Вегетарианство и иудаизм
Раввинский
иудаизм в целом не рекомендует
аскетический образ жизни[1], и призывает наслаждаться дарами этого мира в надлежащей форме. Что касается пищи, это учение можно свести к
талмудическому заявлению, «Человеку придется отвечать за все, что он видел, но не ел»
[источник не указан 729 дней] (это касается только
кошерных продуктов). С другой стороны, Талмуд заявляет[
источник?], что желательно, чтобы диета в основном состояла из не-мясных продуктов. Для евреев вегетарианцев, которые желают жить в соответствии с этим учением,
вегетарианство не является формой
самолишения, потому что он не желает есть мясо, и считает, что это полезнее для здоровья.
Некоторые места в
Ветхом Завете поощряет применение мяса животных в пищу, например
Книга Бытия 9:03 в которой говорится, «все движущееся, что живёт, будет вам в пищу».
Бытие 1:29 гласит: «И сказал Бог: вот, „Вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу“». По мнению некоторых классических еврейских комментаторов Библии это означает, что первоначальным планом Бога было, что для человечество будет вегетарианским, и что Бог только потом дал разрешение человеку есть мясо из-за слабости человеческой природы
[2]. Идеальным образом Торы является вегетарианец, и можно предположить, что законы кашрута как на самом деле предназначены для того, чтобы отучить нас от
мясоедения и привести к вегетарианскому идеалу.
[3][4] Ритуалы кашрута напоминают нам о высокой цене, которыю мы платим, каждый раз, убивая живое существо
[3][5]
Содержание
1 Известные иудеи — сторонники вегетарианства
2 Иудаистское обоснование вегетарианства
3 Примечания
4 См. также
5 Ссылки
6 Литература
Известные иудеи — сторонники вегетарианства
Хотя в общем случае иудаизм не продвигает вегетарианство, некоторые видные раввины продвигали вегетарианский образ жизни, среди них Дэвид Коэн (известный как «
Ха-Назир»),
главный раввин Израиля Шломо Горен. Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии, и Шеар Йашув Коэн, Верховный Раввин Хайфы, всецело поддерживают вегетарианский образ жизни
[5]
Главный Раввин Британии
Джонатан Сакс также защищает вегетарианство
[4][6]. Бывший главный раввин Ирландии Давид Розен считает употребление мяса галахически неприемлемым
[7].
Рав Кук, основатель
религиозного сионизма активно высказывался в пользу вегетарианства. Его небольшой буклет на иврите «
Видение вегетарианства и мира» — одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве
[5].
Многие другие видные раввины и толкователи Торы, например
Кассуто,
Ицхак Айзик Герцог и другие
[4] считали, что употребление мяса не желательно с точки зрения иудаизма.
Один из крупнейших экзистенциальных философов и современных еврейских мыслителей
Мартин Бубер также предпочитал воздерживаться от мясной пищи.
Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 года по литературе и
Агнон, ещё один нобелевский лауреат, придерживались мнения, что в основе вегетарианства лежит учение о доброте к животным.
По словам рабби Джеймса М. Лебо, сопредседателя Комиссии по делам молодежи при Объединенной Синагоге Америки, «…и
Маймонид, и
Наманид (1194—1270) одобряли вегетарианство (но считали, что люди могут есть мясо в том случае, если практикуют гуманные способы забоя скота)»
[5]
В Израиле за 25 лет было три верховных раввина — вегетарианца. Израиль занимает первое место в мире (после
Индии) по количеству религиозных вегетарианцев
[5].
Иудаистское обоснование вегетарианства
Существуют несколько иудаистских аргументов, используемых еврейскими вегетарианцами. Три основных компонента, которые доказывают, что вегетарианство предсталяет собой этическую заповедь (
мицва):
Цаар Баалей Хаим,
Пикуах Нефеш и
Баль Ташхит.
Цаар Баалей Хаим является предписанием «не причинить боль живым существам».
Пикуах Нефеш — это уважение к (не только) человеческой жизни, которая находится в непосредственной опасности.
Баль Ташхит — это закон, который запрещает разрушение
[3].
Другим аргументом является то, что со времен
Адама и
Евы не разрешалось есть мясо (
[8][9]) и, что, согласно некоторым мнениям, в Мессианскую эру весь мир будет вегетарианским, и отказ от мяса приближает мир к этому идеалу.
В своей брошюре, обобщающей учения
рава Кука, Джозеф Грин,
южноафриканский еврейский вегетарианский
писатель ХХ-го века, приходит к выводу, что еврейские религиозные этические вегетарианцы — это пионеры
мессианской эры, они ведут жизнь, которая делает пришествие
Мессии более вероятным. Еврейская традиция утверждает, что один способ ускорить приход Мессии — начать практиковать то, что будут преобладать в мессианское время
[2].
Ещё один аргумент состоит в том, что законы
шхиты предназначены для предотвращения страданий животных; но сегодня, при разведении скота индустриальными методами в высокоскоростных механизированных бойнях, даже кошерные скотобойни, по мнению некоторых авторитетов, не выполняют достаточно требований, чтобы мясо было кошерным
[4].
С точки зрения
Каббалы, некоторые
[10][11][12] видят в вегетарианстве «
Тикун Олам».
Примечания
↑ Disclaimer: «The meaning of
asceticism discourses is complex.» The word, however, is frequently used in a derogatory way against the veg(etari)an movement.
Characterizing veganism as asceticism, pp. 141—142. In: (2011) «
Vegaphobia: derogatory discourses of veganism and the reproduction of speciesism in UK national newspapers».
The British Journal of Sociology 62 (1).
DOI:
10.1111/j.1468-4446.2010.01348.x. Проверено 6 March 2011.
- ↑ Перейти к: 1 2 Schwartz, Richard H. Judaism and Vegetarianism. Lantern Books. New York, 2001. pp. 1, 12, 16, 19, 188. ISBN 1-930051-24-7.
- ↑ Перейти к: 1 2 3 Kalechofsky, Roberta. Rabbis and Vegetarianism: An Evolving Tradition. Micah Publications. Massachusetts, 1995. pp. 16, 54, 55, 65, 66, 68, 70, 71. ISBN 0-916288-42-0.
- ↑ Перейти к: 1 2 3 4 Jewish Vegetarians of North America
- ↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 Вегетарианство в мировых религиях
- ↑ Two Minutes with Chief Rabbi Jonathan Sacks
- ↑ Rabbinic Teachings on Vegetarianism «. . . the current treatment of animals in the livestock trade definitely renders the consumption of meat as halachically unacceptable as the product of illegitimate means. . .», Rosen, Rabbi David
- ↑ Раши, комментарий на Бытие 1:29
- ↑ Вавилонский Талмуд «Adam was not permitted meat for purposes of eating»
- ↑ The Schwartz Collection on Judaism, Vegetarianism, and Animal Rights — INTRODUCTORY INTERVIEWl The Healing of the World Begins on Our Plates
- ↑ The Search Engine that Does at InfoWeb.net
- ↑ Judaism, Vegetarianism and Tikkun Olam (Healing the Earth)
См. также
Вегетарианство и религия
Ссылки
Литература
- Judaism and Vegetarianism, 3rd edition by Lantern Books, New York, New York, 2001 (ISBN 1-930051-24-7)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%...B8%D0%B7%D0%BC