1.3. Метрологическая состоятельность науки и метрологическая несостоятельность псевдонаучных теорий (конспект).
Изменение порядка следования определений в параграфе сделано для собственного удобства восприятия (от общего к частному).
Метрология – наука об искусстве измерений и обеспечении метрологической состоятельности всех видов деятельности.
Метрологическая состоятельность – способность выявить объективную качественно-количественную (за исключением качественно-порядковой) определённость (параметры явления), характеризующие природное или социальное явление, посредством:
1) органов чувств человека;
2) измерительно-приборной баз науки (продолжение органов чувств);
3) «умозрительно» в результате творческой догадки (работы интеллекта или получения Различения).
Объективность метрологической состоятельности основана на:
1. объективной метрике Мироздания, его размеренности (здесь ставится вопрос о первичных категориях различения всего вообще);
2. идентичности чувств подавляющего числа людей, запрограммированной генетически (здесь ставится вопрос о мироощущении и мировосприятии людей);
3. адекватности Жизни, как таковой мировоззрения и миропонимания индивида, ведущего исследования чего-либо (здесь ставится вопрос о типах мировоззрения людей).
Метрологическая состоятельность практически проявляется в способности индивида построить на основе качественно-количественной определённости природного или социального явления качественно-порядковой определённости, в которой признаки могут быть сведены в иерархически упорядоченные:
– либо описание, на основе которого независимый наблюдатель способен выявить в среде его обитания это же явление (однородное ему по составу признаков), если оно объективно наличествует в среде обитания;
– либо модель, на основе которой можно вести прогностику в отношении развития этого явления, либо однородных ему по составу признаков.
Метрологически состоятельные описание или модель явления открывают человеку или обществу практически осуществимую возможность выработать своё отношение к явлению:
– игнорировать;
– приспособиться к нему;
– предпринять попытку управления явлением;
– однократно или многократно прождать аналогичные явления искусственно, ориентируясь на достижение каких-то иных целей. Этот вариант отношения людей к явлениям природы породил техносферу нынешней цивилизации.
Короче говоря, метрологическая состоятельность, деятельности, если она обеспечена, выражается в успешном прохождении последовательности:
1. выявление объективно наличествующего в среде обитания природного или социального явления способствующего, препятствующего или безразличного достижению субъективно избранной индивидом цели;
2. сопоставление ему объективной качественно-количественной определенности – произвольного набора соответствующих явлению количественных значений параметров (описаний);
3. иерархически упорядоченное описание или модель процесса;
4. деятельность, на основе описания или модели явления, связанная с этим явлением.
Далее в параграфе идёт пример описания, задающего метрологическую состоятельность истории, и примеры противоестественных метрологически несостоятельных наук.
При рассмотрении МС описания истории, затронута проблема размерности «пространства формальных параметров» (ввод в предметную область социологии религий, вероучений и мистики), которая необходима для адекватного описания реальности.
Также в нём для атеистов приводится определение аналога Царствия Бога на Земле в качестве аргумента необходимости рассматривать всё «пространство формальных параметров» при задании описательных категорий для исторической науки.
Собственные размышления с точки зрения МИМ (для обсуждения).
Любое явление имеет триединую материально-информационно-мерную природу. Для его адекватного выделения на фоне других процессов необходимо, в первую очередь, попытаться найти те характеристики, которые задаются через одинаково воспринимающимся всеми людьми чувства, либо через уже известные эталонные процессы (явления) и только в случае, когда их нет вводить новые эталонные процессы (явления) или описания (некую единообразно различимую людьми своеобразную устойчивую систему эталонных процессов – образ нового эталонного процесса).
Соизмерение эталонного процесса (МАТЕРИИ) с исследуемым процессом (МАТЕРИЕЙ), позволяет получить знание (признак) того, что он есть или его нет в исследуемом процессе (ИНФОРМАЦИЮ) и, если есть, то ещё возможно получить значение его количества вхождений – параметр (ИНФОРМАЦИЮ).
Выбор же самого эталонного явления – выбор легко воспроизводимого состояния некоего материального явления, которое можно зафиксировать с помощью или органов чувств, или приборной базы, или создать его образ в психике. Это конкретное состояние материального явления – эталон. Эталон обладает качеством размеренности (наличия фиксируемых границ-форм), которые позволяют сравнивать его по ним с другими процессами, обладающими теми же или большими границами (формами), чем эталонный процесс. Подбор эталонных явлений – задание частной МЕРЫ для исследуемого процесса. С такой точки зрения метрологическая состоятельность – это как правильный, обладающий принципом полноты для исследуемого явления, набор эталонный базы, так и правильное выполненное сравнение эталона с исследуемым явлением.
|