Прелюдия идеального шторма.
Наблюдать за теми, кто в противовес конспирологам и прочим адептам конца «Pax Americana» свято верит в незыблемость существующего миропорядка, довольно любопытно.
Конечно, такие скептики тоже нужны, и даже крайне важны. Без них мир превратился бы в крайне плохо управляемую хаотичную систему. Консерватизм массового мышления это основа стабильности социальной пирамиды. Вот только общая нервозность действует на всех, и любой чих в мировой экономике или политике воспринимается даже консерваторами в качестве эпического события. Так что вера верой, но любые малейшие, но явные признаки краха эти люди встречают показательно образцовой паникой.
Стоило в прошлую пятницу фондовым индексам США провалиться на три и чуть более процента, как пошли активные разговоры про идеальный шторм. Нет, товарищи, до идеального шторма нам еще далеко, пока только легкие тучки обозначились на горизонте.
Все происходящее в мировой экономике примерно с июня стоит воспринимать в качестве последовательных шагов глобального УЦ по возвращению основной массы долларов, блуждающих по миру в родные пенаты. И не где-нибудь просто в США, а непосредственно в государственных казначейских облигациях. Не больше и не меньше. Что последует, когда зеленая братия соберется там, откуда вышла погулять в пампасы, это другой вопрос и другой разговор. Пока же проследим, как все это происходит.
В июне показательно резко обвалился основной китайский фондовый индекс «Шанхай композит». В стремительном пике он спланировал с уровня 5160 до уровня 3500. Поскольку Китай первой экономикой мира сегодня не считают только наиболее упертые америкофилы, то шум, возникший вокруг этого события был вполне закономерен. О причинах и логике поведения Китая и не только его в этих событиях мы уже писали. Сейчас лишь кратко повторю, что для Китая (на государственном уровне) это один из немногих способов быстро избавиться от излишков собственной долларовой массы.
Но за этим шумом практически никто не отметил намного более важного факта. Американские индексы практически никак не отреагировали на это событие. А ведь это с точки зрения и логики, и того, чему нас долгое время учили многочисленные фондовые гуру и биржевые аналитики, нонсенс. Если мы вспомним все предыдущие кризисы, то именно обвалом рынков «где-то там» эти гуру и аналитики раз за разом объясняли начало краха рынков в Америке и Европе. Даже термин придумали «импорт кризиса». И звучало это довольно логично, мир стал единым и глобальным. Финансы еще более едиными и глобальными, основные активы принадлежат немногочисленным банкам и фондам. Каждый пук в африканской саванне может и даже должен отозваться ураганом в Лондоне или Нью-Йорке. И вот случился даже не пук, а полноценный шторм и не где-то в безлюдной саванне, а в одном из мировых финансовых центров – Шанхае. А в ответ тишина. «Однако», странно.
На самом деле ничего странного нет, если понять, что, как, в какой последовательности и для чего происходит. Обрушение Китая вызвало мощный поток долларов в США. Что было необходимо, чтобы «аппарат искусственного дыхания» поддерживающий рефинансирование американских трежерис получил еще немного энергии для бесперебойного функционирования. Что делать, если реальных, обеспеченных активами «зеленых бумажек» без столь кардинальных мер стало катастрофически не хватать. Не стоит путать эти «зеленые» с теми, что так активно производил в последние годы американский печатный станок. Природа этих внешне одинаковых денег совершенно разная, как и области их применения.
У долларов в Китае фактически не осталось иного выхода, как рвануть в США. Но на этом этапе часть денег еще имела возможность отколоться от основного потока и рвануть не в США, а в Европу. Что, кстати, тут же слегка укрепило вяло скользившее в пропасть евро. Да и в самих США далеко не все деньги рванули по назначению. Стойкий как оловянный солдатик американский Доу-Джонс оттащил немало средств на себя.
Следующим этапом акции по принуждению возврата долларов на родину стало снижение суверенных кредитных рейтингов Европе со стороны крупнейшего рейтингового агентства «S&P». В итоге постепенно заваливаться стали уже и европейские фондовые индексы в купе со ставками по еврооблигациям. Цель все та же. Доллары на базу!
И вот спустя всего пару месяцев с начала глобальной операции мы в прошлую пятницу подошли к главному. Американские индексы начали показательное пике. Причем, как и полагается, это пике не ограничилось одним днем и тремя процентами. Сегодня еще до открытия рынков фьючерсы уже показывают ту же динамику. Доу и «S&P» минус два с половиной процента, а Насдак уже больше трех. Рискну предположить, что по итогам торгов минус пять процентов увидим. А пока Америка спит, активную нисходящую динамику показывают европейские и азиатские рынки. Китай в моменте минус 8.5%, Европа от 2.5 до 3.5%. И там тоже еще не вечер.
Надо понимать, что мы говорим не только о процентах. Речь идет о триллионах долларов, которые в панике покидают фондовые ценности и не понимают, куда приткнуться, чтобы не исчезнуть как дым под легким ветерком. А настолько емкий рынок у нас остался только один – рынок казначейских облигаций США. Ради чего все и затевалось. Как только из фондовых и прочих рынков уйдут все спекулятивные (то есть способные к движению) деньги, то можно будет приступать и к следующему этапу – ликвидации долгового рынка США.
Стоит отметить, что хоть глобально все и идет по плану, имеется и обратная тенденция. Часть мировых денег отказывается тупо следовать на убой, рассчитывая спастись не в США, а на родине (стране происхождения). Эти деньги, напротив, из США идут в Европу и Японию. Причем, на сегодня пока остаются в наличной форме без вложения в какие-либо активы. Это показывает динамика курса Евро и Иены против доллара США. Рост обеих валют сегодня против доллара в переделах 0.5 – 1.0 процента.
На первый взгляд получается некое противоречие. Как же так? Если все рванули в доллары то именно доллар должен расти. А индекс доллара падает сегодня на те же полпроцента. Но есть разница между «Все доллары домой» и «все деньги мира в США».
Здесь надо понимать то, что в эпоху глобализма не только доллар активно распространялся по миру. Огромные по размерам инвестиции делались и в обратном направлении. Из Европы, Японии, Китая, даже России в США. И эти деньги теперь тоже идут «до дома, до хаты». Происходит процесс дезинтеграции мировой экономики, в итоге которой все деньги мира должны оказаться там, откуда они родом. В отношении России правда и здесь есть нюансы. Особенности вывода денег из нашей страны начиная с советского периода и кончая последними годами были таковы, что лишь малая часть денег сегодня вернется именно в Россию. Остальные (а это подавляющая их масса) будут искать альтернативные точки размещения за рубежом, хоть и в подконтрольных зонах. В частности для России это согласованный с Китаем Гонконг и согласованный с Британией Сингапур. Этому в частности способствует и политика российских властей. Всю выведенную из страны за последние 30-40 лет массу денег наша экономика просто не переживет. Для нее физически не существует вариантов размещения в активах. Для того и потребовались соглашения с Китаем.
Потому рубль в отличие от евро и иены пока мускулы не демонстрирует. В этом плане я, кстати, некоторое время назад ошибся, полагая, что динамика ослабления рубля ограничится демонстрацией коррекции в рамках общей волны укрепления. Оказалось, что рубль все же решил отыграть пятую волну вверх, прежде чем вернуться в законный диапазон 45-48. Но на общую картинку это влияет мало.
Итак, подведем краткие итоги. Что происходит в принципе?
1. В мире начался демонтаж глобальной финансовой системы, основанной на долларе.
2. В рамках этого процесса все деньги мигрируют в места происхождения капиталов.
3. Деньги, возвращающиеся в США, по мере краха фондовых рынков будут все больше концентрироваться в трежерис, где и погибнут вместе с долговым рынком в целом.
4. Деньги, возвращающиеся в Японию, главным образом пойдут на погашение корпорациями кредитов, ранее набранных в японском ЦБ.
5. Деньги, возвращающиеся в Европу, оседают главным образом на счетах в банках, где и погибнут вместе с банками в результате их банкротства.
6. Долговой рынок Европы рухнет как и американский, основная интрига в том, кто выстрелит в себя первым. И здесь Америка как ни странно имеет преимущество. Тот факт, что она ликвидировала свой главный очаг напряженности – Пуэрто-Рико досрочно может сыграть ей в плюс, а вот проблемы Греции все еще нависают над Европой в полной мере.
Вот собственно пока и все. А как же идеальный шторм? А он еще впереди. Шторм начнется как раз, когда вслед за фондовыми посыпятся и долговые рынки. Именно тогда золото и серебро рванут вверх, не замечая никаких правил технического анализа. Старт взлета цен на драгметаллы в космос и будет спусковым механизмом начала идеального шторма.
Все это мы увидим еще до конца года.
Источник...