Главная цель создания сайта “Научи хорошему” – это повышение нравственности нашего общества. Звучит глобально, не правда ли? Но возникает закономерный вопрос, а как это сделать?
Прежде всего, мы исходим из позиции, что нравственность общества, как и отдельно взятого человека можно изменять как в худшую, так и в лучшую сторону, оказывая соответствующее информационное воздействие. Цель определяет главные задачи сайта:
Продемонстрировать читателю, каким образом СМИ и современная массовая культура управляет людьми.
Выработать у читателя навык осознанного восприятия любой информации с позиции ответа на вопрос “а чему это учит?”.
Создать площадку для объединения всех, кто выступает за традиционные семейные ценности.
На сайте на регулярной основе публикуются свои аналитические материалы и аккумулируются статьи из других источников, посвященные разбору популярных информационных продуктов с позиции ответа на вопрос “чему это учит?”
Сайт создан не только как новостное издание, но и как структурированная база данных, которая уже сейчас позволяет вам найти аналитические разборы известных фильмов, песен, книг. Знакомство с ними позволит вам по-новому взглянуть на эти информационные продукты, поняв какое влияние они на вас оказывают (положительное или отрицательное), и в чем конкретно это влияние выражено.
При этом сайт не нацелен на демонстрацию только негативных аспектов сегодняшней культуры. Безусловно, есть множество произведений искусства (здесь это выражение уместно), которые “учат хорошему”, и распространение которых положительно влияет на жизнь общества. Подобные материалы на сайте попадают в раздел “Хорошее”.
В качестве эталона нравственной нормы, определяющего критерии “хорошо” и “плохо”, редакторы и авторы ориентируются на традиционные для русского народа семейные ценности: верность, любовь, трудолюбие, уважение к старшим, святость материнства, взаимопомощь, доброта, здоровый образ жизни, честность, щедрость, ответственность.
В большинстве отзывов на ТВ-передачу «Прямой эфир» зрители выражают искреннее недовольство ведущим, который не контролирует этот балаган, и задаются закономерным вопросом: разве можно решить какую-то проблему, если участники передачи в каждом выпуске кричат, орут, оскорбляют, перебивают друг друга и в целом ведут себя по-хамски?
Конечно, при таком формате никакую проблему не решишь, но это отнюдь не значит, что организаторы назначили плохого ведущего или что-то не учли. Просто надо задавать другой вопрос, и тогда всё станет на свои места. Какие цели преследуют создатели этого шоу, и какое влияние оно оказывает на зрителя? На эти вопросы и постараемся ответить.
С апреля 2015 года проектами Политическая практика и Научи хорошему на системной основе ведётся работа с органами власти по возрождению нравственности в СМИ. К настоящему времени начаты юридические дела по всем основным информационным направлениям: телевидение, кинематограф, музыка, реклама, интернет, компьютерные игры, литература, русский язык, детские игрушки, зрелищные мероприятия. Отслеживать материалы по каждому делу можно на сайте в разделе «Наши акции».
Одним из адресатов наших обращений стал Роскомнадзор, в обязанности которого входит постоянный контроль за деятельностью СМИ на территории России. Роскомнадзор уже высказал свою официальную позицию по многочисленным делам, основными из которых стали:
Роскомнадзор уклоняется от ответов по существу и перекладывает на граждан свои обязанности, предлагая им самим проводить экспертизу
В своей официальной позиции Роскомнадзор продемонстрировал полную безынициативность, принципиальный саботаж поуказам Президента России и Совета безопасности, перешёл на манипуляцию законодательством с перекладыванием ответственности на граждан и отказался в какой-либо мере совмещать букву закона с пониманием духа и смысла, назначения этого самого закона.
На практике эта позиция выражается в игнорировании целей и задач, на решение которых должны быть направлены основные усилия государственного органа надзора. Самоустранившись от выполнения своих обязанностей, Роскомнадзор продемонстрировал приверженность формальному подходу «частностей» и нежелание рассматривать картину происходящего в информационном пространстве целиком. При этом даже симуляция бурной деятельности ведётся без творческой составляющей, в результате чего большинство формальных отписок составляются с нарушением всё той же буквы закона.
Одним из примеров имитации бурной деятельности служит вызвавшая широкий резонанс в СМИ блокировка страницы Википедии о наркотиках. На первый взгляд, дело, конечно, важное, а судя по его широкой огласке – ещё и политическое. Вот только эту страницу в интернете за всё время её существования до принятия решения о блокировке прочитало несколько тысяч человек.
В то же время гражданка Елена Малышева уже много лет на системной основе занимается откровенным растлением телезрителей в дневное время в эфире Первого канала, у которого миллионная аудитория. На аналогичные цели по деградации населения работает и большинство передач и ТВ-шоу телеканала ТНТ, у которого также миллионная аудитория. Может быть, стоит разобраться с главными вопросами, представляющими угрозу населению и безопасности страны в целом, а потом уже переключаться на частности? (Частности важны, но как составляющие целого, а не сами по себе).
Таким образом, по состоянию на август 2015 года можно констатировать, что Роскомнадзор самоустранился от контроля над СМИ и решения первоочередных задач, затрагивающих интересы всего российского общества. Для того, чтобы убедиться в объективности озвученных выводов, достаточно пару часов посмотреть телевизор.
Призыв к Роскомнадзору
“Уважаемые сотрудники Роскомнадзора! Призываем вас вспомнить о том, что любая государственная структура, как и государство в целом, – это не инструмент подавления, обогащения или решения корпоративных задач, а в первую очередь, средство управления общественными процессами, которое должно вестись в интересах того самого народа, на который и опираются властные органы. И если по каким-то причинам служение делу в вашей работе подменил формальный подход, то ваш профессиональный и человеческий долг приложить усилия к исправлению ситуации: поднять вопросы о возможной нехватке специалистов, недостатках законодательства или других проблемных моментах, которые необходимо решать.
И общественность в этом деле вас обязательно поддержит, так как недопустимость ситуации, сложившейся в сфере СМИ, и в особенности на телевидении, очевидна любому здравомыслящему человеку!”
Напоминаем также нашим зрителям и читателям, что на сайтах проектов Научи хорошему и Политическая практика опубликованы шаблоны для заявлений в органы власти по конкретным фильмам, мультфильмам, музыкальным клипам и телевизионным передачам, трансляция которых нарушает российское законодательство. Если вас не устраивает, что показывают по ТВ и в кинотеатрах, то необходимо громко и настойчиво высказывать свою позицию и доносить её до органов власти.
Предлагаем вашему вниманию доклад профессора, доктора педагогических наук Марины Леонидовны Скуратовской «Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков». Доклад был прочитан на Втором Съезде Международного общественного Движения «За нравственность!», который прошёл 6 июня в Риге (Латвия).
Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков
Одна из особенностей современной цивилизации заключается в переходе к информационному обществу, в бурном развитии телевидения и интернет-технологий.
Появление в каждом доме телевизора привело к тому, что значительную часть свободного времени многие люди проводят перед телеэкраном. Встречи с друзьями, прогулки, чтение книг, занятия спортом заменяются многочасовым просмотром телепередач. Почему люди так быстро изменили свой образ жизни? Оказывается, этому есть научное объяснение.
Учёные считают, что такое влечение к телевидению формируется благодаря врождённому свойству человека – так называемому исследовательскому рефлексу, который был заложен природой как защитная реакция для быстрой слуховой и зрительной реакции на неожиданный или новый раздражитель, который мог сигнализировать об опасности.
Ещё в 1986 году учёные из Стенфордского университета и университета Миссури (США) пришли к выводу, что такие эффекты телевидения, как монтаж, смена планов, наезды, шумы, свет, воздействуют на исследовательский рефлекс человека и способны долго удерживать его внимание. Например, в рекламных роликах, музыкальных клипах планы и ракурсы меняются со средней скоростью один объект в секунду, раздражая исследовательский рефлекс безостановочно. Именно задействованным на полную мощь исследовательским рефлексом объясняется распространённые ответы телезрителей: «Когда я смотрю телевизор, чувствую себя загипнотизированным», «Если телевизор включён, я не могу отвести от него взгляд» и т. д.
Гипноидное состояние резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы её запечатления и программирование поведения.
Но есть и более глубинное влияние рекламы на человека. Красочность, яркость рекламы приводит к сильному перекосу в сторону товарного потребления, стимулирования не духовных, а исключительно материальных интересов. Заведующий кафедрой психоэкологии Российского университета дружбы народов, академик И.В. Смирнов рассказывает, что в ходе каждой процедуры диагностики, проводимой учёными, обязательно тестировались высшие нравственные сферы: идея Бога, идея семьи, идея Родины и ещё ряд подобных базовых идей. Результаты показали, что у людей отрицаются высшие, базисные понятия. Обесценено то, ради чего человеку имеет смысл жить. Вместо этого подставляются ценности материальные, такие как потребление, развлечение, накопление.
Идея Бога – не на словах, а как глубинное восприятие, отмечает И.В. Смирнов, совершенно убрана из душ большинства наших современников. Даже среди священнослужителей, которые проходили диагностику на кафедре психоэкологии, ни один этой идеи не имел.
Этому очень тревожному результату воздействия рекламы способствует, очевидно, ещё одна телекоммуникационная технология – технология «встраивания» определённых сценариев в жизненный цикл человека.
Российский академик, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России В.С. Собкин отмечает, что:
«Трансляция сцен насилия и эротики достаточно чётко соответствует дневному и недельному жизненному циклу. Сцены насилия и эротики “встраиваются” в жизненный цикл человека как раз в те моменты, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (фазы подготовки ко сну, утренние часы выходных дней)».
На вечерние часы приходится наиболее интенсивная трансляция насилия и эротики, что приводит к тому, что эти сцены начинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне.
«Таким образом, мы наблюдаем особую социокультурную технику работы телевидения по внедрению официально табуируемых норм и образцов поведения в массовое сознание».
Но, к сожалению, в последнее время какой канал не включи – обязательно кого-то убивают, рассказывается об авариях и катастрофах. В масс-медиа преподносится такая картина: «везде всё плохо». И у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно. Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского (г. Москва) отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни.
По мнению профессора, выход из сложившейся ситуации есть – не смотреть телевизор вообще!
Прихожан А.М. отмечает: необходимо, чтобы количество позитивных с эмоциональной и нравственной точки зрения сюжетов резко перевесило поток негативной телеинформации.
Влияние телевидения на детей
Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребёнка, у которого ещё не сформированы защитные механизмы?
Мозг ребёнка генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия с окружающими взрослыми, а позже – со сверстниками. Без такого взаимодействия ребёнок, каким бы гениальным он ни родился, не сможет реализовать свой потенциал – вспомним известные нам истории про детей-маугли, которые с раннего детства воспитывались в среде животных и затем, попав в человеческую среду, так и не смогли освоить речь и человеческие формы поведения.
Это связано с тем, что именно в первые годы жизни в процессе общения и взаимодействия с окружающими происходит наиболее эффективное формирование нейронных связей в коре головного мозга, благодаря чему ребёнок быстро развивается, познаёт окружающий мир. Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками – но не с телевизором!
Исследователь из Соединённых штатов Мэри Винн отмечает:
«Самое главное, что должен получать ребёнок отсутствует: при просмотре телевизора ребёнок не участвует в вербальной коммуникации – сотни или тысячи слов не произносятся и, следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются и не отвечаются, диалог отсутствует».
Результатом такого одностороннего общения, как отмечает одна из ведущих учёных Англии в этой области Салли Уорд, становится отставание в развитии уже с первого года жизни. А к 3-м годам дети, родители которых в качестве няни использовали телевизор, отставали от своих сверстников по данным её исследования, уже на 1 год.
Поэтому понятным становится мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребёнка.Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребёнка – тихое общение с матерью или отцом».
Фундаментальность принесённых телевидением и информационными технологиями влияний учёные сравнивают с «визуальной», или «графической революцией». В результате этой визуальной революции, как отмечает американский социолог и культуролог, специалист в области медиакультуры Постман, единицей передаваемой информации стало не слово, как это было многие сотни тысяч лет до этого, а визуальный знак, к тому же по преимуществу рекламный.
Что это меняет для развития ребёнка?
Во-первых, в отличие от высказывания, изображение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть – оно просто предъявляется зрителю. Но дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как отмечают психологи, не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации. Эти особенности восприятия телеинформации детьми необходимо учитывать.
Во-вторых, вопреки наличию познавательных и образовательных передач, телевидение не способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, другим людям. Оно пробуждает лишь любопытство, которое тут же удовлетворяется часто поверхностными, а иногда и искажёнными сведениями, к тому же поданными в занимательной форме. Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, то есть к моменту поступления в школу. А дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить.
В-третьих, с широким распространением телевидения и интернета связана, как отмечают учёные,проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребёнка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребёнка. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. И взрослые престают быть авторитетным источником знаний для ребёнка. В результате, часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью.
В-четвёртых, поток информациис экрана телевизора намного превышает возможность ребёнка воспринимать еёи самостоятельно обрабатывать. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определённых интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает, как мы уже отмечали, процессы её запечатления и программирования поведения.
Согласно социологическим исследованиям, проведённым учёными ряда стран, ребёнок, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждёт, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, он не имеет желания к этому.
И ещё одно следствие влияния телевизионных технологий на ребёнка. Вы, конечно, слышали о таком очень распространённом в настоящее время явлении среди детей, который медики и психологи называют «синдром гиперактивности и дефицит внимания». Детей с подобным синдромом становится с каждым годом всё больше. Ученые склонны считать, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания. Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.
Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь.
Величайшее изобретение человечества – глобальные компьютерные сети – также хранят в себе потенциальные угрозы. В книге «іВгаіп: Как пережить технологическое изменение мозга» её автор Гарри Смолл пишет:
«…поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то… мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются».
«Интернет создаёт лишь иллюзию доступности информации и технической оснащённости, – говорит автор монографии «Происхождение мозга» Сергей Савельев, сотрудник Научно-исследовательского института морфологии человека РАМН. – У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается. Даже от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10-15 лет назад. Они пишут программы – как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована».
Формирующаяся теле- или интернет-зависимость меняет не только способности и психологические качества, но изменяют даже мозг человека. Группа китайских ученых из Центра магниторезонансных исследований в г. Ухань сканировала мозг 17 взрослых людей, у которых была выявлена Интернет-зависимость. Эти результаты учёные сравнили с данными 16 здоровых людей. Исследования медиков убедительно показали, что у тех, кто проводит в Интернете много времени, быстро развивается две области головного мозга – часть, отвечающая за кратковременную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокое продумывание проблемы, по существу, остаются без нагрузки.
Развитие культуры, духовности, интеллекта, науки – это вопрос будущего страны. Не может существовать государство, если не будет способствовать развитию духовности, культуры и интеллекта своих членов. Не сможет государство лишь деньгами или военной силой, тем более диктатурой власти, укрепить свои позиции в мире.
Вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире могущество и будущее страны определяют не ресурсы и производительные силы, а в большей степени наука и искусство, духовность нации.
Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет покорять просторы космоса, строить города, создавать прекрасные картины и делать землю прекрасной. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь нашим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
Ведь так думают все – в телевизоре сказали! Хотите знать рецепт «приготовления» идеального гражданина? Он очень прост… Еще а начале ХХ века, немецкий философ Шпенглер, предвидя небывалое развитие СМИ и все возрастающую роль информации в обществе, писал:
«В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью — «волю народа».
Шпенглер, конечно, и представить себе не мог, на каком уровне окажутся сегодняшние средства информации и коммуникаций. Но, в одном он оказался прав – современные СМИ, являясь основой информационного общества, уже не только расширяют информационные горизонты и поставляют новости.
Маркетинг и пропаганда
Два кита информационного пространства – маркетинг и пропаганда, тесно переплетясь, определяют облик современного общества: внушают желания и страхи, создают тренды, развязывают войны и да – направляют «волю народа».
О роли современного маркетинга (наука о том, как впендюрить ненужное), сегодня уже, даже, как-то и спорить не прилично. Круглосуточно, с постоянством и упорством, которым мог бы позавидовать сам Сизиф, современные маркетологи, подменяя свободу выбора иллюзией такой свободы, создают потребность покупать.
Реклама, заполонившая все вокруг, дает свои плоды: на сегодняшний день, усилиями маркетологов, практически закончено создание человека потребляющего – «идеального потребителя». Это, такой себе жизнерадостный болван, представляющий собой, по словам, другого философа, Александра Зиновьева – что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.
Неважно, что ты пользуешься телефоном, всего лишь, несколько раз в день. Главное – зайти в переполненную маршрутку, держа в руках новенький iPhone и вызвать чувство зависти у остальных…А завтра, испытывая сильнейший стресс, в панике искать новую и более «навороченную» модель, чтобы, упаси Господи – что подумают окружающие, не отстать от моды.
Не отстает от маркетинга и пропаганда (наука о том, как заставить человека не думать).
Проект «Стена», пока не реализованный в металле и бетоне, уже прочно обосновался в сознании людей. Этот разделяющий барьер, проходит уже не через административные границы. Эта информационная «система заграждений», лучше всяких противотанковых рвов, уже разделила простых людей, проходя через нации, коллективы, общины, а, порой и семьи.
Пропаганда не оставляет места сомнениям и критическому отношению к окружающей действительности. Действительно, зачем думать и задавать вопросы? Зачем сомневаться? Зачем искать альтернативные источники информации? Все уже придумано и подано через СМИ. Думать не надо. Ведь задача пропаганды – создать «идеального исполнителя».
Симбиоз маркетинга и пропаганды – это очень эффективное средство массового поражения сознания людей.
Ежедневно мы узнаем о том, что нас окружают враги: от перхоти и кариеса, до российских танков и пятой колонны в собственной стране. Ежедневно нам внушают, созданное через СМИ чувство страха перед этими врагами, и острую необходимость бороться с этой опасностью. Бороться с выпадением волос, ржавой сантехникой, накипью и с инакомыслием в собственных мозгах и мозгах соседей. Каждый день, реклама и пропаганда, внушают чувство неполноценности простым, обычным людям.
Согласитесь, что подавляющее большинство населения, не способно повторить даже простейший рекламный трюк: улыбающаяся семья выходит из супермаркета с кучей пакетов, заполненных доверху покупками, садиться в новенький автомобиль и радостно уезжает в свой любимый банк, за новой кредиткой…
Простой работяга, придя домой вечером и, включив телевизор, узнает, что где-то, без него, развернули гигантское полотнище национального флага, создали огромную «живую» надпись «ПТН – ПНХ», засунули очередного политика в мусорный контейнер, или, всем городом, исполнили номер хорового пения…
У простого человека нет возможности совершать каждодневный и «крутой» шопинг, и за ежедневной необходимостью решать вопросы выживания и функционирования семьи, он не может принимать участие в инсталляциях массового хорового пения и рисования на стенах подъездов патриотических лозунгов.
Но, этого как раз и добивались реклама и пропаганда.
Все, клиент готов! Ему начали прививать ложные чувства вины и стыда…
Человеку начинает казаться, что это только он, один, так неправильно живет, думает и поступает. Это он, один, не может позволить себе новый автомобиль и отдых в Анталии, и это только он, такой неправильный, не хочет бороться с памятниками и бросать бутылки с зажигательной смесью в офис какой-то партии.
А далее, человеку обязательно расскажут о том, что… вся нация пребывает в единении. Что все сплочены вокруг одной цели – победить всех врагов: от морщин и целлюлита до агентов ФСБ в собственном подъезде. Не надо думать! Не надо задавать себе вопросов! У тебя есть враг и с ним нужно бороться!
Кто-то оставит все сомнения, как ненужную обузу, кто-то будет мучаться угрызениями совести, сомневаться, и спорить полушепотом с домашними на кухне, но все они, когда это будет нужно системе… уверенно поднимут руку и проголосуют «За!». За смертный приговор иной точке зрения и за чистку рядов от неугодных. Если не надо будет голосовать, то они просто, стыдливо опустив глаза, промолчат, когда у них будут отбирать зарплаты, пенсии, свободу слова, а потом и саму жизнь.
Сомневаться в эффективности средства от перхоти, еще позволительно, но – не желательно, а сомневаться в правильности «генеральной линии» – уже опасно. Они будут молчать, не веря собственным глазам и карманам, когда будут видеть все расширяющуюся пропасть между ними и властью, между бедностью и богатством.
Они промолчат, когда вместо нового детского садика, начнется строительство лагеря для тех, кто отказывается верить лживой пропаганде. Разве не этого от вас добиваются те, в чьих руках сегодня средства информации и коммуникаций? Те, кто владеет СМИ. Те, кто год от года рассказывает вам сказки о «светлом завтра». Те, кто «размораживая» себе зарплаты, пенсии и льготы, продолжают призывать вас потерпеть, и в очередной раз «затянуть пояса».
Вот так «готовится» идеальный гражданин…
Враги современного общества
Сплоченное, мыслящее общество, люди, способные рассуждать и выбирать, люди, наделенные действительной свободой выбора – враги современного общества. Они враги тех, кто делает деньги на людях, на их желаниях, устремлениях, чувствах. Они враги не только потому, что имеют свое мнение, но и потому, что уважают право на мнение других.
Почему?
Этих людей трудно обманывать, их тяжело, практически невозможно, «развести на бабки», обмануть в масштабах целого государства. Такие люди, просто не позволят это сделать. Трезво мыслящий, свободный человек, идущий по пути осознанного выбора…
Это сейчас не в моде, это моветон. Это солнце, мешающее холодному софиту на подмостках шоу бизнеса. Это улыбка Джоконды, безвозвратно исчезающая за туманом искрящихся пузырьков углекислого газа в пивной бутылке.
Это лучики радости в глазах ребенка, которые могут быть перечеркнуты уродливыми линиями колючей проволоки…
Комедийный боевик «Красотки в бегах» повествует о педантичной «заучке» Купер, которая работает кладовщицей в полицейском участке. В прошлом она провалила реальное задание, чем обрела дурную популярность. Теперь ей поручают новое: вместе с агентом Джексоном сопроводить очередного свидетеля Филипа Риво и его жену Даниэллу для дачи показаний против всемогущественного мафиози Висента Картеза. Купер, согласно протоколу, должна стать эскортом для жены Филипа Риво. Но планы резко меняются, когда в результате перестрелки погибает её напарник Джексон и свидетель Риво, а офицер Купер, которая знает о реальной работе полицейского лишь в теории, оказывается главной подозреваемой в совершённом преступлении в одной машине вместе с Даниэллой.
Даниэлла – это яркая противоположность Купер: избалованная, капризная, вредная, необязательная, она не привыкла следовать правилам. Всё это якобы делает образ Купер ещё более комичным. В общем, простая, незатейливая комедия с простым сюжетом и примитивным юмором, которая понравится любителям проводить время за телевизором, не напрягая мозги. Но хотелось бы сделать некоторое отступление.
Уже многие, наверное, сталкивались со статьёй «Окна Овертона», облетевшей, пожалуй, уже весь интернет (для тех, кто не сталкивался, читать здесь). К этой статье хотелось бы сделать одно маленькое дополнение: одним из хороших средств продвижения чего-либо, одним из «окон Овертона» с высоким КПД является юмор. Возьми какое-нибудь явление, которое вызывает резкое неприятие в обществе, спрячь его под маской юмора, и люди ради того, чтобы посмеяться, сами снимут все табу.
Это отступление не случайно, и имеет прямое отношение к просмотренной картине «Красотки в бегах», где данный приём очень ярко продемонстрирован в действии.
Рассмотрим примеры:
В машину, на которой скрываются Купер и Даниэлла, врезается грузовик, в результате чего наркотики, спрятанные в машине, разлетаются по ветру и обсыпают с ног до головы беглянок и виновника ДТП. Купер по ходу разговора случайно вдыхает порошок, и начинаются шутки с её наркотическим опьянением. Она сумасшедшая, взбалмошная, весёлая, активная, интересная, её всю «плющит и колбасит». Затем она отходит от этого состояния и снова превращается в скучную, занудную Купер, офицера полиции.
Вопрос: как выглядят наркотики в данном контексте?! Наркотики – это просто что-то, что меняет жизнь, делает её более яркой и интересной, позволяет посмотреть на всё происходящее по-новому, добавить ярких красок в этот скучный серый мир. Без них не появилось бы такого количества курьёзных ситуаций, происходящих с главной героиней. Что это, как не попытка внедрения лояльного отношения к наркотическим веществам? И таких примеров, как говорится, пруд пруди. Начиная от «Плохих парней 2», где один из главных героев, также офицер полиции, случайно употребляет экстэзи, и заканчивая «Иронией судьбы», где главный герой напивается до такой степени, что оказывается в незнакомой квартире в другом городе. Юмор работает, и мы прощаем использование подобных средств ради возможности весело провести время, ради своего хорошего настроения.
Беглянки оказываются на ферме. Купер пытается украсть машину хозяина фермы, хозяин направляет ствол своей винтовки на воровку и хочет сдать её полиции. Тут появляется Даниэлла и объясняет, что Купер её любовница. Как это может помочь в данной ситуации – непонятно. Но, тем не менее, пока хозяин фермы пытается дозвониться в полицию, они начинают демонстрировать перед ним свои любовные ласки. Всё это выглядит нелепо, неловко и курьёзно. Как это может заставить хозяина фермы не звонить в полицию – не ясно. Однако он всё же отвлекается и случайно отстреливает себе палец.
Тот же самый вопрос, что и в предыдущем примере: как выглядят однополые отношения в данном контексте? Это нечто весёлое, забавное, к тому же это может помочь выйти из сложной ситуации.
Купер переодевается в парня, чтобы попасть на вечеринку Висента Карсеза. И эту метаморфозу главной героини нам опять подают под острым соусом шуток про усики и плоскую грудь, прочих курьёзных ситуаций. Тот же самый вопрос: как выглядит переодевание девушки в парня в данном случае? Это что-то весёлое, забавное, иногда даже очень смешное. Кстати, на эту тему уже снята масса фильмов, которые очень эффективно работают на размывание гендерных различий: Красотка, Мальчик в девочке, Любовь-Морковь и т.д. Вот один из примеров того, к чему приводит такой якобы безобидный юмор.
Очевидно, что системное использование подобных приёмов в кинематографе служит одним из инструментов внедрения деструктивных моделей поведения в общество.
Наркотики:
Скрытая пропаганда наркотиков через юмор.
Секс:
Скрытое продвижение однополых отношений через юмор.
Насилие:
Есть сцены перестрелок, убийств.
Мораль:
Даже безобидная на первый взгляд комедия может оказаться серьёзной бомбой замедленного действия, которая способна внести свой вклад в разрушение устоявшихся ценностей и норм.
В сюжете фильма присутствует явная или скрытая пропаганда/реклама употребления одурманивающих веществ (спиртного, наркотиков, сигарет), пропаганда нездорового образа жизни (приверженность фастфуду, клубному образу жизни, лени и др.) главным образом путем наделения положительных персонажей соответствующими вредными привычками.
Герои фильма открыто демонстрируют в своем поведении либо нетрадиционную сексуальную ориентацию, либо подчёркнутую лояльность к таковой.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В.О. Ключевский
Фильм «Писатели свободы» создан на основе реальной истории учительницы и учеников из неблагополучного городка Лонг-Бич, в котором каждый ведет ежедневные сражения не на жизнь, а на смерть за себя или «за своих». Свои – это те, кто принадлежит к твоей расовой и социальной группе, все остальные – это чужаки, заслуживающие лишь отвращения, ненависти, презрения и даже смерти. В местной школе продолжается борьба за жизнь. Именно здесь начинает преподавать молодая учительница Эрин Грювелл, и с этого момента начинается новая жизнь для неё и её учеников.
Есть на свете прирожденные учителя. И дело здесь не в том, что они от корки до корки изучили свой предмет и способны этой теорией делиться с окружающими, а в том, что такие преподаватели способны слушать и слышать не только себя, но и своих учеников. Такие преподаватели отличаются от прочих тем, что ломают общепринятые стереотипы, творчески подходят к подаче материала, не боятся трудностей, а если и встречают их на пути, то проявляют творческие способности и находят такие способы решения проблем, чтобы в итоге не было пострадавших.
В фильме «Писатели свободы» показана история именно такой учительницы. Несмотря на откровенные бандитские порядки, царящие в среде подростков, Эрин смело вступает в диалог со своим классом, не боится задавать неудобные вопросы и получать откровенные, порой ужасающие по своей сути ответы. Поняв, что проблемы в учёбе, в первую очередь, обусловлены разрозненностью подростков, их неумением выстраивать какой-либо диалог и ожесточённостью на окружающий мир, Эрин направляет свои усилия на изменение их отношения к окружающим.
Ей удаётся донести до своих учеников мысль, что для того чтобы наладить свою жизнь, надо учитывать интересы других и думать не только о себе. Разрушив ложные стереотипы и доказав, что отличия во внешности (цвета кожи, разрез глаз, форма носа или губ) не должны служить поводом для конфликтов, Эрин стимулирует ребят начать искать причины проблем не только в других, но и в себе.
Многим коллегам новой учительницы борьба за нормальную, интересную, насыщенную жизнь школьников кажется абсолютно пустой, бесперспективной и ненужной тратой времени. Они уже смирились со сложившейся ситуацией и просто плывут по течению. Школьникам даже отказываются выдавать из библиотеки новые учебники под предлогом того, что они их всё равно не смогут прочитать, а только порвут и измажут.
Но главная героиня выступает против превращения школы «в склад для лишних людей». Она устраивается на две дополнительные работы, чтобы покупать ученикам новые, интересные и мотивирующие книги, которые, по её мнению, могут стать тем источником информации и вдохновения, способным открыть новые горизонты перед ребятами и помочь им наладить свою жизнь. Узнав, что большинство подростков ни разу не выезжали из города и практически ничего не знают о внешнем мире, Эрин добивается от высшего начальства разрешения на регулярный выезд своего класса на экскурсии.
Постепенно наполняя жизнь подростков новыми смыслами и объединяя их в общих делах, Эрин удаётся разрушить стену непонимания и сплотить класс, превратив его из сборища одиночек в настоящий коллектив. История учительницы служит примером того, как любовь, взаимопонимание, сочувствие и активная творческая деятельность способны переломить казалось бы совсем запущенную ситуацию.
Чему учит этот фильм
История молодой учительницы, которая столкнувшись с ситуацией полной анархии, царящей не только в стенах школы, но и в жизни её учеников, не испугалась, а взяла на себя ответственность и сумела переломить сложившиеся порядки, даёт множество примеров того, как до́лжно вести себя человеку.
Фильм учит думать прежде, чем говорить, и спрашивать прежде, чем что-то делать. Учит отдавать больше, чем предусмотрено общепринятыми стандартами в образовательном процессе. Учит искать и находить новые пути, а не топтать всем известные тропинки; фантазировать и мечтать, воплощая идеи в жизнь на радость себе и другим; учит строить жизнь вокруг себя, а не спасаться бегством, как только что-то идет не так.
В картине наглядно показано, как важно детям и подросткам изучать окружающий мир, интересоваться историей и живописью не только своего, но и других народов, читать книги, искать и находить в литературе примеры людей, достойные подражания.
Насилие:
В фильме есть сцены драк и убийств, сцены с оружием, так как картина во многом отражает реальное положение дел в неблагополучных районах США.
Наркотики:
В фильме есть сцена, в которой продавец наркотиков безуспешно пытается привлечь к их распространению одного из героев, брат которого и так уже сидит в тюрьме за наркоторговлю. Сцена демонстрирует отрицательное влияние наркотиков на жизнь человека и носит поучительный характер. В то же время присутствуют сцены употребления алкоголя положительными героями.
Секс:
Отсутствует.
Мораль:
Спасение утопающих – дело рук не только самих утопающих, но и общества, которое не должно равнодушно смотреть на проблемы окружающих. Если понимаешь, что можешь изменить жизнь других к лучшему, то это именно то, к чему следует прикладывать свои усилия. И тогда то, во что не верят сегодня другие, уже завтра станет реальностью для тех, ради кого ты начал все менять.