![]() |
Логика социального поведения
Добрый день всем.
Одним из основных понятий КОБ является "Закон времени", который гласит, что произошла/происходит смена логики социального поведения людей из-за изменения соотношения частот биологического и социального времени. С биологическим пока более-менее все понятно - 25 лет. А вот с социальным - большие проблемы. В КОБ социальное время увязывается со сменой технологий, и считается, что социальное время - это и есть частота смены технологий. И она же характеризует частоту обновления социально значимой информации, не передаваемой генетически. Но ведь это не так! К социально значимой информации кроме знаний о технологиях относится еще масса информации, передаваемой через культуру - религия, традиции, этика, юридические законы и пр. факторы, определяющие нормы и правила поведения. Роль этих факторов во влиянии на поведение человека гораздо выше, чем информации о технологиях. А они хотя и меняются, но гораздо медленнее. Получается, что "Закон времени" неверен. И ожидать какой-то смены логики социального поведения в обозримом будущем не приходится, толпо-"элитарная" пирамида остается незыблемой. |
Цитата:
|
Давайте сразу договоримся о понятиях:
Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам. Что такое "логика социального поведения"? Это мотивы, по которым человек совершает те или иные поступки. М.Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Социальное действие должно обладать двумя необходимыми свойствами: 1) осознанной мотивацией, 2) ориентацией на других (ожиданием). Отсутствие у действия первого свойства не позволяет говорить о нем как о действии, отсутствие второго - как о социальном. 1) Целерациональное действие характеризуется ясностью осознания цели и средств ее достижения. Показателем эффективности действия является наступивший результат (последствия). такое действие учитывает социальные ожидания других и использует эти ожидания для достижения поставленной цели. этот тип действия наиболее понятен окружающим. например, действия законченного эгоиста являются отвратительными, но понятными. По мере убывания рациональности действия становятся все менее понятными, цели - менее ясными, средства - менее определенными. 2) Ценностно-рациональное действие характеризуется верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгод. такое действие основывается на определенных "заповедях", в следовании которым человек видит свой долг. Действия, соответствующие кодексу чести (дворянина, офицера), - по сути ценностно-рациональные. В таком действии нет конкретной цели, определенного результата, но есть мотив, смысл, ориентация на других. конечно, ценностно-рациональное действие не является абсолютно "бескорыстным": оно удовлетворяет потребности человека в самоуважении, самоутверждении, признании со стороны группы. 3) Традиционное действие (привычное) характеризуется отсутствием осознания мотива действия, оно совершается автоматически, в силу привычки (например, одевание). 4) Аффективное действие (в состоянии аффекта) характеризуется отсутствием цели (вспышка гнева) Именно сочетание этих четырех мотивов поведения и определяет логику социального поведения в данном обществе в данное время. Чтобы она изменилась, надо изменить соотношение этих мотивов (в первую очередь - целерационального и ценностно-рационального). Изменения технологий ведут к изменению социального поведения (но не логики!) Например, конечно, я поеду куда-либо на машине, а не на лошади и при встрече пожму товарищу руку, а не отвешу поклон. Но логика моего поведения будет точно такой же как у мещанина 19 века. Сами по себе полученные знания о технологиях (даже о функционировании общества) не ведут к смене логики. Они служат только для того, чтобы подняться по иерархической лестнице, произвести смену "элит". Ярче всего это было продемонстрировано в Советском Союзе, когда у власти в 80-е годы (уже после смены соотношения частот по ВП СССР!) оказались люди с мелкобуржуазными наклонностями. Чем больше я буду знать - тем выше моя ценность на рынке труда. Только и всего. Самое интересное, что, исходя из неверных постулатов, ВП СССР сделали верный вывод - первоочередной целью должно стать достижение устойчиво человечного типа строя психики, что и приведет к смене логики социального поведения. |
Цитата:
|
Цитата:
Ну и классическую литературу неплохо бы почитать - 19 век как раз расцвет русской литературы. Если по сути возражений нет, не засоряйте, пожалуйста тему. |
На мой взгляд вся культура подвержена тому же самому Закону Времени. Если взять музыку, то в прошлом веке существовало несколько течений и появление чего-то нового воспринималось как нечто новое. Начиная с конца 20 века, количество течений в музыке, групп и исполнителей растёт по экспоненте. Не знаю как вы, я в 90ые слушал определённый стиль музыки, который я считал уникальным. Теперь я не могу уследить за количеством групп, которые играют этот стиль и потому в плане музыки у меня сама собой вырабатывается какая-то методология отбора.
Если взять религии (а точнее секты), то тут тоже прослеживается Закон Времени. Каббала -> Саентология -> Дианетика -> Трансерфинг, плюс куча мелких сект, учений, психотехник появляется каждый год. Кино - то же самое, целая куча кинофестивалей, награды присуждаются каким-то кинофильмам, о которых знают только люди, которые крутятся в этой сфере. Я думаю, можно разглядеть Закон Времени в любой области культуры. |
Цитата:
// просьба обойтись без оскорблений -- Михайло Суботич |
Сергей, не знаю - видели ли вы этот ролик, очень хороший. Там как раз говорится, что вся культура, не только технологии подвержены Закону Времени:
[ame]http://rutube.ru/tracks/3193008.html?v=4af807c00e4950e776420a9de74b36b5[/ame] Или здесь - http://vkontakte.ru/video-57131_138864872 |
Михайло, а я чё, я ничё, ну хочецца человеку поразмышлять о чём-то возвышенном, например, о том, что у нас всё, как в век классической русской литературы, а я только, чтобы помочь человеку, разговор поддержать. :crazy:
|
Цитата:
Я, например, ничего не знаю о стилях и направлениях органной или классической музыки, чтобы утверждать, что она менее разнообразна, чем современная. А сект и религиозных течений всегда было дофига. Тоже неясно как сравнивать. Раньше и людей-то было меньше. Ясно, что объем доступной информации увеличился (в том числе и ложной). Но как это влияет на логику поведения человека? По-моему, никак. Цитата:
Ну, не вижу я смены логики! И не знаю как увидеть. Сравнения с мещанином 19в Вы отвергаете. Нужны какие-то исследования: как, где и почему изменилось поведение людей. Без таких данных - это не закон, а гипотеза. Которая очень легко может оказаться ложной, а ведь на ней строится прогноз о падении толпо-"элитарной" пирамиды. Вдруг эта гипотеза неверна - тогда надо искать другие пути изменения общественного устройства. |
| Часовой пояс GMT +3, время: 11:07. |
Осознание, 2008-2016