник
Вы не объяснив термина - куда-то норовите скакнуть в высшую материю. Никогда бы не подумал, что свобода - это антипод детерминизма. Ну что-то в этом есть. Абсолютно ничем не обусловленное поведение. А анархия тогда? А энтропия? А хаос? Ну, судя по вашей этике-логике, это все синонимы.
|
Если высшие материи для вас трудны, мы можем попробовать обойтись без них. А пока я продолжу. Неверно, начнем с того, что свобода парадоксальна. Почему? Потому что в противном случае она была бы познаваема. Детерминизм познаваем благодаря своей регулярности, повторяемости, причинности и т.д. Свобода отрицает все это. Мы никогда не сможем понять что такое свобода воли, например, как она возможна в полностью детерминированном мозге. И т.п. Из парадоксальности вытекает множество следствий, в том числе - мы не можем представить себе как "выглядит" свобода, куда она "ведет" и т.д. То ли абсолютный порядок, то ли абсолютный хаос. То ли консенсус - свобода каждого иметь свое мнение, то ли - обязанность каждого согласиться с этим требованием.
Но из этого вовсе не следует, что мы можем отказаться от свободы и этики. Еще один парадокс.
Цитата:
У западных мыслителей обычно не было совести - они её заменяли этикой. По сути сводом неких правил.
Вы же видимо изобрели химеру. Разбавили западную этику, русской совестью и никак не можете изложить суть дела.
|
Совесть вплели вы. Ее нет в Манифесте. Кстати, в совести нет ничего специфически "русского".
Цитата:
|
Но похоже химера - мертворожденная, так как в вашей объективной этике присутствует голосование, вы решили демократическим методом решать этические казусы. Т.е. приоритет остается за договороспособностью. И собственно такой инструмент, как совесть уходит на второй план. Ну мало ли что внутренне кто-то будет против - большинством решили. Или у вас будут не все равны, кто-то ровней, как обычно на западе?
|
Вы невнимательно прочли Манифест. Наверное поэтому и не можете ухватить суть дела. Насилие большинства несовместимо со свободой. Совесть - это важный механизм, но он не единственный.