Форум

Форум "Осознание" - Концепция Общественной Безопасности (http://forum.kob.su/index.php)
-   Персоналии. Организации. Страны. (http://forum.kob.su/forumdisplay.php?f=30)
-   -   Том Клэнси (http://forum.kob.su/showthread.php?t=9384)

Михайло Суботич 13.10.2013 14:04

Том Клэнси
 
Ушел Том Клэнси, последний романтик "холодной войны"
Скрытый текст:

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

© flickr.com/ Gary Wayne Gilbert
Автор романа "Охота за Красным октябрем" скончался на 67 году жизни
В американском Балтиморе на 67-м году жизни скончался Томас Лео (Том) Клэнси, едва ли не крупнейший представитель литературного жанра технотриллера. Мировая беллетристика лишилась человека, сделавшего для формирования внушающего уважение образа СССР, России и русских едва ли не больше, чем все современные отечественные авторы.
Романтик с миллионными тиражами
"Я пишу только ради развлечения, и буду писать до тех пор, пока это развлекает меня", – сказал Клэнси на заре своей писательской карьеры. Наивно смотрится на фоне его тиражей и успеха в последующие годы. Но Клэнси с литературной точки зрения был романтиком, точнее, техноромантиком.
Писал он удивительно киногенично – не случайно уже при жизни получил столько экранизаций, включая широко известные "Игры патриотов" и "Прямую и явную угрозу". В его книгах – военно-политические детективные сюжеты, шпионские интриги, глобальный терроризм. Завораживающая по масштабам и фантазии эпопея "Красного шторма" – лучшего с художественной точки зрения литературного описания возможной войны НАТО и ОВД в Европе.
И писал умно. "Войны начинают напуганные люди. Они боятся войны, но куда больше – того, что случится, если они не начнут воевать", – эту цитату можно вешать прямо над входом в зал заседаний Совбеза ООН.
О, его крыли на орехи – и в Америке, и у нас. За ляпы в описании боевых действий и технические ошибки, за "развесистую клюкву", за культурные и политические натяжки в конструировании фабулы, за неизменные "рояли в кустах". Потом переводили дух и заключали: но на фоне того, что пишут все остальные, в общем-то, мужик молодец. И этим, в сущности, можно начать и закончить любые рассуждения о роли и месте Тома Клэнси в современной беллетристике.
Лучший друг советского народа
Остановиться хотелось бы только вот на чем. Том Клэнси отечественному читателю интересен еще и тем, что, по сути, он – чуть ли не единственный из числа заметных американских литераторов, сценаристов или режиссеров последних лет сорока, у которого в произведениях русские были похожи на нормальных людей. А не на дежурную карикатуру про красных komissar, которые прямо из Siberian GULAG вторгаются в Европу верхом на medved, паля на скаку из balalaika и хлебая vodka из matryoshka.
С 1991 года этот миф изменился на идею о бессмысленной и беспощадной "русской мафии" – и это, стоит признать, куда ближе к реальности, чем мифы "холодной войны". Клэнси, к слову, аккуратно отдал должное и этом конструкту в своих книгах, написанных в последние 20 лет.
Однако классические русские у Тома Клэнси – это немного стукнутые, но неизменно умные (даже изощренные), смелые, решительные (порой до полного фатализма) люди, дико уставшие от тяжелой жизни в неустроенности и почти раздавленные ответственностью за происходящее. Если это враги, то это достойные оппоненты. Если это друзья, то на них можно положиться. Если у них чего-то не получается, то только в последний момент, а так бы получилось.
У русских не все работает, но русская военная машина заслуживает уважения. Кстати, Том Клэнси сделал для пропаганды мощи и блеска советской армии едва ли не больше, чем весь отечественный пропагандистский аппарат вместе взятый. И уж во всяком случае исполнил это интереснее и талантливее.

© flickr.com/ Gary Wayne Gilbert
Биография Тома Клэнси
В этом смысле весьма забавно, что Клэнси, в сущности, рисовал своих русских героев как эхо-вариант идеального советского служивого аристократа из лучших примеров советского кинематографа. Возьмите героя Игоря Костолевского из "Тегерана-43", или Георгия Жженова из классического сериала про Резидента, или даже Евгения Урбанского из "Чистого неба". Да хотя бы и героя Кирилла Лаврова в "Укрощении огня".
Они были идеализированы и далеки от реальности – меньше, правда, чем ушаночные русские чекисты и политработники, – но с образами русских в исполнении Клэнси их роднит очень и очень многое. Да, собственно, и американские герои его произведений слеплены ровно из того же теста, с поправкой на детали и лучшее знание автором быта, привычек и менталитета. Вот и получалось почти по Киплингу: "сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает".
"На что теперь за океаном опереться нам"
© РИА Новости
Автор "Охоты за "Красным октябрем" на встрече с читателями. Архивные кадры
Поэтому ранний уход Клэнси (а 66 лет для американского миллионера – это рано, как ни крути) выглядит особенно неприятно. В сущности, в творческой элите с той стороны Атлантики не осталось никого, кто по крайней мере стремился бы понимать нас если не такими, какие мы есть, то такими, какими мы хотели бы себя видеть.
Или, все-таки, понимающих нас там, наоборот, слишком много?.. Ведь если посмотреть на то, что мы сейчас пишем и снимаем о себе сами, можно и впрямь поверить в ушаночный китч из озверевших сталинских особистов и набыченных постперестроечных бандюков, слабо отличимых от ловящих их угрюмых оперов.
Но особенно печально, что уже с этой стороны Атлантики не оказалось никого, кто смог бы даже приблизиться к лучшим образцам творчества Клэнси. Огромные военно-технические и военно-политические машины, которыми предстают Америка и Союз в книгах Клэнси, и близко не получили своего аналога в произведениях русскоязычных прозаиков.
Куда хуже, впрочем, даже не это, а то, что в России желающих понимать и сочувствовать бывшим оппонентам по "холодной войне" (не обижаться на них, не ненавидеть, не завидовать и не раболепствовать перед ними) сыскать еще сложнее, чем в Штатах. А без этого, видимо, написать психологически достоверную картину противостояния пусть идеализированных, но достойных людей, стоящих по разные стороны океана, будет попросту невозможно.


Цитата:


Том Клэнси - Охота за "Красным Октябрём" окончена

Вчера в Балтиморе скончался американский писатель, один из ярких представителей жанра твёрдой научной фантастики Том Клэнси

Памятный многим по остросюжетным шпионским романам, любимый автор Рональда Рейгана и Билла Клинтона, Клэнси в последние годы больше прославился как сценарист компьютерных игр — тоже шпионских.

История этого человека куда масштабнее компьютерных игрушек. Недаром все газеты Америки сегодня оплакивают его как потерю нации.

По российским меркам Клэнси, безусловно, законодатель развесистой клюквы — он не просто мастерски выводил образы русских антигероев в своих произведениях, он фактически является одним из столпов всей эстетики холодной войны с американской точки зрения. Капитан советской подлодки у него предаёт Родину потому, что «новая технология бесшумных движителей дестабилизирует обстановку в мире».

Ну и ещё советская номенклатура убила его жену. КГБ планирует убить Папу Римского, офицер-шифровальщик это осознаёт и бежит на Запад, спасать понтифика. Группа террористов подрывает нижневартовский НПЗ, поэтому СССР решает отобрать нефть у всех стран Персидского бассейна и развязывает войну с НАТО.

Однако, при всей клюквенности образов, Клэнси нельзя отказать в неординарном таланте ухватывать самую суть вещей. Вот, например, 2008 год. К власти в России приходят ультранационалисты. Которые тут же приступают к восстановлению Старой Советской Империи и сосредотачивают танки на Кавказе.

После чего американские спецназовцы — «призраки», за которых предлагается играть, пытаются помочь правительству Грузии справиться с «пророссийскими боевиками из Южно-Осетинской автономии». Им это удаётся, но после ряда операций Россия чувствует угрозу своим интересам, подаёт жалобу в ООН на вмешательство США в дела Грузии и силами трёх бронетанковых дивизий вторгается в страну. Игрок вместе с грузинской армией отважно сражается с захватчиками, но силы неравны, и 14 мая Тбилиси захватывается ВС РФ. 6 июля Грузия насильно вводится в состав Российского демократического союза — новой интеграционной структуры ультранационалистов. Её учредители — Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан.

Абсолютно узнаваемый сюжет, не правда ли? Вот только написал его Клэнси для игры, которая вышла в 2001 году, и ошибся при этом всего на пару месяцев и пару деталей. Этому мы, кстати, обязаны той лёгкости, с которой подхватили американские СМИ и их аудитория версию о российской агрессии в Грузии. Сюда же легко отнести и слухи о неминуемом захвате Тбилиси, которыми в те дни бредил весь мир. «Опять всё прямо по Клэнси!» — дружно решила общественность.

Примечательно, что по Клэнси восстанавливают Империю именно ультранационалисты, поскольку главную национальную цель русского народа, собирание земель и строительство державы, он ухватил блестяще. Если бы ему показали русских ультранационалистов, мечтающих разбить Россию на маленькие и удобные этнические недогосударства по образцу Европы, он бы, пожалуй, не поверил и обиделся.

Его романы всегда отличала крайняя реалистичность. Через год после выхода первого и самого известного романа, «Охота за «Красным Октябрём», Клэнси пригласили на ланч в Белом доме, где ему учинил форменный допрос министр ВМФ Джон Леман. Его интересовало, кто слил писателю все эти секретные данные вплоть до времени, проведённого субмариной в походе, или количества ракет Р-39 на борту. Впрочем, Клэнси всегда утверждал, что пользовался исключительно открытыми источниками, а книгу перед публикацией вычитывали два морских офицера. Сюжет был основан на уже известном к тому времени на Западе мятеже капитана Саблина, а технические подробности писатель взял из истории с гибелью при столкновении с американской подлодкой нашей подлодки К-129, которую американцы, точно зная место происшествия, впоследствии частично подняли.

Тщательность и внимание к техническим деталям завоевали славу Клэнси не только среди почитателей твёрдой фантастики, но и в рядах спецслужб. Фактически ему принадлежит заслуга спасения ЦРУ — в 1970-е, после того, как информация о злоупотреблениях спецагентов просочилась в прессу, только герой Клэнси аналитик ЦРУ Джек Райан и его приключения смогли выправить настроение в обществе, уже готовом урезать полномочия этой службы до чисто номинальных.

Вот так Том Клэнси в нашу удивительно бедную на оригинальные мысли эпоху заслужил в Америке славу настоящего визионера, Жюля Верна от геополитики. В 2003 году, за 10 лет до резни в Кении, Клэнси создаёт роман «Зубы тигра», где технично и в деталях описывает кровавые налёты на супермаркеты. В 1996 году его роман «Слово президента» на год предвосхищает сексуальный скандал с участием Билла Клинтона.

В 1994 году, за 7 лет до теракта 11 сентября, он пишет роман «Долг чести», в котором пилот коммерческих авиалиний точно так же атакует здание Капитолия в Вашингтоне и убивает президента страны вместе со всем конгрессом.

Последними работами Клэнси из числа неисполненных пророчеств считаются роман «Живым или мёртвым» об охоте энтузиастов из ЦРУ на глубоко законспирированную мировую исламскую террористическую организацию, возглавляемую загадочным Эмиром, а также «китайская серия» о том, как из-за растущей угрозы со стороны КНР сближаются Россия и Америка.

В ней после того, как китайские полицейские убивают двух католических священников, весь мир отказывается закупать китайские товары, и ради пополнения казны Китай решает захватить Сибирь. Тут Россия вступает в НАТО, ВС США помогают ей отразить навал китайского вторжения на Дальний Восток, а в КНР происходит переворот и коммунистов свергают. В общем, всё по Бжезинскому.

До последних своих дней Клэнси оставался последовательным антикоммунистом. Любой руководитель России, стремящийся к реставрации СССР, автоматически становился у него главным антигероем с совершенно клюквенными методами. Так, проигравший президентские выборы прозападному кандидату министр внутренних дел, последовательный реставратор, устраивает конфликт Украины с Польшей на деньги колумбийской наркомафии в сотрудничестве с мафией русской и какими-то близкородственными террористами. Всё это для того, чтобы тайно ввести войска на Украину, оттуда по-быстрому захватить Польшу, а там и всю Восточную Европу, и тем самым вызвать взрыв патриотизма.

Наблюдая вековые устремления русского народа и зная толк в тактических механизмах их реализации, Клэнси так и не сумел понять истинный смысл того, что видит. У него ни разу толком не получилось вывести своих русских персонажей за рамки тупой экспансии ради экспансии и власти ради власти, за это многие назовут его ещё и русофобом. Однако об ушедших — либо хорошо, либо ничего.

Том Клэнси, думается, умер несчастным человеком. Певец американской гегемонии, он застал её конец.

Он писал о защитниках свободы и справедливости, но застал разоблачения Эдварда Сноудена.

С его превосходными аналитическими способностями он не мог не сделать правильных выводов из информации о событиях в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии. После теракта 11 сентября Клэнси был одним из немногих, кто выступил против антимусульманской истерии, осудил вторжение американцев в Ирак и последовавшую многолетнюю войну.

Певец Pax Americana покинул мир, перестающий быть «американским».

Источник: Андрей Каменецкий "Однако" блоги.

Подробнее о сценариях Кленси - в работе аналитической группы "ВП СССР" Операция ЦРУ «Белый жеребец» — вторая серия голливудского фильма «Охота за Красным Октябрём»?



Часовой пояс GMT +3, время: 15:48.

Осознание, 2008-2016