Чуть больше недели назад уходящий президент Обама проявил принципиальность и решительно продлил санкции против России еще на один год. То есть сделал то, что лично я от него и ожидал. Внешне этот жест выглядит ярко и последовательно, что безусловно играет Обаме на руку. И столь же внешне этот жест носит откровенно антироссийский характер. Он как бы оправдывает последние действия американской администрации, направленные на согласованные с Россией действия в отношении сирийского конфликта. США в итоге предстают этаким «справедливым», но уверенным в себе «миротворцем», предупреждая обвинения в проявлении слабости по отношению к России. Но в политике видимое зачастую является прямой противоположностью реальному. Не удивлюсь, если продление санкций явилось столь же согласованным и продуманным действием, как и сирийское перемирие. Ибо большего подарка Владимиру Владимировичу Обама сделать не мог.
Оценить значение продленных санкций против России можно только в контексте предвыборного года не только в США, но и в самой России. А в России главными проигравшими от санкций являются спонсоры либерального крыла российской власти/оппозиции. Именно эти кланы, плотно завязанные на прибыли от перепродажи дешевых западных кредитов на внутреннем рынке, больше всех теряют от санкционных ограничений. Именно постоянное ожидание отмены санкций и столь же постоянное заклинание, что они вот-вот будут отменены, реально тормозит освобождение российской экономики от внешней финансовой и торговой кабалы. Ведь зачем что либо менять у себя внутри, если стоит ненадолго затянуть пояса, причем даже не свои, а в малом и среднем бизнесе, как все вернется на круги своя. И снова все будет хорошо.
Продление санкций именно сейчас реально не наносит никакого ущерба России. В феврале закончился плотный период активного погашения внешних долгов. Россия смогла выдержать натиск и избежать кредитной ловушки, которую долгие годы тщательно готовили ей как извне, так и изнутри. И теперь следующие существенные по объему выплаты ожидаются только в декабре. То есть фактически весь этот год Россия свободна от прессинга финансовых выплат. И одновременно свободна от необходимости изыскивать валюту на их осуществление. Это в свою очередь означает ликвидацию на довольно длительный срок серьезного давления на валютный курс. Более того, даже после декабря этого, весь следующий год по выплатам не представляет из себя никакой серьезной угрозы или проблемы. Ликвидировано самое мощное средство давления на российскую экономику и политику. В этих условиях продолжение санкций лишь играет на руку России, не позволяя вновь вовлечь страну в очередную кредитную кабалу. Напротив, отсутствие необходимых платежей создает прекрасную возможность ускоренного наращивания валютных резервов. А уж в чем это делать, в золоте или каких-либо видах валют, это дело государственной политики. И пока, судя по постоянному и непрекращающемуся росту именно золотых резервов, курс определен достаточно четко. Другое дело, что на рынке просто нет таких запасов свободного металла, чтобы переводить в него все излишки платежного баланса страны. Одновременно прекращение значительных внешних платежей означает рост внутренних источников финансирования российской экономики без привлечения внешних ресурсов. И это тоже на пользу России.
Если суммировать все, то санкции против России в текущих условиях действуют однозначно на благо российского государства.
Снижаются финансовые возможности прозападного крыла российской элиты. Вместе с этим уменьшаются и его электоральные возможности, как и вообще способность влиять на внутреннюю обстановку в стране. Но и для экономики продление санкций означает многое. Перетерпеть без изменения своей структуры любая экономика может лишь определенный период времени. Продление санкций реально означает необходимость существенной трансформации довольно уродливой сегодня экономической модели России. Рост ее независимости от внешних факторов и целевой точечной реиндустриализации. И еще один год санкций дает нашей экономике время для перестройски и переориентации на внутренние ресурсы. Воспользуемся этой возможностью или нет, это отдельный вопрос. Но в любом случае шансов на это стало больше.
Из внешних факторов стоит особо выделить отношения с Европой, которая несет основное бремя финансовых и экономических потерь от противостояния с Россией. Продление санкций для Европы означает либо их поддержку, что приведет к новым финансовым потерям и ослаблению позиций Европы в ее экономическом противостоянии с США. Либо политический бунт против США, что ослабит уже весь западный антироссийский фронт. И ослабит очень существенно. Получается, что какой бы выбор не сделала Европа, Россия уже выиграла, причем в очередной раз ничего не сделав для этого внешне. И даже если Европа, что крайне сомнительно, решится на бунт против США, она уже не сможет вернуть ситуацию к досанкционному периоду. За время действия санкций тот же российский продовольственный импорт начисто лишился европейских посредников, ранее снимавших на торговых операциях существенную маржу. Следовательно, этот импорт стал намного эффективнее. И нет никаких оснований для возврата к старому порядку вещей.
Таким образом, если вникнуть в суть принятого Обамой решения, то становится понятным, что действовал он полностью в интересах Путина, как будто тот ему нашептывал это решение из-за спины. А значит это решение и в пользу всей России. Ну а очередные вопли наших либералов тому лишнее подтверждение.