![]() |
Чем евреи отличаются от иудеев - запись в Дневниках
Цитата:
Сообщение от Sirin http://forum.kob.su/images/futurevis...s/viewpost.gif В России существует проблема с идентификацией понятий "еврей" ["жид"] "иудей". Дело в следующем. Исторически сложилось так, что изначальное слово "жид", являющееся производным от самоназвания евреев и латиноязычных Йуде-Джуде, приобрело в силу определённых причин отрицательный оттенок. Поэтому евреи в 1787 году подали Екатерине II петицию с просьбой "отменить употребление в России оскорбительного для них слова «жид»". Императрица согласилась, предписав использовать впредь только слово «еврей». Вопрос о том, ПОЧЕМУ и КАК слово "жид" стало "оскорбительным", был оставлен в умолчаниях. Но замалчивание какой-либо тенденции и процесса не является УСТРАНЕНИЕМ ПРИЧИН и СЛЕДСТВИЙ этого процесса. Сам же запрет слова "жид", вне зависимости от причин, которыми руководствовалась Екатерина 2, урождённая Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornbur, которая, предполагаю, не была великим русским языкознавцем, явил лишь лукавство подателей петиции: уж они-то не могли не понимать, что меняя слово "жид" на слово "еврей", они меняют "шило на мыло", поскольку корни, производные, и смыслы этих слов в то время, по сути, были идентичны. Только за словом "жид" тянулся шлейф истории взаимодействия представителей "жидов" с местным русским населением, а за новообразованными "евреями" такого шлейфа, якобы не было. Но люди-то остались одни и те же. И дела их, и взаимоотношения с окружающими народами нисколько не изменились от смены таблички. Поэтому совершенно закономерно, после "запрета" слова "жид", через некоторое время слово "еврей" приобрело в обществе тот же оттенок. См., к примеру, Пушкина (аналогично и множество других уважаемых личностей прошлого): «Ко мне постучался презренный еврей»... Касаясь вопроса религиозной составляющей рассматриваемых понятий, ныне передаваемой словом "иудей", нужно понимать следующее. До конца 19 - начала 20 века критерием определения "свой-чужой" была не "национальность", а "вероисповедание". Определялось это, на мой взгляд, в том числе и тем фактором, что средства передвижения были слабо развиты, и люди веками и поколениями жили в пределах десятков километров от места своего рождения. Культурная среда была более-менее равномерной и изменялась территориально достаточно плавно. Тоже было закреплено и законодательно - уголовному преследованию подвергались люди за отступничество от православного вероисповедания, за несоблюдение государственного вероучения. Поэтому "чужим" был представитель иной веры. Еврей как и любой другой человек, принимавший православие (выкрест) становился "своим". То есть, для людей прошлих веков не существовало вопроса о различиях между понятиями "еврей, жид, и иудей". Для них было понятно, что это - одно и то же, а суть - вероисповедание. То же понимание сути существует во всём остальном мире, включая и еврейский мир, и сегодня, - то есть на иностранном языке невозможно обсуждать вопрос о различиях "еврея, жида и иудея". Вложение 2489 Для всего остального мира очевидно, что "еврей, жид и иудей" - это одно и тоже, суть - вероисповедание. Феноменом русской культуры является разделение этих понятий на "еврей" - как признак национальности, долгое время записываемой в паспорт гражданина, а потому считающейся установленной государством. Притом, поскольку государство у нас было сугубо светское, наличие или отсутствие вероисповедания и его наименование, никак не влияло на определение "национальности" человека, записываемой в паспорт. "жид" - либо неофициальное, исторически сложившееся именование национальности, и/или вероисповедания, либо же несущее отрицательные каннотации слово, употребляемое по отношению к человеку, важно отметить - зачастую без привязки к его национальности или вероисповеданию, что было отмечено ещё В.И. Далем в его словаре. "иудей" - обычно обозначение вероисповедания человека, производное от названия религии "иудаизм". Нет религий "евреизм" или "жидизм". Здесь важно, также, при обсуждении вопроса о применимости понятия "национальность", над которым многие бывшие советские граждане даже и не задумываются в силу исторически сложившихся причин, отметить следующее обстоятельство. Для советского человека было ясно - то, что записано у тебя в паспорте, - это и есть твоя национальность. И именно так и относились к этому вопросу практически все граждане, включая и большинство осоветившихся евреев. Однако же религиозные каноны и традиции, сохранённые в недрах советского иудейства и расцветшие после развала СССР, говорят совсем о другом. Иудеем (евреем, жидом), может стать человек любой национальности, который пройдёт специальный ритуал "гиюр". Кстати говоря, в Эфиопии живёт большое количество иудеев-негров, которые, очевидно, не могут быть одним и тем же на-РОД-ом с ашкенази или, там, сефардами, поскольку РОД их просто генетически другой, не пересекающийся с этим еврейством. Насколько мне известно, в мире больше нет такой "национальности", или "народа", в который можно было бы войти, пройдя определённый обряд. Какие бы обряды человек не проходил, у него нет легальных возможностей стать узбеком, французом, зулусом или гагаузом, ежели у него мама и/или папа не принадлежат к этим наРОДам (юридическую казуистику мы оставляем вне рассмотрения). И во всём остальном мире этот вопрос очевиден в силу терминологической определённости языка. В нашей же стране официальные лица правоохранительных систем ничтоже сумняшеся пишут в своих документах об оскорблении национальных чувств "евреев (иудеев)", хотя по приведённым выше причинам определение национальности к этой группе граждан России применять затруднительно (и еврейский раввинат также поддерживает это очевидное мнение: https://www.youtube.com/watch?v=_mkgDKMXXro ) Но и понятие "иудей", обозначающее последователя религии иудаизм, применяется по отношению к евреям, потомкам тех, в чьих советских паспортах была записана "национальность еврей" - совершенно огульно. Среди российских евреев, согласно данным статистики, большое количество атеистов, а также последователей других религий, прежде всего православия. Поэтому употребление тождества "евреев (иудеев)", как термина, обозначающего одно и то же, в условиях современной России может быть расценено как оскорбление чувств православных евреев, либо же евреев-атеистов. Они никакие не иудеи, и не давали оснований малодумным чиновникам замешивать их всех в одну кучу по "национальному" признаку. Общий же вывод, который можно сделать из попыток размотать этот запутанный клубок, таков: Нет ни эллина, ни иудея. И ап. Павел прав в этом в том смысле, что первичным различением является понимание: "Человек - двуногое без перьев", а определение национальности и вероисповедания является вторичным признаком, важным для определения предпосылок культурной самоидентификации, и прежде всего - двуногого без перьев. Читать дневник дальше... |
| Часовой пояс GMT +3, время: 04:06. |
Осознание, 2008-2016