lexik, увы, но в приведенных Вами работах нет ответа на заданный Микаэлем вопрос. Там приводится описание "библейской концепции", которая ассоциируется авторами с государствами современного типа, в том числе и созданных на территории современной России, и описание первобытно-общинного строя как некоего "золотого века". Но это описание "золотого века" привязано к русским племенам. О том было ли такое же общественное устройство у других народов и на других территориях, авторы просто умалчивают.
В качестве эксперимента попробуйте читать тот же текст, мысленно заменяя "русский" на "немецкий", а "восточно-европейская равнина" на "среднегерманская возвышенность". Текст останется вполне правильным и внутренне непротиворечивым.
От формулирования, что же такое "русский дух" авторы уклонились, сославшись на недостаток места.
Единственное конкретное, "метрологически точное", различие, которое можно принять за основу - это различие в площади территории проживания. Хотя в догосударственном устройстве это тоже некая условность. Но тем не менее можно предположить, что люди, принадлежавшие к народам, которые расселялись на более обширной территории, имели больше возможностей для личностного и нравственного роста ввиду большего многообразия получаемых впечатлений и обмена ими.
Я думаю, что само восприятие пространства как чего-то очень и очень большого, почти бесконечного, того, что надо собой наполнить, может считаться доминантой русского менталитета. Отсюда и стремление к постоянной экспансии на сопредельные территории, иногда даже в ущерб текущей экономической и управленческой эффективности государства.
Правда тут же на память приходит Адольф Алоизыч со своим "Lebensraum" - жизненным пространством. Ну так у него ничего и не получилось в итоге...
|