Осенью 1961 г., а именно с 23 по 27 сентября, в городе Горьком, под эгидой Горьковского госуниверситета им. Лобачевского и Горьковского Дома учёных происходило организованное Историко-филологическим факультетом названного университета и Группой прикладной лингвистики и машинного перевода Горьковского физико-технического института «Научное совещание, посвящённое применению математических методов в изучении языка художественных произведений». Пятое заседание открылось докладом Ю. В. Кнорозова (Ленинград) на тему «Об изучении фасцинации».
Под фасцинацией докладчик понимает такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается. В частности, таким фасцинирующим воздействием обладает ритм. Как известно, мозг вырабатывает антирезонансную защиту, поэтому интересно проследить, по каким линиям идет преодоление этой антирезонансной защиты. Докладчик обсудил следующие возможности:
а) действуют три ряда раздражителей, например равномерное повторение ударных и безударных слогов, повторение рифм, повторение строфических форм;
б) поэт сознательно отходит от заданной метрической схемы; в) применяются замедления и ускорения. Далее докладчик обращается к историческому развитию фасцинации, намечая следующие этапы: 1) раздельная подача фасцинирующих и информирующих сигналов; 2) повторение фасцинации в каждом сигнале; 3) единицы фасцинирующего ряда не совпадают с единицами сигнального ряда. Эту мысль докладчик иллюстрировал на примере развития инструментальной музыки, пения и поэзии из первобытного синкретизма. В конце доклада Ю. В. Кнорозов остановился на том, что он называет «семантической фасцинацией». Он считает, что неясность, многозначность описания действует как сильнейшее фасцинирующее средство. Искусство собственно и начинается с семантической фасцинации, с того момента, когда человек сделал великое открытие возможности выдумки. В качестве средства семантической фасцинации выступают выдуманные события и мнимые личности.
inin
10.05.2011 14:31
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58137)
Под фасцинацией докладчик понимает такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается.
Вы хотите сказать, что у Кнорозова идет речь о действии сигнала на человека со строем психики “зомби”?
РОСтОК
10.05.2011 15:06
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58137)
Под фасцинацией докладчик понимает такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается. В частности, таким фасцинирующим воздействием обладает ритм. Как известно, мозг вырабатывает антирезонансную защиту, поэтому интересно проследить, по каким линиям идет преодоление этой антирезонансной защиты. Докладчик обсудил следующие возможности:
а) действуют три ряда раздражителей, например равномерное повторение ударных и безударных слогов, повторение рифм, повторение строфических форм;
б) поэт сознательно отходит от заданной метрической схемы; в) применяются замедления и ускорения. Далее докладчик обращается к историческому развитию фасцинации, намечая следующие этапы: 1) раздельная подача фасцинирующих и информирующих сигналов; 2) повторение фасцинации в каждом сигнале; 3) единицы фасцинирующего ряда не совпадают с единицами сигнального ряда. Эту мысль докладчик иллюстрировал на примере развития инструментальной музыки, пения и поэзии из первобытного синкретизма. В конце доклада Ю. В. Кнорозов остановился на том, что он называет «семантической фасцинацией». Он считает, что неясность, многозначность описания действует как сильнейшее фасцинирующее средство. Искусство собственно и начинается с семантической фасцинации, с того момента, когда человек сделал великое открытие возможности выдумки. В качестве средства семантической фасцинации выступают выдуманные события и мнимые личности.
Походу, далее следует "подшивка" к литературе КОБ. Нет?
D.D.
10.05.2011 15:48
Цитата:
Сообщение от inin
(Сообщение 58164)
Вы хотите сказать, что у Кнорозова идет речь о действии сигнала на человека со строем психики “зомби”?
:)
Попробуйте начать мыслить беспредпосылочно. Воспринимайте информацию как есть (as is), без домысливания. "Действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается"
в цитируемом отрывке, не заявляется как явление с механизмом избирательного действия.
Влад 70
10.05.2011 15:53
Так ведь лингвист не физик-рифмы это волны-с частотой и амплитудой-резонанс в идеале невозможен-как и условия эксперимента повторить невозможно!
Звук, в широком смысле — упругие волны, продольно распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека.
Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и спектромчастот. Обычно человек слышит звуки, передаваемые по воздуху, в диапазоне частот от 16—20 Гц до 15—20 кГц[1]. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; выше: до 1 ГГц, — ультразвуком, от 1 ГГц — гиперзвуком. Среди слышимых звуков следует также особо выделить фонетические, речевые звуки и фонемы (из которых состоит устная речь) и музыкальные звуки (из которых состоит музыка).
Звуковые волны могут служить примером колебательного процесса. Всякое колебание связано с нарушением равновесного состояния системы и выражается в отклонении её характеристик от равновесных значений с последующим возвращением к исходному значению. Для звуковых колебаний такой характеристикой является давление в точке среды, а её отклонение — звуковым давлением
D.D.
10.05.2011 15:59
Цитата:
Сообщение от РОСтОК
(Сообщение 58170)
Походу, далее следует "подшивка" к литературе КОБ. Нет?
Вы невнимательно ознакомились с литературой "КОБ":) С точки зрения "второго приоритета" можно подшить литературу "КОБ" к литературе, изданной в 1962 году, но не наоборот. То есть ваш вопрос изначально ничтожен.
P.S. Оверквоттинг это неуважение к читателям. Учитесь использовать троеточие.:)
Влад 70
10.05.2011 16:03
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58174)
:)
Попробуйте начать мыслить беспредпосылочно. Воспринимайте информацию как есть (as is), без домысливания. "Действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается"
в цитируемом отрывке, не заявляется как явление с механизмом избирательного действия.
Ты чего предлагаешь то стереотипов восприятия людей лишить??? Те различения- мудреный массончик!
D.D.
10.05.2011 16:07
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58175)
Так ведь лингвист не физик-рифмы это волны
Попробуйте начать мыслить беспредпосылочно. Воспринимайте информацию как есть (as is), без домысливания. "Действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается" в цитируемом отрывке не заявляется как явление, сводимое к звуковой волне.
Представьте себе, что вам подмигнули.:) Это сигнал, если что.:)
Влад 70
10.05.2011 16:10
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58181)
Попробуйте начать мыслить беспредпосылочно. Воспринимайте информацию как есть (as is), без домысливания. "Действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается" в цитируемом отрывке не заявляется как явление, сводимое к звуковой волне.
Представьте себе, что вам подмигнули.:) Это сигнал, если что.:)
Смотря в какой культурной среде это представить-у всех стереотипы разные на подмигивания-соответственно реакция!
D.D.
10.05.2011 16:10
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58180)
Ты чего предлагаешь то стереотипов восприятия людей лишить???
Я не предлагаю. Я лишаю. Через повышение меры понимания.;)
Влад 70
10.05.2011 16:12
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58184)
Я не предлагаю. Я лишаю. Через повышение меры понимания.;)
А я предлагаю-базовое образование изучить хорошенько-что бы целостное возприятие было!
Стереотипов лишить невозможно их только изменить можно-на нормальные или ненормальные-если лишить то это уже не человек получится о вообще ни поими чего!Даже и не зомби.
inin
10.05.2011 16:18
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58174)
:)
Попробуйте начать мыслить беспредпосылочно. Воспринимайте информацию как есть (as is), без домысливания. "Действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается"
в цитируемом отрывке, не заявляется как явление с механизмом избирательного действия.
Тогда опишите действие представленной Вами гипотезы Кнорозова на примере человека с неживотным типом строя психики. То есть, на примере незомбируемого человека.
D.D.
10.05.2011 16:19
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58183)
Смотря в какой культурной среде это представить-у всех стереотипы разные на подмигивания-соответственно реакция!
Не только, Супервлад! Человеческая реакция на сигнал не обусловлена только стереотипами из культуры. Есть еще рефлексы.:) Вижу мне понадобится ещё одна тема, о биологическом обеспечении культурной деятельности.:)
Влад 70
10.05.2011 16:22
Не зомбированный человек а говоря проще обученый разумный различает обстановку и культурную среду-а так же среду обитания-и ставит цели получения данной информации-пусть эти цели в лексике выражены кем то другим или кеми то-принимать или нет эту инфу-а у зомби цель отсутствует или скрыта-или не так!?
Есть еще рефлексы.
Есть-они есть условные и безусловные!
Поясняю для дятлов! Условный рефлекс — это благоприобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).[ Безусловные рефлексы, видовые рефлексы, относительно постоянные стереотипные врождённые реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. Термин "Б. р." введён И. П. Павловым
D.D.
10.05.2011 16:26
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58185)
А я предлагаю-базовое образование изучить хорошенько-что бы целостное возприятие было!
Влад, ты предлагаешь это в разделе персоналии. Создай тему "Влад" и двигай там свои мысли и цели. Здесь всё-таки Кавалер Ордена Ацтекского Орла обсуждается. Его мысли и цели, досье и факты, суждения.
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58188)
Поясняю для дятлов!
Думаешь умения тыкать в кнопку "Яндекс.Словари" достаточно, чтобы предварять свои цитаты оттуда таким обращением?
Влад 70
10.05.2011 16:31
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58189)
Влад, ты предлагаешь это в разделе персоналии. Создай тему "Влад" и двигай там свои мысли и цели. Здесь всё-таки Кавалер Ордена Ацтекского Орла обсуждается. Его мысли и цели, досье и факты, суждения.
Вот поэтому если лингвист он был-а интересовался физическими процессами-и вывел неадекватную теорию (которую ты принялся культивировать-прикрываясь его титулами)за не имением образования в области физики-потому и должен сапоги шить сапожник а чертежи чертить чертежник!
Думаешь умения тыкать в кнопку "Яндекс.Словари" достаточно, чтобы предварять свои цитаты оттуда таким обращением?
Это не умение тыкать а умение апеллировать-текущей информацией!
D.D.
10.05.2011 16:41
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58190)
вывел неадекватную теорию
Прилагательное "неадекватный" в русском языке не принято использовать без существительного. Кроме того, вы еще незнакомы с самой теорией. В начале выделяется явление, а уже потом оно описывается теорией. Пока идет обсуждение явления, в том виде, в каком его определил Кнорозов.
Влад 70
10.05.2011 16:57
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58191)
Прилагательное "неадекватный" в русском языке не принято использовать без существительного. Кроме того, вы еще незнакомы с самой теорией. В начале выделяется явление, а уже потом оно описывается теорией. Пока идет обсуждение явления, в том виде, в каком его определил Кнорозов.
Так вот если теория приобрела бы в его лексике адекватный вид-то необходим язык междисциплинарного общения-если я чего то в юриспруденции или астрономии не понимаю ( а мне необходимо выразить их предметы точно)обращаюсь к специалистам-а не к дилетантам которым в доме ученых на Причистенке он читал доклад-но среди них физиков не было-потому как волновыми колебаниями занимаются физики математики-еще сапромат эти колебания изучает-а это еще приоритет строительных специальностей)но не лингвисты -где формулы в его работе?!Если бы физики это услышали-его бы там залошили напрочь!
РОСтОК
10.05.2011 17:02
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58178)
Вы невнимательно ознакомились с литературой "КОБ":) С точки зрения "второго приоритета" можно подшить литературу "КОБ" к литературе, изданной в 1962 году, но не наоборот. То есть ваш вопрос изначально ничтожен.
P.S. Оверквоттинг это неуважение к читателям. Учитесь использовать троеточие.:)
:)
"Подшивка" в смысле фасцинативного воздействия материалов КОБ.
D.D.
10.05.2011 17:11
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58193)
необходим язык междисциплинарного общения
Влад, твой язык междисциплинарного общения - "Яндекс.Словари", а Кнорозов "известен своей решающей ролью в дешифровке письменности майя, в продвижении математических методов исследования неизвестных письменностей." - цитата из первого поста темы.
Влад 70
10.05.2011 17:46
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58195)
Влад, твой язык междисциплинарного общения - "Яндекс.Словари", а Кнорозов "известен своей решающей ролью в дешифровке письменности майя, в продвижении математических методов исследования неизвестных письменностей." - цитата из первого поста темы.
Расшифровка майянских писменностей-это его огромная заслуга-вот только где метод математический-фасцинация- где формулы теоремы?-одни схемы больше ничего нет!По моему фасцинация-полный бред! а еще за версту несет от него метрологической несостоятельностью и идеалистическим атеизмом-хотя на животных у которых нет разума она вполне распостранима!
D.D.
10.05.2011 17:49
Цитата:
Сообщение от inin
(Сообщение 58186)
Тогда опишите действие представленной Вами гипотезы Кнорозова на примере человека с неживотным типом строя психики. То есть, на примере незомбируемого человека.
Чтобы ответить на этот вопрос, мне надо согласиться с вашей субъективной оценкой психологической типологии - раз, и выдумать абстрактный пример - два.:)
Я рекомендую Вам подумать о второй половинке, неявно содержащейся в вашем вопросе. В том смысле, что если есть зомбируемый, то есть и зомбирующий. Которого вполне можно привести как пример незомбируемого. То есть ваш вопрос в этом аспекте это вопрос компетенции. В такой постановке мы придём к пирамиде компетентности, на вершине которого окажется человек, для которого не найдётся зомбирующий ввиду конечности населения.
То есть вы предлагаете рассматривать явление фацинации не как есть, а уже как использование знание его механизма кем-то на практике. Дойдём и до этого. Не торопитесь.:)
D.D.
10.05.2011 18:05
Цитата:
Сообщение от РОСтОК
(Сообщение 58194)
:)
"Подшивка" в смысле фасцинативного воздействия материалов КОБ.
Для этого нужно знать средства фасцинативного воздействия, и проанализировать материалы "КОБ" на их использование.
"...неясность, многозначность описания действует как сильнейшее фасцинирующее средство. Искусство собственно и начинается с семантической фасцинации, с того момента, когда человек сделал великое открытие возможности выдумки. В качестве средства семантической фасцинации выступают выдуманные события и мнимые личности."
Фасцинация [англ. fascination — обаяние, очарование] — 1) общее название для эффектов поведения, индуцированного специально организованным вербальным (словесным) воздействием; первоначально — гипнотический сон, вызываемый фиксацией взгляда; 2) метод вербального воздействия, то же, что внушение. Эффект семантической Ф. заключается в том, что текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (ср., например, "феномен 30 октября 1938 г.", когда радиоинсценировка "Борьбы миров" Г. Уэллса вызвала в США [ame="http://www.amazon.com/gp/product/0786441054?ie=UTF8&tag=waroftheworld-20&linkCode=as2&camp=1789&creative=9325&creativeAS IN=0786441054"]массовую панику[/ame], охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя. Эффектом семантической Ф. обладают также слухи.
Средствами акустической Ф. являются специально интонированная речь, декламация, ритмическая организация сообщения, пение и др. Ф. лежит в основе гипнотического воздействия, включаемого в некоторые психотерапевтические методики. Л.А. Карпенко
Фасцинация [англ. fascination — обаяние, очарование] — 1) общее название для эффектов поведения, индуцированного специально организованным вербальным (словесным) воздействием; первоначально — гипнотический сон, вызываемый фиксацией взгляда; 2) метод вербального воздействия, то же, что внушение. Эффект семантической Ф. заключается в том, что текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (ср., например, "феномен 30 октября 1938 г.", когда радиоинсценировка "Борьбы миров" Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя). Эффектом семантической Ф. обладают также слухи.
Средствами акустической Ф. являются специально интонированная речь, декламация, ритмическая организация сообщения, пение и др. Ф. лежит в основе гипнотического воздействия, включаемого в некоторые психотерапевтические методики. Л.А. Карпенко
Практика критерий истины, Супервлад!
Определение мне известно-где методы-математически описанные-предложенные Кнорозовым????
Тогда еще слова программирование не было извсетно и что-цели то этого всего ,какие-научный подход имеет цель! А ты средства выдаешь как всегда-метрологически несостоятельные!
D.D.
10.05.2011 18:51
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58209)
где методы-математически описанные-предложенные Кнорозовым????
Чтобы задать такой вопрос, надо ознакомиться с работами Кнорозова. Со всеми вообще работами. Кстати вопрос "где-где?" это пример фасцинирующего воздействия.:)
Влад 70
10.05.2011 18:56
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58214)
Чтобы задать такой вопрос, надо ознакомиться с работами Кнорозова. Со всеми вообще работами. Кстати вопрос "где-где?" это пример фасцинирующего воздействия.:)
А цель какая знакомиться со всеми работами-что бы понять что он ученый с мировым именем, а дальше-Менделееву его таблица во сне пришла -это тоже пример фасцинации:yahoo:-?
D.D.
10.05.2011 19:13
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58216)
А цель какая знакомиться со всеми работами-что бы понять что он ученый с мировым именем
Чтобы узнать в каких отраслях знания он учёный с мировым именем. Возможно что-то пригодится в реальной жизни. Вам, к примеру, "язык междисциплинарного общения" пригождается?
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58216)
Менделееву его таблица во сне пришла -это тоже пример фасцинации?
Менделеев известен выдающимся произведением в области демографии, т.е. области не связанной с химией. Это пример того, что пришло ему трудом.
Влад 70
10.05.2011 19:20
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58220)
Чтобы узнать в каких отраслях знания он учёный с мировым именем. Возможно что-то пригодится в реальной жизни. Вам, к примеру, "язык междисциплинарного общения" пригождается?
Да я безцельно стараюсь ничего не делать-обсуждаем то всегда методы а не факты!
Менделеев известен выдающимся произведением в области демографии, т.е. области не связанной с химией. Это пример того, что пришло ему трудом.
Ломоносов во многих сферах себя проявил-но он умел и формулы писать и стихи например! В Вопросах языкознания формул я не нашел-значится не выразил чего хотел-в виду отсутствия выраженной цели-ну и в конце концов и навыков!
Есть например в КОБ-метод динамического программирования!
У вас или Кнорозова -есть че нить подобное!?
D.D.
10.05.2011 20:03
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58222)
Есть например в КОБ-метод динамического программирования!
"В целом же метод динамического программирования в его абстрактной постановке (т.е. не привязанной к какой-либо практической задаче) позволяет сформировать систему образно-логических представлений о процессах управления вообще, и вписывать в эту схему все практические жизненные управленческие потребности как одной личности, так и общества."(с) ДОТУ
Выделенный выше жирным кусок, автоматом приведёт к выдуманным событиям, которые выступают как средства семантической фасцинации.
Цитата:
Сообщение от Влад 70
(Сообщение 58222)
У вас или Кнорозова -есть че нить подобное!?
Кнорозов не ставит задачи "сформировать систему образно-логических представлений о процессах управления вообще", он, в частности, исследовал язык, как средство управления, которое программирует поведение личности. Это имеет прикладное практическое значение в настройке системы воспитания личности.
Нас приводят в изумление огромные размеры развалин великолепнейших Римских бань, в которых было все придумано для самых изысканных удобств моющихся. Греки тоже мало отставали в этом от Римлян. Но заметим, что название бани у Греков есть Пелазгическое: бяланя (βαλανεῖον), а у Римлянъ Этрурское бяльня (balneum), бельня, обличают настоящее их происхождение. Несомненно, что у Греческих и Римских орд, во время их кочевания, не было других бань, кроме рек, озер и болот и что они, по завоевании уже в Европе страны Пелазгов и Этрурской, научились от тамошних туземцев земледелию и вместе наследовали их бани. Наше слово баня происходит непосредственно от древнего бяльня; но так как этот умягченный выговор в последствии казался уже слишком нежным и неудобопроизносимым, то приняли для него нынешний упрощенный, тем более, что прилагательное бял удержалось только у Болгар и Поляков, a у прочих Славян давно позабыто. Платон Лукашевич, "Корнеслов греческого языка", 1869.
inin
10.05.2011 20:43
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58227)
... он, в частности, исследовал язык, как средство управления, которое программирует поведение личности. Это имеет прикладное практическое значение в настройке системы воспитания личности.
Речь идет о рекламно-коммерческом предложении для жаждущих выложить свои кровные за коррекцию своей личности в сторону успешной? Кнорозов – выдающийся лингвист, давший великолепный результат. Знал бы он, что пройдет совсем немного времени, и его имя будут трепать коммерсанты от психологии.
Влад 70
10.05.2011 20:51
Цитата:
Сообщение от inin
(Сообщение 58235)
Речь идет о рекламно-коммерческом предложении для жаждущих выложить свои кровные за коррекцию своей личности в сторону успешной? Кнорозов – выдающийся лингвист, давший великолепный результат. Знал бы он, что пройдет совсем немного времени, и его имя будут трепать коммерсанты от психологии.
Система кодирующей педагогики! В КОБ методологической-вся и разница!
D.D.
10.05.2011 20:54
Цитата:
Сообщение от inin
(Сообщение 58235)
Речь идет о рекламно-коммерческом предложении для жаждущих выложить свои кровные за коррекцию своей личности в сторону успешной?
Нет, он сформулировал теорию описывающую зависимости восприятия сигнала от его формы. Т.е. выделил в сигнале фасцинирующую (не несущую смысла) составляющую.
Я вижу, что с кодификацией явления фасцинации можно закончить и перейти непосредственно к теории.
D.D.
10.05.2011 21:03
Собеседование по теории сигнализации с Ю. В. Кнорозовым
28 и 31 января 1961 г. на расширенном заседании сектора структурной типологии славянских языков Института славяноведения АН СССР состоялось собеседование по общей теории сигнализации, предложенной Ю. В. Кнорозовым на Конференции по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. В ходе беседы Ю. В. Кнорозов уточнил, развил и дополнил ряд положений своего доклада. В беседе приняли активное участие представители ИТМ и ВТ АН СССР - Вяч. Вс. Иванов, КГУ им. Шевченко - Л. А. Калужнин, Института языкознания АН СССР - А. А. Реформатский и др.
Ниже приводится краткое изложение беседы с Ю. В. Кнорозовым.
Скрытый текст:
Сигналом считается только такое воздействие, физическая природа которого никак не связана с реакцией на это воздействие. Разрыв этой связи намечается еще в неживой природе, в явлениях катализа, но там он не доходит до полного. В связи с этим Ю. В. Кнорозов предлагает считать обмен информацией через сигналы возможным только в живой природе. Сигнализация в живой природе появляется весьма рано, до разделения на растения и животных (сигнализация в дуальной системе, связанной с размножением).
Сигнализация зависит от той системы, которую она обслуживает. Эта зависимость может быть положена в основу классификации систем сигнализаций.
Все системы в живой природе делятся на два типа: 1) организм и 2) объединение. Уже на уровне клетки возникают дифференцированные системы, а затем и интегрированные (развиваются многоклеточные).
Все дифференцированные системы можно разделить на три разновидности:
1. Дуальная система, когда все множество делится на два подмножества, которые находятся между собой в определенных отношениях. Всякая клетка подмножества одного пола, попадающая в сферу воздействия клетки из другого подмножества (т. е. разноименного пола), начинает стремиться к источнику воздействия. Здесь сигнализация получает по наследству механизм воздействия, выработанный в неживой природе.
2. Экологическое сообщество. Здесь возможно объединение в рамках одной системы особей разных видов, определяемое экологическими условиями.
3. Объединение особей одного вида в целях добывания пищи, обороны и т. п.
Дуальная система сохраняется во всех других типах.
Сигнализация в экологическом сообществе и объединении развита довольно широко.
Зависимость типа сигнализации от обслуживаемой системы особенно хорошо видна на примере особенностей сигнализации в рамках объединении. У хордовых можно здесь выделить три типа:
а) одиночные связи (тигр с тигрицей на время воспитания детеныша); здесь сигнализация самая бедная;
б) «гарем» (тетерева, куры и т. п.); происходит специализация сигналов (одни сигналы свойственны только самцам, другие - самкам);
в) смешанное объединение (легло в основу и человеческого общества); сигнализация не приобретает такого рода специализации (самец и самка выступают на паритетных началах).
Сигналы передают множество сходных по отношению к данной системе ситуаций. У животных сигнал конкретен, он может быть подан исключительно в данной ситуации: петух не может рассказать курице о тревоге, которая была вчера. Эти сигналы не образуют системы, они не связаны друг с другом (ср. мурлыканье и мяуканье кошки). Но они занимают строго определенное место в системе «сигнал-действие (акция)». Однако у животных уже намечается процесс превращения этих сигналов, разрозненных, в систему с некоторой степенью организации.
Сигналы 1) начинают дробиться, видоизменяться для обозначения подобных ситуаций и 2) объединяются, появляются соединения сигналов. Так, у кур сигнал тревоги расщепляется на четыре сигнала, обозначая опасность отдаленную и близкую, коршуна и человека. Сигнал призыва, при удваивании, приоб-ретает смысл категорического приказа. У кур имеется до 10 элементарных сигналов, из которых образуется около 20 сигналов. Система крайне экономная.
У человека сигнальный ряд, выражающий акции, отрывается от конкретной ситуации. Сообщение может быть подано независимо от того, когда происходило событие. Поэтому у человека появляется система сигналов, которая приобретает относительную независимость от конкретных ситуаций. Возникает так называемая неотличимость фраз, так как появляется возможность комбинировать сигналы по правилам системы сигнализации, а не по конкретным ситуациям. Можно сказать не только «Волк съел зайца», но и «Заяц съел волка». С помощью языка можно описать ситуации, которые действительно существуют, ситуации, которые возможны, и ситуации, которых не может быть в принципе. Превращение языка в относительно независимую систему создает колоссальные возможности для его использования.
Вторым основанием классификации систем классификации является сама система, число элементов, входящих в функциональные связи между ними, степень сложности и организованности системы. При этом наиболее совершенными системами являются системы со средним числом элементов и некоторой долей беспорядка в системе, дающей ей возможности развиваться.
Третье основание деления систем классификации идет по линии скорости развития системы сигнализации и направлению этого развития. Доходя до определенного состояния, система вдруг резко меняет направление и скорость своего развития. Само развитие системы сигнализации зависит от изменении обслуживаемой системы.
Классификация сигнализации может быть дана но референту, т. е. по тому, что именно передается сигналом. Здесь возможна широкая градация от раздражителя, где референт и раздражитель слипаются воедино, до разрыва между референтом и сигналом, как в языке, когда имеются случаи с фиктивным референтом.
Системы сигнализации можно классифицировать по несущей волне, по мо-дуляции сигнала. Например, оптический сигнал может быть передан на волне в пределах как видимого спектра, так и его невидимой части.
С прагматической точки зрения системы сигналов разделяются так:
1) От кого кому передается сообщение. Здесь возможны различные комбинации подающего и адресата; они могут быть разделены в пространстве и времени, а их роли подающего и принимающего могут оставаться неизменными или взаимно меняться.
2) Понятен ли сигнал для принимающего, нужна ли дешифровка.
3) Зачем передается сигнал, цель сообщения.
В связи с этим Вяч. Вс. Иванов сказал, что язык необходимо изучать и как средство управления. Ю. В. Кнорозов ответил, что здесь программируется поведение личности. Человек производит какой-то ряд действий с конечной целью - это будет операция. Возможность выбора одной операции из соответствующей группы операций Ю. В. Кнорозов называет ипостасью. Ипостась определяется отношением данного человека к другим членам коллектива. Личность - это комбинация ипостасей, она определяется набором отношений данного человека к его коллективу. Минимальное число ипостасей для современного человека - четыре. Каждая ипостась задает соответствующую программу поведения. Между этими программами возникают отношения иерархии. Для воспитания личности используются, с одной стороны, эталоны, т. е. личности, которым следует подражать, а с другой стороны, инструкторы, которые только объясняют, что и как надо делать.
Чтобы добиться выполнения инструкции или команды, надо преодолеть препятствия двух родов: 1) помехи в канале связи и 2) помехи в анализаторе самого принимающего (например, он настроен на другую программу). Поэтому к вводимой новой информации надо добавить шум в анализаторе, который помешал бы выполнять другие команды и создал бы том самым благоприятные условия для восприятия именно данной информации. Обычно фасцинация комбинируется с информацией на одной несущей волне.
Последовательно они применяются крайне редко (в гипнотических сеансах). Фасцинация обычно использует очень сложные ритмы, чтобы не возникло привыкания в анализаторе. Последний способ классификации, предложенной Ю. В. Кнорозовым, основан на соотношении информации и фасцинации. В акустических системах сигнализаций выделяются следующие типы.
1. Монотонная дикторская речь (максимальная информация, минимальная фасцинация).
2. Умышленно интонированная речь.
3. Декламация - приблизительное равновесие информации и фасцинации.
4. Пение - преобладание фасцинации.
5. Инструментальная музыка - информации нет, только фасцинация.
Для оптических систем: 1. Книжный шрифт. 2. Почерк. 3. Реклама. 4. Станковая живопись. 5. Орнамент.
М. И. Бурлакова
См.: Структурно-типологические исследования (сб. статей. Отв. редактор Т. Н. Молошная). Изд-во АН СССР. М., 1962
inin
10.05.2011 21:11
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58238)
Нет, он сформулировал теорию...
Речь не о нем, а об использующих результаты.
D.D.
10.05.2011 21:15
Цитата:
Сообщение от inin
(Сообщение 58241)
Речь не о нем, а об использующих результаты.
Если не знать теорию, то невозможно судить об "использующих результаты".
Влад 70
10.05.2011 21:53
Цитата:
Сообщение от D.D.
(Сообщение 58242)
Если не знать теорию, то невозможно судить об "использующих результаты".