ИсТория с географией
Прочёл девиз Хантера: “Мой Бог меня рабом не называл!” и почему-то вспомнил недавний разговор, в коем мне пришлось поучаствовать на посиделках в компании учителей … ну не важно, по какому поводу. Сейчас уже забылось, кто и что говорил конкретно, потому перескажу суть, ибо тема показалась мне прелюбопытной, да и аргументы участников беседы были совсем не лишены резона…
- Одним из орудий искажения общественного сознания и, как следствие, деградации народа является подмена в языке группы понятий, касающихся важных сторон человеческих отношений. Такая подмена идёт давно и, судя по результатам – целенаправленно.
Например, мы совершенно не думая (а надо бы), называем своё потомство “дети”, “ребята”. А откуда это всё взялось? Что означает? Вроде как бы и забылось за давностью лет… Между тем те, кто немного интересовался отечественной исТорией, читали роман А.Толстого “Пётр I”, наверняка умилялся тому, как Царь обращался перед боем к своим солдатам: “Дети мои!”,”Детушки!” –
Вот ведь как - царь, а к солдатам обращается, как к родным…
Однако не всё так просто. В том же романе попадается такое выражение” дети боярские”и обозначает оно ни более, ни менее, как просто холопов, вооружённую челядь, которую боярин обязан выставлять по призыву на царскую службу.
A откуда это взялось? А оттуда: ещё со времен Киевской Руси младшая (основная) дружина звалась “Детка” (Децка). Соответственно дружинники – Дети! Старшая же дружина – советники, друзья и родственники – называлась Боярами. Отсюда и “дети боярские” - то есть подчинённые боярам люди ( позже –холопы бояр).
Так что Пётр говорил всё верно – “Воины мои!” обращался он к солдатам, и солдаты (дети) правильно его понимали.
Сейчас бытует другое обозначение потомства – “Ребята!”.
С этим ещё интереснее, опять разберёмся на исТорическом примере. Кем была мать Владимира Крестителя Малуша-ключница? По своему социальному положению (согласно летописи), она была рабой, пленницей. Точнее – Робой. Ну и сынок её, соответственно, являлся Робёнком – Робичем.
После крещения Руси “огнём и мечом” Робами божьими объявили всё население, что усиленно внедрялось (вместе со словом робята) в общественное сознание как иерархией РПЦ, так и светской властью. Так весь народ одним махом и стал ”Робятами”. А уж после 1917 года плавненько так все Робята проснулись Ребятами, став толи маленькими Ребе, толи из Робами.
А испокон веку своё потомство свободный человек называл Чадо, чадушко любимое.
Вот так-то, Робята!
|