Форум

Форум "Осознание" - Концепция Общественной Безопасности (http://forum.kob.su/index.php)
-   Флуд. Юмор. Всё, что "не по теме". (http://forum.kob.su/forumdisplay.php?f=8)
-   -   "Тайна". Понял, усвоил, сделал выводы, применил. (http://forum.kob.su/showthread.php?t=13456)

BORN 16.04.2019 11:47

"Тайна". Понял, усвоил, сделал выводы, применил.
 
Что такое Тайна? - "Тайна" с Виталием Сундаковым

[ame]https://www.youtube.com/watch?v=AHLA1Nq11TI[/ame]
Цитата:

Большинство людей сегодня делают свои выводы на основании увиденного, услышанного и прочтённого. И это не только неправильно, неполезно, неэффективно, но уже вредно, разрушительно и опасно...

- Но тогда КАК, возникает вопрос?
- А На основании АНАЛИЗА увиденного, услышанного и прочтённого.

Так уж получилось, что понимаешь лишь то, что пережил сам;
- чувствует человек лишь то, на что способен;
- знает лишь то, чему учился;
- умеет лишь то, что полезно применяет;
- верит лишь тому, чему в состоянии поверить;
- запоминает лишь то, что полезно;
- ценит лишь то, на что разтрачивался;
- желает того, что принесёт удовлетворение.
- ну и - стремится туда, где ещё не был.

Сегодня море разливанное различных источников информации...
От людей самого разного уровня компетенции, до разнообразных носителей и трансляторов информации это и СМИ, и книг, и бумажной периодики;
электронных гаджетов с интернет ресурсами - то есть источников НЕ ЛИГИТИМНЫХ. То есть не имеющих никаких прав быть источниками информации, транслируемой любым способом другим людям!
- А каких таких прав, спросите вы?
- Прав профессиональных, а значит- юридических;
- Прав этических, а значит - моральных;
- Прав статусных, предполагающих жизненный опыт, возраст, семейное положение, авторитет в том или ином сообществе или личную успешность и результативность в той или иной сфере деятельности;

но даже и этого недостаточно...
Вот например профессиональная успешность без морали разрушительна;
неправомерна для обобщающих выводов по любому вопросу и УЗКАЯ специализация - необходим своеобразный консилиум РАЗНЫХ специалистов...

То есть, для того чтобы вещать на широкую аудиторию, нужно быть человеком СВЕДУЮЩИМ, КОМПЕТЕНТНЫМ, ИМЕЮЩИМ ПРАВО НА СВОЁ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. (см. выше)

Сейчас в соцсетях пасётся великое множество комментаторов, неспособных ответить на элементарные вопросы даже
-по ближайшей истории своего Отечества;
-по астрономии, химии,физики, географии, русской, мировой и классической литературы в параметрах средней а зачастую и начальной советской школы.

Словом, давайте исследовать, путешествовать и учиться вместе.
И это не значит, что по разные стороны экрана. Если у вас есть тайна, которой вы хотите поделиться со всеми и эта тайна сослужит лишь добрую службу нашей державе, нашим людям, нашим специалистам и учёным, то мы ждём вас...или вашего приглашения к источию вашей тайны. так же как и тех кто своими способностями или возможностями желает и может быть реально полезным нашему общему делу.
Дорогу осилит идущий...В добрый путь.
Ну, это лишь цитата содержимого ролика. Думаю, по мере поступления материалов стоит их публиковать в данной теме. Ну, а пока - кое-какие материалы от Сундакова в данной теме тоже не помешают поскольку в его компетентности и авторитете никто сомневаться не может...

BORN 16.04.2019 11:51

"Русская школа Русского языка", плейлист на ютубе.

https://www.youtube.com/playlist?lis...381J0S1ElZFrnx

А летом встреча на Алтае, смотри на сайте Сундакова...

ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР 16.04.2019 12:23

Не хило!
 
Там, в ролике, на 6.23:
я работаю над этим на федеральном уровне
,
будучи не только президентом Фонда Русских экспедиций и иссследований и путешествий, но и, что значительно важнее - Действительным членом Русского Географического общества (РГО), возглавляемого С.К.Шойгу, и председателем Попечительского Совета РГО- В.В.Путиным... А это значит, друзья мои, что потенциал у нас с вами космический..
Имхо - не хило. Два самых могучих Чела озаботились темой возрождения России... Да и НЕБОПОЛИТИК Девятов, полковник ГРУ, где-то в этой команде..

[ame]https://www.youtube.com/watch?v=F18KD6ay8Js[/ame]
ВИТАЛИЙ СУНДАКОВ. ПРАЗДНИК В КРЕМЛЕ. 07-10-2017. Девятов, Лермонтов, Буданов. Прусаков, Макаров.

садовник 16.04.2019 19:39

А что такое анализ?

BORN 16.04.2019 20:08

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295026)
А что такое анализ?

Ты сам спросил. Вот он:
Смотри и слушай.

Скрытая история, культура, традиции наших предков. Знания славян. Школа развития человека. Сундаков

[ame]https://www.youtube.com/watch?v=FSAXyks2i0w&list=PLmpH2m_BirLbMtMEj626VIR3 8s5Ufenq6&index=8[/ame]

BORN 16.04.2019 21:04

Цитата:

1.40
.... Мы вовсе не намерены просто смаковать и пересказывать слухи и догадки, которыми пестрит пространство интернета в погоне за лайками и рейтингами. Также мы не собираемся "выносить сор из избы", заглядывая под одеяло семейных пар, знаменитостей, исторических персонажей и государственных деятелей. Это безнравственно. Не намерены мы и выводить на чистую воду воришек, коррупционеров, мошенников - это профессиональное дело специальных служб.. Есть и другие, более важные секреты и тайны...
Это- из первого ролика. Думаю, стОит и нам придерживаться этих правил.

Что же касается этого ролика, то диву даёшься, насколько просто и естественно объясняются казалось бы сложнейшие вещи, на описание которых "учёные" всех мастей извели воистину "гималайские горы" бумаги и до небес нагромоздили "#уеву кучу" собственных измышлений. Здесь,придерживаясь вышеупомянутых правил, не будем конкретизировать, о ком идёт речь, тем более, что "имя им - легион".
А, посмотревши и осмыслив эту информацию, мы сами многое поймём и сможем сделать далеко идущие выводы по поводу усвоенных стереотипов сознания...

Но это Труд и Работа для Разума. Торопиться не советую, время у нас пока ещё есть..

садовник 17.04.2019 01:24

Выводы делать нельзя на основании увиденного, нужно на основании анализировать...

Что такое анализировать? Что такое анализ?

Промузг 17.04.2019 09:34

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295049)
Выводы делать нельзя на основании увиденного, нужно на основании анализировать...

Что такое анализировать? Что такое анализ?

Садовник, ну Вы блин ... даёте. Что такое анализ? Это ж целую книгу надо написать (или дать на неё ссылку), чтобы раскрыть данный вопрос. А ребята хотят простых ответов на любые вопросы - зачем мозг напрягать? Энергозатраты на мышление (на древнегреческом ... логику) превосходят все физические затраты организма. Оно надо кому просто так потеть не сходя с места?

П.С. Вангую - ответа не будет.

inin 17.04.2019 09:54

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295049)
Выводы делать нельзя на основании увиденного, нужно на основании анализировать...


BORN 17.04.2019 11:32

Цитата:

Сообщение от Промузг (Сообщение 1869295058)
Садовник, ну Вы блин ... даёте. Что такое анализ? Это ж целую книгу надо написать (или дать на неё ссылку), чтобы раскрыть данный вопрос. А ребята хотят простых ответов на любые вопросы - зачем мозг напрягать? Энергозатраты на мышление (на древнегреческом ... логику) превосходят все физические затраты организма. Оно надо кому просто так потеть не сходя с места?

П.С. Вангую - ответа не будет.

Никакой "книги" писать не надо. Прочти ещё раз название темы и получишь ответ на вопрос. Анализ информации заключается именно в тех действиях, кои в нём указаны.
Скрытый текст:
понял, усвоил, сделал выводы, применил
.
Ну, а если на это неспособен, то мои соболезнования. Искренние.

Промузг 17.04.2019 13:05

Цитата:

Сообщение от BORN (Сообщение 1869295068)
Никакой "книги" писать не надо. Прочти ещё раз название темы и получишь ответ на вопрос. Анализ информации заключается именно в тех действиях, кои в нём указаны.
Скрытый текст:
понял, усвоил, сделал выводы, применил
.
Ну, а если на это неспособен, то мои соболезнования. Искренние.

Вероятно у Вас опечатка:
"Анализ информации заключается именно в тех действиях, кои в ней {названии темы понял, усвоил, сделал выводы, применил} указаны".

Для меня понял - это выделил образ из потока внешних или памятных образов и соединил его с уже существующей моделью процесса, которая имеет общее для стремящихся что-то понять общий указатель-символ. Если общепринятой модели нет, то используя врожденное чувство меры, необходимо создать модель процесса и дать ему указатель-символ.

Усвоил - создал алгоритмику распознавания образа процесса по его характеристическим признаками и связям.

Сделал выводы - сделал свободный выбор одного конкретного способа действия из множества способов действий относительно различённого образа процесса или один конкретный сценарий действий с расстановкой приоритетных действий в зависимости от развёртывания образа-процесса.

Применил - действия по "сделал выводы".

BORN 17.04.2019 18:39

А разве смысл анализа информации не в действиях согласно сделанным выводам?

Промузг 17.04.2019 18:58

Цитата:

Сообщение от BORN (Сообщение 1869295087)
А разве смысл анализа информации не в действиях согласно сделанным выводам?

BORN, Вы безусловно правы, что смыл анализа - это, в конечном итоге, действие или бездействие на его основе. Но вот вопрос о том, что же представляет из себя САМ анализ ... остаётся открытым, ... однако.

inin 17.04.2019 19:57

Цитата:

Сообщение от Промузг (Сообщение 1869295088)
... смыл анализа - это, в конечном итоге, действие или бездействие на его основе...

Действовать или бездействовать придётся в любом случае, анализировал ли ты явление или вообще ничего не анализировал. Анализ же требуется, чтобы увидеть силу, которая вызовет явление к жизни.

Промузг 18.04.2019 08:42

Цитата:

Сообщение от inin (Сообщение 1869295089)
Действовать или бездействовать придётся в любом случае, анализировал ли ты явление или вообще ничего не анализировал. Анализ же требуется, чтобы увидеть силу, которая вызовет явление к жизни.

Анализ и синтез - это два этапа понятийного мышления из процессуально-понятийного мышления, которое призвано адекватно реальности сопоставлять информацию, отображённую в психику чувственно-образным мышлением, и меру процесса полученную в результате модельно-символьного мышления (или создавать модель процесса) для ... реализации чего? Процессуальной части процессуально-понятийного мышления при выполнении им функций передачи управляющего сигнала исполнительным органам и мониторинга контрольных параметров и связей исполнительных органов при действии или бездействии во внутреннем и внешнем мире.

Это если рассматривать процесс мышления с триединой материально-информационно-мерной точки зрения первичного различения всего вообще. BORN не способен дать определения анализа по простой причине - он вообще от слова совсем не понимает, что суть любого процесса необходимо разъяснять себе и другим опираясь на первичные различения всего вообще - отсюда и та каша в голове, которую никто разхлебать (он сам ... в первую очередь) не может. Это к вопросу об образовательных стандартах, культивируемым в современной системе образования - люди импотентны в сопоставлении знания и слова, то есть нет понимания (анализа и синтеза) любых процессов - всегда необходимы гуру, позволяющие "увидеть силу, которая вызовет явление к жизни". От BORN и кидается от Сундукова к Гваськову и обратно, а свой мозг он держит в пассиве.

П.С. Осталось только дать определение анализа.

садовник 18.04.2019 09:09

Анализ в узком смысле - разложение на части. Да, это один из этапов процесса мышления. Совсем не такой простой этап. Хотя зачастую его обозначают, как элементарную операцию. Она по факту не элементарная. Элементарная операция - операция сравнения, именно она лежит в основе. Но совсем уж по большому счёту и сравнение не столь уж простенькое... Но это совсем глубоко. Там идёт различение, основанное в интеллектуальных системах на информационном резонансе. А у того имеются "хвостики чувствительности", которые могут влиять на это или не это. А в интеллектуальной системе эти "хвостики", да и сам информационный резонансный контур весьма сложный комплекс не только элементалей, но и различных агрегированных состояний различных подсистем.
Но это отступ.

А в широком смысле под анализом понимают вообще процесс размышления над чем-нибудь. Который состоит из аксиоматических агрегированных элементалей - анализа в узком смысле, синтеза, сравнения в агрегированном смысле, ну можно ещё добавить различение в агрегированном смысле (в узком оно везде присутствует) и среза (который вечно упрятан в умолчание).
Здесь только агрегированные состояния систем. Если вдаваться в их работу мы перейдём к элементалям, указанным выше и скорее всего запутаемся по причине ограниченности интеллектуальной мощности. Т.е. понимание должно быть, но модели придётся вводить разные... Последняя имеет большую погрешность, т.к. является более объёмной и менее детализированной.

Да сам процесс мышления происходит на основе элементарных логических операций. Логика присутствует всегда. Если логики нет, то это просто означает, что в процесс мышления было введено внешнее воздействие. Каким образом оно оформлено с точки зрения функционирования интеллектуальной системы не имеет значения - табу, хотелка, катастрофическая ситуация или иной высший приоритет прерывания.

Я бы только добавил, что реальное мышление скорее всего построено не на логических операция с элементами, а на логических операциях с множествами и скорее всего с нечёткими. Т.е. имеем операции с множествами вместо коъюнкций, дезъюнкций и прочее. Это всё, судя по работе эгрегоров, имеет ещё и весовые коэффициенты, т.е. не только сами множества нечёткий, но ещё и операции над ними также нечёткие.
А нечёткие операции математикой вообще пока никак не описаны. Некоторые отголоски в различных теориях вероятности в виде тех или иных весовых коэффициентов.

Впрочем, опять скорее всего это всё истекает из ограниченной интеллектуальной мощности.

inin 18.04.2019 09:30

То, что ваше миропонимание, гражданин садовник, поражено кибернетическим редукционизмом, видно уже давно и без разъяснения вами вашего отношения к анализу и синтезу.

Промузг 18.04.2019 09:45

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295117)
Анализ в узком смысле - разложение на части. Да, это один из этапов процесса мышления. Совсем не такой простой этап. Хотя зачастую его обозначают, как элементарную операцию. Она по факту не элементарная.

Анализ — это диалектический (не логический, ибо он произволен) приём мысленного расчленения объективного процесса на части следующим образом:
– с исключением из рассмотрения исходных объективных связей между ними;
– определением по отдельности для каждой из частей признаков и связей с другими процессами для выявления всех возможных функций у полученных частей определённым образом связанных с частями данного или иного процесса, которые способствуют достижению наших целей.

Переходя к языку системного подхода, видим, что анализ системы – это её дробление на подсистемы плоть до элементов, которые рассматриваются как новые системы по отношению к окружающей среде и самим себе с выявлением у них всех отношений, связей и функциональностей.

По конечным целям различают два рода анализа процесса:
1. анализ частей – нам надо использовать только его части в своих целях;
2. анализ частей для моделирования целостности – нам надо научиться избегать, приспосабливаться, воспроизводить или управлять им как единым целым в зависимости от ситуации также в своих целях.

Никакой более или менее сложный процесс невозможно изучить как целостность, не подвергнув его предварительно анализу. Если перед нами поставлена задача узнать устройство электромотора, то для того, чтобы решить эту задачу, надо разложить мотор на отдельные части и рассмотреть каждую из них в отдельности. Ознакомление с устройством любой машины начинается с подробного изучения каждой отдельной её части. Таким же образом ознакомление с любой теорией начинается с изучения её составных положений.

Можно легко увидеть, что при анализе достаточно сложных процессов количество получаемых частей и их возможных связей с окружающим миром, друг другом и нашими управляющими воздействиями может быть столь велико, что всё их последовательное рассмотрение не уложиться в разумные временные рамки, задаваемые существующими потребностями человека или общества. Что делать?

Надо всегда помнить, что целью любого анализа является знание о процессе или его частях как целостностях. Самым важным знанием о процессе или его части для нас являются функции, которые возможно использовать в своих целях. Именно на них мы и сосредотачиваем своё основное внимание. Помощь в этом нам оказывает такой приём диалектического (логического) мышления как абстрагирование.

Абстрагирование — это такой диалектический (не логический) приём, с помощью которого мы по своему собственному произволу мысленно выделяем существенные для наших целей признаки и связи процесса, которые могут лежать в основе желанных для нас его функций и отвлекаем их от несущественных, второстепенных признаков процесса. Результат абстрагирования называется абстракцией. Абстракция может быть правильной, а может быть и неправильной.

Правильная абстракция отображает необходимые для наших целей содержание, идею, функцию, смысл заключённые в процессе. Так, например, абстрактное понятие «геометрическая фигура» отображает конкретное свойство твёрдого агрегатного состояния вещества долго иметь устойчивую форму . Используя это конкретное свойство бумаги и высохших на ней чернил, мы можем, например, донести письменное или печатное сообщение до другого человека . Или, другой пример: если мы ставим перед собой задачу отобрать из ряда предметов такой, которым можно разрезать стекло, то мы обращаем внимание только на одно качество нужного предмета — твёрдость, отвлекаясь, абстрагируясь от всех остальных свойств.
Неправильной абстракция бывает в тех случаях, когда мыслятся признаки, и/или связи, и/или функции, которые к данному изучаемому процессу никакого отношения не имеют. Грубая ошибка совершается и тогда, когда отвлечённый от предмета признак, связь или функцию начинают рассматривать как что-то возникшее и существующее самостоятельно, забывая об обусловленности любого абстрактного понятия конкретным процессом.

Итак, опыт показывает, что для подлинного познания процесса с определённой целью надо выявить существенные свойства (признаки, связи, функции), способствующие её достижению и отделить их от не существенных, случайных в данной задаче. Этого вполне достаточно, когда ведётся анализ 1-го рода. Но для полного и глубокого понимания значения и роли каждой части процесса в самом процессе одного анализа 1-го рода и абстрагирования мало. В итоге анализа 1-го рода и абстрагирования мы получили знание только об отдельных частях процесса, но не получили целостного знания об изучаемом процессе. Например, электромотор — это механизм, в котором части действуют как одно целое. Понять мотор можно лишь как единое целое, в котором все составные части находятся во взаимодействии, в единстве. То же самое относится к теориям и концепциям.

Второй вид анализа – анализ частей для моделирования целостности
После анализа частей процесса для моделирования нужной нам целостности, сборка единства достигается с помощью другого приёма, который называется синтезом.

Синтез — это такой диалектический приём, с помощью которого мы таким образом мысленно восстанавливаем объективные исходные связи между мысленно полученными в анализе частями процесса (создаём субъективную модель объективного процесса), что функции процесса как целостности, необходимые нам для реализации намеченных целей, находятся в допустимом диапазоне отклонений от них.

Как и в случае анализа, когда шло разделение единого процесса на части методом лишения связей между ними и нас интересовали лишь существенные признаки, могущие лежать в основе нужных функций частей процесса, которые мы получали абстрагированием, точно так же в случае синтеза мы абстрагируемся от несущественных для нас связей при получении нужных нам функций целостного процесса.

Анализ второго рода и синтез — это два неразрывно связанных друг с другом диалектических приёма. Синтез невозможен, если предмет не был проанализирован, а всякий анализ должен производиться на основе знания предмета как целого. Мышление состоит столько же в разложении процессов сознанием на их свойства, сколько в объединении свойств в единство.
Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295117)
Элементарная операция - операция сравнения, именно она лежит в основе. Но совсем уж по большому счёту и сравнение не столь уж простенькое... Но это совсем глубоко. Там идёт различение, основанное в интеллектуальных системах на информационном резонансе. А у того имеются "хвостики чувствительности", которые могут влиять на это или не это. А в интеллектуальной системе эти "хвостики", да и сам информационный резонансный контур весьма сложный комплекс не только элементалей, но и различных агрегированных состояний различных подсистем.
Но это отступ.

Сравнение — это такой логический приём, с помощью которого устанавливается:
- сходство и различие качественно однородных процессов объективного мира;
- следование одних признаков при наличии других .
Но для того чтобы в результате сравнения получить верные выводы, надо знать правила всякого сравнения.

Во-первых, можно сравнивать только такие процессы, которые в действительности имеют хоть какие-то количественные и порядковые, то есть качественные связи друг с другом. Бесполезной тратой времени будет, например, сравнение «лошади» и «поэзии», «ума» и «яблока» и т. д. Сравнивать можно только соответствующие материальные, информационные, мерные отношения и связи у различных процессов. «Лошадь» с «яблоком» можно сравнить, например, по: весу, объёму, цвету, количеству хромосом, клеточному строению, относительной величине защитного слоя , механизмам терморегуляции, месту в трофических цепях и т.д. и т.п. насколько хватит фантазии. Сравнивать «поэзию» и «ум» нельзя. Можно говорить, что данные стихи – это плод большого ума, умные стихи или о стихах об уме. Это так, потому что «поэзия» относится к информационной составляющей бытия, то есть той его качественной стороне, которая способна отображать в нашу психику образы явлений и их смыслы данные в стихах. «Ум» же относится к мерной составляющей бытия – той его качественной стороне, которая даёт нам понятие о связи смыслов явлений, данных в стихах, самих с собой или, например, со смыслами-предназначениями других явлений, качественно отличных от тех, что описаны в стихах.

Во-вторых, правильность любого сравнения определяется тем, что является основой сравнения. Так, сравнение работы двух тракторных бригад можно провести по такому количественному показателю: какая бригада, например, больше подняла зяби. Но этого недостаточно. Может получиться так, что первая бригада подняла зяби больше, чем вторая бригада, но в первой бригаде вспашка зяби произведена на недостаточную глубину. Значит, для того чтобы сравнение действительно выявило лучшую бригаду, надо один количественный показатель – площадь дополнить другим количественным показателем – оптимальная глубина . При этом возможна ситуация, когда для различных полей глубина оптимальной вспашки может быть различна. Чем глубже вспашка, тем больше тратиться времени и топлива на подъём одной и той же площади качественно отличной зяби. Выбор показателя сравнения имеет очень важное значение в любом сравнении: если качество зяби одинаково, то надо просто сравнивают площадь при заданной глубине вспашки ; если же качество зяби различно, то также сравнивают площади поднятой зяби на различных оптимальных глуби-нах вспашки, но уже с коэффициентом перерасчёта для лёгких и тяжёлых почв .
Итак, основание сравнения (площадь) зависит как от признаков процесса (площадь, глубина), так и от связей между ними (песчаная, суглинистая почва), которые, в свою очередь, зависят от цели сравнения. В случае с бригадами трактористов, цель сравнения – это выявить наилучшую бригаду при их работе на любых почвах.
Как правильно находится связь между признаками?

В-третьих, объективная связь между двумя различными признаками – это результат сравнения двух и более процессов по признаку, взятому в одной и той же связи с другим признаком. То есть сравнение позволяет определить наличие связи (есть она или нет?) между двумя признаками различных процессов или одного и того же процесса: следует ли наличие или отсутствие данного признака при наличии или отсутствии другого признака? Например, причину образования пара (признак – агрегатное состояния воды в виде газа) люди узнали в результате сравнения нескольких явлений взятых в одной и той же связи с другим признаком – нагреванием воды. Человек много раз наблюдал, что вода в каком-либо сосуде, под которым разведён огонь, начинает кипеть и образуется пар. Сравнивая в одной и той же связи разные случаи образования пара, человек пришёл к практически важному правильному выводу: причина образования пара — нагревание воды. В ранее рассмотренном случае с трактористами, когда величина площади поднятой зяби, зависит от оптимальной глубины вспашки, которая в свою очередь зависит от состава почвы, мы имеем последовательность из двух таких связей.

В-четвёртых, всякое сравнение процессов проводится не по первым попавшимся признакам, а по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение для целей исследователя. Так, например, марксисты считают, что главным признаком, лежащим в основе эксплуатации человека человеком, то есть его несвободы, является частная собственность на средства производства продуктов труда. Реальная же история СССР доказала, что общественная собственность на средства производства не стала препятствием для того, чтобы она перешла после смерти И.В. Сталина под корпоративное управление нового класса эксплуататоров – скурвившейся партийной верхушки и её передового отряда – номенклатурщиков, возомнившими себя полновластными хозяевами СССР. Зависимость одного человека от другого основана на иных принципах: «Каждый в меру своих знаний и понимания работает на себя, а в меру непонимания на того, кто знает и понимает больше». Она кроется в неспособности человека решать встающие перед ним проблемы в приемлемом для текущих процессов темпе, которая, в свою очередь, обусловлена целенаправленным подавлением у него возможности появления развитой культуры методологического мышления и добронравного творчества.
Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295117)
А в широком смысле под анализом понимают вообще процесс размышления над чем-нибудь. Который состоит из аксиоматических агрегированных элементалей - анализа в узком смысле, синтеза, сравнения в агрегированном смысле, ну можно ещё добавить различение в агрегированном смысле (в узком оно везде присутствует) и среза (который вечно упрятан в умолчание).

П.С. Это из наработки двухгодичной давности, когда хотел переписать учебник «Логика» с использованием триединых МИМ различений. Сейчас понял некоторые свои ошибки – решил переписать заново. В процессе написания сейчас … так сказать.

садовник 18.04.2019 09:48

Цитата:

Сообщение от inin (Сообщение 1869295118)
То, что ваше миропонимание, гражданин садовник, поражено кибернетическим редукционизмом, видно уже давно и без разъяснения вами вашего отношения к анализу и синтезу.

Моё миропонимание работы компьютера поражено кибернетическим редукционизмом?

А на самом деле компьютер - это кто? Высокодуховное существо что ли не из нашего мира?

зы: Вы как-то катастрофически (для вашего миропонимания, что я говорю) мягко упустили, что я также в понятие человек вкладываю иррациональную составляющую (свобода воли и выбора), а также Бога. Которые никак мной не описываются, а берутся, скажем так, как трансцендентные сущности (только не в крайнем агностистическом смысле).

Укажите пожалуйста, где я Бога или хотя бы иррациональное начало человека описал, как кибернетическую сущность?

садовник 18.04.2019 10:03

Промузг.
Мы про разные системы писали. Я о логике, механике работы интеллектуальных систем.
Ты о человеческом мышлении. Человеческое мышление характеризуется добавлением этих производных от иррациональных составляющих - собственной свободы и вмешательства Бога, ещё вмешательства иных внешних систем (включая чужую волю и эгрегоры, которые в пределе сводятся к собственному выбору и язычеству - диалогу с Богом ЯЖО).

В механике интеллектуальных автоматов нет многих операций. К примеру, абстрагирование - это операция мышления, а не интеллекта. Без воли и свободы выбора она скорее всего неосуществима.

Согласен, в анализ, если под ним подразумевать вообще процесс мышления, входит больше операций, чем я указал. Просто дописывал эту часть поста подразумевая логику работы интеллекта, а не вообще процесс мышления. Коряво получилось. Туда несомненно надо добавить некоторые операции.

Для исключения путаницы здесь понимается:
Под интеллектом - комплекс взаимосвязанных алгоритмов, множество текущего состояния системы и как их производная множество моделей в нём (по сути представляющих отдельные внутренние объекты, взаимосвязанные с первым и вторым множеством и фактически являющиеся их подмножествами).
Под мышлением - ... процесс в том же самом с добавлением иррациональных составляющих внутренних и внешних. Хотя если рассматривать интеллект, как отдельную систему, то все составляющие будут внешние.

inin 18.04.2019 10:18

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295122)
Промузг.
Человеческое мышление характеризуется добавлением этих производных от иррациональных составляющих - собственной свободы и вмешательства Бога, ещё вмешательства иных внешних систем (включая чужую волю и эгрегоры, которые в пределе сводятся к собственному выбору и язычеству - диалогу с Богом ЯЖО).

Извиняюсь за ошибку, садовник. Вы не просто кибернетический редукционист, а последовательный кибернетический редукционист. У последовательных людей дополнения и исключения подтверждают правило.

садовник 18.04.2019 11:42

Цитата:

Сообщение от inin (Сообщение 1869295123)
Извиняюсь за ошибку, садовник. Вы не просто кибернетический редукционист, а последовательный кибернетический редукционист. У последовательных людей дополнения и исключения подтверждают правило.

Любая модель - есть редукция. Что вам в этом не понравилось.
Следуя последовательному Инин, не любая модель - есть редукция, есть исключительные дополнения - демагогические модели, кои могут представлять из себя и усложнения.

Модель строится для описания чего-то и основная задача - прогностическая функция. Модель, которая сложнее системы, бессмысленна с точки зрения прогноза.
Любая модель - редукция, кроме демагогий.

Инин, а когда на первый вопрос ответ будет без редукций? Компьютер - это высокодуховная тварь или кибернетический механизм?

Вам что не понравилось то в разложении мышления на составляющие?
Что в мышлении нельзя выделить рациональное и иррациональное?
Или у вас и иррациональное стало кибернетикой? Для людей ничего не понимающих в логике - любая кибернетика запредельно трансцедентальная штука. А раз так, то и наоборот можно - любая трансцедентальная штука - кибернетика... Только я то причём? Получается, что вы - неосознательный киберпанк.

... как-то так Инин.


зы: Инин, вы бы перестали гнать. Но ведь откровенно гоните в своём репертуаре... На самом деле садовник думает, что всё вокруг кибернетика...
У вас миелофон заело.

inin 18.04.2019 11:49

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295134)
Любая модель - есть редукция.

Но у садовника любая модель – редукция именно кибернетическая.

садовник 18.04.2019 12:11

Цитата:

Сообщение от inin (Сообщение 1869295135)
Но у садовника любая модель – редукция именно кибернетическая.

Если вы под кибернетической понимаете рациональная.

Параллельно приведите пример иррациональной модели. Мне хочется продемонстрировать ваш могучий интеллект во всей красе.
Так сказать, как ваш рациональный интеллект справляется с построением иррациональных моделей.

зы: Упрощу задачку. Модель с неопределёнными элементами - это не иррациональная модель.
Тем более если неопределённые элементы определяются любым из экспертных методов, в том числе методом "так сказал Заратуштра".

Инин, давайте уже мыслите, если думать не получается.

inin 18.04.2019 12:39

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295137)
Если...

Не гадайте. Если не знаете, просто погуглите по “кибернетический редукционизм”. Но если вам с вашими профессиональными деформациями жить проще, можете не гуглить.

садовник 18.04.2019 12:55

Цитата:

Сообщение от inin (Сообщение 1869295143)
Не гадайте. Если не знаете, просто погуглите по “кибернетический редукционизм”. Но если вам с вашими профессиональными деформациями жить проще, можете не гуглить.

Я не гажу.
Я у вас уточняю (чего вы ни у кого не делаете, а зачем, если вы итак всё ведаете), что именно вы подразумеваете под кибернетической моделью?

Чувствуете разницу? Ваше понимание кибернетической модели и википедия - кибернетический редукционизм. Вы предлагаете понимать, что:
1) Названная вами кибернетическая модель - это кибернетический редукционизм из википедии.
2) Компьютер - это реализация кибернетического редукционизма, т.к. в общем то он является некоей кибернетической моделью.

зы: Охарактеризуйте (можно в картинке) человека, который на уточняющий вопрос:
- Что такое кибернетическая модель, о которой вы ляпнули?
Отвечает:
- Это кибернетический редукционизм.

зы: Это только новый виток спирали. Название дали другое. По сути ничем от Пифагорейских систем не отличается. Там тоже во главу угла ставили цифры и на их основе пытались сделать полное описание всего.
Ничто не ново под Луной, Инин.
Вы в самом деле не видите общего хода вещей?
Из той же оперы ещё были механицизмы, каббализмы и прочая и прочая.

inin 18.04.2019 13:18

Цитата:

Сообщение от садовник (Сообщение 1869295145)
зы: Это только новый виток спирали. Название дали другое. По сути ничем от Пифагорейских систем не отличается. Там тоже во главу угла ставили цифры и на их основе пытались сделать полное описание всего.
Ничто не ново под Луной, Инин.
Вы в самом деле не видите общего хода вещей?
Из той же оперы ещё были механицизмы, каббализмы и прочая и прочая.

Наконец то садовник начал читать из гугла. Ещё чуток, и решит свою кибернетическую проблему

садовник 18.04.2019 13:44

Цитата:

Сообщение от inin (Сообщение 1869295146)
Наконец то садовник начал читать из гугла. Ещё чуток, и решит свою кибернетическую проблему

Это несколько удручает, что вы продолжаете позиционировать меня идиотом после стольки лет переписки...
Конечно, я впервые услышал слово редукция и кибернетика.

Вы сами то верите в то, что пишите?

Ах. Ну да. Инин, über alles.

зы: Пока не читал из гугла. Из туда достаточно вас. Чего тут читать то. Редукция - упрощение. Редукционизм - упрощение явлений жизни обычно сопровождаемое утерей каких-либо существенных качеств. Кибернетический - любой сложный программный механизм.

Вы бы уточнили, что вы понимаете под кибернетической моделью. А то я так и не понял. Любая модель для вас это редукционизм? Вот для меня, модель сопровождается редукцией. А для вас модель - это редукционизм? Т.е. вместо моделирования вы произносите редукционизмирование? Вместо давайте построим модель - давайте построим редукционизм?
Я вот пока даже осмыслить не могу - на каком диалекте и какого языка вы это произносите.

И сколько человек вас понимает? Хороший вопрос.

зы: Далёкий 1999 год. Шаов:
... такая вот редукция. Но прежде чем откланятся
Я кратко резюмирую сегодняшний базар
Товарищи учёные, мы все в глубокой заднице!
Спасибо за внимание. Окончен семинар.

Огорчил, что слово "редукция" знакомо было, как минимум ещё тогда? Не расстраивайтесь, Инин. Как бы это сказать, помягше... от вашего анализа моих постов несёт зашкаливающим редукционизмом только не кибернетическим, а агностистическим.

садовник 18.04.2019 14:49

Проблема заключается в развитии, а не в построении тех или иных моделей.

Для адекватного развития требуется адекватное образование. Сложность в том, что нельзя передать образы, если не сформировано контуров различения.

Человек рождается условно с пустым интеллектом. Там имеется некий базовый набор и всё. Пусть до попадания в социокультурную среду он получает какой-либо минимум ещё информации из неё (посредством предродового, разговора и т.д.). Это не принципиально.
Далее начинают вырабатываться контуры различения. И пока он все этапы не пройдёт, он не доберётся до тех философских категорий, которые мы тут обсуждаем.
Нет систем обучения, которые позволили бы перепрыгнуть этапы. Это невозможно.
Потому говорить об обучении религии, философии, бытоукладов и прочее до определённых пор не имеет смысла. Он не поймёт ничего.
А до этих пор как раз остаются всевозможные системы обучения по типу диссипативных структур. Заполнить надо большой пустующий объём (диссипацию).

Бессмысленно обучать неким высшим смыслам. В лучшем случае получаем знатока-зануду, который ничего не понимает, а является только ходячей энциклопедией.

Нужно проводить детей через все этапы... моделей максимизации в том числе.
Теоретически создание игровых моделей по нынешним временам - совсем не проблема.

BORN 18.04.2019 18:32

Всем Здравия.. Вообще-то тема в целом посвящена Русской школе Русского языка.

И вот что говорит по этому поводу её основатель, Виталий Владимирович Сундаков. Прошу прочесть внимательно и подождать с критикой терминологии до тех пор пока не поймёте смысл создания этой школы.
Итак, это как бы предисловие. Поскольку самостоятельно это просмотреть вы оказались не в силах, мне пришлось переписать вступление из урока номер 8.
Итак:
Цитата:

Друзья мои! Ваши контраргументы с точки зрения существующих научных парадигм и принятых правил на 100 процентов верны. Я вас отчётливо понимаю. Ведь ДРУГИХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ, как и НАУЧНЫХ СЛОВАРЕЙ, кроме известных вам с вашего рождения и до "сейчас" НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Существующая же наука многого добилась. И премного создала... Но "наука" изобретение не наше. Знания наши, а наука не наша,поскольку всю "науку вообще" изобрели и создали немцы. Примерно триста-четыреста лет назад.

Терминология вся не наша, методология- не наша. Правила ведения исследований - не наши. Оформление полученных результатов, правила фиксации научных достижений и тд и тп и пр - всё это, увы, не наше...
Уважаю ли я багаж обретённых человечеством знаний? Даже боготворю. Вот только наука это не столько сумма знаний, сколько методы их получения, неустанное изучение сокрытого, недопонятого, неизведанного для пользы тех, ко её пестует и развивает.

Различные знания добываются различными методами, формами, способами, инструментарием. И для понимания и изучения любых иностранных наук иностранные способы изучения этих наук способ не только наилучший, но и единственный.

Существующая точка зрения науки на историю и любое языкознание - это традиционное представление немцев на историю всех народов и всех языков, на которых эти народы говорят.
Я лично знаю многих учёных и состою с ними в хороших отношениях... Филологов, философов, лингвистов...

Но вот мы создали "Русскую школу Русского Языка"...
Могут люди, говорящие на Русском Языке, где бы они нынче не жили, иметь свои собственные знания о своей истории, истории своего государства, о своём языке?

Поскольку доподлинно известно и неоднократно проверено "Что русскому хорошо, то немцу смерть", мы осознанно назвав школу так, как мы её назвали и считаем, что поступили гуманно, предупредительно для всех тех, кто уже в силу разных причин не готов даже взглянуть на повсеместно существующие парадигмы КАК ЛИБО ИНАЧЕ.

Передо мной не стоит задача "выносить" людям их "засахарившийся" мозг, просто я лишь представляю вам мнение о Русском Языке людей, которые думают о Русском языке на Русском же
языке; говорили на русском языке русским языком; для русских же людей, желающих изучать русский язык русским способом...

Все мы стараемся привнести в науку что-то новое и проявить свое видение на существующее, но как только-только наметится собственному взгляду на собственный язык, культуру и историю, адепты немецкой школы сразу "в штыки". И "штыки" эти тоже чужие, хотя зачастую держат эти "штыки" руки наших людей и направляются они нашими же головами...

Также я понимаю, что люди хотят знать, где же первоисточники того, о чём я рассказываю? При этом они требуют чтобы я ссылался на "науку", на летописи, на корифеев тех самых нерусских наук...
Настаивают, чтобы я сравнивал свои представления с представлениями этих наук, греков, индусов, арабов, китайцев, но я ссылаюсь непосредственно на сам наш с вами Русский язык, на наших отцов дедов, прадедов, бабушек и прабабушек; хочу ссылаться на наше мировосприятие, мировоззрение и миропонимание. На нашу душу, наконец... надеюсь, что хоть этого у нас никому не отнять.


мин.41,
Правила извода русских слов не являются правилами собственно русского языка!
Это есть правило более общее. Русский язык сделан по правилам, по которым живёт сама Природа!

Имхо:
потому Русский язык есть тот самый Первоязык, на котором ранее разговаривали все люди! До тех пор, пока жили в природной среде и не отделяли себя от Природы.

P.S. Прошу вас умерить свой праведный пыл по поводу терминологии и для начала просмотреть если не сами уроки Русской школы Русского языка, то хотя бы те вводные ролики, коих набралось уже 6 штук.

Скрытый текст:
часть2
[ame]https://www.youtube.com/watch?v=fpT430a5ugg[/ame]
часть 3
[ame]https://www.youtube.com/watch?v=mj6xgu6fLeU[/ame]

часть 4
[ame]https://www.youtube.com/watch?v=ZRH9cjp28Y8[/ame]
часть 5
[ame]https://www.youtube.com/watch?v=5Gux98D87uo[/ame]
часть6
[ame]https://www.youtube.com/watch?v=EpREcQJEhJ4[/ame]

садовник 19.04.2019 08:36

Какой-то Чип и Дейл Карнеги. Начни с соглашения.

Я с вами полностью согласен. Вы совершенно верно уловили, что написан бред. Как же точно вами, Борн, охарактеризованы устройство мира по типу роевых структур, как маразм. Вот трудно в этом с вами не согласится.

Пример риторики Сундакова.

BORN 05.05.2019 15:03

[quote=BORN;1869295174]Всем Здравия.. Вообще-то тема в целом посвящена Русской школе Русского языка.



Цитата:

Имхо:
потому Русский язык есть тот самый Первоязык, на котором ранее разговаривали все люди! До тех пор, пока жили в природной среде и не отделяли себя от Природы.
Вообще-то - русский язык системный язык мозга. Если, конечно, ты Н.Н.Вашкевича читал...
[ame="https://www.youtube.com/watch?v=i8Kp3unMXRA"]ЗАЧЕМ РУССКИМ ПРАКТИКИ АКТИВАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА[/ame]

ZAMZAR 29.07.2019 19:27

[quote=BORN;1869295895]
Цитата:

Сообщение от BORN (Сообщение 1869295174)
Всем Здравия.. Вообще-то тема в целом посвящена Русской школе Русского языка.

Вообще-то - русский язык системный язык мозга. Если, конечно, ты Н.Н.Вашкевича читал...
ЗАЧЕМ РУССКИМ ПРАКТИКИ АКТИВАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

http://www.ecogazeta.ru/archives/13846#comment-29102

Статья адмирала А.С. Шишкова в защиту русского языка «Хочешь погубить народ, истреби его язык»
Author archive Author website
Александр Семенович Шишков (1754 — 1841) — русский писатель, литературовед, филолог, военный и государственный деятель, адмирал, государственный секретарь и министр народного просвещения. Один из ведущих российских идеологов времён Отечественной войны 1812 года, известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года. Президент литературной Академии Российской. Всегда поднимал роль русского языка, о котором «элитарные круги» России вспоминали только во времена нападения на Россию извне. В этом плане характерное высказывание англичанки М. Уилмот, посетившей Санкт-Петербург и Москву в 1805 году говорит о многом: «Русские переносят вас во Францию, не осознавая нимало, сколь это унизительно для их страны и для них самих; национальная музыка, национальные танцы и отечественный язык — всё это упало, и в употреблении только между крепостными».

Цитата:

Во время Отечественной войны 1812 года император Александр назначает А.С. Шишкова на должность государственного секретаря и привлекает к написанию патриотических воззваний, рескриптов, манифестов о всеобщем ополчении.

А.С. Пушкин оставил строки о А.С. Шишкове:

«Сей старец дорог нам: он блещет средь народа,

Священной памятью двенадцатого года».

Статья Александра Семеновича Шишкова «Хочешь погубить народ, истреби его язык»

Взойдем, как хромоногий бес, на высокую башню; снимем кровли с домов и посмотрим, что в них происходит. С чего начать? С воспитания. Есть ли хоть один, кроме самых бедных, в котором бы детей наших воспитывали не французы? Сие обыкновение так возросло и усилилось, что уже надо быть героем, дабы победить предрассудок и не последовать общему течению вещей! Попытайтесь сказать, что языку нашему, наукам, художествам, ремеслам и даже нравам наносит вред принятое по несчастию всеми правило.

Сердитые и безрассудные выцарапают вам глаза. Те, которые помягче и поумнее, станут вам доказывать: «Не пустое ли ты говоришь? Когда же лучше обучаться иностранному языку, как не в самом ребячестве? Дитя играючи научится сперва говорить, потом читать, потом писать, и как французский язык необходимо нужен (заметьте это выражение), напоследок будет писать так складно, как бы родился в Париже». В этой-то самой мысли и заключается владычество его над нами и наше рабство.

Для чего истинное просвещение и разум велят обучаться иностранным языкам? Для того, чтоб приобресть познания. Но тогда все языки нужны. На греческом писали Платоны, Гомеры, Демосфены; на латинском Виргилии, Цицероны, Горации; на итальянском Данты, Петрарки; на английском Мильтоны, Шекспиры.

Для чего ж без этих языков можем мы быть, а французский нам необходимо нужен? Ясно, что мы не о пользе языков думаем: иначе за что нам все другие и даже свой собственный так уничижать пред французским, что их мы едва разумеем, а по-французски, ежели не так на нем говорим, как природные французы, стыдимся на свет показаться?

Стало быть, мы не по разуму, и не для пользы обучаемся ему; что ж это иное, как не рабство?

Скажут: да он потому необходимо нужен, что сделался общим, и во всей Европе употребительным. Я сожалею о Европе, но еще более сожалею о России. Для того-то, может быть, Европа и пьет горькую чашу, что прежде нежели оружием французским, побеждена уже была языком их. Прочитайте переведенную с французского книгу Тайная История нового французского двора: там описывается, как министры их, обедая у принца своего Людвига, рассуждали о способах искоренить Англию. Всеобщее употребление французского языка, говорил один из них, Порталис, служит первым основанием всех связей, которые Франция имеет в Европе. Сделайте, чтоб в Англии также говорили по-французски, как в других краях. Старайтесь, продолжал он, истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке — и тогда Англия будет нашею рабою.

Вот рассуждение одного из их государственных мужей, и оно весьма справедливо. Если б Фридрихи вторые не презирали собственного языка своего; ежели б всякая держава сохраняла свою народную гордость, то французская революция была бы только в углу своем страшна. Мнимые их философы не вскружили бы столько голов, французы не шагали бы из царства в царство.

От чего сие, как не от общего языка их разлияния, подчинившего умы наши их умам?

Но оставим другие европейские земли и возвратимся к своему Отечеству. Благодаря святой вере Россия еще не такова.

Однако французский язык предпочитают у нас всем другим, не для почерпания из него познаний, но для того, чтоб на нем болтать. Какие же из того рождаются следствия? Тому, кто грамматику природного своего языка хорошо знает, не много времени потребно обучиться читать на иностранном языке. Напротив, чтоб говорить им как своим природным, нужно от самого младенчества безпрестанно им заниматься. Это воспрепятствует вам знать собственный язык ваш, разумеется, не тот, которому научились вы на улице, но тот, каким в священных храмах проповедуется слово Божие, и какой находим мы в книгах от Нестора до Ломоносова, от Игоревой песни до Державина. Сие отведет вас от многих касающихся до России сведений. Вы, может быть, много лишнего узнаете о французских почтовых домах и о парижских театрах, гуляньях и переулках, но много весьма нужного не будетезнать о своем Отечестве. Вы всем этим пожертвуете для чистого произношения французского языка.

Посмотрите: маленький сын ваш, чтоб лучше и скорее научиться, иначе не говорит, как со всеми и везде по-французски: с учителем, с вами, с матушкою, с братцем, с сестрицею, с мадамою, с гостями, дома, на улице, в карете, за столом, во время играния, учения и ложась спать.

Не знаю, на каком языке молится он Богу, может быть, ни на каком. Начав от четырех или пяти лет быть на руках у французов, он приучает язык свой к чистому выговору их речей, слух свой к искусству составления их выражений, и ум свой ко звуку и смыслу их слов. Не думаете ли вы, что привычка, а особливо от самых юных лет начавшаяся, не имеет никакой власти над нашим сердцем, разумом, вкусом и душою?

На десятом году он уже наизусть читает Расиновы и Корнелиевы стихи, но еще ни одного русского писателя не читал, Псалтири, Нестора, Четьи-минеи и в глаза не видал. На тринадцатом году он уже начинает спорить с учителем своим, кто из них наскажет больше приятных слов торговкам модных вещей и актрисам. Между пятнадцатым и осьмнадцатым годом он уже глубокий философ. Рассуждает о просвещении, которое, по мнению его, не в том состоит, чтоб земледелец умел пахать, судья судить, купец торговать, сапожник шить сапоги. Нет, но в том, чтоб все они умели чесаться, одеваться и читать по-французски прозу и стихи. О безсмертии души он никогда не думает, а верит безсмертию тела, потому что здоров и ест против десятерых. Часто судит о нравственных вещах, и больше всего превозносит вольность, которая, по его понятиям, в том состоит, чтоб не считать ничего священным, не повиноваться ничему, кроме страстей своих. На двадцатом или двадцать пятом году он по смерти вашей делается наследником вашего имения.

О, если б вы лет чрез десяток могли встать из гроба и посмотреть на него! Вы бы увидели, что он добываемое из земли с пролиянием пота десятью тысячами рук богатство расточает двум-трем или пяти обманывающим его иностранцам. Вы бы увидели у него огромную библиотеку всякого рода французских книг, украшенную богатыми портретами Гельвециев и Дидеротов.

А ваш и супруги вашей портрет, не прогневайтесь, вынесен на чердак, и приносится только, когда надобно посмеяться, как вы одеты были странно. Вы бы узнали, что он не только на могиле вашей никогда не был, но и в церкви, где вы похоронены, или лучше сказать, ни в какой. Вы бы увидели, что он над бабушкой своею, чуть дышущею, хохочет и говорит ей: Лукерья Федоровна, скажи что-нибудь про старину. Вы бы увидели, что он не способен быть ни воином, ни судьею, ни другом, ни мужем, ни отцом, ни хозяином, ни гостем. Вы бы увидели…

После всего этого утешило бы вас то, что он хорошо, красно и свободно говорит по-французски?

Привычка и господствующее мнение так сильны, в такую берут человека неволю, что он против убеждений разума своего, насильно, как бы магнитом, втягивается в вихрь общего предрассудка.

Помножим тем, что чужеземные наши воспитатели, наставники, приятели, искусники безпрестанными своими изобретениями, хитростями, выдумками все сие в нас питают, поддерживают, подкрепляют.

Между тем, они ведут нас не к славе, но совсем в противную сторону. Мы можем о том, куда они нас ведут, заключить из того, до чего они нас довели.

Славенский древний, коренный, важный, великолепный язык наш, на котором преданы нам нравы, дела и законы наших предков, на котором основана церковная служба, вера и проповедание слова Божиего, сей язык оставлен, презрен. Никто в нем не упражняется, и даже самое духовенство, сильною рукою обычая влекомое, начинает от него уклоняться.

Что ж из этого выходит? Феофановы, Георгиевы проповеди, которым надлежало бы остаться безсмертными, греметь в позднейшем потомстве и быть училищами русского красноречия, подобно, как у греков и римлян были Демосфена и Цицерона слова, — эти проповеди не только не имели многих и богатых изданий, как то в других землях с меньшими их писателями делается. Но и одно издание до тех пор в целости лежало, покуда наконец принуждены были распродать его не книгами, но пудами, по цене бумаги!

Сколько человек в России читают Вольтера, Корнелия, Расина? Миллион или около того. А сколько человек читают Ломоносова, Кантемира, Сумарокова? Первого читают еще человек тысяча-другая, а последних двух вряд и сотню наберешь ли.

Возникнет ли там писатель, где тщательных и долголетних трудов никто не читает? Нет! Там ни в ком не родится мысль предпринять нечто твердое, важное. Там не найдем мы трудолюбивых людей, которые прежде, чем работу свою окончат, тысячу других о том писателей прочитают, лучшее из них почерпнут, и собственный искус свой с их рассуждениями согласят. Будут только показываться временные охотники писать, мелкие сочинения которых не требуют ни упражнений в науках, ни знаний в языке. О них можно стихом Сумарокова сказать, что они

Когда рождаются, тогда и умирают.

При таких обстоятельствах язык наш все более будет погребаться в забвении, словесность портиться и упадать. Но без языка и словесности могут ли распространяться науки? Может ли быть просвещение? Могут ли процветать даже художества и рукоделия? Нет! Без языка науки невнятны, законы мрачны, художества нелепы, рукоделия грубы, и одним словом: все без вида, без образа, без души. Язык и словесность нужны не для одних наук, законов и художеств. Всякое ремесло, рукоделие и промысл их же светом освещаются, от них заимствуют свое совершенство.

Свой язык упадает, потому что предпочитается ему чужой. С падением языка родного молчит изобретение, не растут ни в каких родах искусства. Между тем чужие народы пользуются этим и не перестают различными средствами отвращать наше внимание от самих себя и обращать его на их хитрости.

Сто лет тому назад начали мы учиться у иностранцев. Что ж, велики ли наши успехи? Какие плоды от них собрали? Может быть, скажут: расширение земель, победы, завоевания! Но этому не они нас обучили. Без природной храбрости и любви к Отечеству нам бы не одержать Полтавскую победу. Нет!

Это не их наставления плоды. В этом они скорее разучить, нежели бы научить нас хотели, если б могли. Я думаю, дорого бы дали они, чтоб у солдат наших была не православная душа, не русское сердце, не медная грудь.

Сто лет не один год. Пора бы уже в такое долгое время и самим нам сделаться искусными. Но между тем воспитывают и всему обучают нас иностранцы. Домы наши, храмы, здания строят они же; одевают и обувают нас, жен наших, сыновей и дочерей они же. Без них не умели бы мы ни занавесок развесить, ни стульев расставить, ни чепчика, ни кафтана, ни сапогов на себя надеть. Детей наших стоять прямо, кланяться, танцевать, верхом ездить, смотреть в лорнет обучают они же. Оркестрами и театрами увеселяют нас они же. По крайней мере, кушанья на кухнях наших готовят нам русские повара? Нет, и то делают они же!

Разве природа одарила иноземцев превосходнейшим умом и способностями? Разве она им мать, а нам мачеха? Кто это подумает! Тот разве, кто не знает русского народа, смекалистого, на все способного.

Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там при безмолвии словесности все вянет и не процветает.

Когда мы на один из двух садов устремим свое внимание, тогда и ум, и слух, и зрение, и вкус прилепляются к нему, от чего другой будет претерпевать. Потерпите, не преставайте насаждать, подчищать, разводить, умножать хорошее, истреблять худое: вы увидите, что он со временем раскинется и будет великолепен.

Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений; полюби сперва несовершенство их, предпочти свое чужому, посели в него честолюбие, возроди ревность, возбуди в нем уважение к самому себе. Тогда природное дарование найдет себе пищу, начнет расти, возвышаться, делаться искуснее и наконец достигнет совершенства. Но покуда не возникнет в нас народная гордость, собственные свои достоинства любящая, до тех пор мы будем только смотреть, как делают иностранцы. Свой ум останется бездействен, дух непредприимчив, око непрозорливо, руки неискусны.

Иноземцы часто жалуют нас именами des barbares (варвары), des esclaves (рабы). Они врут, но мы подаем им к тому повод. Может ли тот иметь ко мне уважение, кто меня учит, одевает, убирает, или лучше сказать, обирает, и без чьего руководства не могу ступить я шагу?

Свергнув иго чуждого языка и воспитания, нужно сказать им: «Как? Мы, варвары, век свой славимся нравами и оружием; а вы, не варвары, ужасами революции своей отняли славу у самого ада. Как? Мы, эсклавы, повинуемся Богом избранной верховной власти; а вы, не эсклавы, после адской вольности, воздвигшей убийственные руки ваши на стариков и младенцев, наконец ползаете, когда палкой принудили вас повиноваться! Как? Мы, непросвещенные, почитаем веру, единственный источник добродетелей, единственную узду страстей, а вы, просвещенные, попрали ее и самое бытие Бога, не по чудесам созданного им міра, но по определениям Робеспьеровым! Как? Мы, имея коренный, древний, богатый язык, станем предпочитать ему ваше скудное, из разных языков составленное наречие!»

Так должно отвечать, а не думать: «Где нам за вами гоняться! У вас и мужики говорят по-французски! Вы умеете и чепчики делать, и на головы накалывать, и цветы к цветам прибирать. Ради самого Парижа, не отступайте от нас! Будьте всегда нашими учителями, наряжателями, обувателями, потешниками, даже и тогда, когда соотечественники ваши идут нас жечь и губить!»

Если мнение наше о них всегда будет такое, тогда отложим попечение о собственных науках, художествах, ремеслах. Станем припасать золото и платить им за все то, чего сами сделать не умеем. Мы не наживем славы, но зато проживем деньги.

Шишков Александр Семенович
Источник: книга «Славянорусский корнеслов», Санкт-Петербург, 2012 год

P.S. взято с сайта газеты С.Лисовского.


Часовой пояс GMT +3, время: 11:43.

Осознание, 2008-2016