![]() |
Телевидение и рейтинги
С детства меня мучил вопрос о том, каким образом определяется "рейтинговость" той или иной программы. Насколько я понимаю, ретранслятор (если говорить об эфирном телевидении) транслирует одновременно на всем диапазоне рабочих частот, и невозможно со стороны определить, какой именно канал просматривается в данный момент (тем более, что приемников - миллионы). Однако эффективность телепередач ведь как-то оценивается? Соцопросы, скорее всего, дают такую огромную погрешность, что принимать их во внимание и оценивать по ним успешность проекта, по-моему, глупо.
Подозреваю, что рейтинговость той или иной передачи зависит только от количества денег ее продюсера. Чем больше денег он в нее ввалит, и чем лучше время он для нее купит - тем эффективнее и рейтинговее будет эта передача. Соответственно, количество желающих разместить рекламу во время передачи, вырастет, и, соответственно, вырастет и стоимость рекламы. Есть здесь кто-нибудь, кто обращается в телесреде? Кто может прояснить данный момент? Поясню, для чего я задаю такой вопрос. В настоящее время не аудитория делает рейтинг, а рейтинг (подозреваю, что взятый с потолка, точнее, хорошо оплаченный) делает аудиторию. Понятно, что люди давно уже не выбирают, что смотреть. Им навязывают, что смотреть нужно вот это, это и это. И делают это с помощью "рейтинга" - инструмента управления стадностью. "Все же смотрят эту передачу - значит, она хорошая. И я буду смотреть". И раз передача выпускается в прайм-тайм, значит, она очень "рейтинговая", и, соответственно, очень хорошая (много людей же не могут ошибаться). Вот и отучают людей думать самостоятельно. Т.е. рейтинг - это реклама для передачи, для привлечения бОльшей толпы, и, соответственно, зарабатывания большего количества денег на рекламе. И, как и любая реклама, рейтинг весьма далек от истины. Возможно, если мы сможем довести этот факт до сознания людей, кто-то задумается... |
Мне тоже интересен этот вопрос.
Может быть все-таки есть какой-то технический способ измерения? Наверняка должно быть падение мощности сигнала ретранслятора, если ТВ приемники настроены на какие то программы. Например, у разных каналов разная несущая частота сигнала, и может быть есть возможность фиксировать падение мощности сигнала, на этих частотах, если телевизионные приемники настроены на эту частоту? Это только мое предположение. |
Кто и как считает рейтинги программ
Аршин для телевидения. Как измеряется успех телепередач? Можно ли доверять тем, чья профессия — составлять рейтинги? Кто те таинственные люди, мнение которых определяет уровень популярности телепрограмм? В мире используют три основных способа составления телерейтингов: - телефонный опрос: интервьюер исследовательской компании по телефону выясняет у респондентов, какие телепрограммы они смотрят, - дневниковая панель: специально нанятые зрители заполняют дневники, где отмечают просмотренные ими программы, - пиплметровая панель: к домашним телевизорам респондентов устанавливаются специальные приборы-пиплметры, фиксирующие включение-переключение телеканалов. Основной метод — пиплметры, которые широко используются в мире, и Россия не исключение. Считается, что использование этих машинок максимально снижает влияние человеческого фактора на всех этапах исследований. Главная «пиплметровая» компания, работающая в России, — международная исследовательская группа TNS (ранее известная как Gallup Media). Это одна из четырех ведущих мировых компаний, предоставляющих подобные услуги.¹ Как считают рейтинг? К домашним телевизорам участников исследований (это, например, семьи из 3–4 человек) сотрудники компании TNS подключают пиплметр (он выглядит как ресивер, используемый для приема НТВ-плюс) и выдают специальный пульт. Кнопки пульта члены семьи могут включать лишь после нажатия на нем персональной кнопки (на привыкание к «закодированному» пульту уходит примерно две недели). Пиплметр фиксирует нажатия кнопок пульта каждым участником исследования и еженощно передает данные по телефонным линиям в офис TNS для обработки. «TNS ведет круглосуточную запись телепрограмм, — рассказывает телепродюсер Анатолий Голубовский. — И потому компания имеет возможность сравнивать данные пиплметра с реальной картинкой телеэфира с точностью до секунды. В результате телевизионщики получают максимально точную информацию о том, что именно смотрят зрители». Установке пиплметра TNS в конкретную семью предшествует долгий период подготовки — подбор участников исследований. Сначала сотрудники компании, опрашивая десятки тысяч людей, создают микромодель общества. Затем исследуют ее: выясняют, сколько в семье телевизоров, каков состав семьи и социальный статус ее членов, есть ли дома интернет или кабельное телевидение...² Во время интервью сотрудники TNS обязательно спрашивают: вы хотите установить в своем доме пиплметр? Многие с большим удовольствием соглашаются: интересно! За установку пиплметра семьи-участники получают от TNS раз в год подарки. Пиплметры компании TNS установлены более чем в 70 российских городах с численностью населения от 100 тыс. человек. Всего в исследовании участвует около 4000 человек. Ежегодно состав обладателей пиплметра корректируется: кому-то просто надоедает нажимать кодовые кнопки на пульте, и они отказываются от сотрудничества, иные меняют необходимые для исследований социологические «параметры» — и сотрудники TNS исключают их из выборки. Одно остается неизменным: «Никто из участников исследований TNS не имеет права говорить о том, что у него дома установлен пиплметр, — говорит Анатолий Голубовский. — Это понятно: если бы имена этих людей стали известны, на них могли бы оказывать давление самыми разными способами». Кому и зачем нужен рейтинг? Пожалуй, лишь для работников канала «Культура» рейтинг TNS — помощник в борьбе за качество программ, за внимание телезрителей. Для руководства остальных телеканалов данные рейтингов — в первую очередь мощное средство в борьбе с другими телевещателями за деньги рекламодателя. «Мы размещаем рекламу, исходя именно из показателей рейтингов, — говорит генеральный продюсер канала ТНТ Дмитрий Троицкий. — Что касается художественного качества программ... Бывает так, что программа вроде бы хорошо, качественно сделана, а ее никто не смотрит — у нее низкий рейтинг. Получается, что рейтинг оценивает не качество программы, а удовлетворение спроса. А на рынке в определенный момент могут пользоваться спросом и тухлые пирожки». В борьбе за рекламодателя телеканалы готовы платить TNS немалые деньги: ежедневные рейтинги обходятся телеканалам в сотни тысяч долларов в год. «Формируем ли мы спрос? И да и нет. Мы делаем программы, а зрители вносят в них коррективы, определяя время жизни проекта, его особенности, — продолжает Дмитрий Троицкий. — Если мы видим, что, например, женская аудитория нас не смотрит, стараемся что-то поменять, чтобы привлечь ее. Если зритель хочет, чтобы герой сериала стал «хорошим» или, скажем, умер, мы делаем это». Подделки и конкуренты И все же далеко не для всех работников ТВ данные TNS становятся истиной в последней инстанции. Несмотря на многолетний опыт сотрудничества с TNS, несмотря на специальный софт, используемый компанией для защиты от фальсификации данных, некоторые теленачальники не верят в достоверность рейтингов TNS. И параллельно применяют другие способы исследования телеаудитории. Например, Первый канал с недавних пор стал использовать и телефонные опросы. Их плюс в том, что они позволяют получать рейтинги очень оперативно — чуть ли не через несколько часов после эфира программы. Но другие каналы не спешат перенимать опыт Первого, поскольку сомневаются в достоверности телефонной информации. И потом, данные TNS для телеруководителей — почти как утренняя молитва: пока их не прочтешь, рабочий день лучше не начинать. 1 TNS работает более чем в 80 странах мира. По официальным данным компании, обороты TNS в 2007 году составили £1,068 млрд. 2 «По данным TNS, за последние два года популярность телевидения в целом упала. Если в апреле 2006 года его в среднем смотрели около 20% от всех имеющих телевизор, то в апреле 2009 года — 18,3%», — рассказал генпродюсер ТНТ Дмитрий Троицкий. взято с сайта http://dokdre-rastafar.blogspot.com/...blog-post.html |
Спасибо за информацию.
Интересно узнать, кто-нибудь когда-нибудь сталкивался с "подопытными"? Не могут же представители компании заставить их молчать вообще? Кто-то родственникам расскажет, к кому-то гости придут. Мне кажется, тут налицо "продажа воздуха". - Вот вам рейтинг, получите, разпишитесь. - Спасибо, а как вы его получили? - Мы устанавливаем специальные приборчики специальным людям. - Ух ты, а что это за люди? - А это секрет. В целях получения объективной информации мы не можем вам сказать, кто эти люди. Или как-то так. "Черный квадрат" Малевича никогда не стал бы популярным, если бы не реклама в стиле "ВСЕ признали гений Малевича и этот шедевр. Ты что, против всех?" Срабатывает стадный инстинкт, и вуаля - мазня психопата стоит бешеных денег, и портит мозги нормальным людям. Так же и с рейтингом. "Все же смотрят, ты что! У "Дом-2" такой рейтинг, не могут же столько людей ошибаться!" |
не знаю как в других регионах, а в ярославле есть аналитический центр "линкор", который занимается опросами населения путем анкетирования. заказы у них есть постояно, без работы не сидят.
в ац есть несколько отделов, один из них, самый прибыльный, это полевой отдел. им поступает заказ на некий опрос от некой организации. заказ выглядит как несколько сотен толстенных анкет в виде брошур(обычно 2-6 сотен). по определенной методике случайным образом составляется список адрессов куда нужно прийти и предложить заполнить анкеты. потом девочки-студентки бегут по этим адрессам и за какое-нибудь маленькое вознаграждения анкетируемым(обычно шоколадка или канцелярская безделушка) оставляют на несколько дней анкету. анкета бывает либо социальной(очень толстая с кучей вопросов), либо тематической(поменьше вопросов, но тоже много). в любой социальной анкете есть пара-тройка страниц посвященных телевидению(анкетируемый должен указать какие програмы смотрит их семья и какое время и еще много всего). через некоторое время анкеты забирают назад в ац, там их проверяют на правильность заполнения, проверяют прозвоном честность заполнения(заполняли ли их анкетируемые или девочки-студентки) и передают заказчику. еще можно добавить что в сами анкеты встроен механизм проверки на честностиь самого анкетируемого, путем дублирования вопросов разными словами. опросы о телевидении с помощью анкет и телефонные опросы в ярославле проводятся регулярно, другое дело что выборка в 200-600 анкетируемых на один опрос, по моему мнению, не может отражать реальное положение дел. установка же приборов на домашний телевизор тоже имеет место, но значительно реже анкетирования. и ей тоже занимается аналитический центр. |
| Часовой пояс GMT +3, время: 14:47. |
Осознание, 2008-2016