Пример смещения понятий.
Рассмотрим притчу об изгнании Адама и Евы из Рая за «первородный грех». Если её перечитать без давления неосмысленной традиции на психику, а просто подумать самостоятельно о чём же там идёт речь, то можно прийти к совершенно другому выводу –– это притча о первородстве греха.
Грехом традиционно считается нарушение запрета Бога (Он ничего не запрещал –– предупредил о последствиях) на вкушение плодов с “Древа познания”. Что такое “Древо познания” можно узнать из работ ВП СССР или других источников. Сейчас же нам важно вспомнить, что плод “Древа познания” –– способность самостоятельно выявить причинно-следственные связи для изучаемого события или процесса. Ева и Адам, вкусив плод с “Древа познания”, получили возможность понимать причины и предвидеть последствия своих действий, что является качественным отличием ребёнка от взрослого человека (на это же указывает осознание свое наготы –– дети не стыдятся своего голого тела). То есть Адам и Ева стали взрослыми. Взрослые люди не нуждаются в постоянной опеке отца (совете? –– может быть). Из-за страха лишиться «райской жизни» у «Бога-отца за пазухой» они решили скрыть, что вкусили плод с “Древа познания”. Ложь была сразу же раскрыта указанием на «фиговые листочки» прикрывающие наготу. Вместо чистосердечного признания о своём страхе жить своим умом, самостоятельно нести ответственность за свои действия (за детей всегда отвечают родители) началась клоунада с поиском виноватого в том, что произошло.
Первородство греха –– БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ за осмысленно сделанный свободный выбор.
Таким образом, сместив смысловую нагрузку с «первородный грех» на первородство греха мы получили совершенно иную историю, в которой нет логически необъяснимых действий всех участников притчи. Смещение смысловой нагрузки, закрепленное традицией –– один из способов изменения истории. На эту тему есть работа об «Окне Овертона».
|