Эти высказывания принадлежат Сидячему Быку, Белому Облаку, Ситлу и другим знаменитым вождям североамериканских индейцев XIX века:
"Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей".
"В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек".
"Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее".
"Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге".
"Одно «возьми» лучше двух «я отдам»".
"Не нужно много слов, чтобы сказать правду".
"Хороший человек видит хорошие знаки".
"Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун".
"Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей".
"Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов".
"Смерти нет. Есть только переход между мирами".
"Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами".
"Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное".
"Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах".
"Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате".
"Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть".
"Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая".
"Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой".
"Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни".
"Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…".
"Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!".
"Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его – всему".
"Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви".
"Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?".
"Не беспокой людей об их религии".
"Даже твое молчание может быть частью молитвы".
"Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?".
"Есть много способов пахнуть скунсом".
"Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму".
“Надо” – лишь умирать".
"Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались".
"Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия".
"Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым".
"Правда – это то, во что люди верят".
"Даже маленькая мышь имеет право на ярость".
"Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить".
"Тот, кто рассказывает истории, правит миром".
"У воды нет волос".
"Лягушка не выпивает пруд, в котором живет".
"Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни".
"О Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах",
"Я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей".
"Мне нужны твоя сила и мудрость".
"Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом, но для победы над моим величайшим врагом – самим собой".
"Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор".
"Я не нашел никого, кто не был бы моим другом".
"Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели".
"Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги".
"Помни, что человек тоже животное, только умное".
"Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах".
"Человек должен сам сделать свои стрелы".
"У белого человека слишком много начальников".
"У всего в мире – своя песня".
"Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты".
"Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти".
"Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца".
"Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь".
"Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым".
"Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит".
"Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос – как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное".
"Мы бедные, потому что мы честные".
"Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется".
"Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора".
"Даже мёртвая рыба может плыть по течению".
"У души не будет радуги, если в глазах не было слез".
"Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной".
"Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение".
"Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком".
"Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда".
"Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится".
"Родина там, где тебе хорошо".
"Не всегда враг является врагом, а друг – другом".
"Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал".
Индейцы Северной Америки предстают, как одна из самых удивительных народностей. Антропологи до сих пор спорят об их происхождении, выдвигая множество самых невероятных версий, приписывая первооткрывательство то народам Сибири, то скандинавам, то австралийским аборигенам. Самое интересное, что любая из этих теорий имеет полное право на бытие и вполне закрепляется теми или иными археологическими находками.
Индейцы, а именно инки, считаются самой большой этнической общностью в мире, образовавшей когда-то собственное государство (тоже, кстати, самое крупное из существовавших на планете). Не смотря на значительное количество артефактов, оставленных древнеиндейскими цивилизациями, вопросов в этой области возникает куда больше чем ответов. Куда исчезли ацтеки и инки? Что осталось от великих искусств и знаний, которыми когда-то обладали индейцы майя? Кто перенял некогда великую культуру?
Североамериканские индейцы.
Судьба всех индейских племен заслуживает отдельного разговора. Удивительно хотя бы то, что за почти 500 лет колонизации и жестокой борьбы за выживание, североамериканские индейцы все-таки сумели сберечь основные и самые важные обычаи своих предков.
Конечно, далеко не все племена сохранились многочисленными до наших дней, тем не менее, индейцы Северной Америки все еще являются одной из крупнейших организаций по защите коренных этнических групп. Только благодаря этой и подобным организациям стали возможны исследования индейской культуры и многочисленных обычаев: одно дело вести раскопки в мертвом городе, шаг за шагом разрывая себе путь к смутны догадкам, и совсем другое восстанавливать истинный ход событий, основываясь на живой культуре, пусть даже она и пережила множество изменений за прошедшие века.
Вообще, до того, как на их земли пришли белые, все — и южно, и североамериканские индейцы, находились на уровне первобытного человека, не знали ни одежды, ни оружия (только самые примитивные варианты). Представьте, каково было этим племенам, спокойно жившим в своем отчуждении, встретиться с современным человеком?! Конечно, индейцы Северной Америки (именно они первыми встретились с белыми) были просто шокированы этим фактом, и сочли пришедших к ним богами. «Боги» принесли с собой красивые ткани, украшения, за которые североамериканские индейцы расплачивались золотыми слитками, тяжелейшим трудом и прочими драгоценностями.
Совестно ли было белым — пожалуй, нет, большинство из них считало, что несет благо несчастным племенам, не знающим «господа». Правда, они не удосужились поинтересоваться, а хотят ли свободные индейцы Северной Америки знакомиться со всеми цивилизованными ценностями.
Колумб научился от индейцев курить — и научил весь мир, североамериканские индейцы (а позже и прочие) от белых научились пить спиртное. Очень быстро индейцы пристрастились к алкоголю настолько, что стали выменивать на него последнее, т.е. стали вполне «нормальными» алкоголиками.
Но постепенно, с течением времени, индейцы Северной Америки стали понимать, насколько коварны пришедшие к ним завоеватели, и начали проявлять попытки неповиновения. К сожалению, заканчивались они очень печально — завоеватели, привыкшие к покорности, на любые попытки бунта нещадно истребляли целые поселения индейцев. Это привело к обострению войны между теми и другими, умерщвлению племен целиком (к примеру, могикане), и множествам убийств белых людей. Индейцы (Северной Америки и Южной) неплохо владели холодным оружием, точно метали топорики и виртуозно снимали скальпы — после такой операции мало кто оставался в живых. В ходу у индейцев были и многочисленные пытки, также отличавшиеся особой жестокостью, поэтому вражда привела ко многим смертям как с одной, так и с другой стороны.
Резвы ноги Гайаваты!
Запустив стрелу из лука,
Он бежал за ней так быстро,
Что стрелу опережал он.
Мощны руки Гайаваты!
Десять раз, не отдыхая,
Мог согнуть он лук упругий
Так легко, что догоняли
На лету друг друга стрелы.
Рукавицы Гайаваты,
Рукавицы, Минджикэвон,
Из оленьей мягкой шкуры
Обладали дивной силой:
Сокрушать он мог в них скалы,
Раздроблять в песчинки камни.
Мокасины Гайаваты
Из оленьей мягкой шкуры
Волшебство в себе таили:
Привязавши их к лодыжкам,
Прикрепив к ногам ремнями,
С каждым шагом Гайавата
Мог по целой миле делать.
Кто такие американские индейцы?
Трагедия индейцев, наверное, сегодня известна каждому — это автохтонные жители Америк, какие были практически выгнаны из собственного дома, и долго вынуждены были сражаться с «белыми». Американские индейцы, заселявшие местные территории, считались дикими, и завоеватели относились к ним, как к психически неразвитым людям или как к детям, безжалостно обманывая их и истребляя. Зафиксировано множество сделок, по каким американские индейцы отдавали свои земли за бусы, бисер, ножи и прочую ерунду, и вынуждены были покинуть обжитые территории.
Американские индейцы долгое время не доверяли белым, даже тем, кто действительно хорошо относился к ним, и могли легко убить за малейшую провинность. Конечно, вся эта история очень печальна, поскольку мы, вернее, наши предки — цивилизованные и высокоразвитые, допустили такую бойню, в какую превратилась внешне благая попытка окультурить свободные племена.
О Отец, Голос которого я слышу в ветрах и
дыхание которого дает жизнь всему в мире.
Послушай меня:
Я человек перед тобой, один из твоих многочисленных детей.
Я маленький и слабый.
Мне нужна Твоя сила и Твоя мудрость.
Сделай так, чтобы я шел в красоте
И чтобы мои глаза запомнили красные и
пурпурные цвета закатного солнца.
Сделай так, чтобы мои руки уважали вещи,
которые Ты сотворил,
Чтобы мои уши были внимательны к Твоему голосу.
Сделай меня мудрым,
Чтобы я смог познать вещи, которым Ты научил мой народ,
Уроки, которые Ты спрятал в каждом листе и каждом камне.
Я ищу силу, Отец, чтобы не быть выше моих братьев,
Но быть способным, чтобы сразиться с моим самым главным врагом – самим собой
Сделай так, чтобы я всегда был готов прийти к
Тебе с чистыми руками и честно глядя в глаза,
Чтобы, когда моя жизнь погаснет, как солнце гаснет на закате,
Мой дух вернулся к Тебе без стыда.
Необходимо уточнять, что речь идёт о коренных жителях североамериканского континента. Жители южноамериканского континента с их пирамидами и культом человеческих жертвоприношений здесь совершенно не причём.
Ну, о роли и значении пирамид можно долго спорить - вполне возможно их появление изначально не было связано с идеей подавления воли и сознания народов. А о жертвоприношениях многое сильно преувеличено - как самими индейцами, так и их завоевателями-европейцами. И то и другое делалось в пропагандистских целях - индейцам надо было устрашить своих противников, а европейцам оправдать свои права на колонизацию очередных "варваров".
На просторах пяти штатов растянулась официально непризнанная ни одним государством Республика Лакота, страна вольного народа, верящего в равенство всех людей, ценящего учения предков и свою самобытную культуру. Не раз смелые индейцы предпринимали попытки обрести независимость от Соединенных Штатов, однако окончательного результата достичь не удалось. Список достойных мужей-борцов велик, но наиболее яркой личностью остается Рассел Минс, общественный деятель и известный актер вестернов.
Будущий индейский правозащитник родился в резервации Пайн-Ридж в Северной Дакоте в 1939 году. Через три года семья Минса переезжает в область залива Сан-Франциско, где молодой индеец перешагивает черту закона, попадает во власть «зеленого змея». Наверное, судьба индейца сложилась совершенно иначе, если бы не вступление в ряды правозащитного Движения Американских Индейцев (American Indian Movement, AIM) на тридцатом году жизни. В скором времени Минс становится главой организации, открывает второе отделение и, вдохновленный воинственным духом единомышленников, устраивает несколько акций, первая из которых была проведена в Плимуте во время празднования Дня благодарения. В 1972 году он участвовал в захвате здания Бюро по делам индейцев в Вашингтоне, в результате которого было утрачено множество конфиденциальных документов. Но самым запоминающимся оказался инцидент 1973 года в посёлке Вундед-Ни (Wounded Knee) в резервации Пайн-Ридж, где две-три сотни вооруженных активистов попытались утвердить независимое племенное правление и пересмотреть ряд актов в отношении коренного населения. Конфликт оказался удивительно затяжным (длился 71 день), причем повстанцы вели перестрелку с полицией, агентами ФБР, военными советниками и полицией племени.
В следующем году Рассел Минс выдвинул свою кандидатуру на должность президента племени оглала-сиу в противовес Дику Уилсону, который ранее добился судебного предписания, запрещавшего Минсу и другим членам AIM выступать с речами или проводить собрания в резервации, более того, был инициатором жестокого избиения правозащитника. По результатам выборов подсчёты показали, что Уилсон набрал на две сотни голосов больше, но Минс утверждал, что подобный результат был сфальсифицирован. Официальное расследование доказало правоту Рассела и назначило новые выборы, однако правительство Уилсона отменило это постановление. Но это не остановило отважного индейца-оглала в борьбе за права своего народа. Минс не терял надежды, участвовал в многочисленных политических кампаниях, что вызвало рост числа противников и недоброжелателей. В 1984 году он попытался стать кандидатом в вице-президенты от республиканцев, а через три года претендовал на место кандидата в президенты от либертарианской партии. Из-за столь активной деятельности Минс не раз представал перед судом по ложным обвинениям, неоднократно на его жизнь покушались, однако такие «пустяки» никак не влияли на решительность индейца, только обнажали всю коррумпированность и несправедливость правительства США.
Деятельность Рассела Минса не ограничивалась территорией Соединенных Штатов. В 1985 году он создал из индейцев разных племён небольшой вооружённый отряд для защиты притесняемых индейцев мискито в Никарагуа. По пересечению границы и вступления в бой с пограничниками, отряд Минса практически сразу попал в окружение и был разоружён, пленённых индейцев вместе с зачинщиком выслали из страны. За эту «экстремистскую выходку» Рассела в очередной раз исключили из Движения американских индейцев, обосновывав решение чрезмерной радикальностью действий правозащитника.
Последним из наиболее важных событий, связанных с народом лакота и Расселом Минсом, было объявление независимости Республики Лакота 20 декабря 2007 года. В начале осени ООН приняло Декларацию Прав Коренных Народов, что подтолкнуло индейцев к решительному шагу. Минс возглавил индейскую правозащитную группу «Делегация за свободу Лакота», и зимой активисты проинформировали госдепаратамент США, что их племя в одностороннем порядке приостанавливает действие договоров, подписанных с федеральным правительством, и провозглашает независимость собственного государства. Однако, несмотря на возникший резонанс, ни одно государство не признало независимость Республики, и Лакота пополнила список виртуальных государств.
Неукротимая гордость и независимость личности всегда сопутствовали Минсу. Помимо правозащитной и политической деятельности, Рассел добился успеха и в Голливуде, где при помощи киноискусства он передавал свои идеи и жизненные истины. Он смог познакомить непросвещенного зрителя с магической и мистической жизнью коренных народов Америки. Многие вспомнят озвучку Рассела героев мультфильма «Покахонтас», его Чингачкука в художественном фильме 1992 года «Последний из могикан». Также он снялся в киноленте «Прирождённые убийцы», исполнил одну из ролей в сериале «На Запад». Позже им была написана автобиографическая книга под названием «Куда боится ступить нога белого человека» (Where White Men Fear to Tread). Более того, Минс выпустил музыкальный альбом Electric Warrior, чтобы задействовать все возможные средства для «продвижения» своей мечты.
Рассел Минс прожил жизнь, знакомую лишь немногим - полную самоотверженных поступков, приправленных храбростью и верой в светлое будущее своего народа. L.A. Times поставили его в один ряд с такими великими индейскими активистами, как Сидящий Бык и Сумасшедшая Лошадь. Глава движения за независимость индейцев Лакота ушел из жизни 22 октября 2012 года, оставив за два дня до смерти вдохновляющее обращение, где призвал своих сторонников посвятить себя «борьбе за независимость и свободу индейцев Лакота, всех коренных народов и вообще всех людей». http://www.ushistory.ru/esse/995-rassel-mins.html
"Американцы - это новые индейцы XXI века"
Интервью с Расселом Минсом
Скрытый текст:
- На какую аудиторию Вы рассчитывали когда писали свою новую книгу "Там, где боится пройти белый человек"?
- Молодым людям и индейцам необходимо знать, что и в XX веке мы не исчезли. Мы должны знать своих героев, а из достижений XX века - не только лишь успехи олимпийцев Джима Торпа и Билли Миллза.
- 1973 год, Вундед Ни, о котором Вы пишете в своей книге, это то, что Вы испытывали тогда, или то, что чувствуете теперь?
- События в Вундед Ни произошли потому, что индейцы хотели остаться индейцами, а им не оставили для этого никакой возможности. Поэтому мы восстали и заявили о себе во весь голос, но сейчас индейцы понемногу начинают отступать, в соответствии с их представлением о "Красоте". И вот что важно понять! Индейцы вновь должны стать свободным народом. Это главное, свободны мы или нет, а что кто-то там выступил против Соединенных Штатов Америки или еще что-то сделал - это ерунда. Быть индейцем - это значит жить с землей и на земле, а это возможно для нас, если только мы снова станем свободными. И только об этом и следует говорить. Рассел МинсИ вот что я понимаю под свободой. Это очень важно для наших детей. Единственный способ быть свободными - это осознание своей ценности как отдельно взятой личности. В противном случае человек становится таким, каким его видят колонизаторы, - леммингом, мышью. Становись в строй, нажимай нужные клавиши, умирай.
- Что Вы можете сказать об интернете?
- Я хочу поговорить о свободном рынке. Информационный поток в эпоху компьютеров - это последний поистине свободный рынок, кроме тех, которые еще находятся в руках коренных народов. Но и он становится ограниченным. Вы поймите, что интернет в наш компьютерный век открыл рынок, свободный рынок идей. У государств и корпораций пока нет средств контроля этого рынка. А почему интернет стал последним свободным рынком идей? Людям надо задуматься над этим, иначе с компьютером - инструментом получения информации произойдет то же, что и случилось со средствами массовой информации. Я считаю, что в наше время самый главный вопрос, который встает перед каждым человеком, - это свобода, потому что без свободы жизнь бессмысленна. Чем больше вы зависите от какой-либо централизованной власти, тем легче вами управлять. Поэтому нужно всячески беречь мысли, идеи и способы их передачи. Сейчас в Америке господствует "индейская политика", и американцы - это новые индейцы XXI века. Что же это такое, "индейская политика"? Уничтожение семейного фермера и ранчера, субсидирование ферм и их соответственная зависимость от правительства.
- То, что вы сказали, согласуется с Вашим утверждением, что Америка - одна большая резервация?
- В государственных школах, я имею в виду бесплатные средние школы, тоже введена "индейская политика". Она выражается в том, что критическое мышление , всякое проявление творческого мышления у детей не только не поощряется, но наоборот, подавляется. После двенадцати или шестнадцати лет такой школы способность творчески мыслить почти что атрофируется, именно так это и задумывалось, это и есть "индейская политика" в области образования. Основная ее цель - превращение детей, подростков в не-творцов, не-делателей, то есть, таких людей, которых намного легче держать под контролем. А теперь о новом предложении Клинтона - ввести в государственных школах школьную форму. И люди делают это. Почему? Кодирование по одежде! Я считаю, что это отвратительно. Теперь возьмем медицину, политику фармацевтических компаний. Это ведь то же самое. Официально многие традиционные способы врачевания запрещены, высказываются даже против использования воды во врачебных целях. Если посмотреть на "индейскую политику" в области медицины, на то, как эта политика проводится в жизнь в резервациях, то увидите то же самое. Они не берут на себя никакой ответственности, делают что хотят, допускают ошибки, могут даже ставить на вас свои эксперименты. Некоторые такие факты стали недавно общеизвестными, но однако никто ничего не делает. Хотя доподлинно известно, что правительство США совместно с частными медицинскими компаниями, использовали американцев в качестве подопытных кроликов, по крайней мере, именно так обстояло дело в индейских резервациях в первой половине XX столетия. Теперь возьмем жилищную политику - и здесь все то же самое. Самая большая, самая мощная компания, выдающая денежные ссуды под залог недвижимости - это Джинни Мэй. Закладные выписываются государственными залоговыми компаниями; именно так началась "индейская жилищная политика" с образованием небольших государственных корпораций. Так была учреждена "индейская политика", а в результате американцы стали еще более зависимыми от правительства и от корпораций.
- Вы верите в движение "коренных американцев" и в защиту окружающей среды?
- Я не хочу говорить об окружающей среде и о том, как на это смотрят индейцы. Я терпеть не могу слово "коренной американец". Это выражение придумали государственные чиновники из Департамента Внутренних Дел в 1970 году. Под этим расплывчатым выражением подразумеваются все пленники Соединенных Штатов Америки. Тех из нас, кто вынужден жить на опекаемых территориях - микронезийцев, уроженцев Гавайских островов, алеутув, инуитов, юпиков, которых ошибочно называют эскимосами, и все пятьсот наций американских индейцев они называют "коренными американцами". Я не хочу, чтобы какое бы то ни было правительство вешало на меня ярлыки; поэтому я просто индеец. И еще я знаю, откуда произошло это слово "индеец". Это исковерканные испанские слова "In Dios", "от Бога, с Богом". Колумб записал в своем дневнике: "la gente indio", "люди от Бога", так что я предпочитаю называться индейцем, а не коренным американцем. Нельзя говорить об окружающей среде, о политической корректности, о позитивных утверждающих действиях и прочих вещах, напрямую связанных со свободой, в несвободном обществе, где и речи нет о целостности его индивидуальных членов. Если общество станет ответственным, тогда и все эти проблемы отпадут сами собой, и это и есть свобода. Именно мы, американские индейцы, показали миру, как каждый человек может быть свободным в обществе с представительным правительством. Такая форма правления существовала в основном у северо-восточных индейцев Северной Америки. И мы до сих пор стараемся ее придерживаться. Но, конечно, самым ярким примером свободы индивидуумов при представительном управлении можно назвать Конфедерацию Ирокезов.
- Как Вы думаете, изменится ли в скором времени отношение к американским индейцам?
- Если Вы хотите знать мое мнение, то да. Именно поэтому я записываю альбомы, делаю фильмы и пишу книги. Я весь в этом и за это.
- Поэтому появился и ваш новый альбом "Радикал Рассел Минс"?
- Я называю эту свою музыку "рэпахо", "музыка рэпахо". Это моя версия рэпа, и она в корне от него отличается. Я использую все жанры: джаз, кантри-и-вестерн, ритм-энд-блюз, хип-хоп, тяжелый рок, рок-н-ролл, блюз. Получается здорово. Группа отправится в турне по Америке и по Европе, и мы собираемся дать больше концертов как раз за границей, потому что зрители там больше подготовлены к восприятию индейцев. В Америке все еще существует ментальный блок, как только речь заходит об индейцах, он дает о себе знать.
- А что потом?
- Моя кинокомпания. Мы будем делать фильмы. Этим летом мы начнем снимать фильм в моей резервации о современных индейцах. В действительности, это фильм о том, как современная индейская резервация обретает свободу, мы будем говорить о том, что пробовали сделать в резервации Пайн Ридж в 1984 году. Еще я буду писать новую книгу. Возможно, начну уже в следующем году, и еще хочу выйти на телевидение, в основном с детскими передачами.
- Как Вы относитесь к тому, что Вас обвиняют в стереотипности ролей в фильмах "Покахонтас", "Последний из могикан" и "Прирожденные убийцы"?
- В фильме "Покахонтас" нет никаких стереотипов. Совершенно. Это один из самых лучших фильмов об индейцах, которые когда-либо делали в Голливуде. Кто в мире знает хоть что-нибудь об индейских женщинах? Никто! Да и многие наши женщины мало что о себе знают. И о месте женщины в примитивном туземном обществе, ведь они управляли и обществом, и системой кланов. У мужчин в нашем обществе не было даже права голоса, это было так, потому что мы стремились к равновесию мужского и женского начал во Вселенной и в жизни. Дети разных стран мира узнают о моем народе, об американских индейцах через женщину по имени Покахонтас, очень сильную женщину, женщину, верящую в свои силы, женщину, которая может служить примером любой маленькой девочке, любой женщине в любом обществе. Это фильм вообще показывает идеальную модель общества. Покахонтас учит этого тупицу белого героя всему на свете, она даже учит его летать. Мой пятилетний сын сказал: "Она научила белого человека летать!" Она мудрее мудрецов, даже мудрее своего отца. Я хочу сказать, что любая речь в защиту индейцев проигрывает по сравнению с тем, что делала и говорит Покахонтас. А до того, что думают всякие ненормальные взрослые, мне дела нет. Я еще не встречал ребенка, который бы вышел с этого фильма, не унося с собой прекрасного образа американских индейцев.
- Вы не изменили своего мнения о фильме "Последний из могикан"?
- Там есть один эпизод, в котором я и тогда не хотел сниматься, но ничего не мог поделать - режиссер Майкл Мэнн ни за что не хотел его менять. Я называю этот эпизод "африканской деревней". Мы все видели похожие сцены в фильмах об Африке, когда белая "принцесса" в опасности, а вождь племени выходит в окружении младших вождей, садится на трон и взирает на своих взбесившихся людей, которые требуют крови белой пленницы. И тут появляется белый принц и, конечно же, доблестно спасает ее. С тех пор, как Африка обрела независимость, а американцы африканского происхождения имеют достаточно сильное влияние на экономику США, такие сцены из фильмов исчезли. И африканцев заменили индейцами. А все остальное в фильме просто замечательно, это очень хороший фильм. Благодаря этому фильму удалось даже исправить некоторые уже устоявшиеся, но не совсем верные представления, например, вспомните сцену в хижине, в самом начале фильма. Но в фильме много и других прекрасных эпизодов. Я счастлив, что снимался в этом фильме, это настоящая классика и он выдержит проверку временем.
- А как насчет Вашей роли в фильме "Прирожденные убийцы"?
- В этом фильме единственное хорошее - это я. И это не шутка. Все остальное там дурное или плохое. Это одна из моих лучших ролей. Режиссер Оливер Стоун изменил несколько моих сцен, сцену смерти и пение у костра. Как актер, я многому научился. В фильме мне пришлось говорить на языке навахо, я знаю, что говорил очень плохо, но все же говорил. И еще я держал в руках гремучую змею. Мне понравилось сниматься в этом фильме и понравилась его идея, как впрочем и всей Америке.
- Идея этого фильма соответствует Вашему представлению о Добре и Зле?
- У индейцев нет дьявола. Как в Исламе, в нашей жизни нет зла, мы в него не верим. Мы верим в жизнь и во все, что в ней случается; но жизнь может быть очень запутанной, поэтому у нас есть трикстер (ловкач).
- Это похоже на людей-наооборот у лакота?
- Хейока, да, он учитель. Кстати, это всегда "он", человек-наоборот в туземном обществе всегда мужчина. Ловкач - он учитель, он может быть смешным и добрым, а может хитростью заставить вас совершать глупые, иногда плохие поступки, но зло - никогда. Зло - это продукт сумасшедшего мира, на это способны только евроцентричные мужчины. Зло появляется в религиях с доминирующим мужским началом, потому что они именно к этому стремятся. У нас нет зла. Люди-наоборот учат нас, что жизнь может сыграть с нами любые шутки, они учат нас быть всегда начеку и помнить об опасных путях, ведущих вниз. В наших деревнях всегда был хейока, человек, который делал все наоборот. Он ходил и ездил верхом задом-наперед, мылся не водой а грязью, и этим постоянно напоминал детям и взрослым, что жизнь всегда может повернуться обратной стороной. http://www.first-americans.spb.ru/n6/win/meansint.htm
Республика Лакота провозглашена 17 декабря2007 года[1] индейским активистом Расселом Минсом (Russell Means) и несколькими его сторонниками. При провозглашении было объявлено о расторжении договоров между народом Лакота и федеральным правительством США, направлении уведомления об этом в Государственный департамент США. В период с 17 по 19 декабря т. н. Делегация Свободы Лакота обратилась с просьбой о признании независимости в посольства ряда стран: Чили, Боливии, Венесуэлы и Южно-Африканская Республика. Также было заявлено об отказе от гражданства США и полном освобождении от налогов всех, кто признает себя гражданином Республики Лакота[2]. Следует отметить, что уровень жизни в резервации лакота — самый низкий в США и один из самых низких в мире, что выражается также в высоком уровне детской смертности (в 5 раз превышает среднеамериканскую, при этом умирает каждый четвёртый младенец), самом большом проценте подростковых самоубийств, массовом алкоголизме. Из-за плохих условий жизни, в резервациях очень высока заболеваемость туберкулёзом, полиомиелитом, гипертонией, диабетом. Возле урановых рудников высока заболеваемость раком[1][3].
Ни Рассел Минс, ни его сторонники на момент своего заявления не являлись членами органов самоуправления племён Лакота и формально не имели права делать заявления от имени племени. Это особо подчеркнули вожди племени, сделавшие заявление 7 января2008 года о нерушимости договоров с США, которые, по их словам, «защищают наши оставшиеся земли, нашу воду, наши ресурсы, наши права и нашу независимость»[4]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D 0%BA%D0%B0_%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B0
Информационный Центр
РЕСПУБЛИКИ ЛАКОТА
в Российской Федерации
ЗАЯВЛЕНИЕ
17 - 19 декабря 2007 года официальная делегация представителей ряда индейских резерваций нации лакота-сиу в штатах Южная и Северная Дакота, Небраска, Вайоминг и Монтана (США) посетила посольства ряда государств, официально уведомив о разрыве в одностороннем порядке всех договоров и соглашений, заключенных ранее с Правительством Соединенных Штатов Америки, и заявив об образовании независимого и суверенного государства - Республики Лакота в границах 1851 года.
Мы, сторонники независимости Республики Лакота, проживающие на территории Российской Федерации, заявляем о создании Информационного ЦентраРеспублики Лакота в Российской Федерации, ставящего своей задачей прежде всего информирование русскоязычной общественности о состоянии дел в Республике Лакота, а также координацию действий российских сторонников независимости народа лакота от США.
Мы обращаемся с призывом поддержать независимость Республики Лакота и выступить за её признание как независимого суверенного государства ко всем людям доброй воли в России и за её пределами, к членам Общественной палаты, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членам Совета Федерации, политическим партиям, движениям и общественным организациям, российским правозащитникам и представителям национальных образований коренных народов России, к ПРЕЗИДЕНТУ и ПРАВИТЕЛЬСТВУ Российской Федерации. Мы призываем признать независимость Республики Лакота все народы, которые борются за свою собственную свободу и независимость, против политики неоколониализма и геноцида коренных народов, проводимых властями США и их союзниками по всему миру. Мы также считаем, что косовский прецедент, созданный в том числе при активном участии США, даёт Республике Лакота право на такое же международное признание - после более чем двухвекового периода притеснений, захвата исконных земель, геноцида и насильственной ассимиляции.
Пожалуйста, имейте это в виду, контактируя с нами:
Информационный центр не является юридическим лицом и отделением какой-либо иностранной организации, а также представительством либо филиалом иностранного юридического лица, кроме собственно Республики Лакота, представляющей собой государственное образование.
Информационный центр не занимается никакими видами коммерческой или иной деятельности, направленной на получение доходов и иной финансовой и личной выгоды, а также выдачей виз, организацией туризма и каких бы то ни было поездок в США, оформлением документов правового характера и вопросами трудоустройства.
Информационный центр не заявляет о себе как о некой общественной или политической организации и ином объединении граждан и не является таковым, выступая исключительно в роли центра по координации действий сторонников Республики Лакота на различных уровнях для продвижения наших инициатив, а также самой идеи официального признания её политической независимости на государственном уровне, сосредотачивая свою деятельность главным образом на информировании русскоязычной общественности о процессах, происходящих как в самой Республике Лакота, так и в поддерживаемых ею освободительных движениях коренных народов обеих Америк.
В связи с вышеизложенным, Информационный центр не нуждается в получении какого-либо разрешения на открытие (аккредитацию), внесении его в Единый государственный реестр, получении свидетельства и в иной, предусмотренной законом, государственной регистрации, а также в постановке на учёт в налоговых органах на территории РФ.
Деятельность Информационного центра Республики Лакота носит исключительно уведомительный характер и основана на добровольном и мирном волеизъявлении свободолюбивых граждан России, на принципах международной солидарности и народной дипломатии, на идеалах борьбы за права человека, свободу и справедливость, против наследия эпохи колониализма и нового мирового порядка, который навязывают свободным народам Соединённые Штаты Америки, на праве наций на самоопределение и собственную государственность.
....Трагедия индейцев, наверное, сегодня известна каждому — это автохтонные жители Америк, какие были практически выгнаны из собственного дома, и долго вынуждены были сражаться с «белыми». Американские индейцы, заселявшие местные территории, считались дикими, и завоеватели относились к ним, как к психически неразвитым людям или как к детям, безжалостно обманывая их и истребляя. Зафиксировано множество сделок, по каким американские индейцы отдавали свои земли за бусы, бисер, ножи и прочую ерунду, и вынуждены были покинуть обжитые территории.
Американские индейцы долгое время не доверяли белым, даже тем, кто действительно хорошо относился к ним, и могли легко убить за малейшую провинность. Конечно, вся эта история очень печальна, поскольку мы, вернее, наши предки — цивилизованные и высокоразвитые, допустили такую бойню, в какую превратилась внешне благая попытка окультурить свободные племена....
От Души благодарю за информацию, выраженную в ЭТИХ пословицах и притчах. ЭТО - действительно "соль жизни."
Но вот это нельзя назвать иначе, чем ложка дёгтя в бочке мёда:
Цитата:
...мы, вернее, наши предки(???) — цивилизованные и высокоразвитые, допустили такую бойню, в какую превратилась внешне благая попытка окультурить свободные племена
От чьего имени подобное высказывание?
НАШИ ПРЕДКИ никогда не завоевывали чужие территории подлостью, коварством, огнём и мечом. И, пока Аляска, к примеру, была русской, у НАШИХ ПРЕДКОВ с индейцами никогда не было войны на уничтожение.
Ибо смысл всех приведённых выше притч, пословиц и поговорок как нельзя более соответствует миропониманию Русского человека...
Скрытый текст:
В связи с этим есть доброе пожелание автору поста "мух подавать отдельно от котлет"
В таком случае могу лишь искренне поздравить вас. Но довольно большому количеству прочих граждан (и мне в их числе) приходится иметь дело со всей полнотой информации. Не поделитесь - каким образом вы умудряетесь не соприкасаться с "неверной" информацией - дело в особом глянце или шрифте книг, в том как расставлены запятые, в фамилиях авторов?